Темы статей
Выбрать темы

РРО/ПРРО: о чем стоит вспомнить на стыке лет

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
К удивлению, РРОшное законодательство вело себя в 2023 году достаточно спокойно. Единственные существенные изменения, о которых следует сказать, состоялись благодаря Закону № 3219*. Да и то они лишь смягчили ответственность плательщиков и не повлияли на правила применения РРО/ПРРО. А чего стоит ожидать в этой сфере в 2024-м? На сегодня резкие изменения здесь тоже не прогнозируются. Хотя, может, оно и к лучшему…

* Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины в отношении особенностей налогообложения в период действия военного положения» от 30.06.2023 № 3219-IX.

Итоги уходящего года

РРО-штрафы. Главной интригой уходящего года была проблема ответственности за нарушение РРО-правил во время войны.

Дело в том, что в течение действия военного положения (ВП) п. 12 разд. ІІ Закона об РРО должен был, по идее, спасать от штрафов за нарушение РРО-законодательства всех субъектов хозяйствования (как ФЛП, так и юрлиц) независимо от того, где они осуществляют свою деятельность, кроме тех торговцев, которые торговали подакцизными товарами.

Фискалы же расценивали эту норму только как отсрочку от штрафов. По их мнению, п. 12 разд. ІІ Закона об РРО устанавливал временный (на период действия ВП) запрет на применение РРО-штрафов, а не освобождал от ответственности в целом. Такой подход контролеров угрожал наказанием после окончания действия РРО-моратория даже тем торговцам, которые не смогли соблюдать РРО-правила из-за военных действий. А этого быть не должно. Потому что совсем не логично было вводить освобождение от штрафов, если наказания все равно не избежать.

К счастью, с 01.08.2023 вступил в силу Закон № 3219, который подкорректировал штрафное освобождение. В соответствии с этими нововведениями:

— действующая на сегодня редакция п. 12 разд. ІІ Закона об РРО четко очерчивает временные границы освобождения от РРО-штрафов. Оно касается нарушений, совершенных в период с 01.01.2022 по 01.10.2023, и не распространяется на субъектов, которые осуществляют (1) торговлю подакцизными товарами (это было и раньше), (2) деятельность по покупке/продаже иностранной валюты, (3) деятельность в сфере организации и проведения азартных игр (последние два исключения были добавлены);

— из п. 12 разд. ІІ Закона об РРО исчезли формулировки, которые давали право фискалам говорить, что он устанавливал временное, а не постоянное освобождение от штрафов. Поэтому стало четко понятно, что

фискалы уже не смогут привлечь торговцев к РРО-ответственности за нарушения, допущенные в период с 01.01.2022 по 01.10.2023, если придут на проверку после 1 октября

— освобождение от РРО-штрафов, прописанное в п. 14 разд. ІІ Закона об РРО, касается торговцев (кроме торговцев подакцизкой), которые совершили нарушение на военных территориях (территориях активных боевых действий (АБД) / возможных боевых действий (ВБД) / временно оккупированных территориях, определенных согласно Перечню № 309*).

* Перечень территорий, на которых ведутся (велись) боевые действия или временно оккупированных Российской Федерацией, утвержденный приказом Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.

Это освобождение действует и после 01.10.2023 по дату завершения АБД/ВБД/временной оккупации соответствующих территорий. Подробный анализ этой нормы вы можете найти в статье «Защита от РРО-штрафов с 01.10.2023: кто «под зонтиком» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79, а дополнительные подробности для интернет-магазинов — в статье «ФЛП осуществляет интернет-торговлю: когда действует защита от РРО-штрафов» // «Налоги & бухучет», 2023, № 88.

Обрезанные штрафы. Еще одна новинка Закона № 3219 — временное снижение размера некоторых РРО-штрафов для ФЛП на едином налоге (ЕН) без НДС, если они не осуществляют деятельность по продаже подакцизных товаров, технически сложных бытовых товаров (ТСБТ), лекарств, медизделий и ювелирки. Начиная с 1 августа 2023 года и до 31 июля 2025 года, но не позже отмены ВП, за непроведение / проведение не на всю сумму расчетной операции через РРО/ПРРО/расчетную книгу к таким ФЛП вместо штрафов 100 % и 150 % будут применяться штрафы 25 % и 50 % (п. 15 разд. ІІ Закона об РРО). Подробнее — в статье «РРО-штрафы на ФЛП: до/после 01.08.2023» // «Налоги & бухучет», 2023, № 61.

Упрощенное название товара/услуги. Тем же Законом № 3219 был дополнен п. 2 ст. 3 Закона об РРО новой нормой, которая заработала с 1 августа 2023 года. Согласно ей ФЛП на ЕН, неплательщики НДС, которые не осуществляют продажу рисковых товаров (подакцизки, ТСБТ, лекарственных средств, медизделий и ювелирки),

получили право указывать название товара (услуги) в чеке РРО/ПРРО в менее детализированном (упрощенном) виде

Но при соблюдении двух требований к такому названию. Оно должно:

(1) отражать потребительские признаки товара (услуги) и

(2) идентифицировать принадлежность такого товара (услуги) к товарной группе или услуге.

В отношении второго требования налоговики в БЗ 109.10 разъясняют, что для этого следует использовать ГКПУ* и указывать товар (услугу), который классифицируется по названию «Группы» вместо отражения конкретной позиции.

* Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 11.10.2010 № 457.

Остальные подробности на эту тему ищите в статье «Упрощенное название товара (услуги) в чеке РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79 (ср. ).

Работа на ПРРО в режиме офлайн. Кто пользуется ПРРО, тот знает специфику его работы: критическим для ПРРО является не столько отключение электроэнергии, сколько связанное с этим отсутствие доступа к Интернету. А если точнее — к фискальному серверу ГНСУ. Однако если субъект хозяйствования при регистрации ПРРО не отказался от работы в офлайн-режиме, то, как только исчезает связь, ПРРО должен переходить в офлайн-режим.

До войны работать на ПРРО в офлайн-режиме можно было не больше 36 часов подряд и не больше 168 часов в месяц (ст. 5 Закона об РРО). На период действия ВП или обстоятельств непреодолимой силы эти ограничения были сняты. Кроме того, было разрешено при отсутствии связи между ПРРО и фискальным сервером использовать ПРРО даже без полученного в контролирующем органе диапазона фискальных номеров.

Так вот, Закон № 3219 отменил последнее послабление.

С 01.08.2023 запрещается робота ПРРО в режиме офлайн, если таким ПРРО не получен диапазон фискальных номеров, сформированных фискальным сервером ГНС, которые присваиваются расчетным документам

Это отмечают налоговики в БЗ 109.09. В то же время никаких проблем с его получением быть не должно, поскольку этот диапазон формируется автоматически при условии, если в заявлении о регистрации ПРРО было указано, что ПРРО может работать в режиме офлайн. Больше деталей найдете в статье «Отключили электроэнергию / исчез Интернет: как быть пользователям РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 87.

Применение POS-терминалов. Вспомните: до 01.01.2023 субъекты хозяйствования, которые подпадали под РРО-освобождение, освобождались и от применения POS-терминалов. Поскольку POS-терминалы были обязательными только для тех, кто обязан был использовать РРО/ПРРО.

Однако с 01.01.2023 ситуация изменилась. Необходимость применения POS-терминалов (а точнее, обязанность обеспечить покупателю возможность рассчитаться за приобретенные товары/услуги в безналичной форме) теперь не привязана к обязательности применения РРО/ПРРО. То есть

даже если субъект хозяйствования освобожден от применения РРО/ПРРО, это не освобождает его от применения POS-терминалов (обязанности обеспечить покупателю возможность рассчитываться за товары/услуги в безналичной форме)

При этом с 01.01.2023 такая обязанность распространяется на торговцев, которые осуществляют хозяйственную деятельность (продают товары или услуги, в том числе дистанционно) в населенных пунктах с численностью населения свыше 25 тыс. человек. Кто должен установить POS-терминалы в новом году, скажем в следующем разделе.

Кроме того, временно не применять POS-терминалы могут торговцы:

1) осуществляющие деятельность на территориях территориальных громад, которые согласно Перечню № 309 расположены в районе проведения военных (боевых) действий или находятся во временной оккупации, окружении (блокаде). Отсрочка действует весь период боевых действий или оккупации и еще в течение 3 месяцев после прекращения боевых действий или деоккупации. О нюансах применения этой отсрочки читайте в статье «Военное» освобождение от POS-терминалов: где работает?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 6;

2) ФЛП-единоналожники группы 1 (освобождены до 01.01.2026);

3) которые осуществляют торговлю с использованием торговых автоматов, выездную (выносную) торговлю (освобождены до 01.01.2026);

4) которые осуществляют продажу собственноручно выращенной или откормленной продукции (освобождены до 01.01.2026). Подробнее об этой категории — в статье «Продажа собственной сельхозпродукции: РРО-нюансы» // «Налоги & бухучет», 2023, № 97.

Будущие перспективы

Прогнозировать что-либо в сегодняшней ситуации — дело неблагодарное. Можем лишь сказать то, что точно известно всем: ВП продлено до 19.02.2024. Однако предугадать РРО-будущее это нам не слишком уж и поможет. Почему? Давайте смотреть.

РРО-штрафы на военных территориях. Выше мы сказали, что освобождение от этих штрафов зависит от даты завершения боевых действий / временной оккупации соответствующих территорий, а не от даты окончания ВП. Потому даже если ВП и будет в очередной раз продлено (чего, конечно, никому бы не хотелось),

определяющей для применения этих штрафов будет не новая дата окончания ВП, а дата завершения АБД/ВБД или временной оккупации согласно Перечню № 309

Причем норма сформулирована, как видите, без всякого переходного периода. При буквальном ее прочтении работать на РРО/ПРРО без нарушений нужно уже со следующего дня после изменения статуса территории с военного на невоенный. Хотя обычно этот факт находит свое отражение в Перечне № 309 с определенным опозданием или вообще задним числом. Поэтому надеемся, что эту норму законодатель вскоре определенным образом откорректирует.

Обрезанные штрафы для ФЛП на ЕН без НДС. Окончание действия этого послабления п. 15 разд. ІІ Закона об РРО связывает с той датой, которая наступит раньше: или 31.07.2025, или окончание ВП.

Поэтому на сегодня можем говорить, что по крайней мере до 19.02.2024 уменьшенные размеры штрафов для этой категории РРО-обязанных еще будут действовать. А дальше увидим…

Работа на ПРРО в режиме офлайн. Ограничения по срокам проведения расчетных операций в режиме офлайн, установленные абзацами третьим и четвертым ст. 5 Закона об РРО (не больше 36 часов подряд и не больше 168 часов в месяц), в настоящее время сняты на период действиях ВП или обстоятельств непреодолимой силы. Таким образом, по крайней мере до 19.02.2024 можно работать на ПРРО в офлайн-режиме с превышением указанных временных ограничений.

Применение POS-терминалов. Эта обязанность с 01.01.2024 распространится на тех, кто работает в населенных пунктах с численностью населения от 5 до 25 тыс. человек включительно.

А перечень категорий хозсубъектов, которые и в дальнейшем освобождены от терминальных требований, ищите в статье «POS-терминалы: кто может не применять в 2024 году?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 98. Там же вы можете прочитать о намерениях КМУ подкорректировать действующие правила применения POS-терминалов, в частности установить минимальное количество мест, где должна обеспечиваться возможность осуществления безналичных расчетов.

Так, по проекту Кабмина,

если в хозяйственный единице две кассы, то обустроить POS-терминалом придется не меньше чем 50 % общего количества касс в такой хозединице, то есть 1 кассу. Если больше чем 2 кассы — то не менее 2/3 общего количества касс

Когда этот проект вступит в силу, предугадать сложно, однако знать о нем не помешает.

Изменения в форму фискального чека. Это еще один проект, теперь от Минфина. Речь идет, в частности, об изменениях в Положение № 13*, которые существенно затрагивают форму фискального кассового чека.

* Положение о форме и содержании расчетных документов / электронных расчетных документов, утвержденное приказом Минфина от 21.01.2016 № 13.

Среди наиболее интересного отметим следующее:

позволяется приводить в чеке вместо названия товара/услуги упрощенное название в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 3 Закона об РРО (см. выше). В то же время п. 3 разд. І Положения № 13 дополняется нормой, согласно которой

ошибки или неточности в названии товара, которые не приводят к искажению информации о расчетной операции, не являются основанием для признания такого документа нерасчетным

вместо реквизита «позначення форми оплати» предлагается ввести два: собственно форма оплаты (Готівка, Безготівкова, Інше) и средства оплаты (вид платіжного інструмента, талон, жетон тощо). Как видите, это проклятое «тощо» ☺ все равно остается. И, по-видимому, налоговики будут продолжать настаивать, что именно здесь как средство оплаты следует приводить «подарунковий сертифікат», «відомість/талон», «безоплатний рецепт» и другую чепуху. Опровержению этих выдумок в свое время мы посвятили статью «Как заполнить реквизит «форма оплати» в чеке РРО/ПРРО» // «Налоги & бухучет», 2023, № 79;

— вводится отдельный реквизит «решта (то есть сдача), валюта», который будет указываться в случае осуществления оплаты в наличной форме. На сегодня Положение № 13 позволяет приводить сумму сдачи, дополнительные данные о промежуточном подсчете общей суммы по чеку и другие данные факультативно;

— изменяется формат реквизита «QR-код»;

отменяются реквизиты «Підпис касира» и «Підпис держателя електронного платіжного засобу (платіжної картки)».

Кроме того, в Положении № 13 должны появиться определения терминов «платежный терминал, соединенный/объединенный с РРО/ПРРО», которые, кстати, почти совпадают с теми, что мы предлагали в статьи «РРО и платежный терминал: требования к кассовым чекам» // «Налоги & бухучет», 2023, № 49. В совокупности с новым подходом фискалов к указанию в чеке карточных реквизитов (см. консультацию в БЗ 109.18, а также наш комментарий к ней «Карточные реквизиты в чеке РРО: когда обязательны, а когда нет?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 102) проблему соединения/объединения кассовых аппаратов с платежными терминалами можно считать исчерпанной.

Все изменения, предусмотренные указанным проектом, проанализируем, как только он приобретет статус нормативно-правового документа. Надеемся, это будет уже в будущем году.

Выводы

  • Безнаказанный период (01.01.2022 — 30.09.2023), в течение которого не применялись штрафы за нарушение Закона об РРО, подошел к концу. Как исключение, было разрешено штрафовать субъектов, которые осуществляют торговлю подакцизкой, а также деятельность по покупке/продаже инвалюты, деятельность в сфере организации и проведения азартных игр.
  • Нарушение требований Закона об РРО, совершенные начиная с 01.10.2023, не штрафуются, если они совершены при продаже товаров (кроме подакцизных), предоставлении услуг на территориях 1) АБД; 2) территориях ВБД; 3) временно оккупированных территориях.
  • Для ФЛП на ЕН без НДС, если они не осуществляют деятельность по продаже рисковых товаров, начиная с 01.08.2023 и до 31.07.2025, но не позже отмены ВП, за непроведение / проведение не на всю сумму покупки через РРО/ПРРО/РК вместо штрафов 100 % и 150 % предусмотрены штрафы в меньшем размере — 25 % и 50 %.
  • В ближайшее время (надеемся, это случится уже в будущем году) Минфин планирует внести изменения в форму фискального кассового чека и перечень его обязательных реквизитов.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше