Темы статей
Выбрать темы

Собственное потребление горючего: когда АН не нужна

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Периодически получаем от читателей вопросы о заполнении акцизных накладных (АН) на собственное потребление. Но в ряде случаев бывает, что такие АН по нормам НКУ вообще составлять не нужно! О таких ситуациях сегодня и поговорим.

Ситуации и вопросы

Вот для примера несколько похожих стандартных ситуаций и типичных вопросов от наших читателей.

Ситуация 1. Плательщик горючего акциза, торгует горючим оптом (лицензия на оптовую торговлю горючим без мест хранения). Заправляет свои взятые в аренду автомобили (на которые подано 20-ОПП) горючим в бак по топливным картам. Поставщик (АЗС) на каждую заправку в бак автомобиля составляет на плательщика АН. Этот плательщик спросил нас, как ему заполнить АН на собственное потребление этого горючего? В частности, что указывать в разделе «акцизный склад»? Эти автомобили?

Ситуация 2. Предприятие (тоже является плательщиком горючего акциза), горючее использует в больших количествах для собственных нужд. Горючее (бензин) преимущественно приобретает оптовыми партиями. Но также получает по договору с АЗС горючее (дизельное) по талонам в большие канистры. В них доставляет горючее на предприятие и сразу заливает его в баки разного оборудования. АЗС составляет на предприятие АН на отпуск этого горючего по талонам. Предприятие интересует: когда и как ему составлять АН на собственные нужды, чтобы списывать и это дизельное горючее?

Когда горючее заканчивает путь в СЭАРГ

Обычно такие вопросы мы получаем от тех хозсубъектов, которые только зарегистрировались плательщиками горючего акциза. Или от тех плательщиков горючего акциза, у которых такие операции по «заправке» в канистры и баки до этого еще не случались.

Напомним: уже достаточно давно после коренных изменений во взимании горючего акциза, которые состоялись с 1 июля 2019 года, порядок учета горючего в СЭАРГ* был существенно изменен. И тогда мы акцентировали для читателей, что после упомянутых изменений,

когда горючее отпускается в бак, в момент такого отпуска оно должно закончить свое(й) движение/путь/учет в СЭАРГ

* Система электронного администрирования реализации горючего и спирта этилового.

См. об этом, в частности, в публикации «Заправка горючего в бак — конец его пути в СЭАРГ?» // «Налоги & бухучет», 2019, № 74.

Поэтому, в частности, в тех случаях, когда горючее отпускается в розницу — из топливораздаточных колонок на АЗС, АГЗС (и т. п.) в бак транспортных средств и/или в тару потребителя (канистры или другие подобные небольшие мобильные емкости для горючего) — объемы таких заправок горючего должны вообще «уйти» из системы (СЭАРГ) и больше в ней не появляться*!

* Разве что кто-то вернет полученное горючее. Но такое вообще маловероятно — особенно в случае заправки в бак…

Ведь упомянутыми изменениями было определено, что бак транспортного средства не является акцизным складом передвижным. И такие операции (заправки) уже не подпадали под случаи, когда АН должна составляться в двух экземплярах — то есть когда объемы отпущенного горючего переходят в СЭАРГ-учете от поставщика к получателю, конечно, если последний тоже является плательщиком горючего акциза. Именно поэтому в случае его отпуска (физической передачи) в бак транспортного средства (и/или канистры и т. п.) горючее и стало оставлять СЭАРГ / переставать там учитываться, — независимо от того, кому оно отпускается: неплательщику или плательщику акциза!

А поскольку горюче-акцизные нормы с тех пор существенным изменениям не подверглись, а случаи выписки АН в одном и двух экземплярах были дополнительно законодателями конкретизированы в п. 231.3 НКУ и в Порядке № 729*, то эти выводы на сегодня стали еще более актуальными. И они имеют прямое отношение к упомянутым ситуациям/вопросам, изложенным нашими читателями.

* Порядок заполнения акцизной накладной, расчета корректировки акцизной накладной, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, заявки на пополнение (корректировку) остатка спирта этилового, утвержденный приказом Минфина от 27.11.2020 № 729.

АН на отпуск горючего плательщикам с АЗС (АГЗС и т. п.)

Итак, отметим, что сейчас в соответствии с п. 231.3 НКУ и нормами разд. ІІ Порядка № 729 лицо, которое реализует горючее, обязано

составить АН в одном экземпляре в случае реализации горючего плательщикам горючего акциза, в частности: в топливный бак транспортного средства через топливораздаточную или маслораздаточную колонку с акцизного склада, который является (или не является) местом розничной торговли горючим

Хотя в упомянутой норме об этом прямо и не указано, но так же в одном экземпляре должна составляться АН, если в таких случаях отпуск горючего происходит не в топливный бак, а в тару потребителя (канистры и т. п.). Такой вывод следует из норм абзаца пятого п. 231.3 НКУ (посвященного сводным АН), а также из признака «4» направлений использования горючего — см. в п. 4 разд. ІІ Порядка № 729 (а также — ниже).

Поставщик горючего (АЗС) при этом должен в левой части АН, составленной в одном экземпляре, указать*:

код операции для АН, которая составляется в одном экземпляре: «(реализация горючего плательщику, при которой объем горючего, на который такой плательщик может составить АН/РК, не увеличивается…);

признак в отношении условий налогообложения горючего «0»;

признак в отношении направлений использования «4» — реализация горючего в топливный бак транспортного средства или в тару потребителя (!) через топливораздаточную или маслораздаточную колонку с акцизного склада, который является местом розничной торговли горючим, на которое получена лицензия на право розничной торговли горючим.

* Если составляется сводная АН, в верхней левой части такой накладной в предназначенной для этого строке делается соответствующая отметка «Х».

Итак, учет горючего в СЭАРГ выстроен таким образом, что полученные другим плательщиком горючего акциза на АЗС (АГЗС и т. п.) объемы горючего в бак транспортного средства или в тару (канистры и т. п.) на его данные в СЭАРГ никак не повлияют — не зачтутся на его учетную карточку (на его акцизные склады: стационарные или передвижные). Ведь, как мы показали, код операции «7» свидетельствует о том, что эти объемы не увеличат получателю и объем горючего для регистрации АН (главный показатель формулы — ΣАНакл)! Именно поэтому и АН здесь составляется поставщиком в одном, а не в двух экземплярах.

Заметим, что на такой механизм составления АН никоим образом не влияет форма расчета за горючее, которое получается!

Следовательно, такие АН не должны посылаться АЗС (АГЗС и т. п.) клиентам-получателям — даже когда они являются плательщиками горючего акциза.

Получатель не должен составлять АН на списание горючего

Вы уже поняли, что в обеих наших ситуациях получатели горючего не должны составлять АН на расход этого горючего на собственные гнужды!

Ведь если их поставщики (АЗС и т. п.) правильно (в одном экземпляре) составляют АН на такие реализации горючего, то отпущенные объемы на личный счет в СЭАРГ плательщиков горючего акциза — получателей горючего зачислены не будут. То есть на акцизно-налоговом учете получателей эти объемы никак сказаться не должны.

И пусть вас при этом не сбивает с толку тот факт, что в п. 231.3 НКУ первым случаем, в котором АН должна составляться в одном экземпляре, оуказан отпуск горючего для собственного потребления (с собственного «стационарного» или передвижного акцизного склада). Ведь этот случай предусматривает составление АН только на те объемы горючего, которые зашли (или должны зайти) на ваш личный счет в СЭАРГ! То есть речь идет о тех объемах, которые были получены вами не в баки или в потребительскую тару (канистры и т. п.).

Иначе — вам придется постоянно уплачивать горючий акциз с тех объемов, которые никогда на вас в СЭАРГ не зайдут! Ведь же и ΣАНакл (как мы напомнили) увеличена не будет

Считаем, что даже в случае неправильного составления АН в двух экземплярах (например, когда поставщик укажет заправленное в бак авто как передвижной акцизный склад, на который получено горючее), получателю не нужно регистрировать 2-й экземпляр такой АН (а потом составлять свою АН «на собственные нужды»). Здесь ему необходимо сообщить АЗС (и т. п.) о факте неправильного составления АН и требовать исправления ошибки.

Кстати, налоговики о таких ситуациях четко все разъяснили еще в письме ГНСУ от 20.11.2019 № 1452/6/99-00-04-02-06-15/ІПК. Наш комментарий к нему читайте в материале «Учет горючего у сторон при разных заправках на АЗС» // «Налоги & бухучет», 2019, № 100.

Отдельный учет?

Думаем,

для целей разграничения тех объемов горючего, которые отражаются в СЭАРГ, и тех, которые не отражаются, плательщикам горючего акциза стоит вести их отдельный бухгалтерский учет

Возможно, целесообразно ввести отдельный субсчет наподобие «Горючее в СЭАРГ». Ведь объемы горючего, которые «зашли» на ваш личный счет в СЭАРГ, должны отражаться в декларации акцизного налога и в приложении 11 к ней. И, конечно, при отпуске таких объемов (в том числе на собственные нужды) должны составляться АН. А вот те объемы горючего, которые получены плательщиком акциза в баки транспорта и/или в тару (канистры и т. п.), — в акцизной декларации (и в приложении 11) не отражаются!

Во второй из изложенных ситуаций — когда плательщик горючего акциза использует горючее только для собственных нужд, отдельный бухучет, по-видимому, еще более необходим. Однако в такой (и подобных) ситуации вести его будет сложнее. И — особенно если собственные транспортные средства заправляются как горючим, закупленным оптом (которое попало в СЭАРГ в учетной карточку плательщика), так и горючим, которое будет приобретаться/заливается на АЗС (АГЗС и т. п.). Ведь последнее, как мы показали, в СЭАРГ попадать не должно. Поэтому помните, что на те объемы горючего, которыми вы заправляете ваш транспорт или оборудование из собственных колонок/емкостей, АН (обычно сводная) должна составляться. А вот на те объемы, которые вы заправляете из сторонних колонок/емкостей, — нет.

Поэтому в таких ситуациях стоит быть особо внимательным, чтобы не выписать АН на израсходованные объемы горючего, которое было залито в баки (канистры) где-то «извне».

Выводы

  • Когда горючее отпускается из колонок на АЗС (АГЗС и др.) в бак транспортных средств и/или в тару потребителя (канистры и т. п.), объемы таких заправок горючего должны покинуть систему (СЭАРГ) и больше в ней не появляться.
  • Поэтому плательщики акциза — получатели горючего таким способом в любом случае не должны составлять АН на расход этого горючего на собственные нужды, невзирая на то, что поставщик (АЗС и т. п.) составил на них АН.
  • Считаем, в ряде случаев для целей разграничения тех объемов горючего, которые отражаются в СЭАРГ, и тех, которые нет, плательщикам горючего акциза стоит вести их отдельный бухучет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше