Темы статей
Выбрать темы

Особенности списания ГСМ в холода

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Холодное время года напряженное не только для людей, но и для техники. Расходы горючего значительно растут, ведь двигателям, агрегатам и устройствам в такую пору нужен прогрев, да и работать намного тяжелее. Дороги тоже часто скользкие и сложные, что тоже увеличивает топливные расходы… Поэтому в этом материале поговорим о проблемах применения повышенных норм расхода горючего в холодный период.

«Холодные» надбавки к нормам расхода горючего

Общее о нормах. Напомним, что Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 № 43 (далее — Нормы № 43), все так же остаются главным нормативом, который регулирует вопрос списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) на автотранспорте.

О (не)обязательности соблюдения, а также о разных деталях применения Норм № 43 мы подробно писали в статье «Нормы ГСМ: о главном» // «Налоги & бухучет», 2020, № 81.

Сегодня же обсудим особенности списания ГСМ в холодное время года (зимой и в прилегающие к ней осенне-весенние холодные времена).

В этом материале мы исходим из того, что положения Норм № 43 все-таки лучше соблюдать, чтобы иметь меньше проблем со списанием горючего с фискалами на проверках. Ведь последние постоянно настаивают на обязательности применения положений Норм № 43 плательщиками всех «ипостасей» и форм собственности.

Этим нормативом установлены базовые линейные нормы расхода горючего ряда автомобилей отечественного и импортного производства. Они приведены в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43.

Коэффициенты и надбавки. В нормах также предусмотрена «система нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации». Именно эти корректирующие «климатические» и т. п. коэффициенты нас больше всего сегодня интересуют.

Корректирующие коэффициенты могут быть как повышающими нормы расхода горючего (п. 3.1 Норм № 43), так и уменьшающими (п. 3.2 Норм № 43). Конечно, в отношении холодного времени года более актуальны именно повышающие коэффициенты. Потому что, как мы отметили в преамбуле, холодное время года и связанные с ней неблагоприятные температурно-дорожные факторы побуждают к повышенным расходам ГСМ.

Поэтому сгруппируем информацию об именно надбавках / повышающих коэффициентах, привязанных к холодному времени года, и случаях их применения, определенных в Нормах № 43. Это поможет вам лучше ориентироваться, в каких случаях, насколько и как можно увеличивать в холодный период базовые нормы расхода горючего.

«Холодные» надбавки к нормам (коэффициенты и применение)

Виды надбавок к нормам в холодный период (подпункт Норм № 43)

Коэффициенты надбавки к норме

Особенности применения

«Температурная» надбавка (п.п. 3.1.1.1)

От 0 °C (включительно) до -5 °C включительно — до 2 %;

ниже чем -5 °C и до -10 °C включительно — до 4 %;

ниже чем -10 °C и до -15 °C включительно — до 6 %;

ниже чем -15 °C и до -20 °C включительно — до 8 %;

ниже чем -20 °C и до -25 °C включительно — до 10 %;

ниже чем -25 °C — до 12 %.

Применяется в зависимости от фактической средней (для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в пределах определенного диапазона:

— по данным Укргидрометцентра,

других достоверных официальных источников или

— по результатам задокументированных собственных измерений.

Температура, которая берется в расчет, определяется как среднее значение температуры воздуха для определенного (утвержденного руководством предприятия) отчетного периода эксплуатации. Для всего автопарка или групп авто может быть установлен единый отчетный период, а в случае необходимости — индивидуальные отчетные периоды для каждого авто.

Для расчетов может браться значение среднесуточной температуры или, в случае потребности, средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер), или их комбинации (например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. п.), которая приходится на время эксплуатации техники.

В случае использования собственных измерений температуры руководство предприятия назначает ответственное лицо и организует постоянное ведение соответствующего журнала.

Если средняя дальность поездки в общем пробеге авто превышает 10 км, рекомендуется применять минимальное значение надбавки.

Подробнее — в Примечаниях 1 — 4 к п.п. 3.1.1.1

На пробег до первых 2 км

(п.п. 3.1.1.2)

Те же, что и в «температурной» надбавке

Фактически это — надбавка для разогрева и доведения двигателя до рабочей температуры.

Правила применения надбавки подобны «температурной». Но есть такие тонкости:

— условия эксплуатации, которые предусматривают перерыв перед началом движения (с выключенным двигателем в течение по меньшей мере 1 часа), должны быть задокументированы. В частности, ответственные лица должны сделать записи об этом в путевых листах или в других отчетных документах;

— надбавку добавляют к «температурной» только на пробег в пределах первых 2 км.

Эту надбавку советуют применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после длительного перерыва с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля

На тяжелые дорожные условия*

(пп. 3.1.7 и 3.1.8)

За пределами дорог общего пользования — до 50 %.

На дорогах общего пользования — до 35 %

Коэффициент применяется отдельно только к части маршрута с соответствующими условиями движения, которые должны быть должным образом задокументированы (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах).

Период использования соответствующей надбавки не больше 30 дней в году (суммарно)!

Кроме того, одновременное применение коэффициентов, предусмотренных пп. 3.1.7 и 3.1.8, запрещено!

На обогрев салона и стекла

(п.п. 3.1.13)

1. Встроенной системой обогрева (в зависимости от температуры воздуха): ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 0,5 %;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 1 %;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 1,5 %;

ниже чем -25 °C — до 2 %.

2. Автономным оборудованием**:

ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно — до 2 %;

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 4 %;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 6 %;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 8 %;

ниже чем -25 °C — до 10 %

Для всех автомобилей, кроме автобусов, значение этой надбавки корректируется в зависимости от рабочего объема двигателя путем умножения ее базового значения на условный коэффициент использования мощности двигателя КИМ, который равен КИМ = 2000 : Vр, где — рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах. Порядок применения коэффициента в зависимости от температуры воздуха такой же, как и порядок, определенный в п.п. 3.1.1.1 (в отношении «температурной» надбавки)

На случай простоя (пп. 3.4.3 и 3.4.4)

В случае длительных вынужденных простоев (обоснованных или в пробках) автомобилей с включенным двигателем в холодное время года — до 5 % на один час простоя

С возможной корректировкой в соответствии с текущими климатическими условиями путем добавления надбавки «на обогрев», указанной в п.п. 3.1.13 (из расчета в процентах от базовой линейной нормы на один час простоя)

Дополнительная норма на запуск авто, которые работают на газе***

(п.п. 3.4.5)

В зависимости от температуры воздуха:

+15 °C и выше — до 0,5 % (для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине);

ниже чем +15 °C до +5 °C включительно — до 1 % (для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине);

ниже чем +5 °C до -5 °C включительно — до 2 %;

ниже чем -5 °C и до -10 °C включительно — до 3 %;

ниже чем -10 °C и до -15 °C включительно — до 4 %;

ниже чем -15 °C — до 5 %

Эта норма не применяется во время эксплуатации таких авто на жидком топливе.

Норму дополнительного потребления горючего устанавливают только в случае запуска (запусков) двигателя на жидком топливе с дальнейшим переходом на газовое горючее. При этом факт осуществления такого запуска (запусков) должен быть зафиксирован в путевом листе и/или другом отчетном документе.

Конкретный объем дополнительного потребления горючего зависит от количества запусков двигателя в течение отчетного периода. Так, следует применять минимально возможные значения нормы в соответствии с фактическими потребностями и с учетом рекомендаций завода — производителя автомобиля или газобаллонного оборудования.

В то же время частые запуски двигателя после долговременных простоев (с выключенным двигателем) и поездки на короткие расстояния требуют применения большего значения надбавки

* В период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололедицы, паводков и других стихийных бедствий.

** При условии отсутствия в приложении Г к Нормам № 43 норм расхода горючего на работу указанного оборудования.

*** Во время эксплуатации таких автомобилей на жидком топливе эта надбавка не применяется.

Примечание. В отношении предельного размера коэффициентов — предлог «до» надо понимать и как «включительно» (п.п. 3.5.1 Норм № 43). То есть если коэффициент определен «до 5 %», надбавка может составить и ровно 5 %!

В случае применения одновременно нескольких корректирующих коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, который учитывает все соответствующие надбавки: KΣ = K1 + K2 +… + Кn (п. 3.3 Норм № 43)*.

* Уменьшающие коэффициенты подставляют в формулу со знаком «минус».

Помните, что согласно п.п. 3.5.2 Норм № 43

максимальные значения коэффициентов корректировки норм расхода топлива, указанных в п.п. 3.1, и норм расхода, указанных в пп. 1.3, 1.8, 3.4, отвечают предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации подвижного состава и не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их эксплуатации

Механизм повышения

Документальное. Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливаются руководителем предприятия и утверждаются приказом (распоряжением) по предприятию (п.п. 3.5.8 Норм № 43).

Поэтому необходимо разработать соответствующий распорядительный документ в отношении надбавок, которые применяются к нормам в холодное время года, и ввести его в действие с того времени, когда возникнет потребность (упадет температура воздуха). Основания для использования каждой из надбавок (в первую очередь — средней температуры воздуха) должны быть должным образом обоснованы и задокументованы — записями ответственных лиц в отчетных документах согласно порядку, утвержденному этим распорядительным документом (п. 3.4 Норм № 43).

Расчет норм. После того как необходимые «холодные» коэффициенты определены, обоснованы и установлены и утверждены руководителем, можно рассчитывать «холодные» нормы расхода горючего (с учетом всех повышений) по формуле из п. 4.1 Норм № 43:

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х KΣ),

где нормативный расход горючего, л (м3);

Hsбазовая линейная норма расхода горючего, л/100 км (м3/100 км);

Sпробег автомобиля, км.

Пример исчисления норм с учетом разных надбавок

Предприятие использует служебный автомобиль Skoda Octavia с объемом двигателя 1595 см3. Базовая линейная норма расхода горючего составляет 7,5 л/100 км.

По приказу руководителя установлен отчетный период — сутки. И корректирующие коэффициенты за такой период пересматриваются ежедневно согласно среднему значению температуры воздуха и другим критическим факторам.

«Температурная» (К1). Средняя температура воздуха за отчетные сутки составила -7 °C (согласно данным Укргидрометцентра), потому «температурная» надбавка установлена на уровне 4 %.

«На пробег до 2 км» (К2). Данные путевых листов свидетельствуют, что общее расстояние поездок за день составило 50 км. Из них три поездки были с перерывом между ними больше часа и на расстояние больше 2 км (что подтверждено данными путевого листа).

Ведем учет надбавки на «пробег до 2 км»:

3 х 2 : 50 х 4 % = 0,48 %.

«На обогрев салона» (К3). Система обогрева на этом авто — встроенная. Надбавка на обогрев салона установлена в размере 1 %.

Ведем учет ее размера:

КИМ = 1,254 (2000 : 1595 см3), поэтому размер надбавки составит: 1 % х 1,254 = 1,254 %.

«На тяжелые дорожные условия» (К4). 25 км из общих 50 км дневных поездок было в тяжелых условиях — по дорогам общего пользования, не расчищенным от снега (что подтверждено данными путевого листа).

Размер надбавки составит: (25 : 50) х 35 % = 17,5 %.

«На вынужденный простой» (К5). В течение дня было 1,5 часа вынужденного простоя авто с включенным двигателем (что подтверждено документально). С корректировкой на текущие климатические условия коэффициент на время простоя определен в размере 4 %.

Ведем учет надбавки 1,5 х 4 % = 6 %.

Суммарный коэффициент (KΣ). Теперь определим суммарный коэффициент «холодных» надбавок к базовой линейной норме:

KΣ = 4 % + 0,48 % + 1,254 % + 17,5 % + 6 % = 29,234 %.

Нормативный расход. Рассчитаем нормативный расход горючего по формуле из п. 4.1 Норм № 43:

= 0,01 х 7,5 х 50 х (1 + 0,01 х 29,234) = 4,85 л.

Итак, в нашем примере максимальная нормативный (плановый) расход горючего автомобилем Skoda Octavia за отчетные сутки составляет 4,85 л.

Списание

Списывают ГСМ на основании первичного документа, который содержит данные о пробеге автомобиля, используя при этом для контроля соответствующие нормы (в частности, с учетом «холодных» надбавок). Документом, который фиксирует фактический расход горючего, на практике и до сих пор остается путевой лист. Используют или его старую форму (хотя она и утратила силу), или собственный разработанную, в которой имеются все необходимые для первички обязательные реквизиты.

В путевом листе (и/или другом документе) необходимо указывать соответствующую дополнительную информацию, которая подтвердит применение конкретных надбавок (см. об этом также в письме Мининфраструктуры от 29.01.2018 № 900/25/10-18).

Списывают фактически израсходованные объемы горючего, составляя акт списания ГСМ.

Подробно о списании горючего, в том числе в случаях сверхнормативного расхода, читайте «Списание горючего: если факт превышает норму» // «Налоги & бухучет», 2023, № 33.

«Сезонные» нормы для спецтехники

Читатель нас спрашивал о нормах списания горючего для автопогрузчика и, в частности, в холодный период. Его предприятие желает разработать для автопогрузчика собственные нормы расхода горючего. Причем две: «теплую» и «холодную». И применять «холодную» с октября по март без ведения журнала учета температуры. Читателя интересует, возможно ли это?

Во-первых, напомним, что пакет вопросов о нормах для разной спецтехники мы рассматривали в материале «Нормы расхода горючего для особой и специальной техники: где их взять?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 33. Мы там отмечали, что для некоторых видов техники нормы расхода горючего официально разработаны и утверждены соответствующими компетентными органами. Кроме Норм № 43, предназначенных для автотранспорта, под которые наверняка автопогрузчик не подпадает, есть, в частности, нормы для:

техники в строительстве (автопогрузчики, трактора, тягачи и другие спецмашины), определенные в ДБН В.2.8-12-2000, которые утверждены приказом Госкомстроя от 12.01.2000 № 9;

— на работу дорожных машин и механизмов — в СОУ 42.1-37641918-094: 2017, утвержденном приказом Госавтодора от 22.09.2017 № 365*.

* Еще одним из источников норм расхода горючего для спецтехники могут быть справочники, разработанные разными научными учреждениями.

Во-вторых, если наш читатель не найдет там норму конкретно для своего или подобного типа автопогрузчика, он может разработать ее сам*. В первую очередь, для такой цели будут полезные «паспортные» нормы расхода горючего автопогрузчика. Они могут указываться и в техдокументации на соответствующее транспортное средство/технику. Их также можно запросить у производителя или поискать в других официальных источниках. В таких вопросах читатель может воспользоваться по аналогии положениями этих двух упомянутых (или еще каких-то специальных) нормативов и/или Норм № 43, в частности о корректировках норм и т. п.

* О самостоятельной разработке норм или с привлечением ГП «ГосавтотрансНИИпроект» на автомобильном транспорте см., в частности, в письме ГНСУ от 26.05.2021 № 2026/ІПК/99-00-21-02-02-06.

А эти

нормативы не предусматривают возможность использования норм двух таких типов («холодной» и «теплой»), там нормы «базовые линейные». Однако эти нормативы предусматривают корректировку норм расхода горючего в зависимости от внешней температуры воздуха

В частности, в п. 4.4 ДБН В.2.8-12-2000 установлено, что нормы расхода горючего повышаются при работе машин в холодное время года при постоянной среднесуточной температуре воздуха ниже 0 °С — до 5 %. Если наше предприятие не из сферы строительства, то этот норматив для него не обязателен. Однако мы бы советовали здесь пойти по аналогии (потому что там есть нормы и для погрузчиков) и найти или создать одну «базовую линейную» норму, которую повышать в зависимости от температуры воздуха на соответствующий коэффициент (например, на упомянутые 5 % или какой-то/какие-то другие — должным образом обоснованные и утвержденные приказом) в холодное время года. Поэтому мы бы не советовали избегать учета температуры, потому что от нее напрямую зависит и фактический расход горючего. При этом, как мы вспоминали выше, можно использовать данные Укргидрометцентра или т. п. официальных источников. То есть делать собственные измерения и вести журнал температур не обязательно.

В то же время поскольку горючее списывается «по факту» и вся его стоимость идет в расходы, то здесь негативные последствия могут быть только по НДС* (если нет признаков разворовывания горючего)…

* Фискалы сверхнормативные расходы считают «нехозяйственным» использованием горючего.

Выводы

  • Нормы № 43 предусматривают применение к базовым линейным нормам расхода горючего ряда надбавок через систему корректирующих коэффициентов. Они позволяют учитывать разные (климатические, дорожные и другие) сложности эксплуатации авто в холодное время года.
  • Конкретные величины коэффициентов и сроки их действия утверждаются приказом руководителя предприятия. Основания для использования каждой из надбавок (в первую очередь — средней температуры воздуха) должны быть должным образом обоснованы и задокументированы — записями ответственных лиц в отчетных документах (путевых листах и т. п.).
  • После того как необходимые «холодные» коэффициенты определены, обоснованы и установлены и утверждены руководителем, можно рассчитывать (с учетом всех повышений) «холодные» нормы расхода горючего по формуле из п. 4.1 Норм № 43.
  • Списывают ГСМ по факту на основании первичного документа, который содержит данные о пробеге автомобиля, используя при этом для контроля соответствующие нормы (в частности, с учетом «холодных» надбавок).
  • Нормы списания горючего для автопогрузчиков и другой спецтехники Нормы № 43 не устанавливают. Здесь можно поискать норму в специальных нормативах (ДБН В.2.8-12-2000, СОУ 42.1-37641918-094: 2017 и т. п.) или разработать норму самим, используя по аналогии положения упомянутых нормативов.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше