Темы статей
Выбрать темы

Интернет-торговля: особенности учета

Казанова Марина, налоговый эксперт
Учет продаж товаров через интернет-магазин имеет свои особенности. Обусловлены они в первую очередь тем, что расчет за товар, «отгрузка» товара продавцом, получение его покупателем не совпадают во времени. В этой статье разберем классическую ситуацию, когда покупатель заказывает товар на сайте и доставку этого товара осуществляет почтовый перевозчик или альтернативная служба доставки.

Продажа на условиях предварительной оплаты

Сначала рассмотрим ситуацию, когда покупатель выбрал на сайте интернет-магазина товар и сначала оплачивает товар. А потом уже выбранный и полностью оплаченный товар доставляется покупателю почтовым оператором или альтернативной службой доставки.

РРО/ПРРО. Если для оплаты товара вы давали покупателю реквизиты своего текущего банковского счета в формате IBAN (полные банковские реквизиты). В этом случае можно обойтись без РРО/ПРРО (даже если покупатель рассчитается картой). Такая операция не будет считаться расчетной в понимании Закона об РРО*. Об этом в свое время говорил в своем письме от 30.12.2021 № 04-32/10-2021/409504 комитет ВРУ по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики.

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

Это подтверждают и налоговики в категории 109.02 БЗ: «...РРО и/или ПРРО не применяются в случае оплаты покупателем средств исключительно на текущий счет физического лица — предпринимателя, поскольку такая операция не является расчетной, поскольку продавец предоставляет покупателю полные банковские реквизиты для осуществления оплаты (текущий счет в формате ІВАN). В случае осуществления расчетов другим способом — наличностью, платежной картой и т. п., применение РРО и/или ПРРО является обязательным».

Но в таком случае (поскольку чека РРО/ПРРО нет)

вместе с товаром мы должны вложить в отправление (посылку) расходную накладную

Ведь в обязательном порядке покупателю нужно передать документ, который будет подтверждать факт приобретения товара.

Если предварительная оплата осуществляется с помощью интернет-эквайринга* или на карту продавца. В таком случае предварительную оплату необходимо проводить через РРО/ПРРО. Поэтому в посылку необходимо вложить чек РРО/ПРРО или отправить покупателю чек ПРРО на телефон или электронную почту.

Какой датой мы должны «пробить» чек в РРО/ПРРО? На дату получения предварительной оплаты на счет. Но если оплата была осуществлена покупателем за рабочее время продавца, налоговики соглашаются с тем, что оформление чека РРО/ПРРО может быть осуществлено «не позже следующего рабочего дня на основании выписки о движении средств на счете, с соблюдением хронологии осуществления расчетных операций» (см., например, письмо ГНСУ от 29.07.2021 № 2922/ІПК/99-00-07-05-01-06).

* На сайте есть кнопка «Оплатить» и заранее заключен договор интернет-эквайринга.

Более подробно о применении РРО/ПРРО при получении предварительной оплаты от покупателя вы можете ознакомиться в статье «РРО/ПРРО при предварительной оплате» // «Налоги & бухучет», 2022, № 58.

Бухучет. Доход в бухучете будет признаваться на дату передачи рисков и выгод на товар покупателю (п. 8 НП(С)БУ 15). В общем случае

если из договора следует обязанность продавца доставить товар, то риски на товар переходят к покупателю в момент вручения товара покупателю почтовым перевозчиком / альтернативной службой доставки (ст. 664 ГКУ и п. 10 ст. 11 Закона об электронной коммерции*)

* Закон Украины «Об электронной коммерции» от 03.09.2015 № 675-VIII.

Впрочем, стороны не лишены права прописать в договоре момент перехода рисков на товар на свое усмотрение.

Но будем дальше исходить именно из общего случая. Итак, именно на дату получения товара покупателем от почтового перевозчика и следует признать доход в бухучете (Дт 361 — Кт 702 (на сумму дохода с НДС) и Дт 702 — Кт 643 (на сумму НДС). Одновременно списывается себестоимость реализованного товара: Дт 902 — Кт 282/1.

Подтверждением получения товара покупателем, если доставку товара осуществляет почтовый оператор или альтернативная служба доставки, будет подпись покупателя на экспресс-накладной.

До момента получения товара покупателем товар продолжает находиться в распоряжении продавца. Для его учета продавец выделяет отдельный субсчет (например, 282/1 «Товары, переданные перевозчикам»). На дату передачи товара перевозчику в учете отражают запись: Дт 282/1 — Кт 281.

Что касается самого факта получения предварительной оплаты от покупателя, то если расчет покупатель осуществил с помощью интернет-эквайринга (LiqРау, Wayforpaу, EasyPay, Platon, Fondy и др.), то на дату осуществления транзакции отражают проводку: Дт 333 — Кт 681(на полную сумму оплаты). При поступлении денег на текущий счет: Дт 311 — Кт 333 (на сумму поступивших средств) и Дт 92 — Кт 333 (на сумму комиссии).

НДС. Здесь стоит обратить внимание на «особую» норму — п. 187.5 НКУ, которой установлено, что если поставка товаров/услуг осуществляется с использованием кредитных или дебетовых карт, датой увеличения налоговых обязательств (НО) считается дата события, которое произошло раньше:

— или дата, которая удостоверяет факт поставки плательщиком налога товаров/услуг покупателю, оформленной налоговой накладной;

или дата выписывания соответствующего счета (товарного чека).

Если покупатель платит за товар с помощью интернет-эквайринга, то фактически расчет осуществляется с помощью карты, и получается, что мы должны руководствоваться этой нормой для определения даты начисления НДС.

Но! Как применять эту норму, если первое событие — оплата товара, непонятно. Что, например, понимать под «выписыванием соответствующего счета (товарного чека)»?

Отметим, что как таковой практики применения этой нормы нет.

Налоговики в одном из своих разъяснений (письмо ГУ ГНС в г. Киеве от 30.04.2021 № 1804/ІПК/26-15-07-07-01-14) на вопрос:

«На какую дату предприятие обязано составлять налоговые накладные: на дату зачисления средств на текущий счет предприятия от платежных систем (LIQPEY и PORTMONE или других аналогичных) или на дату расчетов потребителями через платежные системы?»

процитировав пп. 187.1 и 187.5 НКУ, пришли к заключению, что налоговые обязательства по НДС возникают на дату возникновения первого из событий:

«— дата перечисления средств на счет предприятия платежными системами (LIQPAY и PORTMONE);

— дата, которая удостоверяет факт поставки плательщиком НДС товаров/услуг покупателям»

То есть фактически сказали, что следует руководствоваться общим правилом «первого события».

Мы тоже поддерживаем этот вариант и считаем, что в случае получения предварительной оплаты через платежные системы начислять НО следует на дату зачисления средств непосредственно на банковский счет продавца.

Есть вариант, что НО в этом случае следует признавать на дату получения сообщения от платежной системы об осуществлении успешной транзакции покупателем. Но прямо это событие в п. 187.5 НКУ не указано. А потому будет сложно доказывать, что именно на эту дату должны были бы и начисляться НО. Поэтому, на наш взгляд, безопаснее руководствоваться в этом случае общим правилом «первого события» и признавать НО предоплатой на дату получения средств на банковский счет от платежной системы.

Можно ли в этом случае составить одну налоговую накладную по ежедневным итогам операций (на основании п. 201.4 НКУ), а не на каждого отдельного покупателя?

Можно, но только если расчеты осуществляются с помощью интернет-эквайринга, то есть есть расчетная операция, которая требует выдачи продавцом чека РРО/ПРРО.

Если покупатель перечислил оплату по реквизитам IBAN, то это будут сугубо безналичные расчеты, а следовательно, налоговая накладная по ежедневным итогам операций составлена быть не может.

Налог на прибыль. Здесь все будет по правилам бухучета.

Единый налог. Датой получения дохода (для целей расчета единого налога, в том числе спецЕН) будет дата поступления средств на текущий счет плательщика (пп. 1 и 2 п. 292.1 и п. 292.6 НКУ). То есть пока деньги на счет не поступили, дохода нет. Комиссия за эквайринг, удержанная банком, доход плательщика единого налога не уменьшит.

Продажа на условиях наложенного платежа

Теперь рассмотрим ситуацию, когда доставка товара осуществляется почтовым перевозчиком (альтернативной службой доставки) на условиях наложенного платежа. Он же (почтовый перевозчик) при вручении заказа должен взыскать с покупателя определенную заранее сумму и переслать ее продавцу (почтовым переводом или в безналичной форме).

РРО/ПРРО. В этом случае:

если перевозчик перечисляет средства продавцу на текущий счет, РРО/ПРРО не применяется;

в ином случае (например, если средства поступают почтовым переводом, который продавцу выплачивается наличностью) продавец обязан выдать покупателю фискальный чек на товар путем посылания на электронную почту, мобильный телефон и т. п.

А следовательно,

если РРО/ПРРО не применяется, продавцу вместе с товаром нужно предоставить покупателю (вложить в посылку) расходную накладную

Подробнее об этом смотрите в статье «Продажа товаров с наложенным платежом: как провести через РРО/ПРРО» («Налоги & бухучет», 2022, № 58).

Бухучет. Как в случае предварительной оплаты, доход у продавца будет признаваться на дату передачи рисков и выгод на товар покупателю, то есть в общем случае на дату вручения товара покупателю почтовым перевозчиком (альтернативной службой доставки) (см. выше).

Что касается оплаты, полученной почтовым перевозчиком / альтернативной службой доставки (или финучреждением) от покупателя, то в момент передачи товара покупателю задолженность покупателя трансформируется в задолженность перевозчика (ведь передавая товар, перевозчик принял оплату и теперь обязан перечислить ее продавцу). Поэтому вместе с продажными проводками в учете отражаем перебрасывание задолженности на финучреждение: Дт 377 — Кт 361. А при поступлении средств делаем запись: Дт 311 — Кт 377 (на сумму средств, которые поступили на счет), Дт 92 — Кт 377 (на сумму комиссии за перевод).

Налог на прибыль. Все по правилам бухучета.

НДС. В этом случае первым событием является отгрузка товара. Учитывая, что доставка осуществляется почтовым перевозчиком (альтернативной службой доставки), налоговые обязательства следует начислять на дату передачи товара перевозчику (почте) для отправки (Дт 282/1Кт 28; Дт 643Кт 641). Дата налоговой накладной должна совпадать с датой приема товара службой доставки для отправки покупателю.

Кстати, составлять итоговые налоговые накладные на поставку с наложенным платежом нельзя, поскольку условия из п. 201.4 НКУ здесь не выполняются (поскольку деньги поступают со счета посредника). Подтверждают это и налоговики (см. письмо ГФСУ от 11.09.2018 № 3988/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Единый налог. Датой возникновения дохода (для целей расчета единого налога, в том числе спецЕН) является дата поступления средств на текущий счет продавца (или получение наличностью в финучреждении).

Пример. Покупатель оформил заказ в интернет-магазине на сумму 12000 грн (в том числе НДС 2000 грн) с доставкой «Новой почтой»:

вариант А — на условиям предварительной оплаты (комиссия за эквайринг — 1 %);

вариант Б — с оплатой при получении (комиссия за перевод средств — 2 %).

Себестоимость проданного товара — 9000 грн.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

Учет продажи на условиях предварительной оплаты

1

Получена предварительная оплата от покупателя

333

681

12000,00

311

333

11880,00

2

Отражена комиссия банка

92

333

120,00

3

Начислены НО по НДС по факту получения предварительной оплаты

643

641/НДС

2000,00

4

Передан товар почтовому перевозчику / альтернативной службе доставки

282/1

281

9000,00

5

Получен товар покупателем

361

702

12000,00

702

643

2000,00

902

282/1

9000,00

681

361

12000,00

Учет продажи на условиях наложенного платежа

1

Передан товар почтовому перевозчику / альтернативной службе доставки

282/1

281

9000,00

643

641/НДС

2000,00

2

Получен товар покупателем

361

702

12000,00

702

643

2000,00

902

282/1

9000,00

3

Получена оплата от финансовой организации

311

377

11760,00

4

Списана комиссия за перевод

92

377

240,00

Выводы

  • В бухучете доход от продажи товаров покупателям-потребителям, если их доставка осуществляется почтовым перевозчиком (альтернативной службой доставки), в общем случае признается на дату получения товара покупателем от почтового перевозчика. До момента вручения товара покупателю товар продолжает учитываться на балансе продавца (Дт 282/1 — Кт 282).
  • Если продажа товара осуществляется на условиях наложенного платежа (товар оплачивается покупателем в момент его получения), то НО по НДС продавец начисляет на дату передачи товара для отправки почтовому перевозчику.
  • Если продажа товара осуществляется на условиях предварительной оплаты и расчет осуществляется с помощью интернет-эквайринга, на наш взгляд, НО по НДС следует признавать на дату зачисления средств на счет продавца. Хотя есть неоднозначная норма в отношении этого (п. 187.5 НКУ).
  • При продаже товара на условиях наложенного платежа (покупатель уплачивает средства в момент получения товара почтовому перевозчику/финансовому учреждению) применение РРО/ПРРО продавцом не является обязательным, если средства продавцу поступают на текущий счет. Вместе с товаром в отправление продавец должен вложить расходную накладную.
  • При продаже товара на условиях предварительной оплаты применение РРО/ПРРО нет является обязательным, если для оплаты товара продавец дает реквизиты банковского счета (в формате IBAN). Вместе с товаром в отправление продавец должен вложить расходную накладную.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше