Помощь армии и НПО-статус
По общим правилам НПО могут использовать полученные доходы только по двум направлениям (п.п. 133.4.2 НКУ):
1) на реализацию целей (заданий) и направлений деятельности, определенных уставными документами НПО, и
2) на финансирование расходов на содержание НПО.
Однако во время военного положения (ВП) для НПО п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ сделано исключение из этих правил. Так, во время войны все НПО, независимо от того, какую цель и цели их деятельности устанавливает устав, могут:
— передавать имущество;
— предоставлять услуги;
— финансировать расходы, не связанные с уставными целями и направлениями деятельности, определенными уставными документами. То есть даже если этого не предусматривает устав НПО.
Впрочем, чтобы нормы п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ сработали, непременно должно выполняться условие —
приобретателями такой военной помощи должны быть только конкретные организации
А именно НПО может использовать доходы и добровольно без ограничений передавать имущество, предоставлять услуги:
— армии (ВСУ), Нацгвардии, СБУ, Государственной пограничной службе, воинским формированиям и соединениям, воинским частям, добровольным формированиям территориальных громад и другим получателям, перечисленным в п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, а также
— заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций, а также
— перечислять денежные средства на спецсчет для сбора средств на нужды армии Украины, открытый НБУ. Реквизиты официального специального счета: UA843000010000000047330992708 (см. bank.gov.ua/ua/about/support-the-armed-forces).
Поэтому только при передаче имущества вышеперечисленным структурам такая помощь не будет считаться нарушением п. 133.4 НКУ. Соответственно это не повлечет потерю НПО-статуса. О том же говорят и налоговики (см. БЗ 102.04). Подробно об этом см. в статьях «Благотворительная (гуманитарная) помощь во время войны: неприбыльные организации» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89 и «Неприбыльные организации: вопросы военного времени» // «Налоги & бухучет», 2022, № 28 (ср. ).
В то же время операции по предоставлению благотворительной помощи благотворительными и общественными организациями, которые осуществлены в течение ВП, не учитываются в подсчете 1-миллионного порога для НДС-регистрации (п.п. 69.12 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Для целей НДС операции по предоставлению военной помощи вообще не считаются поставкой (п. 321 подразд. 2 разд. ХХ НКУ), а для целей налогообложения — реализацией (п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Документирование помощи ВСУ
Для того чтобы воспользоваться предписаниями п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ, предусмотренными для помощи армии, неприбыльшик должен иметь первичный документ, в котором был бы зафиксирован факт приема соответствующей структурой ВСУ переданного имущества. Ведь на НПО в полной мере, как на юридические лица, распространяются требования Закона о бухучете*. На это обратил внимание и Минфин в письме от 27.04.2022 № 41020-06-5/8479. Причем для НПО соблюдение документальных требований имеет решающее значение, ведь это непосредственно отражается на сохранении НПО-статуса.
* Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 № 996-ХIV.
Налоговики прогнозируемо требуют, чтобы добровольную передачу активов на нужды ВСУ оформляли (см. БЗ 102.05):
1) приказом по предприятию с решением руководства о добровольной передаче имущества и
2) актом приема-передачи, который содержит обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете.
То есть у НПО должен быть именно двусторонний акт приема-передачи имущества, оформленный в соответствии с требованиями Закона о бухучете. Ведь ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете требует, чтобы первичный документ наряду с другими обязательными реквизитами, содержал:
— должности и фамилии (кроме первичных документов, требования к которым устанавливаются НБУ) лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;
— личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозоперации.
Однако, как следует из вопроса, никакого документального подтверждения от получателя имущества у НПО нет. И это вполне понятно: в сложных военных условиях иногда бывает не до того.
А можно ли НПО самостоятельно оформить первичные документы на выполнение требований п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ?
К сожалению, нет. Без внешней первички, которая бы подтверждала получение имущества ВСУ и другими аналогичными структурами, этого сделать не удастся. То есть внутренними (составленными и подписанными только НПО) первичными документами здесь не обойтись. И вышеприведенная четкая позиция налоговиков является тому подтверждением (см. БЗ 102.05). И вовсе не имеет никакого значения, что касается это разъяснение амортизации в налоговом учете принудительно отчужденных, изъятых, добровольно переданных на нужды ВСУ в условиях ВП основных средств. Сохранить НПО-статус без двустороннего акта приема-передачи не получится.
Можно, конечно, задокументировать передачу имущества внутренним самоактом и на этом основании списать активы с баланса. С помощью этого документа закрывается вопрос, куда делось имущество. Но все это не заменит главного документа — двустороннего акта приема-передачи переданного ВСУ имущества, оформленного в соответствии с Законом о бухучете. Ведь задание НПО — не просто отразить хозяйственную операцию в бухучете, а обосновано доказать факт получения имущества именно ВСУ и/или другими военизированными формированиями, чтобы не лишиться НПО-статуса.
Поэтому если теперь существует хоть призрачная возможность получить указанный акт приема-передачи, имеет смысл ею воспользоваться. Поскольку отсутствие документа, который бы подтверждал, что ВСУ приняли переданное имущество, может повлечь потерю НПО-статуса.
Выводы
- Во время военного положения НПО может использовать доходы и передавать имущество, предоставлять услуги для нужд обеспечения обороны страны ВСУ и другим силовым структурам без ограничений. Это не приведет к потере НПО-статуса.
- Добровольную передачу имущества на нужды армии НПО следует оформлять двусторонним актом приема-передачи, чтобы обоснованно доказать факт получения имущества именно ВСУ. Только такой акт позволит НПО сохранить неприбыльный статус.