Темы статей
Выбрать темы

Запрос от фискалов: не совпадают НДСные показатели с доходами ФЛП

Казанова Марина, налоговый эксперт
Ситуация. Пришло «письмо счастья» от налоговиков о том, что выявлены расхождения между объемами поставки по данным ЕРНН и задекларированным объемом дохода в декларации об имущественном состоянии за 2021 год. Не могу понять, где искать ошибку. Что отвечать на такой запрос?

Есть ли ошибка? Сразу отметим: никакой учетной ошибки здесь может и не быть. Расхождения между суммой дохода в декларации об имущественном состоянии и доходах (далее — декларация о доходах) и объемами НДС-поставок могут быть полностью обоснованными. Ведь НКУ устанавливает разные правила для признания дохода и налоговых обязательств по НДС. Поэтому такие показатели вообще-то не являются сравнимыми.

Так, доходы от продажи товаров/услуг ФЛП-общесистемщик в соответствии с п. 177.2 НКУ признает «кассовым методом» — на дату получения средств (или поступлений в неденежной форме). В то время как налоговые обязательства по НДС в общем случае начисляются по правилу «первого события» (п. 187.1 НКУ).

Например, ФЛП отгрузил товар покупателю в декабре 2021 года, а оплату за него получил от покупателя в январе следующего года. НДС-обязательства в этом случае возникли в декабре 2021 года, а доход ФЛП признает в январе следующего (2022) года — по дате получения оплаты.

Другой пример. ФЛП осуществляет продажу товаров на экспорт. Оплату за товар он получил от нерезидента в 2021 году, а отгрузка товара состоялась уже в 2022 году. В этом случае:

— доход возник в 2021 году — по дате получения средств;

— налоговые обязательства по НДС определяются по дате оформления таможенной декларации, которая удостоверяет факт пересечения таможенной границы Украины (п. 187.1 НКУ). То есть возникли в 2022 году.

Следовательно,

расхождение между данными декларации о доходах и объемами поставок по данным деклараций по НДС и/или данными ЕРНН не является свидетельством наличия нарушений

Кстати, ни один нормативный документ не требует сопоставлений этих показателей. Если мы посмотрим, например, Порядок № 524*, которым налоговики руководствуются при формировании плана-графика проверок, то там среди показателей «рисковости» ФЛП есть «наличие расхождений между задекларированной суммой общего налогооблагаемого дохода или НДС и суммой расчетных операций, проведенных с применением РРО, в объеме, который превышает 10 процентов».

* Порядок формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденный приказом Минфина от 02.06.2015 № 524.

А вот о расхождении между суммами дохода и НДС (объемами НДС-поставок) там не сказано ничего. Это еще раз подтверждает, что и налоговики признают, что само по себе такое расхождение не свидетельствует о наличии нарушений/укрывательства доходов и т. п.

Законен ли в таком случае запрос налоговиков? Стоит обратить внимание, что с 01.01.2022 п. 73.3 НКУ позволяет налоговикам направлять запросы плательщикам и в случае выявления фактов, которые могут (!) свидетельствовать о наличии нарушений. До 01.01.2022 было — при выявлении фактов, которые свидетельствуют о нарушении.

То есть сейчас для направления запроса налоговикам вовсе не обязательно приводить факты совершения плательщиком нарушения. Достаточно того, что налоговики считают, что такое нарушение может (!) быть. Правда, в любом случае в запросе должны указываться конкретные факты, которые могут говорить о нарушении, со ссылками на ту или иную информацию. Хотя они и будут с оттенком подозрения. Этот момент признают и налоговики в информационном письме от 01.02.2022 № 2/2022. Формулировка п. 73.3 НКУ намекает на то, что в запросе налоговики должны сформулировать нарушение, в совершении которого «подозревается» плательщик (например, выявленные расхождения могут быть свидетельством занижения дохода и т. п.).

Следовательно, на самом деле теперь НКУ позволяет налоговикам направлять запросы на получение подобной информации о расхождениях в данных деклараций.

Отвечать ли на запрос налоговиков? Если это действительно запрос (составленный в соответствии с требованиями п. 73.3 НКУ), а не какое-то непонятное PDF-письмо, которое пришло на электронную почту, то, конечно, на такой запрос стоит отреагировать. По общим требованиям — срок ответа на запрос — 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

Правда, пока что у нас

действует приостановка сроков в отношении предоставления ответов на запросы налоговиков (за некоторыми исключениями)

Здесь можно дискутировать, какой именно нормой она (приостановка) установлена: «военным» п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ или еще «карантинным» п. 528 подразд. 10 разд. XX НКУ (см. по этому поводу статью «Возобновление сроков предоставления налоговикам документов (уведомлений) и Ко» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89).

Впрочем даже при фискальном подходе, при котором работает именно «карантинный» п. 528 подразд. 10 разд. XX НКУ, наш случай все равно попадает под приостановку сроков!

Аналогично пока что действует мораторий и на проведение большинства внеплановых документальных проверок. Теперь они разрешены в отношении некоторых вопросов и нашего случая тоже не касаются!

Следовательно,

если вы не уложитесь в срок «15 рабочих дней» для ответа на запрос, то сейчас ничего за это пока что не будет

Но отметим, что в планах правительства возобновить течение сроков ответов на все налоговые запросы с 01.07.2023. С этой даты также планируют возобновить и все виды проверок (подробнее о планах правительства смотрите в статье «Отмена спецЕН, возобновление проверок и штрафов: законопроект от Правительства» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4). Что касается возможности назначить внеплановую проверку, если ответ на запрос не будет предоставлен или он не устроит проверяющих, то здесь стоит обратить внимание на следующее.

Невзирая на то что п. 73.3 НКУ говорит, что налоговики имеют право направить запрос плательщику в случае выявления фактов, которые только могут свидетельствовать о нарушении,

п.п. 78.1.8 НКУ по-прежнему предоставляет налоговикам право осуществить внеплановую проверку, только если у налоговиков есть информация, которая свидетельствует, что плательщик уже совершил нарушение

То есть, формально, если у налоговиков есть только подозрение о совершении нарушения, то назначить внеплановую проверку они не имеют права. Такой вывод прослеживается и в решении Днепропетровского окружного админсуда от 13.02.2023 по делу № 160/18694/22.

Правда, вряд ли это остановит налоговиков, если они пожелают назначить внеплановую проверку плательщика. Незаконность такой проверки, скорее всего, придется доказывать в суде.

Также отметим, что, как мы уже сказали раньше, теперь на большинство внеплановых проверок пока что действует мораторий. Но налоговики формальную отписку в ответ на запрос могут использовать в качестве повода назначить внеплановую проверку уже после окончания моратория. Поэтому осторожным плательщикам лучше все же запросы налоговиков не игнорировать и формальными «отписками» не ограничиваться.

Как ответить на запрос налоговиков?

Вариант 1. Написать формальную отписку, что расхождение вызвано тем, что НКУ устанавливает разные правила признания доходов и налоговых обязательств по НДС. И не расшифровывать, какие именно операции вызвали такое расхождение. Но

вряд ли такая формальная отписка понравится налоговикам

И, как было сказано выше, налоговики могут использовать это как повод назначить внеплановую проверку уже после окончания моратория не проверки.

Вариант 2. Проанализировать, какие операции вызвали расхождение и в ответе на запрос расшифровать такие операции, приложив копии документы по этим операциям.

Например. По данным декларации об имущественном состоянии, объем дохода ФЛП-общесистемщика за 2021 год составил 1000000 грн, а по данным ЕРНН (данным зарегистрированных НН; гр. 10) объем поставок за 2021 год составил 1300000 грн.

Расхождение вызвано тем, что ФЛП в декабре 2021 года отгрузил товар на экспорт покупателю, а оплату за него получил в январе 2022 года.

В таком случае ответ на запрос налоговиков может быть сформулирован приблизительно так:

«В ответ на ваш запрос сообщаю, что имеющееся расхождение не связано с нарушением налогового законодательства, а вызвано тем, что НКУ устанавливает разные принципы определения дохода и налоговых обязательств по НДС.

Расхождение вызвано операцией экспорта.

12.12.2021 контрагенту «название» был отгружен товар на экспорт на сумму «...», что подтверждается данными таможенной декларации («дата, номер»). В соответствии с п. 187.1 НКУ налоговые обязательства по НДС в случае экспорта товаров возникают на дату оформления таможенной декларации, которая удостоверяет факт пересечения таможенной границы Украины. То есть налоговые обязательства по НДС по этой операции возникли в декабре 2021 года. Объемы поставки за операцию задекларированы в полной сумме в декларации по НДС за декабрь 2021 года. На эту операцию составлена и вовремя зарегистрирована налоговая накладная («дата, номер»).

Оплата за товар от нерезидента в сумме «...» была получена 10 января 2022 года (что подтверждается выпиской банка («дата, номер»). В соответствии с требованиями п. 177.2 НКУ для ФЛП на общей системе налогообложения датой формирования дохода является дата фактического поступления средств на банковский счет (в кассу). Следовательно, оснований для признания в 2021 году дохода по осуществленной операции экспорта в соответствии с требованиями НКУ еще не возникло. Доход по правилам НКУ будет отражен в декларации об имущественном состоянии и доходах за 2022 год.

В подтверждение изложенных фактов предоставляю копии следующих документов:

1) копию таможенной декларации («дата; номер»);

2) копию выписки банка («дата; номер»);

3) договор на поставку (в случае наличия)».

Выводы

  • Расхождения между данными декларации о доходах ФЛП-общесистемщика и объемами поставок по данным деклараций по НДС и/или данными ЕРНН не являются свидетельством наличия нарушений. Они могут быть вызваны требованиями НКУ к признанию доходов и налоговых обязательств по НДС.
  • НКУ предоставляет право налоговикам направлять плательщикам запросы при выявлении фактов, которые могут свидетельствовать о наличии нарушений. То есть достаточно того, что налоговики считают, что такое нарушение может быть. Вместе с тем контролирующий орган в запросе должен обязательно указать, какие именно факты выявлены, а также нарушение, которое они подозревают.
  • Теперь действует «заморозка» сроков в отношении ответов на большинство запросов налоговиков. Также действует мораторий на большинство внеплановых документальных проверок. То есть, фактически, «просрочка» с ответом на подобный запрос пока что ничем не угрожает.
  • В ответе на подобный запрос налоговики хотят видеть (1) «расшифровку» операций, которые стали причиной расхождения в данных деклараций, а также (2) копии документов по этим операциям.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше