Обычно бонусы начисляют покупателям за выполнение оговоренных условий. К примеру:
— за достижение определенных показателей (выполнение объема закупок / объема продаж);
— за своевременную и полную оплату;
— за приобретение определенного товара (совершение покупки на определенную сумму) в течение периода и пр.
Чаще всего начисляют бонусы в каком-то проценте от продаж/покупок.
Как можно получить/использовать такие бонусы — зависит от договоренностей. Ведь тут возможны варианты.
Бонус — денежная выплата
Бонусы могут выплачиваться в виде денежного вознаграждения (премии, мотивационных выплат) за достижение определенных показателей. К примеру, производители могут платить денежные бонусы (премии) дистрибьюторам по дистрибьюторским договорам (за выполнение объемов закупок/продаж или других условий).
В таком случае должны обратить внимание на позицию фискалов, поскольку
налоговики считают, что любые выплачиваемые денежные бонусы (премии, вознаграждения) направлены на стимулирование сбыта продукции и потому являются оплатой маркетинговых услуг (п.п. 14.1.108 НКУ)
Поэтому если нет желания спорить с контролерами и идти по их пути, то денежные бонусы:
— в бухгалтерском учете учитывают как маркетинговые услуги, т. е.: получатель бонусов (дистрибьютор) — как плату за оказанные маркетинговые услуги (Кт 703), а плательщик бонусов (производитель) — как расходы на сбыт товаров (Дт 93, п. 19 НП(С)БУ 16 «Расходы»);
— в НДС-учете (с учетом разъяснений контролеров): получатель бонусов (дистрибьютор) с такого вознаграждения за оказанные маркетинговые услуги должен начислить НДС (БЗ 101.04). При этом плательщик бонусов (производитель) на основании полученной от дистрибьютора зарегистрированной НН может отразить налоговый кредит (письмо ГНСУ от 27.01.2023 № 192/ІПК/99-00-21-03-02-06);
— в налоговоприбыльном учете операции отразятся по бухучетным правилам. Налоговых разниц в таком случае не предусмотрено.
Причем в таком случае услужный (маркетинговый) характер бонусов нужно надлежащим образом подкрепить документально: чтобы о предоставлении маркетинговых услуг шла речь и в договоре, и в первичке (акте) (см. постановление Седьмого апелляционного админсуда от 23.05.2023 по делу № 560/9912/22).
Пример. За стимулирование продаж производитель выплачивает дистрибьютору денежные бонусы в размере 60000 грн (в том числе НДС — 10000 грн).
В учете операции отразятся следующими записями:
Таблица 1. Денежные бонусы (плата за маркетинговые услуги)
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дт | Кт | |||
У продавца (производителя — плательщика бонусов) | ||||
1 | Получены маркетинговые услуги (подписан акт) | 93 | 631 | 50000 |
2 | Отражен НК по НДС (на основании зарегистрированной НН) | 644/1 | 631 | 10000 |
641/НДС | 644/1 | 10000 | ||
3 | Уплачены бонусы за маркетинговые услуги покупателю | 631 | 311 | 60000 |
У покупателя (дистрибьютора — получателя бонусов) | ||||
1 | Оказаны маркетинговые услуги (отражен доход) | 361 | 703 | 60000 |
2 | Начислены НО по НДС с маркетинговых услуг | 703 | 641/НДС | 10000 |
3 | Получены бонусы за маркетинговые услуги от продавца | 311 | 361 | 60000 |
Однако следует обратить внимание на позицию Верховного Суда — высказавшегося за необложение бонусов НДС (см. постановление ВС от 10.11.2022 по делу № 160/3806/20). Рассматривалась ситуация, когда выплачивались бонусы за четкое соблюдение графика заказов. Верховный Суд отметил, что, во-первых, предоставление маркетинговых услуг должно подкрепляться соответствующими действиями исполнителя услуг. А во-вторых, оказание любых услуг (в том числе маркетинговых) предполагает наличие двустороннего обязательства между сторонами (когда одна сторона имеет обязательство оказать услуги, а вторая сторона — встречное обязательство их оплатить). А бонусы и скидки предусматривают исключительно одностороннее обязательство одной стороны совершить конкретное действие при надлежащем выполнении основного обязательства другой стороной договора. Поэтому дополнительное бонусное вознаграждение, не предусматривающее выполнение каких-либо обязательств, не может считаться оплатой маркетинговых услуг. И получение бонусов за четкое соблюдение графика заказов не является объектом НДС.
А при таком подходе бонусы будут отражаться в бухучете как денежная премия (вознаграждение), т. е. у получателя бонусов: Дт 311 — Кт 718, у плательщика бонусов: Дт 949 — Кт 685. Подробнее об этом см. «Получаем бонусы (мотивационные выплаты): облагать ли НДС?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 22.
Бонус — скидка
При этом варианте накопленную сумму бонусов можно использовать как скидку при следующих приобретениях. В итоге при следующей покупке покупатель заплатит сумму меньше — с учетом скидки.
Использование бонусов в таком случае в учете оформляют как предоставление скидки покупателю
Поэтому доходы и НО по НДС у продавца будут определяться исходя из сниженной цены (уменьшенной на сумму скидки, см. письмо ГНСУ от 05.04.2024 № 1855/ІПК/99-00-21-03-02 ІПК и наш комментарий к нему «Как начислять НДС при оплате товара/услуги покупателем бонусами» // «Налоги & бухучет», 2024, № 50). Правда, если скидка слишком велика, то нужно помнить о правиле минбазы (абзац второй п. 188.1 НКУ). Ведь база обложения НДС не должна быть ниже минимального порога: для покупных товаров — не ниже цены приобретения, для самостоятельно изготовленных товаров — не ниже обычной цены. Иначе придется доначислить минбазные НО.
Пример. У покупателя за прошлые периоды есть начисленные бонусы в размере 600 грн. При покупке товара стоимостью 8400 грн (в том числе НДС — 1400 грн) покупателю предоставлена скидка на сумму бонусов (600 грн). Покупатель внес оплату за товар с учетом скидки в сумме 7800 грн (в том числе НДС — 1300 грн).
В учете операции отразятся так:
Таблица 2. Бонус — скидка
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дт | Кт | |||
У продавца | ||||
1 | Реализован товар покупателю с учетом скидки | 361 | 702 | 7800 |
2 | Начислены НО по НДС | 702 | 641/НДС | 1300 |
3 | Списана себестоимость реализованного товара | 902 | 281 | 5000 (условно) |
4 | Получена оплата за товар от покупателя | 311 | 361 | 7800 |
У покупателя | ||||
1 | Получен товар от продавца | 281 | 631 | 6500 |
2 | Отражен НК по НДС (при наличии зарегистрированной НН) | 644/1 | 631 | 1300 |
641/НДС | 644/1 | 1300 | ||
3 | Перечислена оплата за товар | 631 | 311 | 7800 |
Бонус — ретроскидка
Бонусы могут предоставляться покупателям в виде ретроскидки. То есть предоставляться продавцом после отгрузки товаров покупателю (в отношении таких уже поставленных товаров) — если в дальнейшем покупателем будут выполнены условия для получения данной скидки. К примеру, ретроскидка может предоставляться покупателю за выполнение им плана продаж по товарам, закупленным у продавца. Иначе если покупатель план продаж не выполнит, то скидка ему не будет предоставлена.
Особенность такого варианта в том, что в момент продажи товаров покупателю продавец еще не знает, получит покупатель скидку или нет (т. е. выполнит ли в дальнейшем покупатель условия для скидки). Поэтому в таком случае изначально в документах на отгрузку указывают первоначальную цену товаров, установленную договором (без скидки). И
если в дальнейшем покупатель выполнит условия для получения скидки, то цена товара уменьшается
При этом снижение цены оформляют дополнительным соглашением к договору и актом об установлении (согласовании) новой цены (актом корректировки цены) или бухсправкой. Подробнее см. «Изменили цену? Готовьте документ» // «Налоги & бухучет», 2017, № 39.
В связи с предоставлением ретроскидки в учете:
— продавцу — нужно откорректировать доход (Дт 704 — Кт 361) и сумму НО по НДС (методом «красное сторно»: Дт 704 — Кт 643/2 и Дт 643/2 — Кт 641/НДС). Напомним, что в случае изменения цены после отгрузки налоговики говорят составлять РК на дату проведения расчетов — т. е. на дату доплаты средств покупателем/возврата покупателю средств (БЗ 101.15);
— покупателю — следует откорректировать стоимость товаров записями: методом «красное сторно» Дт 281 — Кт 631 (если товар еще на складе); методом «красное сторно» Дт 902 — Кт 631 (если товар реализован в этом году); записью Дт 631 — Кт 719 (если товар реализован в прошлом году). А также откорректировать НК по НДС.
Подробнее об учете ретроскидок см. «Ретроскидки в учете продавца» // «Налоги & бухучет», 2020, № 104; «Ретроскидки в учете покупателя» // «Налоги & бухучет», 2020, № 104 (ср. ).
Пример. Оптовое предприятие (покупатель) закупило у производителя товар на сумму 120000 грн (в том числе НДС — 20000 грн). Закупленный товар в течение месяца был полностью реализован покупателем. Производитель предоставил покупателю скидку в размере 10 %, т. е. в сумме 12000 грн (в том числе НДС — 2000 грн). Покупатель перечислил оплату продавцу (с учетом скидки) в сумме 108000 грн.
В учете операции отразятся так:
Таблица 3. Бонус — ретроскидка
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | Сумма, грн | |
Дт | Кт | |||
У продавца | ||||
1 | Отгружен товар покупателю | 361 | 702 | 120000 |
2 | Начислены НО по НДС | 702 | 641/НДС | 20000 |
3 | Списана себестоимость реализованного товара | 902 | 281 | 70000 (условно) |
4 | Предоставлена ретроскидка покупателю (уменьшен доход) | 704 | 361 | 12000 |
5 | Откорректированы НО по НДС методом «красное сторно» (после регистрации уменьшающего РК) | 704 | 643/2* | 2000 |
643/2 | 641/НДС | 2000 | ||
6 | Получена оплата за товар от покупателя | 311 | 361 | 108000 |
* Использован дополнительный субсчет 643/2 для учета разрыва во времени между выпиской РК и моментом его регистрации в ЕРНН. | ||||
У покупателя | ||||
1 | Получен товар от продавца | 281 | 631 | 100000 |
2 | Отражен НК по НДС (при наличии зарегистрированной НН) | 644/1 | 631 | 20000 |
641/НДС | 644/1 | 20000 | ||
В примере реализацию товаров покупателем не показываем. | ||||
3 | Откорректирована себестоимость реализованного товара методом «красное сторно» | 902 | 631 | 10000 |
4 | Откорректирован НК по НДС методом «красное сторно» | 641/НДС | 631 | 2000 |
5 | Перечислена продавцу оплата за товар (с учетом скидки) | 631 | 311 | 108000 |
Выводы
- В зависимости от договоренностей бонусы могут предоставляться в виде денежного вознаграждения, скидки, ретроскидки.
- Выплату денежных бонусов налоговики считают платой за маркетинговые услуги и требуют облагать их НДС. Хотя у Верховного Суда на этот счет другое мнение.
- Если бонусы будут использованы как скидка при следующих покупках, то в учете операции отразятся как предоставление скидки покупателю.
- Если бонусы предоставляются в виде ретроскидки (т. е. скидки после отгрузки товара покупателю — за выполнение им оговоренных условий), то в учете продавцу и покупателю нужно провести соответствующие корректировки.