Темы статей
Выбрать темы

«Военная» остановка течения сроков и админштрафы

Павленко Алексей, налоговый эксперт
В предыдущем материале мы анализировали возможное влияние остановки течения некоторых сроков до момента отмены военного положения на вопрос уплаты штрафов, применимых фискалами по результатам разрешенных во время войны проверок. Теперь же давайте проанализируем, повлияет ли как-то эта остановка сроков на вопрос уплаты админштрафов, которые налагаются на виновных лиц согласно нормам КУоАП.

«69.9»

Еще раз напомним, что пунктом 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, который интересен нам в наших исследованиях, для налогоплательщиков и контролирующих органов на период до прекращения или отмены военного положения останавливается течнеие сроков, определенных налоговым и другим (!) законодательством, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. И — что НКУ (ст. 41) под «контролирующими органами» понимает налоговые и таможенные органы.

Но прежде чем перейти к «скрещиванию» этой нормы НКУ с нормами КУоАП, расскажем о тех админштрафах, которые во время военного положения есть основания не применять.

Какие штрафы не должны применять

Налоговая отчетность и уплата налогов/сборов. Здесь заодно напомним, что п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ содержит освобождение от предусмотренной НКУ (!) ответственности в случае отсутствия у налогоплательщика возможности своевременно уплатить налоги и сборы, подать отчетность, в том числе отчетность, предусмотренную п. 46.2 НКУ, зарегистрировать налоговые или акцизные накладные, расчеты корректировки, подать электронные документы в отношении обращения и остатков горючего и спирта этилового и т. п. с обязательным выполнением таких обязанностей в течение шести месяцев после прекращения или отмены военного положения в Украине.

Однако прямого освобождения от наложения админштрафов здесь и в других нормах НКУ нет. В то же время, поскольку согласно п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ сроки подачи отчетности и уплаты налогов приостановлены, то на время военного положения

несвоевременная уплата налогов, неподача упомянутой в этой норме отчетности и прочие «вины» не должны рассматриваться как админнарушения и штрафоваться согласно соответствующим статьям КУоАП (ст. 1631 и 1632)

Потому что нет нарушения сроков как такового.

Другая отчетность. Кроме того, что касается подачи неналоговой отчетности, то здесь есть прямое освобождение от административной ответственности в период действия военного положения или состояния войны, а также в течение трех месяцев после его завершения, предусмотренное в п. 2 ч. 1 Закона № 2115 для физлиц, физлиц — предпринимателей и юрлиц*. И хотя этот Закон «не распространяется на налоговые правоотношения», но в нем прямо упомянуты: учет, финансовые, бухгалтерские, расчетные, аудиторские отчеты и любые другие документы, подача которых требуется согласно нормам действующего законодательства в документальной и/или в электронной форме. Поэтому за неподачу / несвоевременную подачу таких отчетов и других документов админштрафы на упомянутый срок не будут применяться. Например, не могут применять штраф по ст. 1863 КУоАП за неподачу статотчетности…

* Здесь имеются в виду служебные лица юрлиц.

ЕСВ. Налоговики подтвердили (см. БЗ 201.9), что физлица — предприниматели, лица, которые ведут независимую профессиональную деятельность, и члены фермерского хозяйства, которые уплачивают ЕСВ сами за себя, освобождаются от админответственности за нарушение законодательства по ЕСВ с 1 марта 2022 года до прекращения военного положения в Украине и в течение 12 месяцев после прекращения военного положения, работодатели — на период действия правового режима военного положения и в течение 3 месяцев после прекращения или отмены военного, чрезвычайного положения. При этом положения ст. 38 КУоАП (сроки давности) в отношении нарушений, совершенных в такие периоды, не применяются. (Последним, похоже, налоговики намекают, что эта статья не спасет хозсубъектов в случае неуплаты ЕСВ в упомянутые сроки после военного положения.)

А теперь проанализируем «в призме» нормы «69.9» (о приостановке сроков) нормы КУоАП и некоторые админштрафы, которые могут применять налоговики во время действия военного положения на разрешенных им сейчас видах проверок.

Более реальные админштрафы и сроки их уплаты

Акцентируем, что нормой «69.9» течение сроков до отмены военного положения остановлено не только по налоговому, а и по другому законодательству, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие — то есть налоговые и таможенные органы. Но таможенные органы в рамках этой публикации нам не интересны.

Поэтому, чтобы дать ответ на то, затрагивает ли норма «69.9» какие-то сроки, предусмотренные в КУоАП, надо еще определиться с тем, что такое «контроль за соблюдением» (в том числе) «другого» законодательства, на что четко указано в упомянутой норме. И в первую очередь нас должны интересовать сроки выполнения постановлений о наложении штрафов по ст. 307 КУоАП: 15 дней со дня вручения постановления или 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения (если происходило обжалование).

Итак, ниже мы изложим две основных позиции в отношении этой проблемы, каждая из которых, на наш взгляд, имеет свои аргументы. А вы, уважаемые читатели, уже сами сделаете выводы о каждой из них.

Позиция первая («контрольная»). По этой позиции читается, что контролирующие органы (налоговые) все-таки осуществляют контроль за соответствующими нормами КУоАП.

А если считать, что контроль за соблюдением таких соответствующих норм КУоАП возложен на налоговиков, то можно утверждать, что сроки уплаты таких админштрафов должны быть остановлены до окончания военного положения. Но сначала важно определиться, что именно понимать под «контролем», а потом уже разобраться, контроль за соблюдением каких админштрафов возложен именно на налоговые органы.

Если придерживаться этой позиции, то под контролем за соблюдением норм КУоАП со стороны налоговых органов следует понимать принятие-вынесение решений в отношении применения соответствующих, установленных КУоАП, админштрафов и осуществление контроля за их уплатой. К такому выводу подталкивает норма ст. 305 КУоАП «Контроль за выполнением постановления о наложении административного взыскания». В ней указано, что контроль за правильным и своевременным выполнениям постановления о наложении административного взыскания осуществляется органом (должностным лицом), который вынес постановление, и другими органами государственной власти в порядке, установленном законом. Поэтому

при данном подходе контролируемыми налоговыми органами можно считать нормы КУоАП в отношении тех штрафов, по которым обязаны принимать решение именно налоговые органы.

По всем остальным штрафам, где решения принимаются (постановления выносятся) другими органами, в том числе даже и по тем, где протоколы составляют налоговики (!), уже будет тяжело доказать применимость нормы «69.9» в отношении остановки сроков.

По каким же нарушениям (статьям КУоАП) постановления выносят именно налоговые органы? Ответ — в ст. 2342 КУоАП именно там указано, какие дела об административных правонарушениях рассматривают налоговые органы. Из перечисленных там шести статей/видов дел сейчас налоговики по итогам фактических проверок реально могут применять штрафы, предусмотренные статьями:

16315 (за нарушения порядка проведения наличных расчетов и расчетов с использованием электронных платежных средств за товары (услуги));

18823 (за препятствование уполномоченным лицам налоговых органов в проведении проверок);

16313 (за нарушение небанковскими финучреждениями порядка приема наличности для дальнейшего ее перевода).

Возможно применение налоговиками и админштрафа по ч. 3 — 6 ст. 1666 (нарушение порядка прекращения юридического лица), но, думаем, сейчас он не часто применим.

Итак, если считать, что контроль за выполнением этих норм КУоАП (как «другого законодательства») осуществляют налоговики, то можно утверждать, что сроки, определенные КУоАП, и в частности сроки уплаты упомянутых админштрафов остановлены упомянутой нормой «69.9» до отмены военного положения. Поэтому будто бы можно не спешить их обжаловать и уплачивать…

Эта позиция была бы особенно полезной для оштрафованных по ст. 16315 КУоАП, ведь этот штраф сейчас очень «популярный» (см. о нем также консультации в БЗ 109.19 и о штрафовании именно во время военного положения — в БЗ 109.18). Напомним, что он предусматривает за превышение предельных сумм наличных расчетов, а также за невозможность рассчитаться платежной картой админштраф на ФЛП или должностных лиц юрлица от 100 до 200 ННМДГ (1400 — 3400 грн)**.

** За нарушение, совершенное в течение года после наложения штрафа за такое же нарушение, штраф составит уже: от 500 до 1000 ННМДГ (8500 — 17000 грн)!

Упомянутые также в ст. 2342 КУоАП «подведомственные» налоговикам еще два штрафа — по ст. 1641 (за уклонение от подачи декларации о доходах) и по ст. 1651 (нарушение законодательства о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование) — во время военного положения не должны применяться (см. выше).

Что касается ряда других правонарушений статей КУоАП, по которым налоговики имеют право составлять протоколы (а их немало: ст. 512, 1551, 1621, 1631 — 1634, 16312, ч. вторая и третья ст. 16317, ст. 164, 1645, 16416, 16616, 16617, 1772), то поскольку решения в отношении них принимают другие органы, нельзя считать, что контроль за их выполнением целиком осуществляют налоговики. То есть сроки для уплаты штрафов и прочие, установленные КУоАП в отношении применения этих штрафов, точно не приостанавливаются.

Позиция вторая («бесконтрольная»). У некоторых специалистов есть такое мнение, что

применение штрафов / выполнение норм и соблюдение сроков, предусмотренных КУоАП — не должно трактоваться как осуществление контроля за соблюдением норм этого кодекса

Эти специалисты рассматривают наложение штрафов, предусмотренных КУоАП, как следствие контроля за соблюдением других норм законодательства Украины, а не по нормам КУоАП. Считаем, что такой подход тоже имеет свою логику и право на существование. В таком случае норма п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ о приостановке сроков ни к каким нормам и срокам из КУоАП точно не может применяться.

А в отношении того, какая из этих позиций более корректна, делайте собственные выводы. Только помните: если нарушитель не перечисляет админштраф в сроки, установленные КУоАП, то ему придется уже уплачивать его в двойном размере (ст. 308 КУоАП)…

А вообще конечные выводы об этом, наверное, сделают лишь судебные органы — в случае если кто-то не захочет уплачивать упомянутые админсанкции, и дело дойдет до их взыскания.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше