Темы статей
Выбрать темы

Военные льготы и налог на прибыль

Солошенко Людмила, налоговый эксперт
В связи с военным положением льготы установлены и по налогу на прибыль предприятий. Они касаются субъектов, оказывающих помощь армии, заведениям здравоохранения и прочим получателям. Напомним их.

Помощь для обороны страны (ВСУ, больницам и пр.)

Помощь — без налоговых разниц. Известно, что по общим правилам расходы на благотворительность в налоговоприбыльном учете лимитируются. Поэтому плательщики налога на прибыль — высокодоходники (и малодоходники, считающие разницы по желанию) при оказании помощи, в частности, неприбыльным организациям (НПО) в налоговые расходы могут отнести сумму средств, товаров, работ, услуг, бесплатно переданных/оказанных НПО, в размере, не превышающем 4 % налогооблагаемой прибыли за прошлый отчетный год. А вот расходы свыше — снимают через благотворительную увеличивающую разницу по п.п. 140.5.9 НКУ.

Однако в связи с военным положением установлены исключения из правил (см. таблицу):

Военные льготы по налогу на прибыль по п. 69 подразд. 10 разд. ХХ НКУ

Пункт НКУ

Военные особенности:

(1)

не считается реализацией:

п.п. 69.5

добровольная бесплатная (без предварительного или последующего возмещения стоимости) передача (отчуждение, изъятие) товаров, в том числе подакцизных, или предоставление услуг:

— ВСУ и добровольческим формированиям территориальных громад;

— Национальной гвардии Украины;

— Службе безопасности Украины;

— Службе внешней разведки Украины;

— Государственной пограничной службе Украины;

— Министерству внутренних дел Украины;

— Государственной службе по чрезвычайным ситуациям Украины;

— Управлению государственной охраны Украины;

— Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины;

— другим образованным воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям;

— учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета;

— органам местного самоуправления;

заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций

(2)

освобождается от увеличивающей благотворительной разницы по п.п. 140.5.9 НКУ:

п.п. 69.6

суммы средств или стоимость специальных средств индивидуальной защиты (касок, бронежилетов), технических средств наблюдения, лекарств и медизделий, средств личной гигиены, продуктов питания, предметов вещевого обеспечения и любых других товаров, работ, услуг, добровольно перечисленных (бесплатно переданных):

— ВСУ;

— Национальной гвардии Украины;

— Службе безопасности Украины;

— Службе внешней разведки Украины;

— Государственной пограничной службе Украины;

— Министерству внутренних дел Украины;

— Государственной службе по чрезвычайным ситуациям Украины;

— Управлению государственной охраны Украины;

— Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины;

— другим образованным воинским формированиям, их соединениям, воинским частям, подразделениям;

— учреждениям или организациям, которые содержатся за счет средств государственного бюджета;

заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности и/или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций, а также

— суммы средств, перечисленные на спецсчета, открытые НБУ для сбора средств

Таким образом, так как оговорено, что бесплатные передачи не считаются реализацией (п.п. 69.5), то в учете высокодоходников (и малодоходников-добровольцев, считающих разницы по желанию)

никаких налоговоприбыльных разниц при оказании помощи перечисленным получателям не возникнет

Поэтому при таких бесплатных передачах не придется отражать ни благотворительную разницу (по п.п. 140.5.9 НКУ), ни продажные разницы (по пп. 138.1, 138.2 НКУ) — в случае передачи основных средств. То есть такая помощь (безвозмездно переданные товары / оказанные услуги / перечисленные средства) в налоговоприбыльном учете останется в налоговых расходах и на общих основаниях будет уменьшать финрезультат (объект налогообложения).

Помощь — без Перечня. Важно! Никаким перечнем такая помощь, оказываемая в течение ВП, в пп. 69.5, 69.6 не ограничена. Поэтому

никаких ограничений, скажем, по номенклатуре передаваемых товаров / оказываемых услуг в таком случае нет

Напомним, что с 01.08.2023 (после Закона Украины от 30.06.2023 № 3219-IX) из п.п. 69.6 подразд. 10 разд. ХХ НКУ были вообще исключены слова «по перечню, определенному КМУ» (поскольку никакого перечня КМУ так и не утвердил).

Причем о том, что с 01.08.2023 больше нет условия о перечне и при передаче любых товаров (выполнении работ, оказании услуг) получателям, перечисленным в п.п. 69.6, для нужд обеспечения обороны страны благотворительная разница по п.п. 140.5.9 НКУ не применяется, говорили и налоговики (см. п. 8 разд. III Информационного письма ГНСУ № 4/2023).

Хотя, по правде, и до 01.08.2023 (с учетом положений п.п. 69.5 подразд. 10 разд. ХХ НКУ) такая помощь не ограничивалась никаким перечнем. Поскольку в целях налогообложения такие операции вообще не считаются операциями по реализации! А значит, никаких разниц (благотворительной — по п.п. 140.5.9 НКУ или продажных — по пп. 138.1, 138.2 НКУ в случае бесплатной передачи ОС) тут в принципе возникнуть не могло. Подробнее об этом см. «Благотворительные передачи энергетического оборудования (генераторов, павербанков и т. п.)» // «Налоги & бухучет», 2023, № 39.

Получатели помощи. Важно! Не считается реализацией (по п.п. 69.5) / освобождается от благотворительной разницы (по п.п. 69.6) помощь товарами / услугами / денежными средствами, предоставленная определенным получателям — указанным в пп. 69.5, 69.6.

Иначе если помощь оказывается другим получателям, нежели те, которые перечислены в пп. 69.5, 69.6 (к примеру, НПО, которые не содержатся за счет средств государственного бюджета, — в частности, благотворительным организациям), то, как поясняют налоговики, прибыльные освобождения из пп. 69.5, 69.6 не работают. Поэтому плательщику-высокодоходнику (малодоходнику-добровольцу) в таком случае придется корректировать финрезультат на разницу по п.п. 140.5.9 НКУ (письма ГНСУ от 11.04.2024 № 1957/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, от 23.02.2024 № 929/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, от 08.12.2023 № 4555/ІПК/99-00-21-02-02 ІПК, от 10.08.2023 № 2376/ІПК/99-00-21-02-02-06).

Разве что исключение, когда эту разницу можно не показывать — при предоставлении в связи с военным положением гуманитарной помощи (с соблюдением требований законодательства Украины о гуманитарной помощи*) тем НПО (в том числе благотворительным организациям/фондам), которые внесены при этом в Единый реестр получателей гуманитарной помощи при условии использования такой гуманитарной помощи для нужд обеспечения обороны страны. Поэтому при соблюдении таких условий и оказании гуманитарной помощи любым НПО (в том числе не содержащимся за счет средств госбюджета) корректировка финрезультата по п.п. 140.5.9 НКУ не проводится (БЗ 102.12, п. 1.3 Информационного письма ГНСУ № 7/2022; письма ГНСУ от 21.08.2023 № 2599/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 09.02.2023 № 262/ІПК/99-00-21-02-02-06, от 02.08.2022 № 1177/ІПК/99-00-21-02-02-06). Подробнее об этом см. «Одариваем ВСУ через благотворительный фонд: расходы без разниц» // «Налоги & бухучет», 2022, № 63.

* См. Закон Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 № 1192-XIV.

Подтверждающие документы. Операции по оказанию помощи в связи с военным положением должны быть подтверждены документально. В налоговоприбыльном учете для подтверждения расходов плательщику также нужны соответствующие подтверждающие документы (БЗ 102.02, письмо ГНСУ от 09.09.2022 № 1439/ІПК/99-00-21-03-02-06). Такими подтверждающими документами могут быть:

письмо-просьба (письмо-обращение) от соответствующего получателя о предоставлении помощи или письмо-предложение от предприятия, оказывающего помощь;

приказ руководителя предприятия о предоставлении бесплатной помощи;

— двусторонний акт приема-передачи товаров, работ, услуг (подтверждающий, с одной стороны, их бесплатную передачу налогоплательщиком, а с другой, — бесплатное получение соответствующим получателем) (см. разъяснения ГУ ГНС в Черновицкой обл. от 12.02.2024, ГУ ГНС в Житомирской обл. от 10.06.2024).

Такие документы помогут подтвердить, что помощь предоставляется соответствующим получателям, указанным в пп. 69.5, 69.6, и плательщик имеет право на применение военных прибыльных льгот

Впрочем, в связи с военным положением льготы установлены не только для плательщиков налога на прибыль, но и для неприбыльных организаций.

Неприбыльные организации

Во время военного положения неприбыльным организациям (НПО) разрешено оказывать помощь для обеспечения обороны страны без ограничений. И финансировать расходы, не связанные с уставными целями и направлениями деятельности, даже если этого не предусмотрено уставом НПО!

Такая возможность предусмотрена п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ. Им установлено, что в течение ВП НПО могут использовать доходы и передавать имущество, оказывать услуги:

армии (ВСУ), Нацгвардии, СБУ, Службе внешней разведки, Государственной пограничной службе, МВД, Управлению госохраны, Госслужбе спецсвязи и защиты информации, воинским формированиям и объединениям, воинским частям, добровольным формированиям территориальных громад, учреждениям и организациям, содержащимся за счет средств госбюджета, и другим получателям, перечисленным в п. 63 подразд. 4 разд. ХХ НКУ;

заведениям здравоохранения государственной/коммунальной собственности или структурным подразделениям по вопросам здравоохранения областных/городских госадминистраций;

— перечислять денежные средства на спецсчета для сбора средств, открытые НБУ, а также

оказывать благотворительную помощь физическим лицам (не являющимся учредителями, участниками НПО или связанными с ними лицами), которые проживают (проживали) на территории населенных пунктов, где проводятся (проводились) боевые действия или вынужденным переселенцам, которым пришлось оставить место проживания в связи с проведением боевых действий в таких населенных пунктах (и в частности, ставшим на учет в качестве внутренне перемещенных лиц).

Такая помощь не считается нарушением НПО-условий из п. 133.4 НКУ и не повлечет за собой утрату неприбыльного статуса

На это обращалось внимание и в Информационном письме ГНСУ № 7/2022 (подробнее см. «Благотворительная (гуманитарная) помощь во время войны: неприбыльные организации» // «Налоги & бухучет», 2022, № 89).

Выводы

  • В связи с военным положением налоговые льготы установлены для плательщиков налога на прибыль и неприбыльных организаций.
  • В течение ВП плательщики налога на прибыль всю сумму помощи, оказанную армии, больницам и прочим получателям из пп. 69.5, 69.6, оставляют в налоговых расходах. Никаких налоговых разниц при этом не возникнет.
  • Неприбыльные организации в течение ВП могут оказывать помощь армии, больницам и другим получателям, указанным в п. 63, без ограничений. Это не считается нарушением НПО-условий и не приведет к потере неприбыльного статуса.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше