19.12.2024

Новые реквизиты фискального чека РРО/ПРРО: уже с 1 января?

Приказ Минфина от 22.11.2024 № 601

ВЫВОД ДОКУМЕНТА

Минфин внес изменения в форму и содержание расчетных документов, дополнив их новыми обязательными реквизитами и удалив, по его мнению, лишние. В частности, изменениям подверглись:

— фискальный кассовый чек на товары (услуги) (ф. № ФКЧ-1);

— фискальный кассовый чек выдачи средств (ф. № ФКЧ-2);

— фискальный кассовый чек по операциям по приему средств для дальнейшего их перевода (ф. № ФКЧ-3).

Внедрить указанные изменения следует до 01.01.2025, иначе это будет грозить штрафами.

Кроме того, в новой редакции изложена форма расчетной квитанции (ф. № РК-1)

Если вы соскучились по изменениям в РРОшную нормативку и вам нечем было развлечься на праздники, тогда этот приказ именно для вас. Минфин подготовил достаточно объемную порцию изменений, которые, в частности, затрагивают перечень обязательных реквизитов большинства расчетных документов, предусмотренных Положением № 13*. Мы сосредоточимся на самом распространенном из них — фискальном кассовом чеке.

* Положение о форме и содержании расчетных документов / электронных расчетных документов, утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.

Итак, на сегодня имеем 35 обязательных реквизитов фискального чека вместо бывших 31 (оценить значение каждого из них вам поможет статья «Ошибки в обязательных реквизитах чека РРО: действительные и мнимые» // «Налоги & бухучет», 2024, № 81). Одни из них добавили, другие исключили, некоторые разделили, одним словом, поработали на славу. Но являются ли эти изменения такими уж существенными?

Беглый анализ показывает, что значение новых обязательных реквизитов тоже разное. В частности:

— «вага одиниці тютюнового виробу... (рядок 10)» и «реквізити паспортного документа покупця... (рядок 28)» понадобятся только магазинам беспошлинной торговли при продаже табачных изделий и/или алкогольных напитков;

— упоминание в строке 9 об электронных марках акцизного налога можно смело игнорировать вплоть до 01.01.2026 (подробности — в статье «Закон об электронных акцизных марках: что изменили уже сейчас, а что ожидает» // «Налоги & бухучет», 2023, № 64). В этом реквизите, как и раньше, следует приводить только цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога (серия и номер) на алкогольные напитки;

вместо упрощенного названия товара/услуги (строка 11) в чеке можно и в дальнейшем указывать их полное название. Причем даже тем плательщикам, кто имеет право на это, честно говоря, сомнительное упрощение (подробнее — в статье «Упрощенное название товара (услуги) в чеке РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79).

В то же время большинству пользователей РРО/ПРРО придется позаботиться об отражении в чеке таких новых реквизитов, как:

— «засоби оплати (вид платіжного інструменту, талон, жетон тощо) (рядок 19)»;

— «решта, валюта (зазначається у разі здійснення оплати в готівковій формі) (рядок 25)»;

— «код автентифікації повідомлення (MAC) чека (рядок 30)» — только для чеков, которые создаются РРО,

а также

— «QR-код... (рядок 29)», который хотя и не новый, но согласно комментируемому приказу наполнился новым содержанием. Отныне он должен содержать поисковый запрос к Системе учета данных РРО.

Как видите, некоторые из перечисленных новых (обновленных) реквизитов сугубо технические. А это значит, что самостоятельно запрограммировать их отражение пользователь РРО/ПРРО вряд ли сможет. Следовательно, придется обращаться к производителям классических РРО или разработчикам программных РРО. В связи с этим возникает логичный вопрос: а с когда же Минфин хочет видеть новые реквизиты в кассовом чеке?

Ответ на него — в п.п. 1 п. 4 комментируемого приказа. Им установлено, что:

на классических РРО, версии внутреннего программного обеспечения (ПО) которых включены в Государственный реестр РРО до дня вступления в силу этого приказа, и программных РРО позволяется формировать расчетные документы по старым правилам только до 1 января 2025 года

То есть до Нового года отсутствие новых (обновленных) реквизитов не будет нарушением и штрафом за невыдачу соответствующего расчетного документа согласно п. 1 ст. 17 Закона об РРО не будет грозить. А после Нового года, получается, можно будет штрафовать аж бегом!

В этой связи отметим, что для внесения поправок в чеки, которые формируются на ПРРО, много времени не нужно. Поэтому их разработчики, если начнут этим заниматься прямо завтра, до Нового года, может, и успеют.

А вот с классическими РРО все намного сложнее. И Минфин, очевидно, это понимает, поскольку упоминает в приказе о версиях ПО и Госреестре РРО. Чтобы понимали и вы, напомним, что сведения о версии внутреннего ПО РРО обязательно содержатся в указанном Госреестре (п. 2 Положения о Государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденного постановлением КМУ от 29.08.2002 № 1315). Вы их приводили в регистрационном заявлении (ф. № 1-РРО) при подстановке на учет кассового аппарата. Они же указаны в регистрационном удостоверении вашего РРО (ф. № 3-РРО).

Так вот, после того как производитель РРО обновит версию ПО, чтобы кассовый аппарат мог выполнить новые требования в отношении формы и содержания фискального чека, следует включить сведения о ней в Госреестр РРО. Это зона ответственности производителя. Как только это произойдет, он сможет перепрошить ваш РРО. Пользователь, в свою очередь, должен перерегистрировать РРО — это обязательное условие в случае изменения версии ПО (см. БЗ 109.06). И только после этого можно будет работать на таком РРО по новым правилам. Вывод более чем однозначен: успеть со всем этим до 01.01.2025 не-ре-а-льно!

Удивляетесь, как так можно, и спрашиваете, что с этим делать? Мы удивляемся не меньше. Ведь первое упоминание о будущих изменениях в перечне обязательных реквизитов чека РРО появилось на сайте Минфина 13 декабря 2023 года, то есть год назад (см. об этом в наших статьях «Карточные реквизиты в чеке РРО: когда обязательны, а когда нет?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 102 и «РРО/ПРРО: о чем стоит вспомнить на стыке лет» // «Налоги & бухучет», 2023, № 103). При этом в проекте приказа, который тогда предлагался на обсуждение, стояла та же конечная дата внедрения этих изменений — 01.01.2025. И если бы Минфин не медлил ровно год с принятием этого приказа, все было бы ОК. Но, к сожалению, имеем, что имеем... Кстати, комментируемый приказ не опубликован и до сих пор, а это еще больше сокращает время, отведенное плательщикам на внедрение принятых изменений.

Что с этим делать, сказать сложно. Исправлять свою погрешность Минфин вряд ли собирается. Об этом свидетельствует его приказ от 11.12.2024 № 632, которым он внес мелкие правки в комментируемый приказу, однако о переносе даты окончания переходного периода почему-то не позаботился. Поэтому плательщикам придется выгребать все это самим. Кого-то защитит антиштрафной зонтик из п. 14 разд. ІІ Закона об РРО (кого именно, читайте в статье «Защита от штрафов по Закону об РРО: для кого она актуальна сегодня» // «Налоги & бухучет», 2024, № 41). Кому-то можно посоветовать перейти в конце концов на ПРРО, а старый РРО сдать на металлолом. А кто-то вообще не будет волноваться, мол, видели еще и не такое...