Темы статей
Выбрать темы

Учет горючего у сторон при разных заправках на АЗС

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Письмо ГНСУ от 20.11.2019 г. № 1452/6/99-00-04-02-06-15/ІПК

вывод документа

При отпуске горючего с АЗС/АГЗС (и т. п.) в баки транспортного средства другого плательщика акциза, независимо от формы расчетов, АН составляется в одном экземпляре и при этом у получателя не возникает обязанность составлять АН на собственное потребление такого горючего

Напомним, что в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 76, с. 27 мы комментировали разъяснение главных налоговиков из БЗ 116.13.03 о том, как следует заполнять АН при отпуске с АЗС (и т. п.) горючего иным плательщикам акцизного налога. Однако в той консультации налоговики, сказав «А» (об АЗС и т. п.), так и не сказали «Б» (о получателях горючего), что могло бы привести к фискальным последствиям на практике.

В комментируемом же письме от них вполне адекватно прозвучали ответы также и о получателях горючего (так как вопросы были именно от получателя). Но — обо всем по порядку.

Напомним, что вопрос о выписке АН при таких «АЗС-заправках» фискалы сначала разъясняли по-разному*. Сперва они требовали выписки АН в двух экземплярах, но затем вышел Порядок № 262**, где в п. 7 разд. II появилась общая норма, что при реализации горючего с места его розничной торговли (или с передвижного акцизного склада) в бак транспортного средства в АН реквизиты акцизного склада или передвижного акцизного склада, на который физически отпущено горючее, не указываются!

* Подробно об этих проблемах — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 59, с. 27 и № 74, с. 11.

** Порядок заполнения АН, РК…, утвержденный приказом Минфина от 19.06.2019 г. № 262.

Поэтому подход с выпиской АН в двух экземплярах стал вступать с этой нормой в противоречие, и вопрос фискалы разрешили на уровне этой консультации в БЗ. Там они предписали продавцу при отпуске с АЗС горючего плательщику акциза составлять АН в одном экземпляре, но при этом в поле «Код операцій для складання в одному примірнику» указывать код «3»***. Хотя Порядок № 262 предусматривает указывать этот код только для случаев отпуска горючего неплательщикам акциза!

*** Напомним, что при этом в АН розничный продавец горючего также должен указывать: в поле «Умови оподаткування» — признак «0»; в поле «Напрям використання» — направление «4».

Теперь напомним о проблеме у получателя горючего на АЗС (и т. п.). Согласно последнему абзацу п. 232.3 НКУ и п. 33 Порядка № 408**** на объемы горючего, реализованного плательщику горючего акциза через розничные объекты торговли (топливораздаточные или маслораздаточные колонки), показатель ∑АНаклОтр формулы реглимита у получателя горючего увеличиваться не должен!

**** Порядок электронного администрирования реализации горючего…, утвержденный постановлением КМУ от 24.04.2019 г. № 408.

При этом заметим, что у получателя не может считаться реализацией горючего сжигание его в транспортном средстве. Хоть это и расход на собственные нужды, но при этом у него не будет передачи горючего с его акцизного склада на собственные нужды (см. п.п. 14.1.212 НКУ). Поскольку это горючее на акцизный склад получателя вообще не поступает!

Из этих фактов налоговики, видимо, и сделали в комментируемом письме логичный вывод, что в таком случае (при заправке в бак!) у получателя не возникает обязанность составлять АН на собственное потребление такого горючего.

Причем налоговики распространили такой подход в отношении АН и для случаев, когда заправка производится через топливораздаточные колонки поставщика с акцизного склада, не являющегося местом розничной торговли горючим. При этом они указали, что в таких случаях в АН в поле «Напрям використання» до нормативного урегулирования этого вопроса также следует указывать цифру «4» (которая предусмотрена только для розницы)…

Полностью согласны и поддерживаем эти выводы. Поскольку, в противном случае, покупателю пришлось бы уплачивать с таких полученных объемов акциз — ведь горючее свой путь в СЭАРГ при отпуске с АЗС закончило, и у получателя на входе этих бы объемов не было, а на выходе были бы — со всем «вытекающим» акцизом…

Еще раз обращаем внимание, что такой подход к выписке АН фискалы предписывают применять независимо от способа расчетов за горючее (наличными, талонами, смарт-картами и т. п.).

А вдруг случится так, что неграмотные фискалы при проверках попытаются доначислить получателям акциз на объемы такого АЗС-горючего, которые, естественно, не зашли в СЭАРГ на их акцизные склады? Тогда получатели горючего могут, помимо упомянутых, привести таким проверяющим еще один весомый аргумент — в виде этого письма — в пользу ненужности выписки ими АН на такие «неотфактурованные» в СЭАРГ объемы.

вывод документа

При отпуске горючего с АЗС (и т. п.) в автоцистерну другого плательщика акциза АН составляется в двух экземплярах и при этом у получателя в дальнейшем возникает обязанность составлять АН при отпуске такого горючего, в том числе на собственное потребление

Иной подход фискалы излагают для ситуации, когда на АЗС (или других станциях), в том числе через топливозаправочные колонки не с места розничной торговли, горючее отпускается не в бак получателя, а в автоцистерну. В этом случае они предписывают поставщику составлять АН в двух экземплярах, второй из которых должен быть направлен получателю, и последний обязан этот второй экземпляр тоже зарегистрировать в ЕРАН. То есть при таком варианте заправки горючее из СЭАРГ не уходит, а «перетекает» на получателя. На этом моменте делают акцент и авторы письма.

В случае такой («цистерновой») заправки у получателя в дальнейшем, когда он будет отпускать горючее с этой автоцистерны (которая расценивается как его передвижной акцизный склад — см. ниже), то ли на собственные нужды, то ли в каких-то иных случаях, возникает обязанность составлять соответствующие АН.

В этом случае — при отпуске горючего в автоцистерну — налоговики указывают, что поставщик составляет АН в двух экземплярах с учетом следующего: — в поле «Коди операцій для складання в одному примірнику» проставляет «0»;

— в поле «Напрям використання» — тоже «0»;

— в правой части АН указывает реквизиты акцизного склада передвижного, на который физически отгружено (получено) горючее.

Кроме того, фискалы разъясняют, что поскольку в такой АН приведено направление использования горючего «0»— транспортное средство, реквизиты которого указаны в правой части АН, приобретает статус акцизного склада передвижного, включается в Перечень транспортных средств, перемещающих горючее (или спирт этиловый), и, соответственно, может осуществлять транспортировку горючего по территории Украины.

Мы согласны с логикой этого подхода налоговиков. То есть в таком случае получателю обязательно придется выписывать АН, при выходе (отпуске) горючего из автоцистерны — так как эти объемы зайдут на него в СЭАРГ и будут числиться там за ним, пока он не спишет их с себя (посредством составленной(ных) АН). Заметим также, что не охваченным этим письмом остался вопрос, когда отпускаться горючее будет не в бак или цистерну, а в канистры. Думаем, здесь логично пойти по первому пути: с составлением одной АН и выводом сразу таких объемов из СЭАРГ. И хотя такая ситуация нормативно не урегулирована, мы считаем, что канистра с горючим, помещаемая в багажник или в кузов автомобиля, не превращает его в передвижной акцизный склад...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше