Темы статей
Выбрать темы

Перевозчик вез, но не довез: учитываем компенсацию

Казанова Марина, налоговый эксперт
Ситуация. Есть предприятие-производитель. Продукцию отправляет покупателям через службы доставки. Чаще всего «Новой почтой». Иногда бывает так, что товар теряется в дороге или портится. В таком случае служба доставки выплачивает предприятию соответствующую компенсацию. Как ее учитывать и как показывать реализацию товара?

Потерянное / полностью утраченное отправление

Главное — выяснить, когда в соответствии с условиями договора переходят от продавца к покупателю риски и контроль, связанные с товаром. Потому что именно от этого будет зависеть, кто имеет право получить компенсацию утраченного товара и каков порядок отражения в учете последствий этой ситуации.

Общие правила таковы, что:

— если договором установлена обязанность продавца доставить товар, то обязанность продавца передать товар покупателю считается выполненной в момент вручения товара покупателю (ст. 664 ГКУ);

— риск случайного уничтожения или случайного повреждения товара переходит к покупателю с момента передачи ему товара, если иное не установлено договором или законом (ст. 668 ГКУ).

Впрочем, стороны договора свободны устанавливать другой момент выполнения продавцом обязанностей передать товар / перехода риска случайного уничтожения или случайного повреждения товара.

Обычно, если доставка товара происходит «Новой почтой», то договором предусматривается, что риски на товар переходят именно в момент вручения перевозчиком товара покупателю. Этот случай и рассмотрим.

Кто подает претензию перевозчику? Если мы заглянем в публичный «Договор о предоставлении услуг по организации перевозки отправлений» ООО «Новая почта», то в нем указано, что «в случае полной утраты по вине Экспедитора отправления <...> Экспедитор возвращает заказчику сумму, которая равна его объявленной стоимости (но не больше фактической стоимости отправления), и провозную плату, уплаченную Заказчиком согласно соответствующей экспресс-накладной». При этом заказчиком может быть как отправитель, так и получатель отправления.

Но в нашем случае, учитывая, что:

(1) риски утраты товара в соответствии с условиями договора находятся до момента вручения товара у продавца;

(2) именно продавец отправлял отправление;

(3) покупатель отправления не получил и не видел,

то собственно продавец и должен подать претензию к перевозчику об утрате товара. И

именно продавец будет иметь право на получение возмещения от перевозчика в этом случае (даже если доставка товара оплачивается покупателем)

Что в этом случае будет в учете у продавца?

Учет товара у продавца. Поскольку переход рисков на товар в соответствии с условиями договора происходит в момент получения товара покупателем от перевозчика, то в момент передачи товара «Новой почте» товары продолжают находиться на учете у продавца. Соответственно продавец делает проводку: Дт 287 «Товары в дороге»* Кт 281 «Товары на складе».

* Выделенный предприятием субсчет к счету 28 «Товары» для учета товаров в дороге.

Первичным документом будет, например, расходная накладная, которую вкладываем в отправление.

Если отгрузка товара осуществляется на условиях наложенного платежа (то есть отгрузка — первое событие), то учитывая, что фактически состоялась отгрузка товара (физическое перемещение товара со склада продавца) — возникают основания для начисления налоговых обязательств (НО) по НДС: Дт 643 — Кт 641/НДС (на сумму НДС).

Здесь попутно напомним, что с целью обложения НДС датой возникновения НО является дата начала передачи товара поставщиком с целью доставки покупателю, а не дата получения товара покупателем (о чем более подробно, в частности, в статье «Если клиент не получил товар на складе службы доставки» // «Налоги & бухучет», 2022, № 47).

Дальше, фактически товар не был получен покупателем — он утрачен перевозчиком (что должно подтверждаться соответствующим документом — актом, составленным совместно с перевозчиком).

Дохода от продажи товара (Дт 361 — Кт 702) в этом случае не будет, поскольку товар так и не передан в распоряжение покупателя

По факту утраты товара на основании акта перевозчика и акта на списание ТМЦ фиксируем недостачу товара проводкой: Дт 947 — Кт 287 «Товары в дороге».

Одновременно есть основания начислить «компенсирующие» НО по НДС по утраченным товарам на основании п. 198.5 НКУ (как на нехозяйственное использование): Дт 949 — Кт 641/НДС.

А что с отраженным НДС, который был начислен по факту отгрузки товара (первое событие — отгрузка)? Поскольку товар так и не получен покупателем (он не доехал к покупателю), то фактически поставка товара не состоялась. Следовательно, есть основания снять (откорректировать) отраженные НО по НДС («сторно» Дт 643 — Кт 641/НДС). То есть действовать как при возврате товара. Конечно, снять начисленные НО можно только при условии регистрации расчета корректировки (РК).

А на какую дату составлять этот РК, если первым событием была отгрузка товара? Очевидно — на дату фиксации перевозчиком утраты товара (составления соответствующего акта).

Если товар отправлялся покупателю — плательщику НДС, то именно он должен зарегистрировать такой РК. При этом, конечно, сам этот РК покупатель у себя в учете не отражает (поскольку не имеет права на налоговый кредит и корректировать ему нечего).

Получение компенсации от перевозчика. Как мы указали выше, поскольку в этом случае риски по товару не перешли к покупателю (то есть товар остался фактически в распоряжении продавца), то именно продавцу и принадлежит компенсация за потерянный перевозчиком товар.

В отношении бухучета такой компенсации здесь все просто: делаем проводку Дт 374 Кт 715 (в периоде признания претензии перевозчиком).

А что с НДС? Вообще

по своей природе компенсация утраченного товара является возмещением убытков. А такие суммы согласно п. 188.1 НКУ не облагаются НДС

Ну, собственно, и «Новая почта», как показывает практика, перечисляя сумму компенсации, указывает, что компенсация не содержит сумму НДС.

Но! Налоговики до сих пор высказываются по-разному об этих суммах. Есть разъяснения, в которых они приходят к заключению, что если претензия, которая выставляется перевозчику, по своей сути является возмещением стоимости такого товара при перевозке (а не штрафом), то сумма такого возмещения включается в базу обложения НДС. При этом получатель компенсации должен составить на перевозчика налоговую накладную, (!) как на поставку товара. То есть указать в гр. 2 наименование товара, стоимость которого возмещается (см. письмо ГНСУ от 15.06.2021 № 2419/ІПК/99-00-21-03-02-06).

Конечно, мы с этим подходом не соглашаемся. Ведь обычно лицо, которое выплачивает компенсацию, не приобретает ТМЦ, а именно компенсирует убытки. Следовательно полученная компенсация не приводит к возникновению НДС-обязательств.

Однако если вы примете для себя решение действовать, как советуют налоговики (то есть будете признавать налоговые обязательства из суммы НДС), то тогда не нужно начислять «компенсирующие» налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ при отражении утраты товара. Ведь фактически, раз товары поставлены (перевозчику), то они использованы в хозяйственной деятельности.

Товар поврежден перевозчиком

В этом случае товар доехал к покупателю, но поврежден (полностью или частично).

Опять рассмотрим случай, когда передача рисков на товар в соответствии с условиями договора происходит в момент вручения товара покупателю перевозчиком.

Кто предъявляет претензию в этом случае к перевозчику? По самому факту повреждения товара покупатель и перевозчик должны составить соответствующий Акт приема-передачи (в котором фиксируются повреждение отправления, недостача). В соответствии с условиями публичного договора «Новой почты» этот акт не может быть составлен после выдачи отправления.

Учитывая специфику предоставления услуг «Новой почтой» (например то, что отправления могут предоставляться перевозчику без осмотра; неизвестно, выполнил ли отправитель требования по упаковке товара, определенные в правилах перевозки отправлений), то претензии в отношении «качества» услуг перевозки должны решаться между отправителем и перевозчиком.

То есть именно отправитель должен подать претензию к перевозчику. А покупатель на основании акта приема-передачи, составленного совместно с перевозчиком, уже направит соответствующую претензию непосредственно поставщику товаров.

Теперь об учете.

Учет реализации товара у продавца. Фактически в первой части (передача товара перевозчику) здесь будет все то же, что и в предыдущей ситуации (Дт 287 — Кт 281; Дт 643 — Кт 641/НДС).

Дальше — товар доехал к покупателю. Но есть повреждение товара. Покупатель мог или полностью отказаться от товара, или отказаться от части товара (если повреждена только часть товара).

Доход на дату получения покупателем товара продавец отражает лишь в части фактически полученного покупателем товара

Делаем проводки: Дт 361 — Кт 702 и Дт 902 — Кт 287.

А стоимость товаров, от которых покупатель отказался из-за повреждения товара, если они не пригодны для дальнейшего использования, списывается на недостачи: Дт 947 — Кт 287 (на основании акта «Новой почты» + акта на списание товара).

Одновременно в части списанного товара нужно начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по п. 198.5 НКУ (Дт 949 — Кт 641/НДС).

Также в части товара, от которого отказался покупатель, возникают основания откорректировать начисленные НО по НДС («сторно» Дт 643 — Кт 641/НДС) и составить РК (которым будут сняты обязательства по товару, от которого отказался покупатель). Здесь будут действовать те же правила, что и при возврате (частичном возврате) товара. Считаем, что этот РК нужно составить на дату отказа покупателем от получения товара. Откорректировать НО можно только при условии регистрации РК в ЕРНН.

Пересдавать новую НН на фактически реализованное количество товара не нужно.

Учет полученной компенсации от перевозчика. Что касается полученной компенсации от перевозчика, то здесь будут действовать те же правила, что и для случая, когда товар полностью потерялся (см. выше).

Учет у покупателя. Будем говорить о ситуации, когда покупатель — субъект хозяйствования. Покупатель оприходует лишь фактически полученные товары. Товары, от которых он отказался, конечно, он не оприходует. А на стоимость недополученных товаров (от которых отказался) предъявляет претензию поставщику.

Никаких «компенсирующих» НО по п. 198.5 НКУ из стоимости товаров, от которых покупатель отказался, конечно, здесь также не будет!

Единственная проблема — это налоговый кредит. Ведь товар покупатель оприходует по фактическому количеству, а налоговая накладная будет получена от поставщика на всю стоимость отгруженных им товаров. По правилам, тогда покупатель имеет право и на налоговый кредит пропорционально количеству фактически оприходованного товара. Конечно, частичный кредит по налоговой накладной показать нельзя. Поэтому, на наш взгляд, здесь нужно действовать как при возврате: отразить весь НК по полученной НН и сразу же его уменьшить в соответствующей части (в этом же периоде) (больше деталей по этому поводу найдете в статье «Возврат и обмен товаров» // «Налоги & бухучет», 2021, № 83-84).

Выводы

  • Компенсации, полученные от перевозчика за повреждение/потерю товара, по своей сути являются возмещением ущерба. А такие суммы не облагаются НДС (п. 188.1 НКУ). Но у налоговиков другое мнение по этому поводу. Достаточно часто они разъясняют, что если компенсация по своей сути является возмещением стоимости товара, то сумма такого возмещения включается в базу обложения НДС. И на перевозчика должна быть составлена НН, как на поставку товара.
  • Учет самого товара (утраченного или поврежденного) будет зависеть от того, когда к покупателю в соответствии с условиями договора перешли риски на товар (в момент вручения его перевозчику или в момент получения).
  • Если товары так и не будут переданы в распоряжение покупателя, дохода от продажи товара не будет. По факту утраты товара на основании акта перевозчика и акта на списание ТМЦ фиксируем недостачу товара. В периоде признания претензии перевозчиком отражаем соответствующий «компенсационный» доход.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше