* zir.tax.gov.ua/main/bz/search/?src=ques
Вывод документа
В связи с освобождением на военном положении (с 24 февраля) от платы за аренду госимущества необходимо провести перерасчет арендной платы за прошлые периоды и корректировку НДС.
Фискалы наконец-то высказались по аренде госимущества, точнее, по освобождению от арендной платы и корректировке НДС.
Напомним, что для арендаторов государственного (коммунального) имущества вопросы взимания арендной платы в течение военного положения урегулированы постановлением КМУ от 27.05.2022 № 634. Этим документом определены категории арендаторов государственного (коммунального) имущества, которые освобождены от арендной платы и для которых предусмотрено уменьшение арендной платы (ее взимание в пониженном размере: 50 % или 75 %), а также сроки такого освобождения/уменьшения. Подробнее о таких военных правилах см. «Аренда коммун- и госимущества: военное положение» // «Налоги & бухучет», 2022, № 44.
Причем постановление № 634 хотя и вступило в силу с 01.06.2022, однако предусматривает освобождение от арендной платы (уменьшение ее размера) с начала военного положения, т. е. с 24 февраля — задним числом.
В связи с этим контролеры пояснили, что:
— по госаренде за период с 24.02.2022 по 01.06.2022 нужно провести перерасчет арендной платы и корректировку НДС;
— такую корректировку арендодатели проводят на основании расчетов корректировки (РК), зарегистрированных арендаторами (плательщиками НДС). Так что РК послужит основанием для уменьшения арендодателем НО, а арендатором — НК. Хотя заметим, что вообще-то даже если РК не зарегистрирован, то арендатору все равно следует в периоде перерасчета уменьшить (откорректировать) НК;
— поскольку речь идет об освобождении от арендной платы, то составляют РК-101 (т. е. проводят корректировку как изменение цены: уменьшая плату с прежней до «0»). Поэтому в таком РК:
а) первой строкой (со знаком минус) обнуляют строку с арендной платой из корректируемой НН, а
б) второй строкой приводят те же данные, только уже с нулевой ценой (т. е. в гр. 9 РК указывают цену — «0»);
— в том случае если арендная плата уже была уплачена, возникшая переплата должна зачисляться в счет будущих периодов (последний абзац п. 1 постановления № 634). Поэтому при возникновении до 01.06.2022 переплаты арендодателю с такой оплаты следует начислить НО, составить и зарегистрировать НН. В свою очередь, для арендатора такая зарегистрированная НН станет основанием для отражения НК.
Заметим, что поскольку постановление № 634 вступило в силу с 01.06.2022, то провести перерасчет арендной платы и корректировку НДС следовало еще в июне. Причем как корректировку текущего периода — июня. А вот подавать УР (как при исправлении ошибок) к прошлым периодам (февралю-маю) не следовало. Ведь в данном случае никакой ошибки не было (и до постановления № 634 НДС на аренду начислялся правомерно). А после постановления № 634 возникла необходимость провести обычную корректировку НДС в связи с перерасчетом арендной платы.
Ну и на всякий случай уточним, что при аренде госимущества правило минбазы не работает. Ведь еще во время карантина Минфин отнес аренду госимущества к операциям, попадающим под госрегулирование (см. комментарий к ОНК, утвержденной приказом Минфина от 01.03.2021 № 129, «НДС-база по аренде госнедвижимости — договорная цена: ОНК от Минфина» // «Налоги & бухучет», 2021, № 19). О госрегулировании цен при аренде госимущества налоговики упоминают и в комментируемой БЗ. А, как известно, на поставки товаров/услуг с госрегулируемыми ценами правило минбазы из п. 188.1 НКУ не распространяется. Поэтому освобождение от платы за аренду госимущества не потребует от арендодателя начисления минбазных НО по НДС.