Фактические РРО/ПРРО-проверки: разрешенные и запрещенные
По состоянию на сегодня законодательством не определяются основания фактических проверок (см. п. 80.2 НКУ), которые были бы запрещены. То есть налоговики могут проводить такую проверку по любым основаниям. Однако есть нюансы, связанные с военным положением.
Напомним: фактическая проверка — это проверка, которая проводится по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (п.п. 75.1.3 НКУ). То есть фискалы выходят на проверку непосредственно в магазины, кафе, офисы, на склады хозсубъектов и др.
Принимая во внимание специфику такого типа контроля, законодатель разрешения и запреты в отношении проверок привязал сейчас к местонахождению объектов налогообложения / объектов, связанных с налогообложением плательщика.
Выглядит все следующим образом (см. пп. 5, 6, 7 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
Разрешенные и запрещенные фактические проверки
Если объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением, находятся на… | |||
Временно оккупированной территории (ВОТ) | Территории активных боевых действий (ТАБД) | Территории возможных боевых действий (ТВБД) | Другой территории Украины |
Фактические проверки на этих объектах запрещены. Действие запрета: до даты завершения временной оккупации территории | Фактические проверки на этих объектах запрещены. Действие запрета: до даты завершения активных боевых действий | Фактические проверки на этих объектах разрешены, только если речь идет о плательщиках: 1) из сферы: — производства и/или реализации подакцизной продукции; — игорного бизнеса (организация и проведение азартных игр в Украине); — купли-продажи инвалюты; 2) которые осуществляют хоздеятельность без государственной регистрации. Фактические проверки на объектах, которые находятся на ТВБД, в отношении других плательщиков запрещены. Действие запрета: до даты завершения возможных боевых действий | Фактические проверки на этих объектах разрешены по любым основаниям, указанным в п. 80.2 НКУ |
Еще несколько важных деталей.
Во-первых, все даты (начала оккупации или тех или иных действий) и перечни территорий смотрим в приказе Минреинтеграции от 22.12.2022 № 309.
Во-вторых, запрет на проверки будет работать, если объекты находились на ВОТ, ТАБД или ТВБД на дату начала оккупации, активных или возможных боевых действий, соответственно.
Все вроде бы понятно. Однако могут случаться неприятные истории. Допустим, вы открыли кофейню в Харькове 20 января 2023 года (без продажи алкогольных напитков и табачных изделий, об азартных играх и продаже инвалюты тоже речь не идет ☺). При этом г. Харьков получил статус ТВБД с 15.09.2022. В таком случае в эту кофейню налоговики смогут прийти на фактическую проверку в отношении РРО/ПРРО. Все потому, что объект «кофейня» хотя и находится на ТВБД, а плательщик — не попадает в исключения, ведь на дату начала возможных боевых действий объект не находился на ТВБД. Спасти могут разве что нормы о приостановке проверок из-за отсутствия безопасного доступа к объектам и первичке плательщика или возможности безопасного проведения инвентаризации (п.п. 69.22 подразд. 10 разд. ХХ НКУ)*. И то в ситуации с ТВБД их не так просто применить ☹.
* О нюансах в отношении безопасных условий читайте в «Налоги & бухучет», 2023, № 63.
Во время фактических проверок помним...
Если вы понимаете, что можете попасть под пресс фактической проверки, то стоит помнить о следующих базовых моментах.
1. Фактическая проверка проходит без предупреждения. То есть перед ней не приходят какие-то письма или запросы. Но в любом случае перед фактической проверкой инспекторы должны предоставить/предъявить одновременно:
а) копию приказа о проведении проверки. Вручить его могут плательщику, или его уполномоченному представителю, или лицу, которое осуществляет расчетную операцию. Обязательно под расписку (п. 80.2 НКУ);
б) направление на проведение проверки;
в) свои служебные удостоверения или должным образом оформленные соответствующим контролирующим органом документы, которые удостоверяют должностное (служебное) лицо. Данные об удостоверении должны быть указаны в направлении на проведение проверки.
Важно: в направлении и приказе указываются данные конкретного плательщика, которого будут проверять. То есть по направлению, в котором указан, например, один ФЛП, нельзя проверять других ФЛП, которые просто работают рядом.
Все предоставленные документы должны отвечать требованиям, перечисленным в ст. 81 НКУ. Если фискалы чего-то не предоставили или эти документы оформлены с нарушением требований НКУ, то плательщик имеет право не допускать контролеров к проверке (п. 81.1 НКУ).
Но обратите внимание: надо проконтролировать, чтобы проверяющие составили именно акт о недопуске к проверке, а не акт об отказе в подписании направления. Проблема в том, что акт об отказе в подписании направления является основанием для проведения фактической проверки (абз. 8 п. 81.1 НКУ). Также заметьте: незаконный недопуск к проверке может повлечь арест имущества плательщика на основании п.п. 94.2.3 НКУ. И у Верховного Суда в отношении недопусков теперь не достаточно «красивая» позиция. Читайте об этом в «Налоги & бухучет», 2023, № 26.
2. Фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами налогового органа в присутствии должностных лиц хозсубъекта или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции (п. 80.7 НКУ).
3. Будьте внимательны: перед началом фактической проверки фискалы имеют право провести контрольную расчетную операцию. Могут покупать даже какую-то безделушку. В процессе же проверки может осуществляться хронометраж хозяйственных операций.
4. Фактическая проверка, которая осуществляется по результатам предварительной проверки, может быть проведена единоразово в течение 12 месяцев с даты составления акта предварительной проверки (п. 80.3 НКУ).
5. Продолжительность фактических проверок не может превышать 10 суток (п. 82.3 НКУ). Но ее срок может продлеваться по решению руководителя налоговой (его заместителя или уполномоченного лица) не более чем на 5 суток. Основаниями для этого могут быть:
а) заявление плательщика (в случае необходимости подачи им документов, которые касаются вопросов проверки);
б) сменный режим работы или подытоженный учет рабочего времени хозсубъекта и/или его хозяйственных единиц.
Также
налоговики отмечают, что проверки (в том числе и фактические) они имеют право проводить с учетом правил внутреннего трудового распорядка плательщика
(см. БЗ 130.03). Тем не менее в этой же консультации фискалы указывают на то, что не может стать основанием для недопуска*, в частности, то, что плательщик не может допустить налоговиков к проверке из-за графика работы, отличающегося от общепринятого.
* То есть составление акта о недопущении должностных лиц контролирующих органов к проведению проверки.
6. По результатам проверки составляется акт или справка* в двух экземплярах. Этот документ подписывается проверяющими с одной стороны и лицом, которое осуществляло расчетные операции, налогоплательщиком и его законными представителями (в случае наличия), с другой. Подписание может происходить по месту проведения проверки или в помещении контролирующего органа.
* Акт — если есть нарушение, справка — если нарушения отсутствуют.
Акт или справка по результатам проверки должны обязательно быть зарегистрированы в налоговой не позже следующего рабочего дня после окончания проверки.
Все правила, которые мы указали в п. 6 нашего списка, определены в п. 86.5 НКУ.
Также напоминаем, что акт можно подписывать с отрицаниями. Но отрицания не обязательно подавать сразу во время подписания акта. Их можно предоставить налоговикам позже, а именно в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки) (п. 86.7 НКУ). Плательщики могут присутствовать на рассмотрении отрицаний, предоставлять свои письменные и устные объяснения (п.п. 86.7.3 НКУ). Причем с 16.06.2024 участвовать в таком рассмотрении можно будет в режиме видеоконференции (именно с этой даты вступают в силу соответствующие нормы НКУ*).
* Читайте о видеосвязи с фискалами и других изменениях в «Налоги & бухучет», 2024, № 24.
7. После подписания акта и рассмотрения отрицаний (если такие есть) фискалы могут выносить налоговое уведомление-решение (НУР). Его можно обжаловать, как и любое другое решение, в порядке ст. 56 НКУ в административном порядке (написав жалобу в ГНСУ) или путем обращения с иском в суд. Сроки для обжалования НУР теперь не приостановлены. О текущем положении дел в отношении сроков подачи иска об обжаловании НУР читайте в «Налоги & бухучет», 2023, № 103 (ср. ).
8. Как мы уже сказали выше, фактическая проверка проходит по фактическому месту осуществления хоздеятельности или по местонахождению объектов. А адреса таких мест, как правило, светятся через уведомление по ф. № 20-ОПП и заявление о применении упрощенки (графа: место осуществления хоздеятельности). Иногда без формы № 20-ОПП никак нельзя (ради получения лицензий, установки РРО/ПРРО, если хозсубъект — плательщик НДС, который выписывает НН, и т. п.). Как и нельзя без указания в заявлении о применении упрощенки конкретного адреса объекта. Однако некоторые плательщики готовы лучше заплатить штраф за неподачу заявления по ф. № 20-ОПП (см. ст. 117 НКУ), чем допустить налоговиков к проверке. При этом не указывая в заявлении о применении упрощенки в месте осуществления хоздеятельности конкретного адреса (например, место осуществления хоздеятельности — лишь какой-то город или «предоставление услуг на территории Украины» / «торговля на территории Украины» и др.).
Если же подытожить, то получается, что налоговики в отношении РРО/ПРРО-обязанностей далеко не все объекты во время военного положения могут проверять. Но если все же проверка грозит, то плательщику стоит знать о своих правах и обязанностях.
Выводы
- Фактические проверки (в том числе в отношении РРО/ПРРО) запрещены на тех объектах, которые находятся на временно оккупированной территории и территории активных боевых действий (на время начала такой оккупации или действий соответственно). Что, в принципе, очевидно.
- Фактические проверки на объектах, которые находятся на территории возможных боевых действий, в целом запрещены. Но все равно фискалы могут провести такой тип проверки на объектах плательщика из сферы производства и/или реализации подакцизных товаров, игорного бизнеса, торговли инвалютой или если плательщик осуществляет хоздеятельность без госрегистрации.
- Фактические проверки проходят без предупреждения, но перед их проведением контролеры должны предоставить плательщику копию приказа о проведении проверки, направления и своих служебных удостоверениях (или должным образом оформленные соответствующим контролирующим органом документы, которые удостоверяют должностное (служебное) лицо).