Темы статей
Выбрать темы

Обжалуем отказ в разблокировке налоговой накладной на аванс

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Плательщик НДС подавал документы для разблокировки НН на авансовую оплату. В результате рассмотрения поданных документов региональная комиссия направила плательщику НДС отказ. В графах решения об отказе, отведенных для аргументации отказа, написано, что причина отказа в том, что поданные документы не заверены должным образом, нет печати банка. Какие документы следует подать к жалобе на решение об отказе в разблокировке НН и в какие сроки их следует подать?

Избегаем блокировки

Блокировка НН на аванс под будущую поставку товара — очень распространенная ситуация. Она происходит в том случае, когда НН не подпадает под критерии безусловной регистрации (скажем, нет учтенной Таблицы данных на товары по такой НН).

Для разблокировки этой НН нужно подать объяснение и копии документов, которые подтверждают реальность операции (перечень таких документов ищите в «Ориентировочный перечень разблокировочных, антирисковых и табличных документов» // «Налоги & бухучет», 2023, № 15).

Причем когда блокируют НН на аванс, то у плательщика будут не все нужные документы на поставку, а только договор и документы об оплате (см. дальше). Для того чтобы разблокировать НН без проблем, этих документов обычно не хватает.

Конечно, можно не спешить с разблокировкой НН на аванс, а дождаться того времени, когда состоится поставка и на руках будут все нужные документы для разблокировки. Но иногда покупатель ожидать не желает. Оно и не удивительно. Ведь таким образом он отсрочивает право на НК на следующие периоды. А кредит может быть нужен сейчас и сегодня.

Во избежание блокировки НН на аванс, можно пойти на хитрость. А именно следует договориться с покупателем, что аванс он перечислит не за тот товар, который покупатель еще не получил, а за тот, который есть у него в наличии на виртуальном складе (или, например, в отношении которого есть учтенная Таблица данных плательщика). В таком случае НН на аванс вряд ли заблокируют. А потом, когда нужный товар будет приобретен и отгружен покупателю, нужно будет составить РК на изменение номенклатуры. При этом очень желательно составить дополнительное соглашение к договору на изменение номенклатуры одновременно с отгрузкой нужного товара. Если же эти РК заблокируют, то у плательщика уже будут все необходимые документы на разблокировку (подробнее см. «Смена номенклатуры — альтернатива НН на аванс» // «Налоги & бухучет», 2021, № 35-36).

Но если этим вариантом предприятие не воспользовалось, значит дальше поговорим о том, что следует делать, когда после подачи документов на разблокировку плательщик НДС получил отказ в разблокировке.

Виды обжалования

Если после подачи разблокировочных документов плательщик НДС получил отказ в регистрации НН/РК, то он по-прежнему может воспользоваться двумя основными способами обжалования решения об отказе в регистрации НН/РК:

1) подать жалобу в административном порядке;

2) подать иск в админсуд.

Есть и другие способы обжалования. Например, можно подать жалобу в Совет бизнес-омбудсмена. Ее подают в бумажном или электронном (через сайт: boi.org.ua/complaint/online) виде после прохождения процедуры админобжалования (п.п. 6.1.3 разд. 2 Регламента Совета бизнес-омбудсмена). В то же время именно первые два способа обжалования самые действенные. Поэтому практически все плательщики НДС используют именно их.

Админобжалование

Основы. Правила обжалования решения об отказе в регистрации НН/РК прописаны в Порядке обжалования № 1165*. В соответствии с ними

* Порядок рассмотрения жалобы в отношении решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением Кабмина от 11.12.2019 № 1165.

жалоба подается в центральную комиссию при ГНСУ

Подается жалоба в электронном виде — код формы J/F 13132 (БЗ 101.16).

К жалобе прикрепляются объяснение в произвольной форме и все подтверждающие документы, которые опровергают сделанный ранее вывод региональной комиссии об отказе в регистрации НН/РК. Такие документы также подаются в электронном виде. Технические требования к ним следующие (БЗ 101.18):

— сканируем каждый документ отдельно;

— каждый прикрепленный файл должен «весить» не больше 2 МБ;

— формат PDF, PNG или JPG, форма для приложений — J(F)1360102.

Если количество документов произвольного формата (файлов) превышает 100 шт., то плательщик НДС должен самостоятельно определить их приоритетность и предоставить то количество, которое может быть обработано информационно-телекоммуникационной системой.

Документы. Какие именно документы плательщику НДС следует подать вместе с жалобой, решает каждый плательщик НДС, исходя из ситуации. В то же время нужно подать как можно больше документов, которые подтверждают реальность операции.

Когда речь идет о блокировке НН на аванс, то здесь все будет зависеть от того, какие операции успел осуществить плательщик НДС на момент подачи жалобы.

Так, если он еще не успел закупить нужные товары для поставки покупателю, но у него есть договорные отношения об этом, то тогда придется подавать копию договора на покупку еще не приобретенного товара, банковскую выписку о получении средств под эту поставку, договор о намерении приобрести нужные товары или переписку с потенциальными поставщиками и, возможно, платежные поручения на оплату аванса поставщику.

Если же у плательщика НДС будут нужные товары на складе, но их он еще не успел передать покупателю, то тогда, кроме вышеприведенных документов, следует будет подать также документы на получение и хранение товара, который следует поставить по заблокированной НН.

Подавая вместе с жалобой копии документов для подтверждения реальности операции, следует помнить, что, по мнению фискалов (БЗ 101.18),

отдельно заверять копии документов, которые подаются в ГНС в электронном виде, не нужно

Ведь такие документы подаются в сканированном виде в формате PDF, PNG или JPG с соответствующим наложением на них квалифицированной электронной подписи и печати (при наличии).

Обращаем внимание также на то, что в решении об отказе в регистрации НН/РК фискалы на сегодня прямо указывают причины отказа в регистрации, а именно приводят, каких именно документов не хватало для принятия позитивного решения. Поэтому плательщик НДС, подавая жалобу, должен поработать над устранением этих замечаний.

Так, если фискалы указывают, что ваши банковские документы заверены неподобающим образом (не имеют печати банка), то вам следует позаботиться о том, чтобы решить эту проблему.

Из числа банковских документов плательщики НДС могут подать платежные поручения на перечисление средств, а также банковскую выписку из лицевых счетов.

На сегодняшний день плательщик НДС отношения с банком ведет в основном в электронном виде. То есть через банковскую программу «клиент — банк». Именно из этой программы он будет брать сформированные платежные поручения и банковские выписки. Сформированные через программное обеспечение банковские документы обычно содержат все необходимые реквизиты, в том числе и печати.

В то же время если, например, на вашем экземпляре платежного поручения нет печати банка (а она там должна быть исходя из требований п. 2.14 Инструкции № 22*), то вам следует обратиться в банк и получить должным образом оформленное платежное поручение.

* Инструкция о безналичных расчетах в Украине в национальной валюте, утвержденная постановлением Нацбанка от 21.01.2004 № 22.

Сроки подачи. По общим правилам срок подачи жалобы — 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения об отказе в регистрации НН/РК (п. 3 Порядка № 1165).

Здесь следует учитывать следующие нюансы:

1) п. 3 Порядка № 1165, который определяет срок для подачи жалобы, прямо ссылается на ст. 56 НКУ. В п. 56.3 НКУ говорится о том, что сроки обжалования отсчитываются со дня, следующего за днем получения плательщиком решения. Хотя, как мы сказали выше, Порядок № 1165 отсчитывает срок от дня, следующего за днем вступления спорного решения в силу (а именно со дня его принятия). Поэтому возникает противоречие между Порядком обжалования № 1165 и НКУ, которое должно было бы решаться в пользу НКУ. Но мы прекрасно понимаем, что руководствоваться будут именно п. 3 Порядка № 1165. Потому ориентир держите лучше на Порядок;

2) еще в начале весны 2022 года в связи с введением ВП появился п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. В соответствии с ним на период до прекращения или отмены ВП останавливалось течение всех сроков, установленных налоговым и другим законодательством, за несколькими исключениями. И среди этих исключений не было сроков для обжалования решений фискалов на отказ в блокировке НН/РК. Потому до конца 2022 года плательщики НДС могли игнорировать сроки подачи такой жалобы.

Но с 03.01.2023 вступил в силу Закон Украины от 13.12.2022 № 2836-IX (см. «Обжалование блокировок: сроки побежали» // «Налоги & бухучет», 2022, № 97) и в этой части произошли изменения. А именно законодатели обновили положения п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и установили, что приостановка сроков на время ВП не касается подачи жалобы об отказе в регистрации НН/РК. А следовательно,

если плательщик НДС получил решение об отказе в регистрации НН/РК начиная с 03.01.2023, то подать жалобу фискалам следует в общие сроки

На этом на сегодня акцентируют внимание и налоговики в БЗ 101.18 (ср. ).

Также, на наш взгляд, с 03.01.2023 побежали сроки и в отношении обжалования решений, которые были получены в период до 02.01.2023. То есть если плательщику НДС в это время отказали в разблокировке НН/РК, то предельной датой подачи такой жалобы было 16.01.2023 (10 рабочих дней начиная с 03.01.2023).

В то же время есть опасение, что фискалы считают по-другому. На их взгляд, никакого отсчета 10 рабочих дней с 03.01.2023 нет. Считать эти 10 дней следует со дня, следующего за днем принятия решения. На наш взгляд, такой отсчет является неправильным, ведь закон не может применяться задним числом.

Те плательщики НДС, которые не успеют в этот срок обжаловать решения об отказе в регистрации НН/РК, уже не смогут воспользоваться процедурой админобжалования. Чтобы разблокировать НН/РК, им придется прибегать к тяжелой артиллерии, то есть подавать иск в админсуд.

К сведению! На практике одна жалоба подается на каждое решение об отказе в регистрации НН/РК отдельно. Хотя в самом Порядке обжалования № 1165 такого ограничения не установлено.

Рассмотрение жалобы. После того как будет подана жалоба, плательщику НДС нужно ожидать ответа фискалов.

По общему правилу жалоба рассматривается комиссией в течение 10 календарных дней со дня ее получения такой комиссией (п.п. 56.23.3 НКУ, п. 12 Порядка обжалования № 1165). И если в этот срок решения по жалобе плательщику НДС не направлено, то считается, что такая жалоба полностью удовлетворена в пользу плательщика с 11-го дня после получения налоговиками такой жалобы (п.п. 56.23.4 НКУ). То есть должно сработать правило молчаливого согласия.

В то же время из-за введения ВП, как мы уже говорили, очень многие сроки, в том числе сроки на рассмотрение жалоб фискалами, были приостановлены на время действия ВП п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. И потому на это время было приостановлено действие правила молчаливого согласия.

Но с 03.01.2023, после внесения изменений в п.п. 69.9 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, было не только возобновлено течение сроков для рассмотрения жалоб фискалами, но и установлен специальный срок рассмотрения таких жалоб на время действия ВП. А именно

с 03.01.2023 и до конца ВП срок ответа по жалобе будет составлять не 10 календарных дней, а 10 рабочих дней

В связи с этим было возобновлено и действие правила молчаливого согласия. То есть если в течение 10 рабочих дней не будет рассмотрена жалоба, то заблокированная НН должна быть разблокирована.

С 03.01.2023, на наш взгляд, возобновились и сроки рассмотрения фискалами жалоб на решения об отказе в разблокировке НН/РК, которые были поданы в период приостановки действия правила молчаливого согласия (то есть в период с 24.02.2022 по 02.01.2023). Принять решение о разблокировке или неразблокировке по таким жалобам фискалы должны были в течение 10 рабочих дней начиная с 03.01.2023. То есть предельной датой предоставления решения было 16.01.2023. Если фискалы в этот срок не приняли решения, то 17.01.2023 заблокированные НН/РК, по которым была подана жалоба в период приостановки сроков, должны были быть разблокированы автоматически, опираясь на правило молчаливого согласия.

Что думают фискалы по этому поводу и не против ли они этого, пока что не понятно.

Судебное обжалование

Что касается обжалования отказа в разблокировке НН/РК через суд, то здесь, в отличие от админобжалования, правила подачи жалобы остались неизменными.

То есть по-прежнему подавать иск нужно в окружной админсуд на выбор (ч. 1 ст. 25 КАСУ):

— по местонахождению плательщика или

— по местонахождению региональных налоговиков.

Ответчиками по иску должны быть главные управления ГНС в областях, г. Киеве, Офис крупных плательщиков и ГНСУ, а не комиссии при этих подразделениях. Ведь комиссия не является отдельным субъектом властных полномочий (п. 7 ч. 1 ст. 4 КАСУ, п. 2 Порядка обжалования № 1165).

Срок подачи иска в суд будет зависеть от того, осуществлял ли плательщик НДС адмнобжалование. Так, если

1) не осуществляли админобжалование, то жалобу, по мнению судов (см., например, постановления ВС от 30.07.2021 по делу № 640/19506/18 и от 06.04.2021 по делу № 200/3303/20), можно подать в суд в течение 6 месяцев со дня получения плательщиком «отказного» решения — если вы не подавали жалобу на это решение в комиссию при ГНСУ. Хотя с таким подходом мы не согласны. Ведь п. 56.18 НКУ устанавливает срок в 1095 дней для всех без исключения решений налоговиков;

2) осуществляли админобжалование и:

— решение вручили в установленный законом срок, то подать в суд можно в течение 3 месяцев со дня вручения решения по результатам рассмотрения жалобы;

— решение не приняли и/или не вручили в установленный срок — в течение 6 месяцев со дня подачи админжалобы.

Подавая иск, следует учитывать требования ст. 160 КАСУ и требовать в нем:

1) признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации НН/РК;

2) зарегистрировать НН/РК в ЕРНН днем ее направления на регистрацию.

Кроме того, те плательщики, которые собираются подать иск в суд, будут обязаны согласно п.п. 1 п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о судсборе уплатить судебный сбор в размере 1 прожиточного минимума для трудоспособных лиц (на сегодня — 2684 грн) за одно требование, которое включает в себя разблокировку одной НН/РК, признание незаконным и отмену одного решения по этой НН/РК. Если таких требований в иске несколько, то нужно уплачивать сбор за каждое такое требование (ч. 3 ст. 6 Закона о судсборе).

Выводы

  • Обжаловать отказ в разблокировке НН/РК можно в административном и судебном порядке.
  • С 03.01.2023 возобновлен остановленный на время ВП срок для подачи жалоб на решения комиссии об отказе в разблокировке НН/РК. Он по-прежнему составляет 10 рабочих дней.
  • С 03.01.2023 также возобновили срок рассмотрения жалоб плательщиков налога комиссией центрального уровня. Срок принятия решения на время ВП составляет 10 рабочих дней.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше