Бонусы — облагают НДС. Позиция фискалов уже довольно долго остается неизменной. Налоговики традиционно, не вникая в суть договоров (за что происходят выплаты — реальное предоставление услуг или же как премия (вознаграждение) за достижение определенных показателей: выполнение объема закупок, их систематичность, полноту и своевременность расчетов и т. п.) считают, что любые бонусы (выплачиваемые премии, вознаграждения и другие поощрения) направлены на стимулирование сбыта продукции и потому являются оплатой маркетинговых услуг (п.п. 14.1.108 НКУ). Поэтому, по мнению фискалов:
— получатель бонусов с такого вознаграждения за оказанные маркетинговые услуги должен начислить НДС (БЗ 101.04; письма ГНСУ от 27.01.2023 № 192/ІПК/99-00-21-03-02-06, от 23.10.2021 № 4042/ІПК/99-00-21-03-02-06, от 11.02.2020 № 525/6/99-00-07-03-02-06/ІПК, от 21.10.2019 № 909/ІПК/99-00-07-03-02-15/ІПК; письма ГФСУ от 28.09.2018 № 4235/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, от 10.08.2017 № 1564/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). При этом в налоговой накладной (НН), составляемой на бонусы, в услужной гр. 3.3 нужно указать код маркетинговых услуг (письмо ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 03.08.2017 № 1465/ІПК/04-36-12-01-16). Это может быть, к примеру, код 73.20 «Послуги щодо досліджування ринку та визначання громадської думки». А
— плательщик бонусов (продавец, выступающий одновременно получателем-заказчиком маркетинговых услуг) на основании НН, зарегистрированной покупателем, может отразить налоговый кредит (письма ГНСУ от 27.01.2023 № 192/ІПК/99-00-21-03-02-06, от 27.10.2021 № 4111/ІПК/99-00-21-03-02-06; письма ГФСУ от 13.10.2017 № 2231/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, от 25.02.2016 № 4164/6/99-99-19-03-02-15).