Темы статей
Выбрать темы

Военные освобождения по имущественным налогам: что делать с 2022 годом?

Децюра Сергей, налоговый эксперт
В 2022 году плательщики имущественных налогов, а именно платы за землю и налога на недвижимость, имели право не начислять и не уплачивать эти налоги за объекты, которые находятся на территории, где ведутся (велись) боевые действия, или территории, которая временно оккупирована. В то же время Перечень территорий, которые попадают под освобождение, вступил в силу только 25 декабря 2022. Потому возникает вопрос: можно ли уточнить начисленный налог на 2022 год в начале 2023-го?

Освобождение-2022

В 2022-м плательщики платы за землю и налога на недвижимость получили военное освобождение от уплаты этих налогов начиная с марта. А именно:

1) п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освобождал собственников земли и пользователей государственной и коммунальной земли от платы за землю (как в части земельного налога, так и в части арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) на период с 01.03.2022 по 31 декабря года, следующего за годом, в котором прекращено или отменено ВП.

Под освобождение попадают земли, расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или на временно оккупированных, или определенных областными военными администрациями как загрязненные взрывоопасными предметами, и/или на которых имеются фортификационные сооружения;

2) п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ освободил от уплаты налога на недвижимость собственников недвижимости за:

жилую недвижимость за период с 1 марта 2022 по 31 декабря 2022. Под освобождение попадают объекты, расположенные на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированы, или стали непригодными для проживания в связи с военной агрессией рф;

нежилую недвижимость за период с 01.03.2022 по 31 декабря года, в котором прекращено или отменено ВП. Под освобождение попадают нежилые объекты недвижимости, которые расположены на территориях, на которых ведутся (велись) боевые действия, или временно оккупированы.

Об особенностях применения этих двух видов военного освобождения читайте в «Перечень освобожденных территорий: как пользоваться и что попадает под освобождение» // «Налоги & бухучет», 2023, № 9.

Поскольку Перечень территорий, которые попадают под вышеупомянутые освобождения (утвержден приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309) появился не в начале введения освобождения, а только в конце 2022 года, то на сегодня возникли две когорты плательщиков:

первые провели уточнение налогов, сразу как услышали о таком освобождении. То есть не ожидали, пока появится Перечень территорий, которые попадают под освобождение;

другие не проводили уточнения, пока не появился этот Перечень. То есть они соблюдали рекомендации фискалов (БЗ 106.07, утратила силу 01.01.2023 и БЗ 111.05, утратила силу 27.05.2022).

Первые из вышеупомянутых субъектов так обычно делали, чтобы у них не было налогового долга. Ведь из-за отсутствия средств в связи с войной начисленный налог такие предприятия не только не хотели, а не могли уплатить. И потому в Электронном кабинете по предприятию формировался налоговый долг.

Хотя тот факт, что в Электронном кабинете будет считаться долг по плате за землю и налогу на недвижимость за военные периоды, не говорит о том, что у вас фактически есть долг

Дело в том, что из-за введения военного освобождения от уплаты платы за землю и медленных действий Кабмина (Минреинтеграции) по утверждению перечня освобожденных территорий наличие налогового долга должно устанавливаться в каждом отдельном случае в отношении отдельного налогоплательщика по отдельному налогу, а не исходя из законодательных положений или информационно-коммуникационных систем ГНС, в которых такие особенности не нашли свое отражение. На этом делали акцент и фискалы в БЗ 135.06 (действовала до 01.01.2023).

Другие субъекты хоть, возможно, и не могли погасить начисленный налог, но решали, что лучше пусть по ним считается долг. Как правило, они не были уверены в том, что их территория попадет под освобождение. Кроме того, и налоговики достаточно негативно смотрели на уточнение платы за землю и налога на недвижимость.

Теперь Перечень появился. Следовательно, и у первых, и у вторых возникают разные вопросы по поводу прошлогоднего уточнения. Разберем их.

Можно ли уточниться в 2023?

После того как появился утвержденный Минреинтеграции Перечень территорий, на которых велись (ведутся) боевые действия и временно оккупированных территорий, у всех субъектов, которые отыскали в нем свои территории, возник вопрос: можно ли уточнять 2022 год?

Причин таких опасений несколько:

1) Перечень территорий утвердил не Кабмин, а Минреинтеграции, и прописал в нем не просто перечень территории, где велись (ведутся) боевые действия, а определил территории возможных и активных боевых действий. Все это вызвало вопросы по поводу вообще легитимности этого Перечня.

Налоговики в одной из своих консультаций (см. БЗ 111.05, не действует с 01.01.2023) намекают, что Перечень, утвержденный Минреинтеграции, является легитимным.

Они заявили, что поскольку Правительством полномочия по разработке перечня делегированы Минреинтеграции, то после утверждения и официального обнародования нового перечня, составленного с соблюдением требований постановления от 06.12.2022 № 1364Перечня оккупированных территорий до сих пор нет! И льгот, получается, тоже. Пока что…» // «Налоги & бухучет», 2022, № 95), налогоплательщики смогут откорректировать свои налоговые обязательства.

Впрочем, нет полной определенности, воспримут ли фискалы Перечень № 309. Подробно об этом увольнении читайте в «Перечень освобожденных территорий: как пользоваться и попадает под увольнение» // «Налоги & бухучет» 2023, № 9.

2) Перечень появился только в конце 2022, а именно начал действовать 25.12.2022, так имеет ли право субъект хозяйствования на освобождение начиная именно с марта 2022?

На наш взгляд,

субъекты хозяйствования получили освобождение именно с 1 марта 2022

Тот факт, что Перечень освобожденных территорий появился только в конце 2022, никоим образом не влияет на возможность уточниться начиная с марта 2022.

Дело в том, что согласно НКУ освобождение от платы за землю и налога на недвижимость начинает действовать именно с 1 марта 2022. А когда именно был утвержден Перечень, на период, с которого начинает действовать освобождение, не влияет.

Это прямо подтверждает п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. В нем вообще говорится, что юрлица — собственники нежилой недвижимости имеют право подать уточняющую налоговую декларацию даже после ВП — в течение 6 календарных месяцев.

Поэтому если субъект знает, что территория, где находятся его земли или недвижимость, попала в Перечень, утвержденного Минреинтеграции, то он может уменьшить начисленные на 2022 год плату за землю — начиная с марта 2022, а налог на недвижимость — с І квартала 2022.

При этом если предприятие подаст уточняющую декларацию в 2023 году и в ней уточнит 2022 год (уменьшит начисленный налог начиная с марта 2022), то после такого уточнения налоговый долг, который считался за предприятием в Электронном кабинете, должен исчезнуть. Кроме того, предприятию не будут грозить ни штрафные санкции, ни пеня за нарушение сроков уплаты налогового обязательства за уточненные периоды 2022 года. На этом акцентируют внимание и налоговики в БЗ 111.07.

Что делать, когда уточнились в 2022?

Те субъекты хозяйствования, которые не ожидали утверждения Перечня освобожденных территорий и провели уточнение платы за землю и налога на недвижимость еще в 2022 году, обычно спрашивают: что им будет за такие действия?

На наш взгляд, им за это ничего не грозит. Они просто могут забыть о 2022 годе, как о страшном сне.

Если же субъект хозяйствования подал уточняющую декларацию и уменьшил налог, а после появления Перечня не отыскал в нем свою территорию, то он допустил ошибку: уменьшил обязательство за периоды 2022-го начиная с марта, на что права не имел.

Чтобы исправить это уточнение, субъекту хозяйствования нужно будет подать еще одну уточняющую декларацию и в ней восстановить списанный еще в 2022-м налог

То есть субъекту следует доначислить налог, который был ошибочно уменьшен.

Если бы Перечень территорий, которые попали под освобождение, появился не в начале декабря 2022, то тогда можно было бы начинать говорить о том, что в уточняющей декларации нужно было не только доначислить налог, но и начислить самоштраф.

Но поскольку такой Перечень появился практически в один период со вступлением в силу Закона Украины от 13.12.2022 № 2836-IX (действует с 01.03.2023), все вопросы с начислением самоштрафа отпали сами собой. Дело в том, что вышеупомянутым Законом были внесены изменения в п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Изменениями определено, что все плательщики налога, самостоятельно исправляющие ошибки, которые привели к занижению налогового обязательства в военных отчетных периодах, освобождены от самоштрафа и пени. Детали ищите в «Уточнение военных периодов без штрафов и пени» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4 (ср. ).

Итак, из этого следует, что если субъект хозяйствования в 2022 году неправомерно уменьшил размер начисленной платы за землю и налога на недвижимость, потому что думал, что на него распространяется военное освобождение, то теперь ему просто нужно подать уточняющую декларацию с доначисленным налогом. Ни штрафов, ни пени за такое доначисление считать не следует. Главное, уплатить доначисленную сумму до или в день подачи уточняющей декларации.

Выводы

  • Плату за землю и налог на недвижимость в 2022 году можно не платить начиная с марта, если территория, где находится земля и/или недвижимость, попали в освобождающий Перечень.
  • Те субъекты, которые получили военное освобождение от платы за землю и налога на недвижимость, могут в 2023 году уточнить (уменьшить) налог начиная с 1 марта 2022.
  • Если кто-то уточнил плату за землю и налог на недвижимость из-за военного освобождения в 2022 году и его территория попала в Перечень, то на этом можно забыть о 2022 годе.
  • Тем, кто поспешил уточнить плату за землю и налог на недвижимость из-за военного освобождения, но их территория не попала под освобождение, придется доначислить налог. Хорошо, чтобы без самоштрафа и пени.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше