Фактические проверки: какие разрешены/запрещены во время войны
Для начала напомним, что в настоящее время разрешены фактические проверки по всем основаниям. Однако есть ограничения, которые зависят от того, где находятся объекты, которые налоговики хотят проверить (см. пп. 5, 6, 7 п.п. 69.351 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).
В частности, если объекты налогообложения / объекты, связанные с налогообложением находятся на:
1) временно оккупированной территории, то фактические проверки на таких объектах запрещены (до даты завершения временной оккупации территории);
2) территории активных боевых действий, то фактические проверки запрещены (до даты завершения активных боевых действий);
3) территории возможных боевых действий, то фактические проверки запрещены для всех, кроме объектов плательщиков:
а) из сферы:
— производства и/или реализации подакцизной продукции;
— игорного бизнеса (организация и проведение азартных игр в Украине);
— купли-продажи инвалюты;
б) которые осуществляют хоздеятельность без государственной регистрации.
Подробнее об этом читайте в «Налоги & бухучет», 2024, № 41.
Нет адреса — нет и фактической проверки?
Теория. Разбираясь в проблеме, обращаем внимание на следующие основные факты:
1) в Реестре плательщиков единого налога как место осуществления хозяйственной деятельности можно указывать «надання послуг на території України» и/или «торгівля на території України». Это подтверждают и налоговики в контексте торговли или предоставления услуг в заранее не определенных местах: на ярмарках, выставках, рынках и др. (БЗ 107.01.01);
2) фактическая проверка — это проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика (п.п. 75.1.3 НКУ);
3) перед проверкой плательщику должны предоставить среди прочих документов копию приказа о проведении проверки и направление. И если в направлении могут указывать реквизиты субъекта, который проверяется (то есть плательщика), или объекта, то в приказе обязательно указываются именно реквизиты субъекта, который проверяется (см. п. 81.1 НКУ). То есть по направлению и приказу, в которых указан, например, один ФЛП, нельзя проверять других ФЛП, которые просто работают рядом.
Однако о каком месте фактического осуществления деятельности может идти речь тогда, когда у налоговиков есть только налоговый адрес и «територія України» в реестре единоналожников? И к тому же, например, ФЛП не подавал уведомления по ф. № 20-ОПП*? Какой адрес они могут указать в направлении и приказе?
* Помните: за неподачу уведомления по ф. № 20-ОПП фискалы налагают штраф по п. 117.1 НКУ (340 грн — для ФЛП, если нарушение совершенно впервые, и 680 грн — за повторное нарушение).
Допустим, что указывается налоговый адрес плательщика. В этом случае есть проблема: налоговым адресом ФЛП является в большинстве случаев (если не сказать всегда) его домашний адрес. И туда налоговики попасть не могут (см. статью «ФЛП работает из дому: могут ли прийти налоговики с проверкой?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 41).
То есть формально налоговики не могут провести фактическую проверку, если у них нет адреса конкретного объекта и факта привязки этого объекта к конкретному плательщику.
Если вам нужен РРО или ПРРО, то их могут зарегистрировать по налоговому адресу (то есть жилью ФЛП). Или же РРО/ПРРО закрепляется за автомобилем. А авто так же может привязываться через уведомление по ф. № 20-ОПП к местожительству физлица — владельца авто. Все потому, что в этом уведомлении указывается адрес регистрации транспортного средства, которым, как правило, является местожительство физлица-владельца (БЗ 116.11). И мы опять в этом случае возвращаемся к проблеме фактической проверки в жилье, о которой уже писали выше.
Тем более это только теория.
Практика. На практике фискалы могут все-таки определить фактическое место деятельности ФЛП и проводят те же фактические проверки.
Как это происходит? Здесь несколько вариантов:
1) фискалы получают жалобы на плательщика от покупателей (например, через специальный бот в Телеграмм или в письменном виде непосредственно в адрес фискалов);
2) налоговики получают информацию вследствие фактической проверки других плательщиков.
При этом все эти способы полностью соотносятся с основаниями для фактических проверок, определенных в п. 80.2 НКУ. Судите сами.
Фактическая проверка может проводиться, среди всего прочего, в случае:
— п.п. 80.2.1 НКУ — когда по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, которые свидетельствуют о возможных нарушениях плательщиком законодательства в отношении:
а) производства и обращения подакцизки;
б) осуществления плательщиком расчетных операций и ведения кассовых операций;
в) наличия патентов, лицензий и других документов, контроль за наличием которых возложен на фискалов, и если возникает необходимость проверки таких фактов;
— п.п. 80.2.2 НКУ — в случае наличия и/или получения в установленном законодательством порядке информации от государственных органов или органов местного самоуправления, которая свидетельствует о возможных нарушениях плательщиком подконтрольного фискалам законодательства (в частности и по РРО/ПРРО-вопросам, вопросам кассовой дисциплины, возможности оплаты товаров электронными платежными средствами, наличия лицензий, которые контролируются фискалами);
— п.п. 80.2.3 НКУ — письменного обращения покупателя (потребителя), оформленного в соответствии с законом, о нарушении плательщиком порядка проведения расчетных операций (в том числе необеспечении возможности проведения расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств), кассовых операций, патентования или лицензирования.
Однако стоит признать, что это так же не универсальные способы. Например, плательщик действительно может передвигаться между клиентами и не иметь фиксированного места осуществления хоздеятельности. Или, например, если речь идет о ярмарке. Пока налоговики получат информацию, плательщика там может уже и не быть, как и самой ярмарки. И здесь мы возвращаемся к «теоретической» проблеме: фактической проверке ФЛП по налоговому адресу.
Подытожим. Так, если у фискалов ничего, кроме налогового адреса, по ФЛП нет, то формально фактическую проверку проводить негде. Потому что налоговый адрес — это всегда жилье ФЛП (то ли адрес «прописки», то ли тот, который указан в справке о статусе внутренне перемещенного лица). Но! Фискалы могут узнать о фактическом месте осуществление деятельности от недовольных потребителей или других плательщиков. Поэтому прятаться специально за ширмой осуществления хоздеятельности «по Украине» — это не всегда эффективно.
Выводы
- В настоящее время разрешены фактические проверки по любым основаниям, определенным в п. 80.2 НКУ. Но есть исключения (запреты на проведение таких проверок в отношении отдельных объектов плательщиков).
- Формально налоговики не могут прийти к ФЛП в жилье с фактической проверкой. Считаемся с тем, что налоговый адрес ФЛП — это практически всегда жилье.
- Формально, если у налоговиков есть только налоговый адрес — жилье, то фактическую проверку провести, строго говоря, невозможно. Однако фискалы могут узнать о фактическом месте осуществления хоздеятельности, отличающемся от налогового адреса — жилья.