Темы статей
Выбрать темы

Торговля горючим по картам/талонам: как документировать, чтобы не было проблем?

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
При реализации топливных талонов* их продавец может столкнуться с угрозой со стороны налоговиков в отношении блокировки налоговых накладных (НН) / расчетов корректировки (РК), необходимостью регистрации плательщиком горючего акциза и получения топливных лицензий. Как оформлять документы, чтобы обойти эти подводные камни, давайте выясним.

* Также это могут быть смарт-карты, скретч-карты и другие инструменты, которые предоставляют право их держателю на заправку определенных объемов горючего.

Что такое топливный талон?

Топливный талон — это документ, приобретенный по отпускной цене оговоренного номинала, который подтверждает право его владельца (покупателя горючего) получить на АЗС/АГЗС фиксированное количество горючего определенного наименования и марки, которые указаны на нем. То есть, по сути, это документ, подтверждающий право покупателя на получение уже оплаченного горючего, которое хранится на АЗС/АГЗС.

Все тонкости отношений между АЗС/АГЗС и покупателем талонов оговаривают в договоре. В частности, в нем фиксируют момент перехода права собственности на горючее. На практике,

обычно, используют две схемы работы с топливными талонами — в зависимости от момента, когда право собственности на горючее переходит к покупателю

(подробно см. в статье «Заправляем авто работников по талонам юрлица» // «Налоги & бухучет», 2022, № 42):

1) как только предприятие осуществит предоплату продавцу горючего и получит талоны (Дт 2031 «Горючее на складе» — Кт 631, Дт 2032 «Талоны на горючее» — Кт 2031 «Горючее на складе»);

2) в момент фактического отпуска горючего — то есть во время заправки горючего на АЗС/АГЗС непосредственно в бак автомобиля (Дт 331 «Денежные документы в национальной валюте» — Кт 371, Дт 2033 «Горючее в баках автомобилей» — Кт 331).

Выбранный подход непосредственно будет влиять на учет и налогообложение операций с топливными талонами. А в условиях дальнейшей продажи талонов именно второй подход, на наш взгляд, является наиболее безопасным. Ведь тогда продажа талонов на горючее будет отражена непосредственно с субсчета 331 (субсчет 2032 «Талоны на горючее» задействован не будет). Следовательно, это не позволит налоговикам обязывать предприятие регистрироваться плательщиком горючего акциза (см. об этом дальше).

Документирование продажи топливных талонов

Единоналожникам следует помнить о запрете продавать подакцизные товары (которым, собственно, определенно горючее), установленном п.п. 3 п.п. 291.5.1 НКУ — для всех упрощенцев и п.п. 1 п.п. 9.3 подразд. 8 разд. ХХ НКУ — для спецЕНщиков.

Поэтому в договоре купли-продажи с покупателем обязательно надо зафиксировать «талонный» способ приобретения им права на получение на АЗС/АГЗС горючего. То есть чтобы было четко видно, что будет реализовываться не горюче, а лишь право на его физическое получение. Также стоит указать, в частности, реквизиты талонов, предельный срок получения горючего, перечень доступных для заправки АЗС/АГЗС и т. п.

Перепродажу топливных талонов другим лицам оформляйте актом приема-передачи или расходной накладной, составленными по общим правилам.

Отдельно отметим! Чтобы не попасть в передрягу и не иметь проблем с горючим акцизом и регистрацией НН/РК в ЕРНН,

оформляйте перепродажу топливных талонов таким образом, чтобы по всем документам (и особенно по НН) проходили именно талоны, а не горючее

НДС-угрозы при продаже топливных талонов

Операции по реализации талонов на горючее подлежат обложению НДС в общем порядке. Поэтому на дату поставки топливных талонов (по правилу «первого события») нужно начислить налоговые обязательства (НО) по НДС.

Какой код УКТ ВЭД проставлять в графе 3.1 НН на топливные талоны? Ведь всем известно, что налоговики отлавливают акцизные операции именно через коды УКТ ВЭД в НН. А одним из критериев рисковости операций (а именно критерий 3), которые применяются для целей блокировки регистрации НН/РК в ЕРНН, является отсутствие на дату составления НН/РК сведений в Реестре плательщиков горючего акциза о хозсубъекте, который регистрирует НН на товар (горючее) с кодами УКТ ВЭД согласно п.п. 215.3.4 НКУ (ср. ).

Теперь ясности в отношении того, какой код УКТ ВЭД указыать в НН на топливные талоны, нет. На практике часто берут условный код на сайте ГНСУ для прочих товаров — «00120». Для скретч- и смарт-карт, например, используют коды УКТ ВЭД «8523 30 00 00» (карты с магнитной лентой без записи) или «8524 60 00 00» (карты с магнитной лентой с записью). А вот указывать в НН код УКТ ВЭД горючего, право на получение которого удостоверяют талоны, мы не советуем.

Горючий акциз и талоны

Фискалы настаивают — если по данным первичных документов хозсубъект осуществляет операции по получению от поставщиков и реализацию покупателям горючего с помощью талонов и/или смарт-карт, которые получаются и/или предоставляются как дополнение к расходным накладным на горючее, то хозсубъект является плательщиком горючего акциза (см. письмо ГНСУ от 08.11.2019 № 1242/6/99-00-04-02-05-15/ІПК, БЗ 114.01).

Подробнее о разных нюансах, связанных с такими операциями, а также наши советы, как оградить себя от претензий фискалов в отношении них, читайте в статье «Реализация топливных талонов, смарт/скретч-карт: проблемы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 75. Здесь лишь отметим, что для горюче-акцизных целей:

1) собственно операции по продаже/перепродаже топливных талонов не могут считаться реализацией горючего. Поскольку по таким операциям происходит физическая передача не горючего, а именно талонов, которые предоставляют лишь право покупателю на получение горючего в будущем;

2) не имеет большого значения тот факт, что стороны указывают в первичных документах и/или в налоговых накладных: горючее, которое должно быть получено по приобретенным талонам, или собственно талоны, которые предоставляют право на такое получение. При перепродаже талонов никакой акцизной реализации горючего не происходит;

3) если в договоре продажи талонов указано о переходе к покупателю права собственности на соответствующий объем горючего, которое находится на ответственном хранение у другого хозсубъекта, для продавца талонов такие операции все равно не будут считаться реализацией горючего. Ведь акцизная реализация не зависит от перехода права собственности на горючее. Она привязана именно к фактической передаче (отпуску, отгрузке) горючего.

Итак, считаем

у налоговиков нет никаких законных оснований при любом оформлении документов требовать от продавца талонов регистрироваться плательщиком горючего акциза

Конечно, кроме тех случаев, когда он сам и будет заливать горючее по этим талонам.

Однако с учетом продавливания налоговиками фискального подхода, чтобы не подвергнуться при проверке на штраф по п. 117.3 НКУ — 100 % стоимости реализованного горючего, уместно при продаже, чтобы по документам проходили именно талоны.

Лицензии на хранение и продажу горючего

Необходимо ли перепродавцу топливных талонов получать лицензии на торговлю горючим и/или на его хранение? Особенно актуальным этот вопрос становится, когда по документам талоны проходят как горючее с указанием соответствующих кодов УКТ ВЭД.

Что касается лицензии на хранение, то она перепродавцу талонов обычно не нужна. Ведь согласно ст. 1 и ст. 15 Закона № 481* она должна быть у того, кто фактически хранит это горючее на АЗС/АГЗС.

* Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, которые используются в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.95 № 481/95-ВР.

А вот что касается лицензии на оптовую торговлю горючим, то здесь налоговики уверенно гнут свою фискальную линию и требуют от перепродавцов талонов получить лицензию на оптовую торговлю горючим без места торговли. Причем здесь контролерам уже все равно, что будет указываться в документах — топливные талоны или именно горючее. Получения (наличия) горючей оптовой лицензии они требуют в любом случае (см. письма ГНСУ от 04.02.2021 № 398/ІПК/99-00-09-03-02-06, от 26.02.2021 № 717/ІПК/99-00-09-03-02-06, от 26.05.2021 № 2006/ІПК/99-00-09-03-02-06 и от 14.06.2021 № 2400/ІПК/99-00-09-03-02-06).

Заметьте! Спорить с налоговиками здесь может быть очень сложно. Поэтому имеет смысл получить индивидуальную налоговую консультацию (ИНК), что оптовая горючая лицензия для таких операций именно вам не нужна, или все же ее приобрести.

Выводы

  • Чтобы минимизировать риск блокировки НН/РК, лучше не указывать в ней код УКТ ВЭД горючего, право на получение которого удостоверяют талоны.
  • Налоговики требуют регистрироваться плательщиком горючего акциза, если по данным первичных документов хозсубъект реализует горючее с помощью талонов, как дополнение к расходным накладным на горючее. Мы считаем такую позицию фискалов незаконной.
  • У лиц, которые реализуют топливные талоны, контролеры требуют обязательного наличия лицензии на оптовую торговлю горючим без места торговли. Поскольку вопрос неоднозначен, а размер штрафа большой, целесообразно не осуществлять такие операции без имеющейся лицензии или без либеральной ИНК в свой адрес.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше