30.12.2024
2024 год мы завершаем с существованием запрета на некоторые налоговые проверки (их уже не так много, но тем не менее…). С 01.01.2025 мы получим несколько видоизмененный мораторий. Пройдемся по каждому из типов проверок:
— камеральных (п. 76.3 НКУ);
— плановых документальных (выездных/невыездных) (ст. 77 НКУ);
— внеплановых документальных (выездных/невыездных) (ст. 78 НКУ);
— фактических (ст. 80 НКУ).
Камеральные. Все проверки этого типа теперь разрешены. 2025 год пока никаких изменений в этой сфере для нас не готовит. Поэтому и в будущем году камеральные проверки будут разрешены.
Плановые документальные. Напомним: в 2024 году в план-график могли включать только определенные группы плательщиков (детали см. в «Налоги & бухучет», 2024, № 53). То есть существовали категории плательщиков, в отношении которых проверки были запрещены. Однако с 2025 года перечень разрешенных и запрещенных плановых проверок будет другим (см. таблицу ниже).
Разрешенные и запрещенные плановые проверки (по состоянию на конец 2024 года и 2025 год)
2024 год | 2025 год |
Разрешенные проверки | |
Исключительно в отношении (п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ): 1) хозсубъектов, которые занимаются (занимались): — производством и реализацией подакцизных товаров; — организацией и проведением азартных игр в Украине (игорный бизнес); — предоставлением финуслуг; 2) нерезидентов, которые осуществляют/осуществляли в Украине деятельность через обособленные подразделения (например, постоянные представительства) и одновременно отвечают определенным критериям*; 3) «обычных» плательщиков, которые по итогам 2021 года отвечают определенным критериям* | С 01.01.2025 указанные критерии не действуют |
Исключительно в отношении плательщиков из Клуба белого бизнеса, которые занимаются (п.п. «а» п.п. 69.41.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ): — производством и реализацией подакцизных товаров; — организацией и проведением азартных игр в Украине (игорный бизнес); — предоставлением финуслуг | Исключительно в отношении плательщиков из Клуба белого бизнеса, которые занимаются (п.п. «а» п.п. 69.41.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ): — производством и реализацией подакцизных товаров; — организацией и проведением азартных игр в Украине (игорный бизнес); — предоставлением финуслуг |
* Подробнее о критериях для нерезидентов и «обычных» налогоплательщиков см. в «Налоги & бухучет», 2024, № 53. | |
Запрещенные проверки | |
В отношении плательщиков: которые не попали в категории, в отношении которых разрешены плановые проверки | Категория отсутствует. Критерии не действуют (см. выше) |
В отношении плательщиков, которых затрагивают разрешенные плановые докпроверки (см. выше), но у которых налоговый адрес находится на (пп. 2, 3, 4 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ): — временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации). Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация. Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса; — территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса; — территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса | Плательщиков, у которых налоговый адрес находится на (пп. 2, 3, 4 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ): — временно оккупированной территории (по состоянию на начало такой оккупации). Запрет будет действовать до последнего календарного дня месяца, в котором завершилась оккупация. Если плательщик изменил свой налоговый адрес — запрет будет действовать до даты госрегистрации изменения своего налогового адреса; — территории активных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены активные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса; — территории возможных боевых действий (по состоянию на начало таких действий). Запрет будет действовать до последнего числа месяца, в котором были завершены возможные боевые действия, или даты госрегистрации изменения налогового адреса |
В отношении ФЛП-единоналожников групп 1 и 2 (кроме проверок в отношении прекращения ФЛП, то есть в рамках прекращения единоналожников групп 1 и 2 могут проверить). Действовал до 01.12.2024 (п. 1 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) | Категория отсутствует. Ограничение утратило силу еще в декабре 2024 года |
В отношении плательщиков, которые попали в Клуб белого бизнеса (п.п. «а» п.п. 69.41.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) и не являются категорией из исключений (см. выше)** | В отношении плательщиков, которые попали в Клуб белого бизнеса (п.п. «а» п.п. 69.41.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) и не являются категорией из исключений (см. выше)** |
** Детали об этом Клубе читайте в «Налоги & бухучет», 2024, № 90. Проверить, находитесь ли вы среди «белых», можно по ссылке: tpd.tax.gov.ua/registry. |
Если подытожить, то в 2025 году нельзя планово проверять только тех плательщиков:
— у которых налоговый адрес находится на временно оккупированных территориях, территориях возможных и активных боевых действий. При этом этот адрес должен быть таким по состоянию на дату начала оккупации или соответствующих действий; или
— которые попали в Клуб белого бизнеса, за исключением тех, кто занимается «подакцизкой», игорным бизнесом в Украине или предоставляет финуслуги.
Также обратите внимание на следующее.
Во-первых, налоговики имеют право корректировать план текущего года ежемесячно (п.п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). При этом учитываются:
— обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор);
— наличие/отсутствие безопасных условий для проведения проверок;
— другие обстоятельства, предусмотренные в п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (речь идет, например, о наличии приостановки проверки из-за мотивированного заявления плательщика или из-за сообщения о потере первички вследствие войны в порядке п.п. 69.28 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Правило о ежемесячных изменениях в плане было в 2024 году. Таким оно останется и в 2025 году*.
* План-график на 2025 год смотрите по ссылке: tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/853930.html.
Во-вторых, в 2025 году возникают вопросы о том, по каким критериям происходит (будет происходить) включение плательщиков в план. Смотрите почему. В 2024 году, как мы указали в таблице выше, существовали всяческие специальные критерии. А в п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ прямо указано, что «стандартные», довоенные, критерии формирования плана не действуют*.
Поскольку спецкритерии включения в план с 2025 года перестают действовать, то на основании чего плательщики включаются в план в следующем году?
* Об этом мы предупреждали еще в «Налоги & бухучет», 2023, № 103.
Мы считаем, что в этом случае должны использоваться критерии из разд. ІІІ Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков, утвержденного приказом Минфина от 02.06.2015 № 524. Если цепляться к словам (как это и делают настоящие юристы ☺), то получается следующая картина.
Норма о неучете «стандартных» критериев формирования плана звучит так: «При этом формирование плана-графика… осуществляются без учета требований, предусмотренных п. 77.2…». То есть «при этом» подвязывает эту фразу под спецкритерии из п. 69.352 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Теряют силу критерии — теряет силу расширение прав для налоговиков. Но это и должно быть логично, поскольку других критериев теперь не существует: или специальные, или общие. Но этот нюанс должен пройти еще горнило судебных обжалований и Верховного Суда в частности. Если появится что-то интересненькое на эту тему в следующем году, то мы обязательно об этом напишем.
Внеплановые документальные. Обратите внимание: с 01.12.2024 утратили силу ограничения внеплановых документальных проверок в отношении ФЛП — единоналожников групп 1 и 2. Напомним: их было запрещено проверять внепланово. Исключение: внеплановые документальные проверки, связанные с прекращением ФЛП (п. 1 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). В остальном же перечень разрешенных и запрещенных проверок теперь выглядит так же, как мы описали в «Налоги & бухучет», 2023, № 100. О запрете на внеплановые документальные проверки для Клуба белого бизнеса см. «Налоги & бухучет», 2024, № 54.
Пока что в следующем году никаких изменений в отношении моратория на внеплановые проверки не предусматривается. А значит, получается, что и в 2025 году:
— позволяются внеплановые документальные проверки по любому основанию из ст. 78 НКУ для плательщиков, налоговый адрес* которых никоим образом не связан ни со временно оккупированной территорией, ни с территорией активных или возможных боевых действий (по состоянию на начало временной оккупации, начало активных или возможных боевых действий соответственно);
* То есть адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.
— плательщиков, чей налоговый адрес находится на временно оккупированной территории, территории возможных/активных боевых действий (на дату начала оккупации или таких действий), могут внепланово проверить только на определенных основаниях из ст. 78 НКУ (см. пп. 2, 3, 4 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Полный перечень оснований для разрешенных внеплановых проверок с расшифровкой см. в «Налоги & бухучет», 2023, № 100. Конечно, с учетом того, что ФЛП — единоналожников групп 1 и 2 уже могут свободно внепланово проверять;
— у плательщиков из Клуба белого бизнеса ограничен перечень разрешенных внеплановых проверок. Повторим: подробно можно почитать в «Налоги & бухучет», 2024, № 54. Проверить, есть ли вы среди «белых», можно по ссылке: tpd.tax.gov.ua/registry.
Фактические. В 2024 году запрет в отношении фактических проверок касался только плательщиков:
1) чьи объекты находятся на:
— временно оккупированной территории;
— территориях активных боевых действий;
— территориях возможных боевых действий.
В отношении первых двух категорий такой запрет абсолютен, а в отношении третьей — ограниченный перечень разрешенных оснований для этого вида проверок. Остальных же плательщиков проверяют в общем порядке. Об этом подробнее можно почитать в «Налоги & бухучет», 2024, № 41;
2) из Клуба белого бизнеса (с исключением). К этим плательщикам могут прийти с фактической проверкой только в отношении лицензирования хранения горючего исключительно для собственных нужд и/или промышленной переработки (п.п. «а» п.п. 69.41.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
И в 2025 году пока все остается так же.
Основные моменты, с которыми мы заканчиваем 2024 год и начинаем 2025-й, таковы.
Во-первых, продолжает действовать освобождение от ответственности, предусмотренной в НКУ, из-за невозможности выполнения налоговых обязанностей. Напомним, что этот факт нужно подтвердить в порядке, установленном приказом Минфина от 29.07.2022 № 225. А срок для подачи соответствующего заявления — вместе с выполнением одной из налоговых обязанностей, но не позже истечения 60 календарных дней, которые отсчитываются с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Во-вторых, даже если вы не успели подать заявление о подтверждении невозможности выполнения налоговых обязанностей, то от штрафов из НКУ может спасти подтверждение форс-мажорных обстоятельств (п.п. 112.8.9 НКУ). Однако для этого следует обратиться, например, к Торгово-промышленной палате Украины (информацию о соответствующих сертификатах см. по ссылке: ucci.org.ua/services/zasvidchennia-fors-mazhornikh-obstavin).
В-третьих, если плательщик воевал (был непосредственно привлечен к военным действиям) и нарушил какие-то налоговые сроки (например, несвоевременно уплатил налоги или не подал отчетность), то он освобождается от ответственности. Но освобождение будет работать, только если плательщик исполнит свои налоговые обязанности в течение 1 месяца со дня окончания военного положения (п.п. 69.3 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
В-четвертых, в период с 01.08.2023 до конца военного положения можно сделать исправление, подав уточненку без самоштрафов и пени, предусмотренных в п. 50.1 НКУ (п.п. 69.38 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Но обратите внимание:
плательщики НДС временно, до конца военного положения, не могут подавать уточненки с уменьшением за периоды до февраля 2022 года (п.п. 69.1 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)
В-пятых, плательщика могут освободить от штрафа и пени, если одновременно (п.п. 69.37 подразд. 10 разд. ХХ НКУ):
— санкции наложили через доначисление по результатам документальной (то есть плановой/внеплановой) проверки;
— плательщик уплатил доначисление в течение 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения налогового уведомления-решения. В течение этого срока обязательство считается несогласованным.
Но будьте внимательны: если вы воспользуетесь таким освобождением, то обжаловать доначисление уже нельзя (см. п.п. 69.37 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
В-шестых, если вы ошиблись и отправили средства на ошибочный счет, то так же можно избежать ответственности. Как это сделать, читайте в «Налоги & бухучет», 2024, № 82.
Что же касается РРО-штрафов, то обо всех нововведениях 2024 года и ожидаемых изменениях в 2025 году можно почитать в статье «РРО/ПРРО: что было в 2024-м и к чему готовиться в 2025-м» // «Налоги & бухучет», 2024, № 105.
Видеоконференция с налоговиками. С 16.03.2024 законодатель ввел для плательщиков возможность через видеоконференцию:
— участвовать в рассмотрении админжалоб на решения налоговиков, которые вы подаете в ГНСУ (или Центральной комиссии при ГНСУ — если речь идет об обжаловании отказа в регистрации НН/РК). И нерезиденты, зарегистрированные плательщиками НДС, и те, которые являются собственниками финсчетов, — не исключение;
— участвовать в рассмотрении отрицаний на акт (справку) по результатам налоговой проверки;
— во время рассмотрения отрицаний на акт (справку) по результатам налоговой проверки предоставлять устные объяснения.
Безусловно, это не обязательно. Но инструмент удобный.
В 2025 году, конечно, это право остается с плательщиками.
Передача данных о движимом/недвижимом имуществе налоговикам. В частности, с 01.08.2024 органы, которые (п. 68.3 НКУ):
— учитывают движимое* и недвижимое имущество, которое является объектом налогообложения, должны сообщать о собственниках и пользователях такого имущества. Хотя напомним: нотариусы уже сейчас передают в налоговую информацию, например, об удостоверенных ими в течение отчетного квартала договорах купли-продажи (мены) между физлицами (п. 172.4 НКУ);
— ведут учет транспорта — об этих транспортных средствах и их владельцах.
* Не все движимое имущество учитывается органами. Это, скорее, исключение. Например, речь может идти о спецтехнике, которая подлежит ведомственной регистрации в Госпродпотребслужбе в соответствии с постановлением КМУ от 08.07.2009 № 694.
Хотя подробный порядок передачи такой информации должен все еще установить КМУ.
В 2025 году такое обязательство остается. Поэтому будьте внимательны и не пренебрегайте подачей информации, в частности о ваших транспортных средствах, через заявление по ф. № 20-ОПП.