Темы статей
Выбрать темы

Как узнать причину рисковости/блокировки налоговой накладной?

Амброзяк Наталья, юрист
Казалось, а что здесь сложного? Стоит только посмотреть в соответствующее решение (о включении в рисковые или квитанцию (в отношении налоговой накладной, далее — НН) и т. п.) — и сразу все становится понятным. В решении/квитанции же должна быть указана причина блокировки НН, попадание плательщика в рисковые, отказа в принятии Таблицы данных и др. Однако на практике все, как мы с вами знаем, сложнее. Достаточно часто фискалы любят использовать размытые основания. Меньше конкретики — больше нервов и времени на разблокировку, выход из рисковых. Но есть один метод — запрос на доступ к публичной информации. Как это работает и работает ли вообще? Сейчас расскажем.

В чем проблема?

Проблема. Достаточно часто уже опытные бухгалтеры могут и догадаться, в чем же причины блокировки НН или попадания их предприятия в рисковые. Например, в отношении рисковости все из-за того, что довольно часто налоговики как основания используют «жиденький» п. 8 Критериев рисковости* наличие налоговой информации… И хотя форма самого решения требует конкретизации этой налоговой информации, контролеры это уточнение достаточно часто не делают.

* Критерии рисковости плательщика НДС, утвержденные постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Квитанция об остановке регистрации НН также страдает «неопределенностью». Хотя она чаще касается перечня документов, необходимых для разблокировки. И именно на этой неопределенности иногда плательщики выезжали в судах, обжалуя блокировку НН (см. подробнее в статье «Блокировка налоговых накладных: мнение судов в помощь» этого номера). Также в свое время запрос на доступ к публичной информации мы советовали использовать для прояснения ситуации с отсутствием квитанции о регистрации / отказе в регистрации НН (статья «Отсутствие квитанции & регистрация НН» // «Налоги & бухучет», 2019, № 17).

Как можно действовать? На самом деле, в ситуации неопределенности может быть два более-менее эффективных варианта поведения:

1) сразу бросаться исправлять ситуацию, доверяя интуиции. Это может быть, например, подача уведомления по форме № 20-ОПП с соответствующими объектами, вхождение в процедуру разблокировки (подача объяснений, дальнейшее обжалование решения об отказе в регистрации административно, потом в суде и т. п.), подача документов для выведения из рисковых, повторная подача Таблицы данных и все такое;

2) сначала попробовать выяснить причину с помощью запроса на доступ к публичной информации, а дальше действовать уже по ситуации.

Сказать, что первый вариант не работает, — значит солгать. Конечно, многие таки попадают в цель. Благодаря опыту, знанию типичных претензий налоговиков и специфики работы их предприятия/ФЛП. Однако не всегда понятно, а что ж эти фискалы таки хотят?!

К тому же согласитесь, что строить свою стратегию защиты проще, если знаешь аргументы противника. Кроме того, даже отсутствие четкого ответа может помочь нам понять, что, например, у налоговиков нет доказательств для подтверждения законности их решения. А это — дополнительный аргумент в жалобах и исках.

Процедура подачи «публичных» запросов

Влияет ли на «публичные» запросы военное положение? Налоговики в одной из своих консультаций (см. 129.06 БЗ) указали, что сроки для предоставления ответов на запросы в отношении публичной информации не приостановлены.

То есть

ответы на запросы о доступе к публичной информации в период военного положения предоставляются

Хотя еще летом они говорили, что не отвечают на них (об этом мы предупреждали в статье «Таблица данных: как заполнить и подать, чтобы было больше шансов на ее принятие?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 46).

Однако обратите внимание: у любого владельца публичной информации (и фискалов также) есть право на отсрочку в удовлетворении запроса, если такая информация не может быть предоставлена в установленные законодательством сроки из-за обстоятельств непреодолимой силы (ч. 6 ст. 22 Закона № 2939*). А в период военного положения таких обстоятельств хоть отбавляй. Конечно, если будет иметь место отсрочка, то налоговики обязательно об этом должны вам сообщить с указанием срока предоставления такой информации (см. ч. 7 ст. 22 Закона № 2939).

* Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 № 2939-VI.

Подходит ли здесь «публичный» запрос? Основания блокировки той или иной вашей НН, отнесение плательщика к рисковым, непринятие Таблицы данных и т. п. является публичной информацией.

Напомним, что публичной является информация, которая:

— отражена и задокументирована любыми средствами и на любых носителях и получена или создана в процессе выполнения своих обязанностей, в частности, налоговиками;

— есть во владении тех же налоговиков.

Об этом говорит определение «публичная информация» из ч. 1 ст. 1 Закона № 2939.

Распорядитель информации (то есть фискалы) может отказать в предоставлении информации, если она относится к категории информации с ограниченным доступом (п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона № 2939).

Однако основания блокировки НН, отнесения к рисковым, принятия Таблицы данных и т. п. нельзя относить к информации с ограниченным доступом

Возьмем для примера рисковость. Во-первых, налоговики являются распорядителями такой информации (исходя из п. 5 Порядка № 405 и содержания Порядка блокировки НН № 1165*).

* Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Во-вторых, формой решения о соответствии плательщика критериям рисковости прямо определено, что налоговики в решении должны указать на конкретную налоговую информацию, которая стала основанием для рисковости по п. 8 Критериев рисковости.

Тем не менее. Судебная практика показывает, что не всегда налоговики могут ответить на запрос о доступе к публичной информации в полном объеме. Например, была такая ситуация (постановление Пятого апелляционного админсуда от 03.11.2020 по делу № 420/4668/20). Плательщик запрашивал:

— Ф. И. О. и занимаемые должности членов региональной комиссии, которые принимали решение о рисковости (номер и дату приказа об их назначении);

— извлечение из регламента этой комиссии о порядке принятия решения в отношении соответствия плательщика рисковым;

— перечень нормативки, на основании которой принималось решение о рисковости;

— документальное подтверждение фактов, которые свидетельствовали о признаках рисковости;

— какое структурное подразделение сформировало налоговую информацию, которая стала основанием для отнесения к рисковым.

Так вот, налоговики отказали в ответе на этот запрос, указав, что материалы, которые использовались Комиссией при рассмотрении вопросов о внесении к рисковым, содержат информацию с ограниченным доступом. Эта информация может навредить интересам третьих лиц в случае ее разглашения.

Самое интересное то, что это не помешало плательщику выиграть спор и получить решение об исключении его из перечня рисковых. Все потому, что даже суду налоговики четко не объяснили, почему же они включили этого плательщика в рисковые.

Отсюда выводы:

— по нашему мнению, лучше сформулировать запрос «указать конкретную налоговую информацию, которая стала основанием для принятия решения о…». Если речь идет о рисковости, то можно попробовать также в запрос включить «документальное подтверждение фактов, которые свидетельствовали о признаках рисковости»;

— если мы «зайдем» в процедуру обжалования того или иного решения (рисковость / блокировка НН / отказ в принятии Таблицы данных и т. п.), а налоговики отказали нам в предоставлении такой информации, прикрываясь ее статусом «с ограниченным доступом», то можно допустить, что решение не имеет четких обоснований. А это значит, что есть основания для его отмены.

Кому и как подать запрос? Запрос мы подаем в ту налоговую, комиссия которой принимала то или иное непонятное решение. Как правило, речь идет о региональных комиссиях, поэтому подаем запрос в региональную налоговую. Например, если это Комиссия регионального уровня ГУ ГНС Украины в Одесской области, то подаем запрос в Главное управление ГНС Украины в Одесской области.

Подать запрос можно как в бумажном виде в адрес той или иной налоговой, так и в электронном виде через электронную почту. Соответствующие адреса можно найти по ссылке: tax.gov.ua/dlya-gromadskosti/dostup-do-publichnoi-inform/vyidpraviti-zapit/.

Форма запроса к ГНСУ размещена по ссылке: tax.gov.ua/dlya-gromadskosti/dostup-do-publichnoi-inform/formi-zapitu-na-informatsiyu/576067.html.

Формы запросов к главным управлениям ГНС той или иной области можно найти на их страницах в разделе «Для общественности» — «Публичная информация» — «Форма подачи запроса».

В какие сроки получим ответ? По общему правилу, налоговый орган обязан предоставить ответ на запрос не позже, чем пять рабочих дней с дня получения запроса.

Следовательно, запрос на доступ к публичной информации можно использовать для прояснения ситуации с НН, Таблицей данных, статусом рисковости. И даже если налоговики не отвечают, то это можно использовать для процесса обжалования в свою пользу.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше