Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Блокировка НН по критерию рисковости операций 1: «видим насквозь»

Казанова Марина, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Ноябрь, 2022/№ 85
Печать
После недавних изменений, внесенных в «блокировочный» Порядок № 1165*, существенно возросло количество случаев блокировки НН по критерию рисковости операций 1. Потому предлагаем еще раз напомнить, что это за критерий. Когда он срабатывает? Можно ли избежать блокировки НН по этому критерию? Как разблокировать НН, если она заблокирована именно по этому критерию?

* Порядок остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Критерий рисковости операций 1*. Этот критерий еще называют критерием «пересорта» (отсутствие товара в приобретении или превышение реализации товара в 1,5 раза над его приобретением).

* Из приложения 3 к Порядку № 1165.

До недавних изменений (которые вступили в силу с 14.10.2022) этот критерий мог сработать, если одновременно выполнялись три следующих условия:

(1) кода товара/услуги, который указан в поданной на регистрацию НН, нет в учтенной налоговиками Таблице данных;

(2) объемы реализации товара/услуги по этому коду в 1,5 раза превышает объемы его приобретения;

(3) наличие в общем остатке товаров/услуг (разницы между объемами приобретения и объемами реализации по всем кодам, а не конкретному коду) больше чем 50 % рисковых товаров, перечень которых был утвержден налоговиками.

Что важно! Теперь

условие 3 (критерий рисковости товаров) убрали. Как и отменили сам перечень рисковых товаров

И что получилось? Производителей и предоставителей услуг, если у них налоговый кредит в основном формировался за счет нерисковых товаров (не названных в перечне рисковых), условие (3) фактически защищало от срабатывания критерия рисковости операций 1. Сейчас это условие убрали. И, получается, для срабатывания критерия рисковости операций 1, если на этот код нет учтенной Таблицы данных,

достаточно только несоответствия кодов товаров/услуг «на входе» и «выходе»

Как объясняют налоговики, условие о критерии рисковости товаров убрали, потому что «раньше некоторые плательщики злоупотребляли этим и покупали товар не по необходимости, а по принципу, что товар не является рисковым». Получается, что злоупотребляли только некоторые плательщики, а страдают от этих нововведений как раз в основном «реальные» плательщики, которым просто не дают работать в такое трудное время.

Как работает формула. Поданная на регистрацию НН будет отвечать критерию рисковости операций 1, если объем поставки по коду товара/услуги, который в ней указан, будет превышать или равняться остатку, который рассчитывается так:

Остаток по коду УКТ ВЭД/ГКПУ

=

Объем приобретения (ввоза) товара/услуги (по этому коду) х 1,5

-

Объем реализации этого товара/услуги

Выполнение этой формулы проверяется отдельно по каждому товару/услуге в разрезе кодов УКТ ВЭД/ГКПУ.

Здесь стоит обратить внимание, что:

1) объемы приобретения/реализации у нас формируются по данным зарегистрированных НН/РК начиная с 01.01.2017. По ввезенным товарам объемы приобретения формируются по данным «импортных» ТД начиная с 01.01.2017;

2) объемы приобретения/реализации здесь имеются в виду в стоимостном выражении (то есть берутся данные гр. 10 зарегистрированных НН). «1,5» фактически означает торговую наценку.

Пример. Нам нужно зарегистрировать НН с кодом УКТ ВЭД «1704» на сумму 60000 грн (включая НДС; НДС — 10000 грн).

По данным ЕРНН, начиная с 01.01.2017 объемы приобретения (по данным зарегистрированных «входящих» НН) по коду 1704 (достаточно соответствия на уровне первых четырех цифр кода) — 100000 грн (по данным гр. 10 НН).

Объемы реализации (по данным зарегистрированных НН на реализацию) с этим кодом — 120000 грн.

Посмотрим, что у нас получается по формуле:

100000 х 1,5 - 120000 = 30000 грн.

Поскольку объем реализации (без НДС) по нашей НН (50000 грн) больше, чем остаток по формуле (30000 грн), то такая НН отвечает критерию рисковости операций 1.

Поэтому если у нас нет учтенной Таблицы данных (с этим кодом) или спасательных критериев автоматической регистрации, то такая НН будет заблокирована.

Производители/предоставители услуг. Поскольку у производителей и предоставителей услуг, как правило, коды на «входе» и коды на «выходе» не совпадают (нет в приобретениях кода реализации), то получается, что

у них теперь всегда будет срабатывать критерий рисковости операций 1, если не подать Таблицу данных

Торговцы (перепродавцы товаров). Торговцы еще как-то могут «контролировать» свои объемы приобретений/реализации, чтобы «вписаться» в формулу. Хотя выполнение этой формулы для торговцев может быть проблемным, если:

— товар будет приобретаться у неплательщиков НДС. Поставщик — неплательщик НДС составить на вас НН и зарегистрировать ее в ЕРНН не может. Соответственно данные о товарах, которые закупаются у неплательщиков НДС, не учитываются в СЭА НДС и в объемах приобретения для формулы.

Обратите внимание: чтобы потом при разблокировке НН (если НН заблокируют) или при подаче Таблицы данных налоговики учли вам эти приобретения,

не забывайте отражать эти приобретения в строке 10.4 декларации по НДС

— если у вас есть авансовые платежи, под которые еще отсутствуют приобретения (отсутствуют «входящие» НН с соответствующим кодом);

— не выполняется критерий по наценке (наценка больше 50 %). В условиях нынешнего тотального роста цен, учитывая, что учет показателей идет с 2017 года, запросто можно не вписаться в эту формулу, даже если реальная наценка на товар небольшая.

Можно ли избежать блокировки? Можно, если будет выполняться хотя бы одно из условий:

1) соответствие НН хотя бы одному критерию безусловной регистрации, названному в п. 3 Порядка № 1165. Но эти критерии достаточно «жесткие»;

2) наличие хотя бы одного показателя позитивной налоговой истории (проверить можно в Электронном кабинете во вкладке «Мониторинг НН/РК» — «Расчет показателей ПНИ»). Но с показателями позитивной налоговой истории возникла достаточно интересная история. Налогоплательщики жалуются, что

в Электронном кабинете показатели ПНИ сейчас не отражаются (выдает ошибку обработки запроса)

То есть фактически налоговики, судя по всему, не учитывают эти показатели, в нарушение требований Порядка № 1165. Если вы знаете, что отвечаете хотя бы одному показателю позитивной налоговой истории, — блокировка по критерию рисковости операций 1 незаконна. Поэтому в объяснениях к разблокировочным документам укажите факт вашего соответствия критериям ПНИ и то, что в Электронном кабинете на нарушение требований Порядка № 1165 они не отражаются (можете сделать скриншоты (в разные дни) того, что эти показатели не отражаются). На всякий случай отметим, что позитивная налоговая история не спасет, если вас включили в число рисковых плательщиков. Но блокировка НН по причине рисковости плательщика — это совсем другая история;

3) наличие кода «реализации» товаров/продукции/услуг в Таблице данных. О Таблице данных подробнее смотрите в статье «Таблица данных: как заполнить и подать, чтобы было больше шансов на ее принятие?» // «Налоги & бухучет, 2022, № 46 (ср. ).

Советы налоговиков по заполнению самой Таблицы вы можете найти здесь. Обратите внимание на то, что налоговики рекомендуют тем субъектам хозяйствования, которые:

перепродают товары / перевыставляют услуги, сначала указывать код приобретения, а ниже — тот же код поставки;

производят продукцию / самостоятельно предоставляют услуги — наоборот: сначала — код продукции/услуги, а ниже — коды составляющих ее себестоимости.

Что касается объяснений к Таблице, то налоговики советуют писать объяснения по унифицированной форме (там вы можете найти ссылку на файл, в которой содержится информация о том, как, по мнению налоговиков, должны быть заполнены объяснения к Таблице — фактически пример их заполнения).

Документы/объяснения для разблокировки. В соответствии с п. 4 Порядка № 520* в случае остановки регистрации НН/РК плательщик налога подает копии документов и письменные объяснения в отношении подтверждения информации, указанной в НН/РК.

* Порядок принятия решений о регистрации / отказе в регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный приказом Минфина от 12.12.2019 № 520.

То есть нужно предоставить информацию и подтверждающие документы, касающиеся именно операции, которая отражена в заблокированной НН/РК. Перечень этих документов приведен в п. 4 Порядка № 520. На него и следует ориентироваться.

Но, как показывает практика, иногда налоговики просто выходят за пределы в вопросе, какие документы должны предоставляться. Иногда они хотят видеть даже копии дипломов работников, которые бы подтверждали, что действительно у субъекта хозяйствования есть персонал, который может предоставлять соответствующие услуги или выполнять работы. Просят предоставить им оборотно-сальдовые ведомости почти по всем счетам предприятия, данные инвентаризации, акты сверки расчетов с контрагентами и т. п.

Возникает вопрос: а сколько времен необходимо на проработку всех этих документов и на самом ли деле без них ну никоим образом нельзя сделать выводы об отраженной в НН операции?

На наш взгляд, принцип «чем больше документов — тем лучше» не достаточно уместный.

Исходя из объяснений налоговиков (например, смотрите разъяснение ГУ ГНС в Полтавской области), ради успешной разблокировки НН они советуют воспользоваться подходом «откуда, кто, где, кому»:

— откуда получен товар (услуга), сырье (то есть отношения с поставщиками);

— кто непосредственно задействован в хозяйственной деятельности (то есть наличие трудовых ресурсов и подрядчиков);

— где осуществляется хозяйственная деятельность (то есть наличие производственных ресурсов, оборудования, помещений);

— кому реализован товар/услуга (то есть отношения с покупателями).

То есть

необходимо подтвердить всю цепочку: от создания/приобретения товара/услуги — до реализации, в том числе и транспортировку товара. У кого купили (источник происхождения товара/услуги), как доставили, где хранили (складские помещения), что с ним сделали, как обрабатывали (технологический процесс) и кому продали

К тому же в разблокирвочном пакете документов налоговики желают видеть объяснение и о хозяйственной деятельности плательщика.

Исходя из этого, нужно придерживаться следующего подхода при подготовке пакета документов для разблокировки НН:

1) предоставить документы об операции, которая указана в самой НН, то есть документы на реализацию товара/услуги по принципу: «договорпервичные документы, которые подтверждают продажу  документы на оплату».

Как правило, налоговики хотят, чтобы разблокировочный пакет содержал все документы, на которые есть ссылка в договоре (включая спецификации и дополнительные соглашения).

Иногда налоговики отказывают плательщикам в разблокировке НН по причине отсутствия поданных сертификатов на товар (документов о подтверждении соответствия продукции). Действительно, эти сертификаты названы в Порядке № 520 среди документов, которые подаются на разблокировку НН. Но в этом же Порядке сказано, что они подаются, если наличие их предусмотрено в договоре или законодательстве. Поэтому если эти сертификаты не предусмотрены на товар, то лучше в объяснениях сразу прямо указать, что на соответствующий товар сертификаты не предусмотрены договорными условиями;

2) предоставить документы о перевозке (доставке) реализованного товара. Как оказывается, непредоставление этих документов, по мнению налоговиков, не позволяет делать вывод о «реальности» операции продажи товара. Если доставка осуществлялась сторонним перевозчиком (и расходы на доставку возлагались на продавца), то, скорее всего, кроме ТТН, налоговики захотят видеть договор с перевозчиком / акты выполненных услуг на перевозку, документы об оплате этих услуг;

3) предоставить документы, которые подтверждают приобретение этого товара (или сырья, необходимого для его производства) по той же схеме: «договорпервичные документы, которые подтверждают приобретение (причем, судя по всему, нужны не только документы, полученные от поставщика, но и документы, которые подтверждают оприходование вами этих товаров, а если это производство, то, возможно, и отпуск материалов в производство) → документы на оплату».

Если вы производитель или предоставитель услуг, то достаточно предоставить документы, касающиеся приобретения основного сырья/материалов/услуг, которые используются для производства этого товара или предоставления услуг.

Достаточно часто налоговики хотят видеть еще и оборотно-сальдовые ведомости по счетам 28 (или 20), 23, 361, 685, 631,90. Но фактически Порядок № 520 не требует их предоставления.

Что касается объяснений. Налоговики говорят, что в них должно быть приведено (1) описание особенностей деятельности, которое позволит лучше понимать картину; (2) общие сведения по предприятию; (3) хронологическое описание событий по соответствующей операции согласно налоговой накладной.

Приблизительная схема такова:

1. Описание заблокированной НН. Что такая-то НН на поставку такого-то товара (код УКТ ВЭД) была заблокирована по такому-то критерию.

2. Общие сведения о субъекте хозяйствования. В том числе стоит указать, что товар/услуга, на которые составлена заблокированная НН, являются, например, вашей основной деятельностью

3. Информация, что у вас достаточно материально-технической базы, трудовых ресурсов для осуществления этой деятельности. То есть информация о:

наличии помещений (в том числе, складских), необходимого оборудования; транспортных средств и т. п.

Прежде чем подавать документы для разблокировки НН, проверьте, все ли объекты включены в ф. № 20-ОПП

Если речь идет об основных средствах, на которые не подается ф. № 20-ОПП, — предоставляйте, среди прочего, налоговикам выписку (оборотно-сальдовую ведомость) из счета 10. Если речь идет об арендованных объектах — обычно налоговики хотят видеть копии договоров аренды;

— количестве работников, средней заработной плате;

Если вы производители, то нужно объяснить, как превращаются приобретения в то, что мы получаем на выходе. То есть хотя бы коротко объяснить суть производственного процесса.

4. Объяснения, которые касаются самой операции, отраженной в НН. Это:

— информация об операции реализации — кому отгружен товар (предоставлены услуги), на основании какого договора, по какому событию составлена НН или были оплачены эти товары и т. п.;

— информация о перевозке товара — на кого в соответствии с условиями договора возлагалась обязанность доставки товара, какими транспортными средствами осуществлялась эта перевозка (включая номера транспортных средств) и т. п.;

— информация о приобретении этого товара (или основного сырья/услуг, необходимых для производства продукции / поставки услуг). То есть необходимо указать информацию об основных поставщиках (если среди них есть неплательщики, то обязательно тоже укажите на этот факт).

С примером объяснения можно ознакомиться в статье «Заполняем Уведомление и объяснения на разблокировку НН/РК: образцы» // «Налоги & бухучет», 2021, № 13.

Выводы

  • С 14.10.2022 критерий рисковости операций 1 не содержит больше условие о преобладании (больше 50 %) «рисковых» товаров в общем остатке товаров/услуг. Поэтому сейчас для срабатывания критерия рисковости операций 1, если нет Таблицы данных, достаточно только несоответствия кодов товаров/услуг «на входе» и «выходе».
  • Избежать блокировки НН по критерию рисковости операций 1 помогает Таблица данных.
  • Для разблокировки НН, заблокированной по критерию рисковости операций 1, необходимо предоставить налоговиками документы и объяснения, которые подтверждают всю цепочку: от создания/приобретения товара/услуги — до реализации. У кого купили (источник происхождения товара/услуги), как доставили, где хранили (складские помещения), что с ним сделали, как обрабатывали (технологический процесс) и кому продали.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше