«Холодные» надбавки к нормам расхода горючего
Общее о нормах. Напомним, что Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 № 43 (далее — Нормы № 43), все так же остаются главным нормативом, который регулирует вопрос списания горюче-смазочных материалов (ГСМ) на автотранспорте.
О (не)обязательности соблюдения, а также о разных деталях применения Норм № 43 мы подробно писали в статье «Нормы ГСМ: о главном» // «Налоги & бухучет», 2020, № 81.
Сегодня же обсудим особенности списания ГСМ в холодное время года (зимой и в прилегающие к ней осенне-весенние холодные времена).
В этом материале мы исходим из того, что положения Норм № 43 все-таки лучше соблюдать, чтобы иметь меньше проблем со списанием горючего с фискалами на проверках. Ведь последние постоянно настаивают на обязательности применения положений Норм № 43 плательщиками всех «ипостасей» и форм собственности.
Этим нормативом установлены базовые линейные нормы расхода горючего ряда автомобилей отечественного и импортного производства. Они приведены в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43.
Коэффициенты и надбавки. В нормах также предусмотрена «система нормативов и корректирующих коэффициентов, которые позволяют учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации». Именно эти корректирующие «климатические» и т. п. коэффициенты нас больше всего сегодня интересуют.
Корректирующие коэффициенты могут быть как повышающими нормы расхода горючего (п. 3.1 Норм № 43), так и уменьшающими (п. 3.2 Норм № 43). Конечно, в отношении холодного времени года более актуальны именно повышающие коэффициенты. Потому что, как мы отметили в преамбуле, холодное время года и связанные с ней неблагоприятные температурно-дорожные факторы побуждают к повышенным расходам ГСМ.
Поэтому сгруппируем информацию об именно надбавках / повышающих коэффициентах, привязанных к холодному времени года, и случаях их применения, определенных в Нормах № 43. Это поможет вам лучше ориентироваться, в каких случаях, насколько и как можно увеличивать в холодный период базовые нормы расхода горючего.
«Холодные» надбавки к нормам (коэффициенты и применение)
Виды надбавок к нормам в холодный период (подпункт Норм № 43) | Коэффициенты надбавки к норме | Особенности применения |
«Температурная» надбавка (п.п. 3.1.1.1) | От 0 °C (включительно) до -5 °C включительно — до 2 %; ниже чем -5 °C и до -10 °C включительно — до 4 %; ниже чем -10 °C и до -15 °C включительно — до 6 %; ниже чем -15 °C и до -20 °C включительно — до 8 %; ниже чем -20 °C и до -25 °C включительно — до 10 %; ниже чем -25 °C — до 12 %. | Применяется в зависимости от фактической средней (для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в пределах определенного диапазона: — по данным Укргидрометцентра, — других достоверных официальных источников или — по результатам задокументированных собственных измерений. Температура, которая берется в расчет, определяется как среднее значение температуры воздуха для определенного (утвержденного руководством предприятия) отчетного периода эксплуатации. Для всего автопарка или групп авто может быть установлен единый отчетный период, а в случае необходимости — индивидуальные отчетные периоды для каждого авто. Для расчетов может браться значение среднесуточной температуры или, в случае потребности, средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер), или их комбинации (например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. п.), которая приходится на время эксплуатации техники. В случае использования собственных измерений температуры руководство предприятия назначает ответственное лицо и организует постоянное ведение соответствующего журнала. Если средняя дальность поездки в общем пробеге авто превышает 10 км, рекомендуется применять минимальное значение надбавки. Подробнее — в Примечаниях 1 — 4 к п.п. 3.1.1.1 |
На пробег до первых 2 км | Те же, что и в «температурной» надбавке | Фактически это — надбавка для разогрева и доведения двигателя до рабочей температуры. Правила применения надбавки подобны «температурной». Но есть такие тонкости: — условия эксплуатации, которые предусматривают перерыв перед началом движения (с выключенным двигателем в течение по меньшей мере 1 часа), должны быть задокументированы. В частности, ответственные лица должны сделать записи об этом в путевых листах или в других отчетных документах; — надбавку добавляют к «температурной» только на пробег в пределах первых 2 км. Эту надбавку советуют применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после длительного перерыва с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля |
На тяжелые дорожные условия* | За пределами дорог общего пользования — до 50 %. На дорогах общего пользования — до 35 % | Коэффициент применяется отдельно только к части маршрута с соответствующими условиями движения, которые должны быть должным образом задокументированы (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах). Период использования соответствующей надбавки не больше 30 дней в году (суммарно)! Кроме того, одновременное применение коэффициентов, предусмотренных пп. 3.1.7 и 3.1.8, запрещено! |
На обогрев салона и стекла | 1. Встроенной системой обогрева (в зависимости от температуры воздуха): ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 0,5 %; ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 1 %; ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 1,5 %; ниже чем -25 °C — до 2 %. 2. Автономным оборудованием**: ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно — до 2 %; ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 4 %; ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 6 %; ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 8 %; ниже чем -25 °C — до 10 % | Для всех автомобилей, кроме автобусов, значение этой надбавки корректируется в зависимости от рабочего объема двигателя путем умножения ее базового значения на условный коэффициент использования мощности двигателя КИМ, который равен КИМ = 2000 : Vр, где Vр — рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах. Порядок применения коэффициента в зависимости от температуры воздуха такой же, как и порядок, определенный в п.п. 3.1.1.1 (в отношении «температурной» надбавки) |
На случай простоя (пп. 3.4.3 и 3.4.4) | В случае длительных вынужденных простоев (обоснованных или в пробках) автомобилей с включенным двигателем в холодное время года — до 5 % на один час простоя | С возможной корректировкой в соответствии с текущими климатическими условиями путем добавления надбавки «на обогрев», указанной в п.п. 3.1.13 (из расчета в процентах от базовой линейной нормы на один час простоя) |
Дополнительная норма на запуск авто, которые работают на газе*** | В зависимости от температуры воздуха: +15 °C и выше — до 0,5 % (для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине); ниже чем +15 °C до +5 °C включительно — до 1 % (для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине); ниже чем +5 °C до -5 °C включительно — до 2 %; ниже чем -5 °C и до -10 °C включительно — до 3 %; ниже чем -10 °C и до -15 °C включительно — до 4 %; ниже чем -15 °C — до 5 % | Эта норма не применяется во время эксплуатации таких авто на жидком топливе. Норму дополнительного потребления горючего устанавливают только в случае запуска (запусков) двигателя на жидком топливе с дальнейшим переходом на газовое горючее. При этом факт осуществления такого запуска (запусков) должен быть зафиксирован в путевом листе и/или другом отчетном документе. Конкретный объем дополнительного потребления горючего зависит от количества запусков двигателя в течение отчетного периода. Так, следует применять минимально возможные значения нормы в соответствии с фактическими потребностями и с учетом рекомендаций завода — производителя автомобиля или газобаллонного оборудования. В то же время частые запуски двигателя после долговременных простоев (с выключенным двигателем) и поездки на короткие расстояния требуют применения большего значения надбавки |
* В период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололедицы, паводков и других стихийных бедствий. ** При условии отсутствия в приложении Г к Нормам № 43 норм расхода горючего на работу указанного оборудования. *** Во время эксплуатации таких автомобилей на жидком топливе эта надбавка не применяется. | ||
Примечание. В отношении предельного размера коэффициентов — предлог «до» надо понимать и как «включительно» (п.п. 3.5.1 Норм № 43). То есть если коэффициент определен «до 5 %», надбавка может составить и ровно 5 %! |
В случае применения одновременно нескольких корректирующих коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, который учитывает все соответствующие надбавки: KΣ = K1 + K2 +… + Кn (п. 3.3 Норм № 43)*.
* Уменьшающие коэффициенты подставляют в формулу со знаком «минус».
Помните, что согласно п.п. 3.5.2 Норм № 43
максимальные значения коэффициентов корректировки норм расхода топлива, указанных в п.п. 3.1, и норм расхода, указанных в пп. 1.3, 1.8, 3.4, отвечают предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации подвижного состава и не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их эксплуатации
Механизм повышения
Документальное. Конкретные величины коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливаются руководителем предприятия и утверждаются приказом (распоряжением) по предприятию (п.п. 3.5.8 Норм № 43).
Поэтому необходимо разработать соответствующий распорядительный документ в отношении надбавок, которые применяются к нормам в холодное время года, и ввести его в действие с того времени, когда возникнет потребность (упадет температура воздуха). Основания для использования каждой из надбавок (в первую очередь — средней температуры воздуха) должны быть должным образом обоснованы и задокументованы — записями ответственных лиц в отчетных документах согласно порядку, утвержденному этим распорядительным документом (п. 3.4 Норм № 43).
Расчет норм. После того как необходимые «холодные» коэффициенты определены, обоснованы и установлены и утверждены руководителем, можно рассчитывать «холодные» нормы расхода горючего (с учетом всех повышений) по формуле из п. 4.1 Норм № 43:
Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х KΣ),
где Qн — нормативный расход горючего, л (м3);
Hs — базовая линейная норма расхода горючего, л/100 км (м3/100 км);
S — пробег автомобиля, км.
Пример исчисления норм с учетом разных надбавок
Предприятие использует служебный автомобиль Skoda Octavia с объемом двигателя 1595 см3. Базовая линейная норма расхода горючего составляет 7,5 л/100 км.
По приказу руководителя установлен отчетный период — сутки. И корректирующие коэффициенты за такой период пересматриваются ежедневно согласно среднему значению температуры воздуха и другим критическим факторам.
«Температурная» (К1). Средняя температура воздуха за отчетные сутки составила -7 °C (согласно данным Укргидрометцентра), потому «температурная» надбавка установлена на уровне 4 %.
«На пробег до 2 км» (К2). Данные путевых листов свидетельствуют, что общее расстояние поездок за день составило 50 км. Из них три поездки были с перерывом между ними больше часа и на расстояние больше 2 км (что подтверждено данными путевого листа).
Ведем учет надбавки на «пробег до 2 км»:
3 х 2 : 50 х 4 % = 0,48 %.
«На обогрев салона» (К3). Система обогрева на этом авто — встроенная. Надбавка на обогрев салона установлена в размере 1 %.
Ведем учет ее размера:
КИМ = 1,254 (2000 : 1595 см3), поэтому размер надбавки составит: 1 % х 1,254 = 1,254 %.
«На тяжелые дорожные условия» (К4). 25 км из общих 50 км дневных поездок было в тяжелых условиях — по дорогам общего пользования, не расчищенным от снега (что подтверждено данными путевого листа).
Размер надбавки составит: (25 : 50) х 35 % = 17,5 %.
«На вынужденный простой» (К5). В течение дня было 1,5 часа вынужденного простоя авто с включенным двигателем (что подтверждено документально). С корректировкой на текущие климатические условия коэффициент на время простоя определен в размере 4 %.
Ведем учет надбавки 1,5 х 4 % = 6 %.
Суммарный коэффициент (KΣ). Теперь определим суммарный коэффициент «холодных» надбавок к базовой линейной норме:
KΣ = 4 % + 0,48 % + 1,254 % + 17,5 % + 6 % = 29,234 %.
Нормативный расход. Рассчитаем нормативный расход горючего по формуле из п. 4.1 Норм № 43:
Qн = 0,01 х 7,5 х 50 х (1 + 0,01 х 29,234) = 4,85 л.
Итак, в нашем примере максимальная нормативный (плановый) расход горючего автомобилем Skoda Octavia за отчетные сутки составляет 4,85 л.
Списание
Списывают ГСМ на основании первичного документа, который содержит данные о пробеге автомобиля, используя при этом для контроля соответствующие нормы (в частности, с учетом «холодных» надбавок). Документом, который фиксирует фактический расход горючего, на практике и до сих пор остается путевой лист. Используют или его старую форму (хотя она и утратила силу), или собственный разработанную, в которой имеются все необходимые для первички обязательные реквизиты.
В путевом листе (и/или другом документе) необходимо указывать соответствующую дополнительную информацию, которая подтвердит применение конкретных надбавок (см. об этом также в письме Мининфраструктуры от 29.01.2018 № 900/25/10-18).
Списывают фактически израсходованные объемы горючего, составляя акт списания ГСМ.
Подробно о списании горючего, в том числе в случаях сверхнормативного расхода, читайте «Списание горючего: если факт превышает норму» // «Налоги & бухучет», 2023, № 33.
«Сезонные» нормы для спецтехники
Читатель нас спрашивал о нормах списания горючего для автопогрузчика и, в частности, в холодный период. Его предприятие желает разработать для автопогрузчика собственные нормы расхода горючего. Причем две: «теплую» и «холодную». И применять «холодную» с октября по март без ведения журнала учета температуры. Читателя интересует, возможно ли это?
Во-первых, напомним, что пакет вопросов о нормах для разной спецтехники мы рассматривали в материале «Нормы расхода горючего для особой и специальной техники: где их взять?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 33. Мы там отмечали, что для некоторых видов техники нормы расхода горючего официально разработаны и утверждены соответствующими компетентными органами. Кроме Норм № 43, предназначенных для автотранспорта, под которые наверняка автопогрузчик не подпадает, есть, в частности, нормы для:
— техники в строительстве (автопогрузчики, трактора, тягачи и другие спецмашины), определенные в ДБН В.2.8-12-2000, которые утверждены приказом Госкомстроя от 12.01.2000 № 9;
— на работу дорожных машин и механизмов — в СОУ 42.1-37641918-094: 2017, утвержденном приказом Госавтодора от 22.09.2017 № 365*.
* Еще одним из источников норм расхода горючего для спецтехники могут быть справочники, разработанные разными научными учреждениями.
Во-вторых, если наш читатель не найдет там норму конкретно для своего или подобного типа автопогрузчика, он может разработать ее сам*. В первую очередь, для такой цели будут полезные «паспортные» нормы расхода горючего автопогрузчика. Они могут указываться и в техдокументации на соответствующее транспортное средство/технику. Их также можно запросить у производителя или поискать в других официальных источниках. В таких вопросах читатель может воспользоваться по аналогии положениями этих двух упомянутых (или еще каких-то специальных) нормативов и/или Норм № 43, в частности о корректировках норм и т. п.
* О самостоятельной разработке норм или с привлечением ГП «ГосавтотрансНИИпроект» на автомобильном транспорте см., в частности, в письме ГНСУ от 26.05.2021 № 2026/ІПК/99-00-21-02-02-06.
А эти
нормативы не предусматривают возможность использования норм двух таких типов («холодной» и «теплой»), там нормы «базовые линейные». Однако эти нормативы предусматривают корректировку норм расхода горючего в зависимости от внешней температуры воздуха
В частности, в п. 4.4 ДБН В.2.8-12-2000 установлено, что нормы расхода горючего повышаются при работе машин в холодное время года при постоянной среднесуточной температуре воздуха ниже 0 °С — до 5 %. Если наше предприятие не из сферы строительства, то этот норматив для него не обязателен. Однако мы бы советовали здесь пойти по аналогии (потому что там есть нормы и для погрузчиков) и найти или создать одну «базовую линейную» норму, которую повышать в зависимости от температуры воздуха на соответствующий коэффициент (например, на упомянутые 5 % или какой-то/какие-то другие — должным образом обоснованные и утвержденные приказом) в холодное время года. Поэтому мы бы не советовали избегать учета температуры, потому что от нее напрямую зависит и фактический расход горючего. При этом, как мы вспоминали выше, можно использовать данные Укргидрометцентра или т. п. официальных источников. То есть делать собственные измерения и вести журнал температур не обязательно.
В то же время поскольку горючее списывается «по факту» и вся его стоимость идет в расходы, то здесь негативные последствия могут быть только по НДС* (если нет признаков разворовывания горючего)…
* Фискалы сверхнормативные расходы считают «нехозяйственным» использованием горючего.
Выводы
- Нормы № 43 предусматривают применение к базовым линейным нормам расхода горючего ряда надбавок через систему корректирующих коэффициентов. Они позволяют учитывать разные (климатические, дорожные и другие) сложности эксплуатации авто в холодное время года.
- Конкретные величины коэффициентов и сроки их действия утверждаются приказом руководителя предприятия. Основания для использования каждой из надбавок (в первую очередь — средней температуры воздуха) должны быть должным образом обоснованы и задокументированы — записями ответственных лиц в отчетных документах (путевых листах и т. п.).
- После того как необходимые «холодные» коэффициенты определены, обоснованы и установлены и утверждены руководителем, можно рассчитывать (с учетом всех повышений) «холодные» нормы расхода горючего по формуле из п. 4.1 Норм № 43.
- Списывают ГСМ по факту на основании первичного документа, который содержит данные о пробеге автомобиля, используя при этом для контроля соответствующие нормы (в частности, с учетом «холодных» надбавок).
- Нормы списания горючего для автопогрузчиков и другой спецтехники Нормы № 43 не устанавливают. Здесь можно поискать норму в специальных нормативах (ДБН В.2.8-12-2000, СОУ 42.1-37641918-094: 2017 и т. п.) или разработать норму самим, используя по аналогии положения упомянутых нормативов.