Темы статей
Выбрать темы

Акт камералки за несвоевременную уплату налогов почти через год: это правомерно?

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоговики послали акт камеральной проверки от 18.05.2023, в котором указано, что предприятие просрочило срок уплаты налоговых обязательств по НДС за июнь 2022 года. Должно было уплатить 01.08.2022, а уплатило 02.08.2022. Причина опоздания уплаты заключается в том, что 1 августа утром был обстрел той части населенного пункта, где находится предприятие. Поэтому целый день на предприятии не было ни света, ни Интернета. Имела ли право налоговая послать акт камеральной проверки почти через год? И может ли предприятие в этом случае избежать ответственности?

Суть нарушения. В вопросе говорится о том, что налоговики во время камеральной проверки выявили несвоевременную уплату налоговых обязательств по НДС за июнь 2022 года. Потому прежде всего следует выяснить, было ли вообще нарушение.

По общим правилам уплатить НДС за отчетный месяц (например, июнь 2022 года) плательщик НДС должен в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока для подачи НДС-декларации. Такую декларацию подают в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Следовательно, за июнь 2022 года уплатить сумму НДС, отраженную в июньской декларации по НДС, следовало не позже 30 июля 2022. В то же время 30 июля в 2022-м приходится на субботу (выходной день). А потому здесь включается правило празднично-выходного переноса уплаты налогов из п. 57.1 НКУ. То есть в вашем случае уплатить сумму НДС можно было не позже 01.08.2022 (понедельник).

Если вы этого не сделали, то вам угрожает штраф согласно п. 124.1 НКУ. Размер штрафа зависит от срока задержки уплаты:

5 % погашенной суммы налогового долга — при задержке до 30 календарных дней включительно;

10 % погашенной суммы налогового долга — при задержке больше 30 календарных дней.

И только если нарушение срока уплаты будет совершено умышленно, то могут применить штраф в размере 25 % от суммы неуплаченного (несвоевременно уплаченного) денежного обязательства. Кстати, на практике налоговики в большинстве случаев пытаются трактовать ситуацию именно как умышленное нарушение. Даже тогда, когда для этого нет соответствующих оснований (см., например, постановление Второго апелляционного админсуда от 13.12.2021 по делу № 520/11668/21). Хотя Верховный Суд призывает суды других инстанций быть внимательными в установлении умысла в отношении нарушения сроков уплаты обязательств по декларациям, потому что не всегда умысел отсутствует (см. постановление ВС от 16.03.2023 по делу № 600/747/22-а).

Подробно о штрафах читайте в «Несвоевременная уплата налогов: что за это будет» // «Налоги & бухучет», 2022, № 82 (ср. ).

Законен ли акт проверки, составленный через год? В этой ситуации налоговики уложились в установленные НКУ сроки. Почему?

У нас есть два вида сроков проведения камеральной проверки (п. 76.3 НКУ):

1) в отношении деклараций и уточняющих расчетов (включая вопросы своевременности их подачи);

2) по другим вопросам.

Если мы говорим о п. 1, то по общему правилу камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть проведена только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи, а если такие документы были предоставлены позже, — за днем их фактической подачи (п. 76.3 НКУ).

А в военное время согласно п.п. 69.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ камеральные проверки некоторой отчетности проводятся в спецсрок. А именно камеральные проверки отчетности, поданной за

февраль, март, апрель, май 2022 года — начинаются на следующий день после 20.07.2022 и завершаются не позже 20.09.2022;

июнь, июль 2022 года — начинаются на следующий день после 20.08.2022 и завершаются не позже 20.10.2022.

Если же мы говорим о п. 2 (в отношении других вопросов), то срок для проведения проверки определяется исходя из ст. 102 НКУ. То есть опять же по общему правилу — 1095 дней. А на период военного положения, напомним, эти сроки вообще были приостановлены (см. статью «Военная приостановка сроков исковой давности» // «Налоги & бухучет», 2023, № 29). Поэтому по другим вопросам камеральную проверку можно проводить в сроки, больше чем сроки, установленные в ст. 102 НКУ.

Подытоживая, имеем следующую картину. Если бы речь шла о нарушении срока подачи НДС-декларации за июнь, то, чтобы привлечь плательщика к ответственности, акт камеральной проверки должен был быть оформлен не позже 20.10.2022. Потому если бы акт проверки был датирован 18.05.2023, то выводы такого акта можно было бы обжаловать на предмет отмены из-за нарушения сроков, выделенных на проведение камеральной проверки.

Но, к сожалению, в нашем случае речь идет о штрафе за несвоевременную уплату НДС. То есть проверить факт нарушения срока уплаты налога фискалы в мирное время могут в течение 1095 дней, следующих за днем предельного срока уплаты НДС. Это подтверждают и суды (см. постановление ВС от 28.07.2021 по делу № 320/356/19). А с учетом «военной» приостановки и позже срока, установлено в ст. 102 НКУ (то есть 1095 дней + срок приостановки из-за ВП/карантина).

Можно ли избежать штрафа? По идее, в вашем случае отбиться от штрафа можно. Ведь предприятие не виновато в том, что ему не удалось своевременно уплатить средства в бюджет из-за обстрелов рашистов, которые привели к отключению света и Интернета.

В целом существует два способа отмены штрафов (см. также «Без света: что с отчетностью, налогами и налоговыми накладными?» // «Налоги & бухучет», 2022, № 91).

Вариант 1. Можно попробовать опираться на требования военного п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. По нормам этого подпункта

плательщик налога, который из-за войны (в том числе из-за обстрела) не смог исполнить налоговую обязанность, может ее выполнить после того, как у него появится такая возможность

Если она появится до окончания ВП, то исполнить обязанность без штрафа следует в течение 60 календарных дней.

Но, чтобы воспользоваться этим вариантом освобождения от штрафа, предприятию следует доказать отсутствие возможности исполнить в военное время налоговую обязанность. Для этого в налоговую следует подать документы, которые подтверждают отсутствие возможности. Перечень таких документов и вообще порядок подтверждения отсутствия возможности исполнить налоговую обязанность прописаны в Порядке № 225*.

* Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения плательщиком налогов обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, утвержденный приказом Министерства финансов Украины от 29.07.2022 № 225.

По этому Порядку, чтобы доказать отсутствие возможности, следовало обратиться в «свою» налоговую с заявлением о невозможности исполнять свои налоговые обязанности и подтверждающими документами. Срок: во время выполнения одной из налоговых обязанностей (например, вместе с уплатой налогов). Однако это нужно сделать не позже истечения 60 календарных дней. Этот срок отсчитывают с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором восстановилась возможность исполнять налоговые обязанности.

Вариант 2. Отбиваться от штрафов можно исходя из требований п.п. 112.8.9 НКУ. В нем сказано, что налогоплательщика освобождают от ответственности, если нарушение было совершено вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Отключение света из-за обстрела рашистами вашего населенного пункта можно рассматривать как форс-мажор

Но, чтобы воспользоваться этим освобождением, вам следует доказать тот факт, что из-за обстрела на вашем предприятии не было света и это стало причиной неуплаты налога.

Для этого вам следует обратиться к Торгово-промышленной палате (ТПП) для получения сертификата, который подтверждает наступление такого форс-мажора на вашем предприятии. Кроме того, будет не лишним раздобыть информацию и из других источников об обесточивании вашего района из-за обстрелов. Например, можно отыскать информацию из СМИ, которые подтверждают обесточивание именно района, где находится предприятие, или получить такое заключение от вашего поставщика электроэнергии и Интернета, что в такой-то день ваш район был обесточен и в нем не было Интернет-соединения.

Если у вас будет заключение ТПП и другие доказательства, которые подтверждают отсутствие связи и света, то остается только написать отрицание к полученному акту от фискалов со ссылкой на сертификат и другие доказательства, подтверждающие тот факт, что несвоевременная уплата НДС вызвана форс-мажором.

Какой вариант выбрать? На наш взгляд, для вашей ситуации подойдет именно второй вариант. Первый вариант для вашего случая не подходит по временному признаку. Ведь, по большому счету, возможность исполнить обязанность у вас появилась еще в августе 2022. Потому вы уже давно должны были бы подтвердить тот факт, что именно 01.08.2022 у вас не было возможности уплатить налог. И налоговики, увидев уплату налога 02.08.2022, вас к ответственности точно бы не привлекли.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с лицензионным договором и договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше