Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Документирование ІТ-услуг

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Октябрь, 2022/№ 80
Печать
Теперь поговорим о документальном оформлении ІТ-услуг. Какие документы составляют в случае их предоставления? Какие особенности следует учесть при операциях с нерезидентами? Разбираемся.

ІТ-услуги резиденту

Прежде всего заключают договор, в котором подробно оговаривают все условия проекта, в частности: особенности проектного задания, этапы и сроки выполнения, стоимость программной продукции (предоставляемых услуг), права на интеллектуальную собственность, условия поставки программного обеспечения, ответственность сторон и прочие моменты. Также по решению сторон договором может предусматриваться доплата за срочность выполнения работ (и оговариваться, на каких условиях она выплачивается).

При этом важно четко обозначить, что является предметом договора: поставка программной продукции или, скажем, предоставление услуг по разработке программного обеспечения. Так как от этого зависит возможность применения ІТ-льготы по НДС (по п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).

Передачу программной продукции/результатов услуг заказчику обычно оформляют актом приема-передачи

Законодательно утвержденной формы акта нет. Поэтому акт окажется полноценным первичным документом, если будет содержать обязательные реквизиты первичного документа (из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете*, п. 2.4 Положения № 88**), позволяющие идентифицировать хозяйственную операцию, в частности:

— название документа;

— дату составления;

— название предприятия, от имени которого составлен документ;

— содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции;

— должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личную подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, которое принимало участие в осуществлении хозоперации.

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-XIV.

** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 № 88.

В акте указывают, какая программная продукция поставляется или какие услуги предоставлены заказчику согласно договору. При этом в зависимости от договоренностей и вида предоставляемых услуг единицей измерения в акте могут быть:

часы работы (обычно у аутсорсинговых компаний, выполняющих какие-то работы на заказ клиента) или

услуги (как правило, у продуктовых компаний, реализующих созданный программный продукт).

Причем если при создании проекта для заказчика на каком-то этапе к выполнению работ привлекаем ФОП, то в актах с ФОП могут быть указаны часы работы, а в акте с заказчиком — услуги. Тянуть ту же единицу измерения, что была на входе, в акты на заказчиков не обязательно. Бухнормативка этого не требует. Да и налоговики неоднократно отмечали, что единица измерения на входе-выходе может отличаться (БЗ 101.16; письмо ГНСУ от 16.03.2021 № 974/ІПК/99-00-21-03-02-06, от 16.01.2019 № 166/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Поэтому определяющими тут будут выступать условия договора — т. е. смотря за что установлены расценки и что оплачивается по договору: часы работы или же услуги.

К тому же переживать о блокировке налоговых накладных (НН) из-за разной единицы измерения не стоит. Ведь если заказчику поставляется программная продукция (ІТ-льгота по п. 261 подразд. 2 разд. ХХ НКУ), то льготные НН не блокируются (так как соответствуют критериям безусловной регистрации из п. 3 Порядка остановки регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, утвержденного постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165). А при поставке облагаемых услуг (например, услуг по разработке ПО, п.п. «в» п. 186.3 НКУ) только из-за использования другой единицы измерения (при сохранении кода УКТ ВЭД) блокировка также не грозит.

Также напомним, что первичные документы (в том числе и акты) могут составляться в бумажной или в электронной форме (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете). Пример акта предоставленных ІТ-услуг по разработке и тестированию ПО приведен ниже:

img 1

ІТ-услуги нерезиденту

ВЭД-договор (контракт) с нерезидентом может быть заключен в простой письменной форме или в электронной форме, если иное не предусмотрено международным договором Украины или законом.

Впрочем, как оговорено ст. 6 Закона о ВЭД*, при экспорте услуг (кроме транспортных) ВЭД-договор может заключаться: (1) путем принятия публичного предложения о соглашении (оферты), или (2) путем обмена электронными сообщениями, или (3) другим способом, в частности путем выставления счета (инвойса), в том числе в электронном виде, за предоставленные услуги. Кстати, о том, что законодательством Украины не установлено обязанности заключать ВЭД-договор в письменной форме, в частности, при оказании резидентом услуг нерезидентам через сеть Интернет (а такой договор можно заключить любым из упомянутых способов), говорят и налоговики (БЗ 112.04).

* Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 № 959-XII.

Поэтому в ВЭД-сфере возможно ведение упрощенного документооборота IТ-услуг. И вместо трех документов (договора/счета/акта выполненных работ) достаточно инвойса (т. е. счета на оплату с прописанными условиями сделки). Но только при условии, что такой инвойс оплачен и содержит все обязательные реквизиты первичного документа, раскрывающие сведения о хозоперации. В общем, достаточно иметь платежку и инвойс (по сути, заменяющий собой договор).

Поэтому обычно инвойс содержит условие о том, что он является предложением заключить договор, а оплата по нему является согласием на такое предложение, подтверждает выполнение работ/услуг в полном объеме и их прием заказчиком, а также служит подтверждением того, что стороны взаимных претензий друг к другу не имеют. Тем самым оплаченный инвойс подтверждает, что сделка является завершенной. С тем, что

при оплаченном инвойсе (счете-фактуре) можно обойтись без акта оказанных услуг, так как инвойс после оплаты становится полноценным первичным документом,

согласны: Минфин (письма Минфина от 22.08.2017 № 35210-07/23-3364/2658 и от 16.02.2017 № 31-11410-06-5/4339) и налоговики (письмо ГУ ГНС в г. Киеве от 26.02.2021 № 719/ІПК/26-15-04-09-11). При этом счет-фактура (инвойс) может быть составлен в бумажной или в электронной форме и должен иметь реквизиты, дающие возможность идентифицировать хозяйственную операцию и ее участников, в частности:

— название предприятия (исполнителя), от имени которого составлен счет-фактура;

— название контрагента (заказчика);

— содержание, объем, единицу измерения хозяйственной операции;

— подпись или другие данные, дающие возможности идентифицировать лицо, участвовавшее в оформлении счета-фактуры.

А документами, подтверждающими оплату, могут быть: платежное поручение, банковская выписка, расчетный чек, квитанция к приходному кассовому ордеру и т. п.

Кстати, в Верховной Раде зарегистрирован законопроект от 13.10.2022 № 8125, которым предлагается законодательно урегулировать возможность использования вместо актов выполненных работ (оказанных услуг) счетов-фактур (инвойсов) (в том числе и для операций с резидентами) и закрепить их применение в роли первичного документа.

Инвойс с нерезидентом может составляться сразу на двух языках. Как и в акте предоставленных услуг, в инвойсе, помимо сведений об исполнителе/заказчике, валюте платежа, банковских реквизитах, условиях оплаты и передачи работ, также нужно привести четкое описание работ (какие конкретно работы выполнены для клиента) и указать единицу измерения работ (в зависимости от договоренности — «часы», или «услуги», или пр.), их расценки и общую стоимость, а также оговорить, кто уплачивает банковские комиссии за перевод средств.

Если налажен электронной документооборот, то документы с нерезидентом могут составляться в электронном виде и подписывать с помощью КЭП (квалифицированной электронной подписи) (подробнее об электронных документах см. «Е-документы: работаем с цифрой» // «Налоги & бухучет», 2020, № 58). В таком случае следует учесть, что у электронных документов есть дата составления и дата подписания. При этом для учетных целей важна именно дата составления документа (т. е. дата хозоперации, указанная в документе), а не дата его подписания (наложения КЭП) (письмо ГНСУ от 12.07.2021 № 2715/ІПК/99-00-21-03-02-06, подробнее см. «Электронный акт опаздывает: когда отражаем оказание услуги?» // «Налоги & бухучет», 2020, № 14).

Но что если подписать акт с нерезидентом сложно (приехать к нему не получится)? Достаточно ли, если акт подпишет исполнитель, отправит заказчику-нерезиденту по электронке, а нерезидент оплатит (при отсутствии претензий)? Да, все именно так и происходит в случае с инвойсом.

Оплата счета (инвойса) подтверждает, что условия договора выполнены и работа принята заказчиком

Поэтому на инвойсе подписи заказчика не требуется. Кстати, и в законопроекте № 8125 о счете-фактуре к обязательным реквизитам счета отнесена только подпись исполнителя работ/услуг.

Валютный контроль. Также напомним, что установленный валютным законодательством предельный срок ВЭД-расчетов (сейчас составляет 180 календарных дней, подробнее см. «Предельные сроки ВЭД-расчетов: 90, 120, 180!» // «Налоги & бухучет», 2022, № 62; ст. 13 Закона о валюте*, п. 21 Положения № 5**, п. 142 постановления № 18***, Инструкция № 7****) не распространяется на операции по экспорту услуг и работ (кроме транспортных и страховых), а также экспорт прав интеллектуальной собственности и/или других неимущественных прав (п.п. 5 п. 1 постановления КМУ от 14.05.2019 № 67, «Налоги & бухучет», 2019, № 40, с. 5 и № 50, с. 10). Поэтому срок возврата экспортной валютной выручки за предоставленные услуги — вне валютного контроля.

А вот при импорте услуг, работ, прав интеллектуальной собственности и других неимущественных прав следует учесть, что банк завершает валютный надзор за соблюдением срока ВЭД-расчетов — после предъявления резидентом акта, счета (инвойса) или другого документа, удостоверяющего выполнение нерезидентом работ, оказания услуг, передачу прав интеллектуальной собственности и других имущественных прав (п.п. 4 п. 9 Инструкции № 7).

* Закон Украины «О валюте и валютных операциях» от 21.06.2018 № 2473-VIII.

** Положение о мерах защиты и определении порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте, утвержденное постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 5.

*** Постановление Правления НБУ «О работе банковской системы в период введения военного положения» от 24.02.2022 № 18.

**** Инструкция о порядке валютного надзора банков за соблюдением резидентами предельных сроков расчетов по операциям по экспорту и импорту товаров, утвержденная постановлением Правления НБУ от 02.01.2019 № 7.

Выводы

  • Передачу ІТ-услуг заказчику обычно оформляют актом выполненных работ (предоставленных услуг). При этом в зависимости от договоренностей единицей измерения в акте могут быть часы работы или услуги.
  • В отношениях с нерезидентом возможен упрощенный документооборот и ВЭД-договор/счет/акт выполненных работ может заменить оплаченный инвойс.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше