tax.gov.ua/media-tsentr/novini/799379.html
То, что собственники и пользователи сельхозугодий должны считать МНО, ни для кого не секрет. Ведь они это с успехом делали уже два последних года (за 2022 и за 2023). В то же время вопросов по поводу расчета МНО в разных специфических ситуациях осталось еще много. Поэтому налоговики решили обнародовать подборку вопросов-ответов по поводу расчета МНО. Они касаются следующих вопросов: как учесть уплату налогов заранее / переплату по уточняющему расчету в выполнение МНО; как правильно определить год для выполнения МНО при празднично-выходном переносе сроков уплаты налогов; можно ли доначисленные налоги и штрафы ставить в выполнение МНО; будет ли при местных льготах по земналогу/сельхозЕН освобождение от МНО и другие.
Некоторые из этих ответов являются достаточно интересными. Поэтому дальше пробежимся по наиболее актуальным из них.
Уплата налогов по сроку после окончания года: когда считать в выполнение МНО?
Вывод документа
При уплате сельхозЕН в январе текущего года за последний квартал прошлого года такие суммы могут быть учтены при расчете МНО только в текущем году. Например, сумму сельхозЕН за ІV квартал 2022 года, уплаченную 16 января 2023 года, можно указать при расчете МНО за 2023 год
Когда речь заходил об учете определенных налогов, сборов и расходов в уплату арендной платы в выполнение МНО, то налоговики, опираясь на нормы НКУ (например, при расчете МНО плательщиками сельхозЕН в пп. 2971.2 — 2971.5 НКУ), делали вывод, что в выполнение МНО:
1) попадают только суммы, которые были уплачены в бюджет в течение календарного года. Тот факт, что они были начислены за прошлый период, роли не играет;
2) не попадут ошибочно и/или излишне уплаченные в налоговом (отчетном) году суммы налогов, сборов, платежей. Причем не имеет значения, что стало причиной возникновения ошибки или чрезмерной уплаты.
Учитывая эти два правила, налоговики делают вывод, что в определенном году в выполнение МНО попадает только сумма налога, которая не просто уплачена в течение текущего календарного года, но и в отношении которой в этом году истек предельный срок уплаты. Ведь чтобы сумма не была излишне уплаченной, должна наступить предельная дата уплаты обязательства по определенному налогу (п.п. 14.1.115 НКУ).
Поэтому когда у налоговиков спросили — в выполнение МНО какого года включать уплаченный в январе 2023 года сельхозЕН за IV квартал 2022, то они ответили: в выполнение МНО именно 2023, а не 2022 года. Подробно об этом читайте в «Минимальное налоговое обязательство и сельхозЕН: новые рекомендации от фискалов» // «Налоги & бухучет», 2023, № 94.
Уплата налогов заранее: попадут ли они в выполнение МНО?
Вывод документа
При начислении сельхозЕН и погашении (уплате) его за счет излишне уплаченной суммы налоговых обязательств по сельхозЕН такие суммы могут быть учтены при расчете МНО в будущих периодах в пределах начисленных сумм
Иногда аграрии уплачивают сельхозЕН заранее, например, если оплата за IV квартал 2023 прошла в декабре 2023 года. Так вот, в этом случае, опираясь на подход фискалов, в выполнение МНО 2023 года такие суммы не попадали. Они имели статус излишне уплаченных в 2023 году, ведь предельный день уплаты приходится на январь 2024-го. Но поскольку фактическая уплата сельхозЕН за IV квартал 2023 состоялась в декабре-2023, а не в 2024 году, то возникал вопрос:
можно ли учесть такую сумму в выполнение МНО в том году, на который приходится предельная дата уплаты определенного налогового обязательства?
Налоговики долго по этому поводу молчали. И потому была опасность, что они могут начать фискалить и говорить, что когда суммы налога уплачены в прошлых годах и касаются текущего, то ни в выполнение МНО прошлого, ни в выполнение МНО текущего года их учитывать нельзя. То есть при таком подходе эти суммы вообще не сыграют при расчете МНО.
Радует то, что налоговики не пошли по этой тропе. Напротив, в комментируемом разъяснении (см. пп. 2, 9, 11, 12) они четко заявляют, что такие суммы будут учтены в выполнение МНО. А именно они попадут в выполнение МНО того периода, на который приходится предельная дата погашения таких обязательств. То есть переплата по сельхозЕН, которая возникла, например, в 2023 году и за счет которой погашены начисленные обязательства по сельхозЕН за I квартал 2024, попадет в выполнение МНО 2024 года.
Переплата по уточняющей декларации — можно учесть в выполнение МНО
Вывод документа
При начислении сельхозЕН и погашении (уплате) его за счет излишне уплаченной суммы налоговых обязательств по сельхозЕН (которая появилась по поводу уточнения) такие суммы могут быть учтены при расчете МНО в будущих периодах в пределах начисленных сумм
Как видите, вывод о возможности попадания переплат в выполнение МНО фискалы распространяют не только на случай, когда сумма переплаты возникла из-за банальной уплаты налога заранее, но и на случаи, когда переплата возникла из-за подачи уточняющей декларации.
Так, они не против, чтобы переплата по сельхозЕН и плате за землю, которая возникла в 2023 из-за уточнения налоговых обязательств 2022 и 2023 года, после введения в действие военного освобождения (см. «СельхозЕН и МНО: что нового» // «Налоги & бухучет», 2023, № 32 и «Плата за землю и налог на недвижимость: военные льготы вот-вот заработают!» // «Налоги & бухучет», 2023, № 32) учитывалась в выполнение МНО того периода, за который состоялось зачисление. То есть если переплата по сельхозЕН за 2022 год была зачислена в выполнение обязательств по сельхозЕН I — ІІІ кварталов 2023 года, то ее учитывают в выполнение МНО 2023 года.
Празднично-выходной перенос и МНО
Вывод документа
Плату за землю, уплаченную 2 января 2024 года (за ноябрь 2023 года) в связи с переносом предельного срока уплаты, можно учитывать при расчете МНО за 2024 год
В продолжение вопроса с определением периода учета уплаченных налогов в выполнение МНО хотелось бы обратить внимание на ответы, которые предоставлены на вопросы 5, 7 и 14. Вопросы появились из-за того, что предельная дата уплаты платы за землю за ноябрь 2023 года пришлась на 2 января 2024.
По общим правилам уплатить такую плату следовало в течение 30 дней после окончания отчетного месяца, то есть не позже 30.12.2023. В то же время 30 декабря пришлось на выходной день (суббота). А потому благодаря правилу празднично-выходного переноса дата уплаты платы за землю за ноябрь была перенесена на следующий рабочий день, который следует за выходным / праздничным. Таким днем в 2024 году стало 2 января. Ведь 1 января банковская система из-за изменения финансового года не работала на прием платежей.
Учитывая это, возникал вопрос:
за какой год следует относить плату за землю за ноябрь-2023 в выполнение МНО: 2023 или 2024?
Налоговики отмечают, что в этом случае не имеет значения, когда состоялась уплата платы за землю — в декабре-2023 или 2 января 2024-го, учитывать такую плату следует в выполнение МНО 2024 года. Объяснение их простое: последним днем платы по их системе считается именно 2 января 2024 года.
Конечно, с этим подходом можно спорить и говорить, что предельной датой уплаты обязательств является именно день, который определен правилами НКУ. Для уплаты платы за землю таким днем является 30-й календарный день, следующий за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца (п. 287.4 НКУ).
Причем никакие празднично-выходные переносы не изменяют предельную дату выполнения обязательств. Празднично-выходной перенос из п. 56.13 НКУ просто позволяет исполнить обязанность без штрафов позже, чем определено в НКУ.
Но, как видим, налоговики этого не учитывают. Поэтому тем, кто не хочет спорить с фискалами, советуем придерживаться их подхода и следить за всеми празднично-выходными переносами уплаты, если даты уплат определенных налогов приходятся на последние дни года.
Налоги и штрафы по НУР в выполнение МНО не попадают!
Вывод документа
Законодательством не определено зачисление сумм налогов, в том числе штрафов, начисленных согласно НУР по результатам налоговых проверок, в уменьшение МНО
Когда начисление налогов и сборов, которые учитываются в выполнение МНО, происходит самим плательщиком налога (путем декларирования их в соответствующей отчетности), то налоговики (как видно выше) позволяют их учитывать в выполнение МНО в том периоде, на который приходится предельная дата уплаты задекларированных обязательств.
А как быть с доначисленными фискалами налоговыми обязательствами / штрафами по результатам проверки плательщика? Можно ли учесть доначисленную сумму и штраф из НУР в выполнение МНО?
Налоговики в ответе на вопрос 13 считают, что в выполнение МНО нельзя включать ни доначисленную сумму налога, ни начисленную сумму штрафа.
На наш взгляд, что касается начисленного штрафа, то здесь налоговики правы. Его в выполнение МНО учитывать нельзя, ведь среди тех сумм, которые можно учесть в выполнение МНО, такой суммы, как штрафные санкции, нет.
А вот с доначисленной суммой налога по НУР можно спорить. Дело в том, что в НКУ речь идет о том, что учитываются в выполнение МНО суммы уплаченных налогов, сборов, платежей и расходов на аренду земельных участков. О том, как они были начислены — самостоятельно или с помощью налоговиков — не уточнено. Поэтому, на наш взгляд, учитывать в выполнение МНО доначисленный налог по НУР теоретически можно.
Кто решит это делать, учитывая вышеописанную позицию фискалов, должен готовиться отстаивать свою позицию. Если все же решите учитывать в выполнение МНО доначисленные налоговиками суммы налогов, то, по идее, такие суммы следует относить после их уплаты в выполнение МНО того периода, за который состоялось доначисление по НУР. Так, если в 2024 году налоговики доначислят земналог за 2022 год, то доначисленную сумму можно отнести только в выполнение МНО 2022 года, а не того периода, на который приходится дата уплаты доначисленного по НУР налога.
Отчетность по МНО при военном освобождении
Выводы документа
В случае получения военного освобождения от уплаты МНО декларируется только объект налогообложения — кадастровые номера, площади земельных участков, а налоговые обязательства по МНО не начисляются (указывают прочерками или «0»)
На сегодня лица, которые владеют или пользуются сельхозугодиями, имеют право благодаря действию ВП получить право на освобождение от уплаты МНО. Такое освобождение предусмотрено п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. Подробно о нем читайте в «Военные льготы для сельхозЕН и МНО» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53 (ср. ).
Так вот, в ответе на пп. 16 и 17 налоговики объяснили, как отчитаться аграриям, которые имели право на освобождение от уплаты МНО целый год. Прежде всего заметим: фискалы настаивают, что приложение с расчетом МНО следует подавать даже тогда, когда все земли попадают под военное МНО-освобождение.
Но в таком приложении из всех показателей следует отражать только информацию о землях, которые попадают под освобождение, то есть их кадастровые номера и площадь. Все остальные показатели можно не заполнять или поставить нуль.
Местные льготы по плате за землю и освобождение от МНО
Вывод документа
Не подлежит начислению и уплате общее МНО за земельные участки, которые освобождены от начисления платы за землю согласно п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ и сельхозЕН согласно п.п. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НКУ
В п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, в котором речь идет об освобождении от уплаты МНО, есть абзац, в котором говорится, что сумма МНО за земельные участки (земельные доли (паи)), на которые не распространяется военное освобождение от МНО, определяется пропорционально количеству месяцев, когда такие земельные участки (земельные доли (паи)) подлежали налогообложению платой за землю или сельхозЕН.
Учитывая это, некоторых аграриев, которым местные органы власти предоставили местные льготы по уплате, например, платы за землю, заинтересовал вопрос: дает ли местное освобождение от уплаты платы за землю и сельхозЕН им право не уплачивать в течение действия местных льгот МНО?
Налоговики справедливо заявили, что военное освобождение от уплаты МНО распространяется только на те земли, которые находятся в зоне АБД и временной оккупации, то есть на которые распространяется военное освобождение от уплаты платы за землю согласно п.п. 69.14 подразд. 10 разд. ХХ НКУ или сельхозЕН согласно п.п. 69.33 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
Местные льготы по уплате платы за землю предоставляются уже после того, как на земли не распространяется военное освобождение. Поэтому на такие земли не действует и военное освобождение от уплаты МНО согласно п.п. 69.15 подразд. 10 разд. ХХ НКУ.
В то же время это не говорит о том, что аграрий не может рассчитывать на освобождение от МНО за земли, на которые действуют местные льготы. Ведь на сегодня в ст. 381.2 НКУ четко сказано, что МНО не определяется в том числе и за земли, за которые не начислялись и не уплачивались плата за землю или сельхозЕН, ведь:
— земля находится в консервации;
— земли загрязнены взрывоопасными предметами или в отношении них принято решение о предоставлении налоговых льгот по уплате местных налогов и/или сборов на основании заявлений налогоплательщиков о признании земельных участков непригодными для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.
Из этого следует, что освобождение от уплаты МНО получают аграрии и тогда, когда в отношении земель предоставлены местные льготы по уплате платы за землю или сельхозЕН. Но речь идет не о любых видах местных льгот, а только об индивидуальных местных льготах (распространяется на конкретные участки), которые загрязнены взрывоопасными предметами или которые непригодны для использования в связи с потенциальной угрозой их загрязнения взрывоопасными предметами.
При получении местных льготы по уплате платы за землю или сельхозЕН по другим основаниям рассчитывать на освобождение от МНО не стоит.