Темы статей
Выбрать темы

НДС-блокировка: встречайте коды для включения в рисковые плательщики

Костюк Дмитрий, заместитель главного редактора
Приказ ГНСУ «Об утверждении справочника кодов налоговой информации» от 11.01.2023 № 17

Вывод документа

Утвержден Справочник кодов налоговой информации, являющейся основанием для принятия решения о соответствии плательщика НДС критериям рисковости плательщика

Совсем недавно были внесены изменения в Порядок № 1165* (см. «Блокировка НН: очередные изменения» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99).

* Порядок остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 11.12.2019 № 1165.

Этими изменениями урегулировали целый ряд вопросов, в том числе связанных с включением плательщиков в категорию рисковых. Кроме прочих новшеств, появилась норма о том, что в решении о соответствии плательщика рисковым критериям налоговики должны указывать код налоговой информации, которая послужила причиной включения плательщика в рисковые.

Обращаем внимание: этот код применяется только в случае использования налоговиками небезызвестного пункта 8 Критериев рисковости плательщика. Напомним, этот критерий достаточно расплывчатый и, по сути, сводится к такой формуле: у контролирующих органов имеется информация, которая определяет рисковость осуществления операции, указанной в НН/РК. На практике зачастую это приводило к злоупотреблениям со стороны налоговиков, когда они могли включить в рисковые кого угодно, не утруждая себя объяснениями причин. Центральный налоговый орган обязывал своих подчиненных подробно расписывать информацию в решениях. Но эти указания появились совсем недавно, а блокировка НН работает уже много лет (см. «Включение в рисковые плательщики: налоговики должны четко указывать основания» // «Налоги & бухучет», 2022, № 83).

И вот наконец-то появились более-менее четкие критерии под пункт 8. В какой-то степени это можно назвать хорошими новостями. По крайней мере плательщик будет знать, почему он включен в категорию рисковых.

Некоторые из оснований нам давно знакомы и широко применяются в практике, другие — новые и вызывают вопросы. Приведем эти основания и прокомментируем самые интересные.

Справочник кодов налоговой информации для принятия решения о включении в рисковые плательщики

Код

Название

01

поставка товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки

02

приобретение товара, происхождение которого не прослеживается по цепочке поставки

Если налоговики хотят проверять происхождение товара в автоматическом режиме с помощью системы мониторинга, то в группе риска могут оказаться как минимум две категории плательщиков:

— те, кто покупал товар у неплательщика (например, у ФЛП, в т. ч. на едином налоге);

— те, кто получал предоплату за еще не купленный товар.

Считаем, что это основание не должно применяться к производителям, ведь они являются первым звеном в цепочке продаж. О том, что плательщик является производителем, налоговики могут узнать, например, из поданной Таблицы данных.

К сожалению, официальное появление этих оснований может стать поводом для дискриминации неплательщиков НДС контрагентами-плательщиками, по крайней мере по операциям по покупке товаров (ведь статус неплательщика виден сразу). Но даже если плательщик полностью откажется от покупок у неплательщиков, то никто не гарантирует, что его не включат в рисковые. Ведь всю цепочку он все равно не видит — а вдруг поставщик-плательщик НДС купил товар у неплательщика?

В этих основаниях речь идет только о товарах, поэтому приобретение услуг у неплательщиков не может быть основанием для включения в рисковые.

03

отсутствие необходимых условий и/или объемов материальных ресурсов для производства товаров, выполнения работ или предоставления услуг в объемах, отраженных в налоговой накладной/расчете корректировки (отсутствуют сведения об объектах налогообложения, отсутствует приобретение услуг аренды объектов налогообложения, аренды мест хранения товарно-материальных ценностей, услуг аренды мест хранения горюче-смазочных материалов и т. п.), согласно представленной в контролирующие органы отчетности

04

поставки товаров, отличных от приобретенных, при отсутствии условий и/или материальных ресурсов для производства таких товаров

Основания 03 и 04 применялись широко и, фактически, ничего нового тут нет. Причем основание 04 по сути является разновидностью основания 03. Судя по всему, для применения этих оснований на первое место выходит информация из формы № 20-ОПП. Впросак могут попасть заказчики при давальческой схеме: на входе у них услуги (по производству продукции), а на выходе – товар. При этом у них нет ни производственных мощностей, ни аренды помещений или оборудования. То есть по форме № 20-ОПП вполне законная операция не прослеживается (поэтому заказчикам лучше любой ценой продавливать учет Таблицы).

05

поставки товаров плательщику(ам) налога, осуществляющему(им) поставки товаров, отличных от приобретенных

Основание достаточно странное: во-первых, откуда поставщик может знать, какие товары продает его покупатель, а во-вторых, под этот критерий формально попадают все поставщики производителей, ведь последние продают готовую продукцию, а покупают сырье и материалы. Мало того, сюда могут попасть и поставщики тех торговцев, которые продают товары, собранные в набор (комплект), ведь налоговики разрешают наборы отражать в НН одним кодом УКТ ВЭД (БЗ 101.16).

06

налогоплательщик задействован в осуществлении группой налогоплательщиков, в том числе в отношении которых принято решение о соответствии критериям рисковости налогоплательщика, цикла операций друг с другом по приобретению/реализации одного и того же товара/услуги для формирования искусственного объема такого товара/услуги

Формирование искусственного объема — очень субъективное основание. Главное, чтоб под него не подводили всех постоянных поставщиков/покупателей одного и того же товара/услуги.

Кроме того, иногда плательщики вынуждены были прибегать к искусственным операциям, чтоб избежать более негативных последствий. Например, чтоб избежать блокировки уменьшающего РК по критерию 5 рисковости операций, многие оформляли не возврат, а обратную продажу. Хотелось бы надеяться, что такие случаи не станут придиркой для включения в рисковые. Благо на сегодня проблема с критерием 5 решена (применяется коэффициент 1,5).

07

недостаточное количество трудовых ресурсов, необходимых для осуществления хозяйственной операции в объемах, указанных в налоговой накладной/расчете корректировки (при отсутствии информации о приобретении услуг по выполнению работ, необходимых для осуществления хозяйственной операции)

По сути, опять имеем дело с разновидностью основания 03, которое применялось широко и ранее. Особенно не нравятся налоговикам плательщики, в штате которых минимальное количество сотрудников, да еще и без профильных специалистов, например, только директор и бухгалтер (при отсутствии разумного обоснования, благо критерий 07 это предусматривает — работы и услуги можно заказывать на стороне).

Хорошо, что в перечне нет критерия относительно зарплаты (на практике были нападки на плательщиков, злоупотребляющих минималкой).

И опять же в группе риска заказчики при давальческой схеме.

08

поставка сельскохозяйственной продукции при отсутствии приобретения такой продукции, уплаты земельного налога (уплаты единого налога для налогоплательщика, находящегося на упрощенной системе налогообложения четвертой группы) и/или приобретение горючего, минеральных удобрений, вспомогательных услуг по выращиванию сельскохозяйственной продукции при наличии земельных участков

09

отсутствует/аннулирована лицензия, выданная органами лицензирования, удостоверяющими право плательщика налога на производство и/или

торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными

подпунктами 215.3.1, 215.3.2, 215.3.31 и 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины

10

в налоговой отчетности плательщика налога не отражены доходы, начисленные и выплаченные самозанятым и/или физическим лицам за выполненные работы или предоставленные услуги

Формально ошибка, скажем, в приложении 4ДФ влечет включение в рисковые по основанию 10. Особое внимание на этот критерий следует обратить тем, кто не отражает в 4ДФ выплаты ФЛП, основываясь на положительной для плательщиков судебной практике (см., например, постановление ВС от 19.02.2019 по делу № 825/809/16): вы можете доказать, что заполнили отчетность правильно, но готовьтесь выходить из рисковых плательщиков. Благо на контроле только работы и услуги.

11

накопление остатков нереализованных товаров при отсутствии (недостаточности) мест для их хранения (собственных, арендованных складских помещений) в соответствии с представленной в контролирующие органы отчетностью

Похоже, это тоже одна из разновидностей основания 03 (и опять же на первый план выходит форма № 20-ОПП).

12

поставка товаров (услуг) плательщику(ам) налога, в отношении которого(ых) принято решение о соответствии критериям рискованности плательщика налога

13

приобретение товаров (услуг) у плательщика(ов) налога, в отношении которого(ых) принято решение о соответствии критериям рисковости плательщика налога

Плательщик, включенный в категорий рисковых, становится токсичным. У него нельзя покупать, ему нельзя продавать, иначе рискуете сами попасть в рисковые. В общем-то ничего нового тут нет. Это правило налоговики применяют давно. Иногда бывают вопиющие случаи. Например, купили товар или услуги, скажем, два года назад. Давно уже рассчитались и забыли об этом поставщике. Но через некоторое время после этой операции этого поставщика относят к рисковым и на этом основании относят к рисковым самого покупателя. По соглашению, которое было года два назад, т. е. задним числом! Законность таких действий очень спорна (подробнее см. «Блокировка налоговых накладных: мнение судов в помощь» // «Налоги & бухучет», 2022, № 88). Надеемся, что теперь до этих безобразий доходить не будет. Исходя из конструкции этих оснований считаем, что опасной становится операция с контрагентом, которого уже включили в рисковые, т. е. на момент совершения операции контрагент уже был рисковым.

К сожалению, налогоплательщик никак не может застраховаться от рискового контрагента, эта информация нигде не обозначается, сам рисковый контрагент вряд ли будет распространяться о своем статусе, а налоговики не могут предоставлять такую информацию на основании п.п. 17.1.9 НКУ. Надеемся, официальное появление данных оснований не станет поводом для нечестной конкуренции.

Среди позитивных новшеств отметим: если плательщик выйдет из категория рисковых, то налоговики обязаны исключить из рисковых и его контрагентов, которые были включены в рисковые из-за отношений с ним (разумеется, если не будет других рисковых оснований; п. 6 Порядка № 1165).

14

поставка товаров/услуг за счет сформированного регистрационного лимита (Енакл) в связи с приобретением товаров, не связанных с хозяйственной деятельностью налогоплательщика

Основание 14 выглядит странно, ведь при использовании приобретенных товаров/услуг в нехозяйственных операциях нужно начислять компенсирующие налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ, которые съедят полученный реглимит. Поэтому в чистом виде оно работать не может.

Другое дело, что налоговики могут в него впихивать те случаи, когда они искусственно предписывают применять п. 198.5 НКУ. Например, турбизнес согласно ст. 207 НКУ начисляет НО только с разницы и всегда имеет большой реглимит, поэтому налоговики настаивают на компенсирующих НО. Аналогичные требования при списании безнадежной задолженности, возврате аванса и уменьшении цены после истечения 1095 дней, при оплате за товары/услуги третьей стороной, реже при получении ошибочной НН (подробнее см. «Как фискалы искажают реглимит» // «Налоги & бухучет», 2021, № 90). Во всех этих случаях п. 198.5 работать не должен, но чтобы нивелировать реглимит, налоговики настаивают на его применении.

15

поставка/приобретение товаров с ограниченным сроком годности при отсутствии их реализации и/или переработки, и/или соответствующих средств хранения, и/или приобретение услуг аренды соответствующих основных средств

Надеемся, это основание не будет применяться к тем плательщикам, которые покупают товары для собственных нужд.

16

наличие информации о применении к плательщику налога специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с принятыми решениями Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенными в действие указами Президента Украины

17

наличие информации о применении к учредителям/должностным лицам плательщика налога специальных экономических и других ограничительных мер (санкций) в соответствии с принятыми решениями Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенными в действие указами Президента Украины

18

руководитель и/или лицо, имеющее право подписи (должностное лицо налогоплательщика), является лицом, занимающим аналогичную должность более чем у пяти (включительно) налогоплательщиков

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше