Действительно, на время действия военного положения существует запрет на осуществление банками расходных операций по счетам юридических лиц, конечными бенефициарными собственниками которых являются резиденты Российской Федерации / Республики Беларусь (п. 15 постановления № 18*).
Фактически таким предприятиям банки блокируют все расходные операции, за исключением тех, которые названы как исключения в том же п. 15 постановления № 18 (социальных выплат, выплат заработной платы, оплаты коммунальных услуг, уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; помощи ВСУ; страховых выплат, выплат страхового возмещения и т. п.).
Перечисление оплаты контрагентам по договорным обязательствам не входит в перечень исключений. То есть такие расходные операции находятся сейчас под запретом.
Итак,
перечислить оплату за выполненные работы / предоставленные услуги / поставленные товары ваш контрагент (конечным бенефициарным собственником которого является гражданин Российской Федерации) физически вам не сможет.
Справочно также заметим, что сейчас действует мораторий (запрет) и в отношении выполнения обязательств в пользу таких субъектов (за некоторыми исключениями). Что предусмотрено постановлением № 187*. То есть осуществлять поставку товара, перечислять оплату за поставленный товар, возвращать авансы / заем контрагенту, связанному с Российской Федерацией, запрещено. Этот мораторий начал работать с 04.03.2022.
Так вот, что делать теперь предприятию/ФЛП, которое до войны поставило товар / предоставило услуги / выполнило работы такому предприятию, но теперь не может получить оплату из-за введенных НБУ запретов?
Как вариант, можно попробовать договориться с контрагентом о прекращении (погашении) его обязательства другим способом, нежели было предусмотрено договором. Здесь пригодиться может и новация, то есть замена первичного обязательства новым обязательством между теми же сторонами (ст. 604 ГКУ), и передача отступного (ст. 600 ГКУ).
То есть вместо средств контрагент может передать вам, например, какое-то имущество.
Но здесь, опять же таки, следует обратить внимание на то, что отчуждать недвижимое имущество, ценные бумаги, корпоративные права, транспортные средства предприятия бенефициарным собственником которых является гражданин РФ, не может. В силу моратория, установленного упомянутым выше постановлением № 187.
Также возможен вариант выполнения обязанности должника в отношении уплаты другим лицом (ст. 528 ГКУ). Подробности об этом смотрите в статье «Третий не лишний», «Налоги & бухучет», 2020, № 53. Подойдет и замена должника в обязательстве (ст. 520 ГКУ).
Но! На все это нужно согласие вашего контрагента. В одностороннем порядке реализовать все это невозможно.
А если контрагент на это не соглашается?
Напрашивается вариант с обращением в хозяйственный суд. Но даст ли это результат? Трудно сказать. Учитывая то, что:
— во-первых, имеем дело с форс-мажором. Ведь введенные НБУ ограничения на расходные операции по банковским счетам предприятий, связанных с РФ, фактически можно считать форс-мажорными обстоятельствами (ч. 2 ст. 141 Закона о ТПП*). Больше об этом можно узнать в статье «Можно ли не выполнять договор из-за войны?», «Налоги & бухучет», 2022, № 26.
* Закон Украины « О торгово-промышленных палатах в Украине» от 02.12.1997 № 671/ 97-ВР.
Поэтому должник объективно не имеет возможности выполнить свои договорные обязательства;
— во-вторых, даже если дойдет дел до судебного приказа и начнется процедура принудительного взыскания, принимая во внимание то, что расходные операции по счетам предприятий, связанных с РФ, на время действия военного положения запрещены, то очевидно такой запрет распространяется даже на принудительное взыскание средств с таких счетов. Впрочем, у исполнителя есть возможность обратить взыскание и на другое имущество должника.
А если просто ждать?
При самом оптимистическом варианте — возможно, НБУ внесет изменения в свое постановление № 18 и расширит перечень разрешенных расходных операций. И, например, разрешит осуществлять расчеты с контрагентами — несвязанными лицами по операциям, которые произошли до 24.02.2022. Периодически НБУ «снимает» ограничения. Так что этот вариант возможен. Тем более что речь идет о сотрудничестве с предприятием — резидентом Украины.
Если нет, то теоретически после окончания военного положения ограничения на расходные операции должны быть отменены автоматически (ведь постановление НБУ № 18 регулирует работу банковской системы в период внедрения военного положения).
Но на самом деле
сейчас довольно тяжело спрогнозировать, какое «будущее» видят для предприятий с «корнями» из РФ законодатели.
Судя по постановлению № 187 должен быть принят Закон об урегулировании отношений при участии лиц, связанных с государством-агрессором.
На сегодня также уже принят и действует Закон Украины «Об основных принципах принудительного изъятия в Украине объектов права собственности Российской Федерации и ее резидентов» от 03.03.2022 № 2116-IX (ср. ). Но подзаконной нормативки к нему еще нет. То есть как будет осуществляться конфискация такого имущества, которое будет с кредиторской задолженностью таких предприятий в случае конфискации имущества — пока не понятно.
Возможно, после введенных законодательных ограничений некоторые из таких предприятий прекратят свою деятельность. В таком случае кредиторам придется «ждать» своих долгов по процедуре ликвидации (в порядке «очередности» погашения требований кредиторов).