Исторический экскурс
Еще в середине 2021 года был принят Закон № 1489*, в котором содержались ограничения на обращение пластиковых пакетов на территории Украины. Но спешить с введением его в действие законодатели не стали. Они решили, что его нормы должны вступать в силу постепенно в течение 2021 и 2022 лет и каждый раз все сильнее и сильнее ограничивать использование пластиковых пакетов. Так было сделано для того, чтобы дать субъектам хозяйствования привыкнуть к новым правилам.
10.12.2021. С этой даты ст. 3 Закона № 1489 был введен запрет только на безвозмездное распространение практически всех пластиковых пакетов, кроме:
— биоразлагаемых пластиковых пакетов, то есть пластиковых пакетов, которые разлагаются при участии микроорганизмов на элементы естественного происхождения, то есть они утилизируются способом компостирования или биоразложения;
— сверхтонких пакетов, предназначенных для использования как первичная упаковка в рознице. То есть речь шла о сверхтонких пластиковых пакетах шириной до 255 мм (без боковых складок), глубиной до 345 мм (с учетом боковых складок), длиной до 450 мм (с учетом ручек), предназначенных для упаковки и/или транспортировки свежей рыбы, мяса, продуктов из них, сыпучих продуктов (например, круп), льда и т. п., что используются в качестве первичной упаковки, которая распространяется в объектах розничной торговли.
То есть
с 10.12.2021 все, кроме вышеупомянутых пакетов, субъекты хозяйствования должны были распространять только на платной основе
Причем правительство должно было установить минимальные цены на пластиковые пакеты.
Кабмин у нас никогда не отличался скоростью выполнения возложенных на него обязанностей. Здесь также он не очень спешил.
Появились минимальные цены на пакеты 01.02.2022 после вступления в силу постановления Кабмина от 20.12.2021 № 1387. А именно Кабмин установил минимальные розничные цены на пластиковые пакеты толщиной свыше 50 мкм для пакетов:
— без ручек без боковых складок — 2 грн, с боковыми складками — 2,50 грн;
— с ручками без боковых складок — 2,50 грн, с боковыми складками — 3 грн.
09.03.2022. А вот с этой даты заработала ч. 1 ст. 2 Закона № 1489. Ею был введен полный запрет на распространение (платное или безвозмездное предоставление пластиковых пакетов потребителям в объектах розничной торговли, общественного питания и предоставления услуг) таких пакетов:
— сверхтонких — пакетов со стенками толщиной менее 15 микрометров;
— тонких — пакетов со стенками толщиной от 15 до 50 микрометров;
— оксоразлагаемых — пакетов, материал для изготовления которых состоит из полиэтилена и оксоразлагаемых примесей.
Этот запрет не касался:
а) биоразлагаемых пакетов;
б) сверхтонких пакетов, используемых как первичная упаковка в рознице.
То есть с 09.03.2022 можно было распространять пластиковые пакеты в розничной сети только платно (с учетом минцен) и только с толщиной свыше 50 мкм. Исключения составляют вышеупомянутые биоразлагаемые и сверхтонкие пакеты. Их можно было предоставлять потребителям, причем бесплатно.
01.01.2023. С начала этого года ограничения на распространение пакетов стали еще более жесткими. Так, с начала 2023 года
уже нельзя распространять ни платно, ни безвозмездно также сверхтонкие пакеты, используемые как первичная упаковка в рознице
Все остальные ограничения остались без изменений.
То есть с начала 2023 года:
— только платно (с учетом минцен) можно распространять пластиковые пакеты в розничной сети только с толщиной свыше 50 мкм;
— как платно, так и безвозмездно — биоразлагаемые пластиковые пакеты. При этом продавая биоразлагаемые пакеты, не нужно ориентироваться на минцены (они для таких пакетов не установлены).
Все остальные пластиковые пакеты с начала этого года ни продавать, ни раздавать безвозмездно нельзя. В том числе если такие пластиковые пакеты предназначены для упаковки и/или транспортировки свежей рыбы, мяса и продуктов из них, сыпучих продуктов, льда.
Размер штрафа и кто наказывает
Размер штрафа. Если нарушить ограничение на использование пластиковых пакетов, то можно достаточно сильно финансово пострадать. А именно за нарушение запрета на:
— распространение сверхтонких (в том числе предназначенных для упаковки), тонких и оксоразлагаемых пакетов, как платно, так и безвозмездно (кроме исключений), грозит админхозсанкция в размере от 8500 до 17000 грн. Если нарушение совершить повторно в течение 3 лет, то придется заплатить уже больше — от 17000 до 34000 грн (абз. 2 ч. 2 ст. 6 Закона № 1489);
— безвозмездное распространение пластиковых пакетов (то есть тех, которые можно только продавать) угрожает штраф от 1700 до 3400 грн. За повторное в течение 3 лет подобное нарушение — от 3400 до 8500 грн (абз. 3 ч. 2 ст. 6 Закона № 1489).
Кто наказывает. Налагать штраф по Закону № 1489 могут:
— руководители (заместители руководителя) Госпродпотребслужбы;
— другие уполномоченные руководителем Госпродпотребслужбы должностные лица.
Налагать штрафы по Закону № 1489 будут на юрлиц/ФЛП в целом, а не на продавца, который безвозмездно отдавал или распространял запрещенные пакеты.
При этом этот штрафы применяются по результатам проверки на основании акта и других материалов, с ней связанных.
Моратория/запрета на проверки нет
Обращаем внимание! На время действия ВП прямого запрета на проведение проверок Госпродпотребслужбы введено не было. Хотя это не говорит, что они будут ходить на проверку. Дело в том, что постановлением КМУ от 13.03.2022 № 303 на период ВП был установлен запрет на проведение плановых и внеплановых мероприятий государственного надзора (контроля) и государственного рыночного надзора, кроме, например, внеплановых проверок на основании решений центральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах.
Поскольку в сфере защиты прав потребителей центральным органом исполнительной власти является Минэкономики, то получается, что во время ВП Госпродпотребслужба может ходить на проверки только с разрешения Минэкономики.
От внеплановых проверок во время ВП, к сожалению, не спрятаться и опираясь на карантинный мораторий (см. «Проверки и ответственность: главные послабления» // «Налоги & бухучет», 2022, № 26). Это следует из п. 3 разд. ІІ Закона Украины от 17.03.2020 № 533-IX.
Подробно о моратории на неналоговые проверки читайте в «Что теперь с разрешенными и запрещенными проверками» // «Налоги & бухучет», 2022, № 98.
Итак, Госпродпотребслужба может приходить даже во время действия ВП на внеплановые проверки (конечно, после получения разрешения на это от Минэкономики) и во время таких проверок может выявить пакетные нарушения.
Поэтому соблюдать требования в отношении запрета на распространение пакетов и минимальных цен на них следует и во время ВП.
Как наказывают. Если проверяющие Госпродпотребслужбы выявят нарушения во время проверки, то они составят акт отдельно на каждое выявленное нарушение (ч. 4 ст. 6 Закона № 1489).
По нормам Закона № 1489 акт, на основе которого будет наложен «пакетный» штраф, проверяющие составляют в 2 экземплярах, подписывает их проверяющий и руководитель субъекта хозяйствования или уполномоченное им лицо.
Если руководитель субъекта хозяйствования откажется от подписания акта, то это от штрафа не спасает. В этом случае проверяющий лишь вносит соответствующую запись в такой акт. А дальше он все равно передается для принятия решения о применении штрафа.
После этого все материалы (включая акт) рассматриваются в течение 15 календарных дней, и выносится постановление о применении санкции.
Постановление можно обжаловать. Но только в суде (ч. 9 ст. 6 Закона № 1489).
Если предприятие обжаловать постановление о наложении штрафа не собирается, то ему
необходимо его уплатить в течение 15 календарных дней со дня получения копии постановления.
Кроме того, придется еще и копию заверенной банком платежки отправить в Госпродпотребслужбу или ее территориальный орган (в зависимости от того, кто конкретно вынес постановление) (абз. 2 ч. 7 ст. 6 Закона № 1489).
Если все выполнить в этот срок, то дополнительных негативных последствий предприятию удастся избежать. Если же нет, то постановление передается исполнителю, и он будет проводить все необходимые операции по взысканию с субъекта этого штрафа.
Админштраф
Кроме штрафа по Закону № 1489, должностным лицам субъекта хозяйствования может грозить и админответственность согласно ст. 1652 КУоАП. Но она может сыграть, только когда субъект будет распространять пакеты платно по цене ниже, чем определил Кабмин.
Размер админсанкции будет составлять 2550 грн. Повторное нарушение в течение года будет стоить уже 3400 грн.
На наш взгляд, такого правонарушения не является длящимся, потому наложить админштраф могут не позже чем через два месяца со дня совершения правонарушения.
Выводы
- На сегодня только платно можно распространять пластиковые пакеты толщиной свыше 50 мкм, а вот биоразлагаемые пакеты можно распространять как платно, так и безвозмездно.
- Нарушителей пакетных правил карают гривней. Например, за нарушение абсолютного запрета на использование определенных пакетов в рознице можно заплатить до 17 тыс. грн.
- Чтобы наложить «пакетный» штраф, субъекта должны проверить работники Госпродпотребслужбы. Проводить такие проверки они могут и во время действия ВП.