Темы статей
Выбрать темы

Как погасить подотчетную задолженность с помощью карты-ключа

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Предприятие пользуется картой «ключ к счету» от Приватбанка. Директор с ее помощью снял средства со счета и забрал их себе, поскольку предприятие задолжало ему эту сумму по предыдущему авансовому отчету. Ситуация, как говорят, с бородой. А вопросы все равно продолжают поступать. Как правильно оформить такую операцию? Неужели следует обязательно возвращать деньги в кассу или можно обойтись взаимозачетом? Надо ли в таком случае подавать авансовый отчет? Как его правильно заполнить?

В последний раз на аналогичные вопросы мы отвечали в статье «Сняли наличку с КПК — и в кассу» в «Налоги & бухучет», 2019, № 48. Сейчас заметим следующее: невзирая на постоянное изменение НБУшной нормативки, наш подход к решению этой ситуации сложился очень давно и с того времени не изменялся. Вот он:

доверенное лицо предприятия не имеет права забирать себе средства, снятые с карты-ключа, в погашение любой задолженности перед ним, в том числе задолженности по подотчету

Чтобы такое погашение произошло законным путем, необходимо провести дополнительные кассовые операции и соответствующим образом оформить их.

Дальше — подробности, почему нельзя делать так, как сделал директор, и как следует действовать, чтобы не вызывать никаких сетований от кого-либо.

Карта-ключ = КПК

Прежде всего, говорить о карте-ключе, отличая ее от любых других корпоративных платежных карт (КПК), пользователями которых являются субъекты хозяйствования, на сегодня нет никакого смысла.

Если раньше карта-ключ предоставляла прямой доступ к текущему счету предприятия (то есть к счету «2600»), а обычные КПК оперировали средствами на отдельных счетах для осуществления операций с использованием платежных карт (счет «2605»), то сейчас абсолютно все КПК привязаны именно к текущему счету (п. 5 постановления Правления НБУ от 11.09.2017 № 89). Единственное отличие: карта-ключ выдается только на первое лицо предприятия. В остальном их функционал абсолютно одинаков.

Таким образом,

при использовании карты-ключа следует применять те же правила, что и при использовании обычной КПК (письмо НБУ от 24.04.2019 № 57-0007/22460)

Поэтому дальше, используя аббревиатуру «КПК», будем иметь в виду и карту-ключ от Приватбанка, и любые другие аналогичные банковские продукты.

Что может и чего не может КПК

С помощью КПК ее пользователь, в частности, имеет право получать наличность в размерах, установленных нормативно-правовыми актами Нацбанка по вопросам ведения кассовых операций субъектами хозяйствования (п. 1 разд. III Положения № 705*). При этом направления использования таких наличных средств Положения № 705 не устанавливает, а ответственность за использование КПК во время осуществления платежных операций возлагает на собственника счета.

* Положение о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций по их использованию, утвержденное постановлением Правление НБУ от 05.11.2014 № 705.

Вместе с тем в Положении № 705 содержится запрет использовать КПК для выплаты заработной платы, других видов социальных выплат и помощи. А поскольку этот перечень исчерпывающий, то, казалось бы, никаких препятствий, чтобы погасить полученной с КПК наличностью задолженность предприятия перед подотчетным лицом, нет. Но это не так.

Дело в том, что при поисках ответа на вопросы, которые мы здесь рассматриваем, следует учитывать еще и общие нормы законодательства о наличных расчетах, а именно Положение № 148*. Исходя из его норм, наличные средства на любые цели должны выдаваться через кассу, и право на это имеет только кассир (материально ответственное лицо) с разрешения руководителя и главного бухгалтера, или лица, уполномоченного руководителем (п. 26 Положения № 148).

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правлении НБУ от 29.12.2017 № 148.

Единственное исключение из этого правила, когда денежные средства, которые принадлежат предприятию, проходят мимо (!) кассы, прописано в п. 20 Положения № 148. Согласно ему физлица — доверенные лица предприятий (юрлиц), которые получили наличность с текущего счета с применением, в частности, КПК, используют ее по назначению без оприходования в кассе.

Указанные доверенные лица подают в бухгалтерию предприятия отчет об использовании наличности вместе с подтверждающими документами в установленные сроки и порядке, определенных для подотчетных лиц законодательством Украины, а также документы о получении наличности с текущего счета (чек банкомата, копия расходного ордера, справки по установленным формам, слип, квитанция торгового терминала) вместе с неизрасходованным остатком наличности. Впрочем, без таких документов тоже можно обойтись (см. БЗ 109.19).

Как видим,

снятые с КПК денежные средства считаются полученными под отчет

В свою очередь, п. 19 Положения № 148 предусматривает, что наличность выдается под отчет:

1) на закупку сельхозпродукции и заготовку вторичного сырья;

2) на закупку лома черных и цветных металлов;

3) на все остальные производственные (хозяйственные) нужды.

Согласитесь, вряд ли погашение долга предприятия перед подотчетником, пусть даже и директором, можно подогнать к какому-то из этих трех разрешенных направлений использования подотчетных средств. Как, кстати, и выдачу директору беспроцентного займа, который он непременно хочет получить наличностью с карты-ключа (это еще один популярный вопрос от наших читателей). А вот погашение кредиторской задолженности предприятия перед поставщиком за полученные ранее товары/услуги — пожалуйста. Это будет использование средств на производственные (хозяйственные) нужды (п. 3).

Подытожим. Распорядиться средствами, полученными директором с КПК, не разрешается иначе, чем использовать их на совершение нового гражданско-правового действия (на командировочные расходы, хозяйственные нужды и т. п.), или же сдать их в кассу предприятия как неиспользованные.

Выдача наличности в счет погашения подотчетного долга без оприходования ее в кассе является нарушением порядка использования подотчетных средств

Возможные последствия: такую операцию проверяющие расценят как невозвращение подотчетных сумм. Это, в свою очередь, приведет к необходимости обложить такие суммы НДФЛ как «излишне израсходованные» подотчетные средства согласно п.п. 170.9.1 НКУ и с применением натурального коэффициента, предусмотренного п. 164.5 НКУ, а также военным сбором (ВС). Для последнего применение натурального коэффициента не предусмотрено (БЗ 126.05).

Как выйти из ситуации законным путем

Направить снятые с КПК денежные средства на погашение старой задолженности перед директором, не в нарушение законодательных ограничений, можно в три шага.

Шаг 1. Директор снимает деньги с карты как на хознужды, после чего возвращает их в кассу предприятия как неиспользованный аванс. Сделать это надо (п. 19 Положения № 148):

до или одновременно с подачей авансового отчета, но не позже следующего дня после снятия наличности

Обратите внимание! По нашему мнению, если деньги были получены под отчет, авансовый отчет необходимо составить независимо от того, были эти средства израсходованы или возвращены (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 11).

Шаг 2. Возвращенную наличность оприходуют в кассу на основании приходного кассового ордера.

Шаг. 3. Необходимую сумму выдают по расходному кассовому ордеру директору, перед которым есть задолженность. Это можно сделать в тот же день, не сдавая деньги в банк.

Говорите, кассир не выходит на связь? А главбух в Польше? И больше некому оформить и подписать кассовые документы? Воспользуйтесь в таком случае беспроигрышным вариантом: переведите сумму долга, которая возникла по предыдущему авансовому отчету, на личную (зарплатную) карту директора. Но это уже, по-видимому, в следующий раз…

Если же деньги с КПК директор уже снял и просто положил себе в карман, то надо как-то выкручиваться прямо сейчас. Потому что иначе — НДФЛ и ВС.

Плохому вас учить не будем. А вот об авансовом отчете немного расскажем, потому что по поводу правильности его заполнения у многих есть определенные опасения.

Как заполнить авансовый отчет

Вообще-то, здесь почти все как обычно (см. «Налоги & бухучет», 2020, № 11). Трудности вызывают лишь отдельные реквизиты, а именно «Залишок (перевитрата) попереднього авансу», «Залишок (перевитрата)», а также «Залишок унесений (перевитрата видана) в сумі за касовим ордером».

Как следует из п. 6 Порядка № 841*, из вышеперечисленных полей отчета первые два заполняет подотчетное лицо, а вот последнее — работник бухгалтерии. При этом никаких дополнительных указаний насчет этих полей Порядок № 841 не содержит. Поэтому попробуем сначала заполнить их «в лоб», а потом объясним, почему так делать не стоит. ☺

* Порядок составления Отчета об использовании средств, выданных на командировку или под отчет, утвержденный приказом Минфина от 28.09.2015 № 841.

Логично допустить, что поле «Перевитрата попереднього авансу» следует заполнять, если подотчетник израсходовал раньше на хознужды предприятия собственные средства и на момент оформления отчета в отношении нового гражданско-правового поручения предприятие еще не рассчиталось за старый долг.

Пример. 02.09.2022 директор приобрел за свои средства товары на хознужды предприятия на сумму 100 грн. В этот же день он составил авансовый отчет № 1 так: «Залишок (перевитрата) попереднього авансу» — 0,00 грн, «Одержано» — 0,00 грн, «Витрачено» — 100 грн, «Перевитрата» — 100 грн.

12.09.2022 директор снял с КПК 100 грн с целью погашения предыдущего долга перед ним по авансовому отчету № 1. Эту операцию было решено оформить через возврат в кассу аванса по невыполненному новому гражданско-правовому поручению и выплатить из кассы задолженность перед ним (то есть так, как мы рекомендуем в этой статье). Как в таком случае составить авансовый отчет № 2?

При составлении авансового отчета № 2 «в лоб» получается, что в поле «Перевитрата попереднього авансу» следует поставить 100 грн, «Одержано» — 100 грн, «Витрачено» — 0,00 грн. Тогда в поле «Залишок (перевитрата)» арифметический расчет даст тоже 0,00 грн.

Ну и что в таком случае директор должен вносить в кассу? И как этот нуль будет коррелировать с той реальной суммой 100 грн, которую он все-таки вернет, а бухгалтер зафиксирует ее в поле «Залишок унесений (перевитрата видана) в сумі за касовим ордером»? И не свидетельствует ли этот нуль о том, что можно автоматически провести взаимозачет старого долга перед директором с той суммой, которую он только что снял с КПК, и ничего больше, кроме такого авансового отчета № 2, не оформлять?

Наши рассуждения в отношении всей этой неразберихи следующие.

Во-первых,

никаких взаимозачетов со старыми долгами по карточно-подотчетной задолженности быть не может

На пути этому стоит подотчетный характер снятых с КПК наличных средств: за них или надо отчитаться (то есть показать в авансовом отчете, на какие именно производственные (хозяйственные) цели такие средства были израсходованы с приложением соответствующих подтверждающих документов), или вернуть их в кассу в полной сумме.

Во-вторых, по нашему мнению, заполнять поле «Залишок (перевитрата) попереднього авансу» подотчетное лицо не имеет никаких оснований. Ведь подотчетник в общем случае не может знать, в какой сумме утвержден его предыдущий авансовый отчет и утвержден ли он вообще на момент составления следующего отчета.

В-третьих, порядок заполнения поля «Залишок (перевитрата) попереднього авансу» Порядком № 841 никак не регламентирован. Учитывая это, считаем, что не будет ошибкой не заполнять указанное поле вообще, во избежание возможных расхождений между показателями авансового отчета и аналитическим учетом по субсчету 372. В таком случае арифметический расчет по данным нашего примера (см. выше) даст в поле «Залишок (перевитрата)» 100 грн, которые и будут фактически внесены директором в кассу и отражены бухгалтером в поле «Залишок унесений (перевитрата видана) в сумі за касовим ордером».

Выводы

  • Снятую с КПК наличность можно всегда вернуть в кассу предприятия. Это нужно делать обязательно, если такая наличность запланирована для расходов, запрещенных с карты.
  • Как и любое другое подотчетное лицо, директор за снятую с КПК наличность отчитывается перед предприятием независимо от того, потратил он ее или возвращает в кассу.
  • На сумму снятой с карты наличности директор оформляет пустой авансовый отчет, а наличность, которая поступила в кассу, оприходуют по приходному кассовому ордеру и впоследствии выдают ее директору в погашение старого долга.
  • Взаимозачета со старыми долгами по карточно-подотчетной задолженности не допускается.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше