Темы статей
Выбрать темы

Норматив трудоустройства лиц с инвалидностью

Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Каждый раз, получая от законодателей какие-то улучшения, начинаешь искать, где «подступ» и откуда может «прилететь»? Нет, это не психическое проявление тревоги, это — опыт. Вот и отмену подачи отчетности о выполнении норматива трудоустройства лиц с инвалидностью большинство работодателей восприняли настороженно. Оно и поняло. Норматив-то остался. Как оно где-то там за спиной считаться? А как показала практика, считается не всегда хорошо.

Расчет

Норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью установлен для предприятий и физических лиц, которые используют наемный труд, ст. 19 Закона № 875*. Его размер составляет 4 % среднеучетного количества штатных работников учетного состава (далее — СКШР) за год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве 1 рабочего места.

* Закон Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» от 21.03.91 № 875-XII.

Расчет норматива вышеуказанные работодатели осуществляют самостоятельно!

В выполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью засчитывают лица с инвалидностью, которые трудоустроены по основному месту работы

Если у работодателя есть рабочие места для лиц с инвалидностью, однако они не заполнены, такой работодатель должен обратиться в государственную службу и предоставить ей информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью (см. ч. 3 ст. 18 Закона № 875). Форма для предоставления этой информации (форма № 3-ПН) утверждена приказом Минэкономики от 12.04.2022 № 827-22. О форме читайте в статье «Ищем работников по новой форме № 3-ПН» // «Налоги & бухучет», 2022, № 47.

А теперь самое интересное. Наши законотворцы решили, что нечего гонять работодателей с отчетностью о выполнении норматива. Все необходимые данные для его расчета и расчета возможных административно-хозяйственных санкций (АХС) за невыполнение норматива можно получить из Объединенного отчета. Поэтому соответствующие изменения были внесены в Закон № 875. И вот впервые расчет норматива трудоустройства лиц с инвалидностью и проверка его выполнения в 2022 году проведены без участия работодателей.

Как оно работает, кто кому что передает, кто считает норматив и принимает решение о наложении АХС, а главное, где те АХС искать? Сейчас об этом поговорим.

Кто, что, кому?

Все начинается с работодателей. Они формируют и подают Объединенную отчетность, где, среди прочего, указывают в заглавной части Налогового расчета показатели, которые интересны Фонду социальной защиты лиц с инвалидностью (далее — Фонд лиц с инвалидностью), а именно о численности работников на предприятии, а в Д1 суммы выплат, которые входят в фонд оплаты труда. После принятия отчетности эти сведения попадают в реестр застрахованных лиц Госреестра общеобязательного государственного соцстрахования (далее — реестр застрахованных лиц).

Дальше ПФУ делает выборку и предоставляет Фонду лиц с инвалидностью информацию:

1) о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью;

2) необходимую для вычисления количества рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью работодателями в соответствии с нормативом.

Заметим, что в ст. 19 Закона № 875 указано, что ПФУ должен также информировать Фонд лиц с инвалидностью о создании работодателями рабочих мест для лиц с инвалидностью. Однако теперь ПФУ не владеет информацией о рабочих местах, которые созданы для трудоустройства лиц с инвалидностью и не заняты ими (то есть вакантные рабочие места). Пенсионный фонд может проинформировать только о новых рабочих местах, на которые было трудоустроено лицо с инвалидностью.

Вышеуказанную информацию ПФУ предоставляет Фонду лиц с инвалидностью в соответствии с Порядком № 14-2* в электронной форме ежеквартально до 25-го числа второго месяца, следующего за отчетным кварталом, нарастающим итогом.

* Порядок предоставления Пенсионным фондом Украины Фонду социальной защиты лиц с инвалидностью информации из реестра застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденный постановлением правления ПФУ от 10.03.2023 № 14-2.

Информация из реестра застрахованных лиц, который предоставляет ПФУ, содержит сведения, актуальные на дату и время ее формирования

А если впоследствии такая информация изменяется, например, в связи с исправлением работодателем допущенной ошибки? Вопрос интересен, особенно учитывая то, что Порядком № 14-2 не предусмотрено механизма переподачи Пенсионным фондом ранее поданной информации.

Что касается самой информации, то кроме сведений о работодателе, ПФУ передает Фонду лиц с инвалидностью информацию о:

— фонде оплаты труда застрахованных лиц. Обратите внимание, что вознаграждение по гражданско-правовым договорам, больничные, пособие по беременности и родам сюда попадать не должны;

— учетном количестве штатных работников в отчетном периоде (строка 104 заглавной части Налогового расчета);

— СКШР в отчетном периоде (строка 101 заглавной части Налогового расчета);

— количестве лиц с инвалидностью в отчетном периоде (строка 102 заглавной части Налогового расчета);

— количестве лиц с инвалидностью, которые имеют признак нового рабочего места.

Полученная от ПФУ информация, которая содержит признаки невыполнения норматива для лиц с инвалидностью, является основанием для проведения проверки предприятия Гоструда.

Если норматив не выполнен работодателем,

Фонд лиц с инвалидностью создает Расчет сумм АХС, которые подлежат уплате в связи с невыполнением норматива за предыдущий год, и передает его ПФУ

Форма такого Расчета приведена в приложении к Порядку послания расчета.., утвержденному постановлением правления ПФУ от 10.03.2023 № 14-1 и по внешнему виду напоминает Отчет о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью (форма № 10-ПОІ), который подавался работодателями за отчетные периоды до 2022 года.

Получив такой Расчет, Пенсионный фонд размещает информацию о сумме АХС в электронном кабинете работодателя на веб-портале электронных услуг ПФУ.

Проверьте информацию о наличии АХС в электронном кабинете страхователя на портале ПФУ в разделе «Документы» — вкладка «Административно-хозяйственные санкции»

Кроме того, работодателю посылается Расчет в виде файла формата .p7s, который должен содержать квалифицированную электронную подпись руководителя Фонда лиц с инвалидностью.

Вы получили Расчет счастья и не понимаете, что это за сумма в нем? Рассказываем.

АХС: как считают?

Сумма АХС за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью зависит от показателя СКШР за год. Так, сумма АХС для работодателей, у которых работает:

— 26 человек и больше, равна произведению показателей средней годовой зарплаты штатного работника и количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства лиц с инвалидностью и не занятых ими;

— от 16 до 25 человек, — сумме средней годовой зарплаты штатного работника;

— от 8 до 15 человек, — 0,5 от суммы средней годовой зарплаты штатного работника.

Среднюю годовую зарплату штатного работника находят, разделив фонд оплаты труда штатных работников на СКШР учетного состава за соответствующий год.

Внимание, ФЛП!

Предприниматель-работодатель, которому установлена инвалидность, имеет право зачесть себя в выполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью

Это прямо указано в примечании к Расчету сумм АХС. Поэтому, если вашего ФЛП с инвалидностью не учли (а на практике такие случаи есть), обратитесь к Фонду лиц с инвалидностью.

Еще такой момент. Как и раньше, АХС за невыполнение норматива не налагаются на предприятия, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов. Это прямо предусмотрено ч. 1 ст. 20 Закона № 875.

Также раньше Фонд лиц с инвалидностью приходил к заключению, что от уплаты АХС освобождены неприбыльные организации (см. письма от 26.04.2007 № 1/5-375 и от 06.07.2007 № 1/6-313).

С основными моментами разобрались. Теперь поговорим о сроках.

Сроки уплаты АХС

В соответствии с предписаниями Закона № 875 Фонд лиц с инвалидностью ежегодно до 10 марта должен послать расчет сумм АХС работодателям, которые не выполнили норматив. Уплатить эти АХС работодатели должны в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива.

В свою очередь, нарушение сроков уплаты АХС влечет за собой начисление пени. Ее исчисляют исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

Пример расчета пени приведен в Порядке начисления пени и ее уплаты, утвержденном приказом Минтруда от 15.05.2007 № 223. Так, если учетная ставка НБУ равна 25,0 % (с 28.04.2023 действует учетная ставка НБУ 25,0 % годовых), то однодневный размер пени составит:

25 % х 120 % : 100 % : 365 к. дн. = 0,08 %,

где 365 — количество календарных дней в 2023 году.

Такой однодневный размер пени умножаете на сумму задолженности по АХС и находите сумму пени за один день просрочки выполнения обязательства.

Например, АХС равна 80400 грн. Тогда каждый день существования долга будет стоить работодателю 80400 грн х 0,08 % : 100 % = 64,32 грн.

Начисление пени осуществляется со следующего дня предельного срока уплаты АХС по день уплаты включительно (то есть с 16 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива).

Однако в этом году информация о наличии АХС начала появляться в электронных кабинетах работодателей на портале ПФУ уже в последние дни, отведенные для уплаты АХС. Более того, многие работодатели получили эту информацию 16, 17 апреля, то есть уже после завершения срока для уплаты АХС. В результате возможности уплатить АХС своевременно и без начисления пени у них не было.

Да и сами реквизиты для уплаты АХС появились на сайте Фонда лиц с инвалидностью в последний момент — 14 апреля 2023 года (см. Реквизиты для уплаты административно-хозяйственных санкций и/или пени).

Сроки применения санкций

Если работодатель не уплачивает санкцию добровольно, то Фонд лиц с инвалидностью может взыскать ее в судебном порядке. При неблагоприятном для предприятия решении суда взыскание на его имущество будет обращено в принудительном порядке (см. ч. 5 и 10 ст. 20 Закона № 875).

Считаем, что обратиться в административный суд Фонд должен успеть в трехмесячный срок (см. ч. 2 ст. 122 КАСУ). Аналогичный вывод звучит в постановлениях Шестого апелляционного административного суда от 20.03.2019 по делу № 810/4619/18, от 02.04.2019 по делу № 810/4613/18 (ср. ).

Трехмесячный срок исчисляется со дня возникновения оснований, которые дают право на предъявление определенных законом требований. То есть в случае неуплаты санкции за 2023 год Фонд может обратиться в административный суд в течение трех месяцев, начиная с 16 апреля 2023 года. Причем, принимая во внимание, что 16 июля 2023 года является выходным днем, то с учетом предписаний ч. 6 ст. 120 КАСУ,

трехмесячный срок обращения Фонда лиц с инвалидностью в суд заканчивается 17 июля 2023 года

Если до 17 июля 2023 года он этого не сделает, то взыскать с работодателя неуплаченные в срок АХС уже не получится (конечно, при отсутствии уважительных причин пропуска срока обращения в суд).

Внимание! Не путайте сроки взыскания АХС со сроками их применения из ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины. Сроки давности при применении АХС за невыполнение норматива в этой ситуации не работают (ч. 4 ст. 20 Закона № 875). То есть применить АХС контролеры могут когда угодно, а вот взыскать через суд — только с учетом сроков, установленных в ст. 122 КАСУ.

Административный штраф

Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, которое использует наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью влечет за собой наложение штрафа от 170 до 340 грн (ч. 2 ст. 1881 КУоАП).

Решение о наложении административного штрафа на виновные лица предприятия (ФЛП) по ст. 1881 КУоАП выносит суд на основании протокола об административном правонарушении, составленного Гоструда. Важно! Указанный

админштраф «светит» только в том случае, если норматив не был выполнен и АХС не были уплачены или уплачены с нарушением сроков, установленных ст. 20 Закона № 875

Если же работодатель своевременно уплатил АХС (а инвалидов так и не трудоустроил), то штраф по ст. 1881 КУоАП налагаться не должен. В этом случае считается, что такой работодатель выполнил требования ст. 20 Закона № 875.

Прибавим, что неуплата санкций, на наш взгляд, относится к длящимся правонарушениям. Поэтому административный штраф за такие нарушения может быть наложен в срок не позже чем через 3 месяца со дня выявления нарушения (ч. 2 ст. 38 КУоАП).

Так платить или не платить?

Вы видите в электронном кабинете страхователя АХС за невыполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью. Платить или нет? Ответ на этот вопрос каждый работодатель должен дать сам. Мы же приведем несколько советов в зависимости от возможной ситуации.

Стоит напомнить, что рассматривая дела, суды сходятся в том, что

АХС не могут применяться к работодателю, который принял все зависящие от него меры по трудоустройству лиц с инвалидностью на созданные им рабочие места

(см., например, постановление Верховного Суда от 25.07.2022 по делу № 160/4187/19, постановление Второго апелляционного админсуда от 27.04.2023 по делу № 480/3993/22).

Что имеется в виду под этими «мерами»? Что работодатель:

1) создал (выделил) рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью в пределах норматива;

2) проинформировал центр занятости о наличии вакансий, на которые он готов трудоустроить лица с инвалидностью, то есть подал информацию по форме № 3-ПН с отметкой, что хочет трудоустроить именно лицо с инвалидностью.

И если центр занятости не направил нужное количество лиц с инвалидностью или направил, но они отказались от предложенной работы или эта работа им была противопоказана согласно заключениям МСЭК, то вины предприятия в невыполнении норматива нет (и АХС к нему применяться не должны). Однако, конечно, в таком случае следует сразу готовиться защищать свою позицию в суде.

Вы не заморачивались с формой № 3-ПН? Тогда рассматриваем возможные варианты дальше.

Расчет правильный. Если предприятие действительно не выполнило норматив трудоустройства лиц с инвалидностью и вы согласны с Расчетом сумм АХС, то самый дешевый вариант — выполнить требования Закона № 875 и уплатить эти АХС + пеню (при наличии).

Работодатели-отчаюги также могут принять решение не платить ничего в надежде на то, что Фонд лиц с инвалидностью пропустит трехмесячный срок обращения в суд. Однако здесь следует понимать, что если не пропустит и суд станет на сторону Фонда, то сумма долга будет больше за счет увеличения суммы пени.

Расчет ошибочный. Ошибки работодателей в показателях количества работников, суммах, которые входят в фонд оплаты труда, или и ошибки самого Фонда лиц с инвалидностью (как неучет ФЛП-работодателя с инвалидностью в выполнение норматива) могут привести к тому, что работодатель получит ошибочный расчет АХС.

Что касается ФЛП, то Фонды знают об этой проблеме и обещают исправиться. Однако, конечно, о неучете следует сообщить Фонду лиц с инвалидностью, а не ожидать, что оно как-то само собой решится.

Что касается ошибок в отчетности, то теперь нет проблем только с исправлением ошибок в базе начисления ЕСВ и, соответственно, в сумме фонда оплаты труда. А вот исправить показатели в отношении общей численности работников и количества работников, которым установлена инвалидность, теперь невозможно. Причина — в механизме исправления ошибок, который прописан в п. 8 разд. V Порядка заполнения и подачи налоговыми агентами Налогового расчета.., утвержденного приказом Минфина от 13.01.2015 № 4. В нем указано: для проведения корректировок налогоплательщику необходимо сформировать и подать Расчет с типом «Отчетный новый» или «Уточняющий», в заглавной части которого следует заполнить строки 01 — 06. А вот остальные строки заглавной части, в том числе и количественные строки 10 (101 — 110), программное обеспечение откорректировать не дает.

Как быть, если ошибка именно в количественных строках? Рекомендуем в таком случае начинать контактировать с ПФУ и Фондом.

ПФУ посылаем запрос. Можно с помощью электронного кабинета страхователя на портале ПФУ (раздел «Коммуникации с ПФУ» — «Обращение»). Описываем ситуацию и просим предоставить разъяснение, каким образом можно исправить ошибки, допущенные в заполнении соответствующих количественных строк заглавной части Налогового расчета. Аргументируем свою позицию обязанностью исправить ошибки, допущенные в поданном ранее Налоговом расчете, в соответствии с п. 50.1 НКУ.

До подачи запроса в ПФУ можно попробовать сформировать уточняющий Расчет с заглавной частью. Заполнить количественные строки заглавной части и, отключив автопроверку, подписать и подать Расчет. Скорее всего, вы получите квитанцию 2 с отказом. Однако она будет доказательством, что работодатель пытался исправиться. Копию квитанции прилагаете к запросу ПФУ. Если не получается отправить Расчет, делаете скриншот экрана с ошибкой, которая делает невозможной подачу исправляющей отчетности с заполненными строками 10. Все это прилагаете к запросу.

Параллельно посылаете письмо-отрицание Фонду лиц с инвалидностью, в котором также описываете ситуацию, в которой оказалось предприятие. К письму прилагаем копии справок МСЭК, удостоверений лиц с инвалидностью и расчеты за 2022 год СКШР всего и СКШР с инвалидностью. Также не лишним будет приложить копии докладных/объяснительных записок лиц, которые допустили ошибки в расчете указанных показателей.

Конечно, это все займет время. И не факт, что дело не дойдет до суда. Если не вы, то Фонд лиц с инвалидностью должен обратиться к нему для взыскания долга.

И здесь вполне понятно возникает вопрос: может уплатить АХС, чтобы пеня не накапливалась, а дальше уже разбираться с Фондом? Если вы планируете идти до конца, то не рекомендуем так делать. Если дело дойдет до суда, то он может расценить уплату АХС работодателем как признание своей вины в невыполнении норматива. Хотя здесь есть и более радикальный вариант — идти сразу в суд и обжаловать действия Фонда. Вместе с иском подавать ходатайство о приостановке выполнения Решения в рамках процедуры обеспечения иска (гл. 10 разд. І КАСУ).

Выводы

  • Норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью составляет 4 % СКШР учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве 1 рабочего места.
  • Расчет норматива и АХС за его невыполнение по итогам 2022 года проведен Фондом лиц с инвалидности без участия работодателей.
  • В случае невыполнения норматива информация о наличии АХС будет указана в электронном кабинете страхователя на портале ПФУ в разделе «Документы» — вкладка «Административно-хозяйственные санкции».
  • В этом году многие работодатели получили информацию о наличии АХС после завершения срока для уплаты АХС. В результате возможности уплатить АХС своевременно и без начисления пени у них не было.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше