Еще в середине июля этого года вступили в силу изменения в Порядок подачи сведений о трудовой деятельности работника, физического лица — предпринимателя, физического лица, которое обеспечивает себя работой самостоятельно, в электронной форме, утвержденный постановлением правления Пенсионного фонда от 12.03.2021 № 11-1 (далее — Порядок № 11-1). Об этом мы писали в статье «е-Трудовая: прихоти Пенсионного фонда растут» // «Налоги & бухучет», 2022, № 51.
Тогда указанный Порядок был дополнен п. 8, в котором прописали, что в случае отсутствия в реестре застрахованных лиц Госреестра соцстрахования отдельных сведений на застрахованное лицо, такие сведения подаются страхователем с помощью веб-портала электронных услуг ПФУ. Форма подачи — электронная в виде xml-файла, структура которого приведена в приложении к Порядку № 11-1.
Однако обязанность такой подачи на то время не была закреплена ни одним законом. Пенсионщики отмалчивались.
И вот после истечения трех месяцев законодатель вносит изменения в Закон № 2464. Думаем, вы уже догадались, к чему мы клоним?
Своевременность — наше все
Часть 2 ст. 20 Закона № 2464 дополнена нормами, которые обязывают работодателя подавать сведения о работнике в отношении:
— перевода на другую работу (должность);
— увольнения;
— восстановления на работе;
— приостановки/возобновления действия трудового договора;
— присвоения, изменения или лишения ранга, разряда, класса, звания, категории;
— принятия присяги;
— принадлежности или непринадлежности работающих лиц, которые т, в том числе предпринимателей, или обеспечивают себя работой самостоятельно, к лицам, подлежащим обязательным медицинским осмотрам;
— принадлежности или непринадлежности лиц, которые работают, в том числе предпринимателей, или обеспечивают себя работой самостоятельно, к профессиональным союзам.
Указанные
сведения подаются через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда в случае их отсутствия в реестре застрахованных лиц, а также в случае изменения или уточнения
Что значит «в случае их отсутствия»? На какой момент это отсутствие/наличие работодателю следует проверять? После издания соответствующих кадровых приказов или, может, после подачи Объединенного отчета за соответствующий квартал с трудовым приложением Д5? Закон № 2464 ответа на эти вопросы не дает.
Однако поскольку из приведенных норм Закона № 2464 следует, что эти сведения уже могут быть в реестре застрахованных лиц на момент проверки их наличия работодателем, то логично допустить, что проводить такую проверку нужно после подачи Д5 за соответствующий квартал.
Однако где законы, а где логика. Поэтому мы решили почитать, чем же объяснял необходимость внесения таких изменений их инициатор.
Обоснование в Объяснительной записке от 06.06.2022 таково: работодатели подают квартальный Объединенный отчет → есть проблема с актуальностью данных о трудовых отношениях работника → решение проблемы → обязать страхователя подавать сведения о продвижении/увольнении работников для своевременного учета. То есть цель изменений — ускорить получение сведений от работодателей. Если так, то подавать их следует независимо от Объединенного отчета и его приложения Д5. Кстати, именно поэтому выше среди событий, о которых следует проинформировать пенсионщиков, не указано такое событие, как прием на работу. Ведь о нем Пенсионный фонд узнает как раз оперативно из Уведомлений о приеме работника на работу.
Что же, оперативность и актуальность — это чудесно. Но, может, тогда следует убрать из Объединенного отчета трудовое приложение Д5? Зачем работодателям дублировать информацию?
Да и сами же законодатели вопрос актуальности хотели решить путем изменения налогового периода, за который подается Объединенный отчет, с квартального на месячный! Или, может, уже передумали?
Но отставим эмоции в сторону.
Что сегодня делать с требованием о необходимости подачи сведений о продвижении/увольнении работников в электронной форме?
В соответствии с положениями абзаца седьмого ч. 2 ст. 20 Закона № 2464 порядок и сроки подачи указанных сведений устанавливает Пенсионный фонд по согласованию с Минэкономики. Поэтому, по нашему мнению, следует ожидать появления такого порядка. Поскольку теперь не только со сроками, но и с механизмом подачи этих сведений (пенсионщики желают xml-файлы) — одни вопросы.
Хорошо, а что со «штрафным» вопросом? Что может угрожать работодателю или его должностным лицам в случае неподачи сведений о продвижении/увольнении работников?
«Штрафной» вопрос
Застрахованные лица, которые не подают информацию для внесения в Государственный реестр или подают недостоверную информацию, привлекаются к ответственности согласно закону. Это прямо указано в ч. 2 ст. 26 Закона № 2464. Какая же мера такой ответственности?
Статьей 1651 КУоАП предусмотрен штраф на должностные лица работодателей и ФЛП за неподачу, несвоевременную подачу, подачу не по установленной форме отчетности и сведений, предусмотренных Законом № 2464. Размер этого штрафа в общем случае составляет от 510 до 680 грн.
Что касается штрафов на работодателя, то Закон № 2464 о них молчит. Так, может, эти штрафы следует искать в КЗоТ? По нашему мнению, нет. Ведь законодатель в ст. 48 КЗоТ четко указывает, что в вопросах учета трудового стажа в реестре застрахованных лиц Госреестра следует руководствоваться Законом № 2464.
Выводы
- Статью 20 Закона № 2464 дополнили нормами, которые требуют от работодателя подачи с помощью портала Пенсионного фонда отсутствующих сведений о продвижении на предприятии / увольнении работника.
- Порядок и сроки подачи отсутствующих персонифицированных сведений должен установить Пенсионный фонд по согласованию с Минэкономики.
- За неподачу сведений, определенных Законом № 2464, должностным лицам работодателя и ФЛП может угрожать админштраф в размере от 510 до 680 грн.