Право на НК в общем случае
По требованиям п. 198.1 НКУ в НК относят суммы НДС, уплаченные/начисленные, в частности, в случае осуществления операций по приобретению товаров и услуг. При этом начисление НК осуществляется независимо от того, начали ли такие товары/услуги использоваться в налогооблагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности плательщика в течение отчетного периода. Так же не имеет значения, осуществлял ли НДС-плательщик налогооблагаемые операции в течение такого отчетного периода. Поэтому НК формируют по любым приобретениям независимо от направления их использования. Однако такое
право на отражение НК должна подтверждать, в частности, зарегистрированная в ЕРНН налоговая накладная (п. 198.6 НКУ)
С 01.01.2022 по общему правилу предельный срок отражения НК по НН составляет 365 календарных дней с даты ее составления (п. 198.6 НКУ).
Но! В течение всего времени действия военной приостановки сроков (период с 24.02.2022 по 31.07.2023 включительно) течение этого 365-дневного срока приостанавливалось (п.п. 69.9 подразд. 10 разд. XX НКУ). Однако с 01.08.2023 течение этого НК-срока возобновилось. Поэтому, по сути, из-за приостановки сроков течение 365 дней на период с 24.02.2022 по 31.07.2023 (включительно) замораживалось и продолжилось с 01.08.2023. О том, как с учетом приостановки сроков рассчитать предельную дату отражения НК, см. в статье «Возобновление сроков с 01.08.2023: определяемся с максимальным сроком регистрации НН и отражения НК» // «Налоги & бухучет», 2023, № 64.
Следовательно, в нашем случае срок на включение НН в состав НК (365 дней) еще не истек. И на первый взгляд, если НН зарегистрирована в ЕРНН, то ее можно беспрепятственно включить в НК в ноябре 2023 года.
Впрочем в отношении соглашения с контрагентом, место регистрации которого — временно оккупированная территория (ВОТ), могут быть вопросы.
Проблематичность НК по НН контрагента из ВОТ
По факту, осуществление хозяйственной деятельности с местонахождением на ВОТ является незаконным. На это прямо указывает ч. 2 ст. 13 Закона № 1207*. По ее требованиям:
1) осуществление хозяйственной деятельности юрлицами, ФЛП и физлицами, которые осуществляют независимую профдеятельность, местонахождением (местожительством) которых является ВОТ, позволяется исключительно после изменения их налогового адреса на другую территорию Украины;
2) сделка, стороной которой является хозсубъект, местонахождением (местожительством) которого является ВОТ, считается ничтожной. На такие сделки не распространяется действие положения абзаца второго ч. 2 ст. 215 ГКУ. То есть ничтожной — значит недействительной в силу закона, автоматически.
Следовательно, Закон № 1207 прямо запрещает осуществлять хоздеятельность до момента перерегистрации лица на подконтрольной территории Украины. При этом заметьте:
речь идет не о запрете хозяйственной деятельности именно на ВОТ, а о деятельности юрлица где угодно!
О каких конкретно ВОТ идет речь?
На наш взгляд, есть основания утверждать, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона № 1207 под запрет попадает деятельность лиц только с местонахождением на ВОТ, определенных пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 1207. То есть тех, кто зарегистрирован на территориях, которые стали ВОТ еще до введения военного положения. А именно — АР Крым, г. Севастополь и отдельные территории Украины, которые входят в состав Донецкой и Луганской областей (то есть признаны ВОТ с 20.02.2014 и с 07.04.2014 соответственно).
Что касается территорий, признанных ВОТ в условиях действия военного положения (после 24.02.2022), то о них речь идет в п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона № 1207. Дату начала и дату завершения временной оккупации таких территорий определяют в установленном Кабмином порядке (ч. 3 ст. 1 Закона № 1207). То есть — по Перечню территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденному приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309. Однако
налоговики считают, что под ограничение попадают любые ВОТ (см. БЗ 116.06). И настаивают, что осуществлять хоздеятельность позволяется исключительно после изменения налогового адреса на другую территорию Украины
То есть фискалы не принимают во внимание тонкости Закона № 1207 в отношении «сортировки» ВОТ на такие, которые оккупированы до начала военного положения и после введения военного положения (правовые требования к которым разные). А все ВОТ сбрасывают в одну кучу с применением к ним максимально неблагоприятных последствий.
Поэтому не исключаем, что налоговики могут выступать против увеличения НК по соглашению с вашим контрагентом. Ведь, скорее всего, будут считать его ничтожным.
О последствиях признания сделки ничтожной читайте в статье «Сделка недействительна: последствия» // «Налоги & бухучет», 2020, № 55 (ср. ). А о том, можно ли сейчас вести дела с ФЛП, местонахождением которых согласно ЕГР является ВОТ, см. в статье «Сотрудничество с ФЛП из оккупированной территории: вопросы налогообложения» // «Налоги & бухучет», 2023, № 77.
Выводы
- Срок на включение НН, датированной октябрем 2022 года, в состав НК (365 дней) еще не истек. И на первый взгляд, если НН зарегистрирована в ЕРНН, ее можно беспрепятственно включить в НК в ноябре 2023 года.
- Впрочем если местонахождением юрлица является территория, отнесенная к ВОТ, то налоговики, наверное, будут считать ничтожной сделку с таким субъектом независимо от того, приобрела эта территория статус ВОТ еще в 2014 году или уже после введения военного положения.