Темы статей
Выбрать темы

Норматив трудоустройства лиц с инвалидностью: готовимся к выполнению

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
До 15 апреля текущего года работодатели, не выполнившие норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью, должны были уплатить административно-хозяйственные санкции за 2023 год. Чтобы в будущем не нести финансовых потерь, пришло время задуматься о выполнении «инвалидного» норматива за 2024 год. О нем и поговорим.

Норматив и ответственность за его невыполнение

Норматив. Обязанность соблюдать «инвалидный» норматив установлена ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» от 21.03.91 № 875-ХІІ (далее — Закон № 875). Согласно этой норме для предприятий и предпринимателей установлен норматив рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год.

При количестве работающих от 8 до 25 человек «инвалидный» норматив устанавливается в количестве одного рабочего места

Если работников менее 8, обязанности трудоустраивать лиц с инвалидностью нет.

Работодатели самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест, которые необходимо выделить (создать) для трудоустройства лиц с инвалидностью. Причем такие рабочие места могут быть даже с вредными и тяжелыми условиями труда или с особым характером труда, если это обусловлено спецификой хозяйственной деятельности работодателя и соответствует нуждам производства (см. постановление Восьмого апелляционного админсуда от 05.02.2019 по делу № 813/3048/18).

Выполнением норматива считается трудоустройство лиц с инвалидностью на основное место работы. При этом группа инвалидности и режим работы (полное или неполное рабочее время) значения не имеют.

Обратите внимание: лица, получившие инвалидность, находясь в трудовых отношениях с работодателем, засчитываются в выполнение норматива с даты установления им инвалидности, а лица с инвалидностью, которые принимаются на работу, — с первого дня их трудоустройства. Об этом говорилось в письме Минсоцполитики от 17.10.2019 № 17976/0/2-19/29.

Ответственность. За невыполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью ст. 20 Закона № 875 предусмотрены административно-хозяйственные санкции (далее — АХС).

Размер АХС за невыполнение «инвалидного» норматива для работодателей, у которых работает:

— 26 человек и больше, равна произведению показателей средней годовой зарплаты штатного работника и количества рабочих мест, предназначенных для трудоустройства лиц с инвалидностью и не занятых ими;

— от 16 до 25 человек, — сумме средней годовой зарплаты штатного работника;

— от 8 до 15 человек, — половине средней годовой зарплаты штатного работника.

Исключением из общего правила являются предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержаться за счет средств государственного или местных бюджетов. Им АХС не грозят. Кроме того, в свое время Фонд соцзащиты лиц с инвалидностью приходил к заключению, что от уплаты АХС освобождены также неприбыльные организации (см. письмо от 26.04.2007 № 1/5-375).

Теперь давайте поговорим о том, как правильно рассчитать среднеучетную численность штатных работников учетного состава за год, ведь от этого показателя зависит (1) количество лиц с инвалидностью, которых необходимо трудоустроить, и (2) размер АХС, если с таким трудоустройством работодатель не справился.

Среднеучетное количество штатных работников

Среднеучетную численность штатных работников учетного состава рассчитывают в соответствии с п. 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286 (далее — Инструкция № 286). На это указывало Минсоцполитики в письме от 17.10.2019 № 17976/0/2-19/29. И пусть вас не смущает, что в Инструкции № 286 необходимый нам показатель называется несколько иначе — среднеучетное количество штатных работников (СКШР).

Его определяют:

за месяц путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т. е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля — по 28 или 29), включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней отчетного месяца. При этом количество штатных работников за выходной, праздничный и нерабочий день принимается на уровне учетного количества работников за предыдущий рабочий день;

за период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год) путем деления суммы среднеучетного количества штатных работников за месяцы, вошедшие в исчисляемый период, на количество месяцев в этом периоде.

Важно! Для расчета СКШР занятый работник учитывается только один раз — по месту основной работы как целая единица независимо от продолжительности рабочего времени.

О том, какие категории работников включают / не включают в расчет СКШР, см. в таблице ниже.

Категории работников, включаемые / не включаемые в расчет СКШР

Включаются в расчет

Не включаются в расчет

1. Штатные работники, которые:

— фактически явились на работу, в том числе те, которые не работали по причине простоя;

— приняты на работу с испытательным сроком;

— приняты либо переведены на неполный рабочий день либо неполную рабочую неделю;

— находятся в служебных командировках, включая заграничные;

— являются надомниками или дистанционщиками;

— приняты для замещения временно отсутствующих работников;

— работают за пределами предприятия;

— направлены для выполнения работ вахтовым методом;

— приняты на постоянную работу по направлению государственной службы занятости;

— являются иностранными гражданами, если они оформлены в соответствии с национальным законодательством и получают заработную плату;

— являются студентами дневных отделений учебных заведений, аспирантами, а также учащимися профессионально-технических учебных заведений, с которыми заключены трудовые договоры

1. Работники, временно отсутствующие по причине:

отпуска в связи с беременностью и родами;

отпуска для ухода за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного законодательством либо коллективным договором, включая усыновивших новорожденного ребенка непосредственно из роддома

2. Лица, принятые на работу по совместительству (внешние совместители)*

3. Лица (несубъекты хозяйствования), привлеченные к выполнению работ по гражданско-правовым договорам (далее — ГПД)**

4. Физические лица — предприниматели, работающие по ГПД

5. Лица, переведенные с других предприятий согласно договорам между субъектами хозяйствования

2. Работники, временно отсутствующие по причине:

— неявки на работу в связи с болезнью (в течение всего периода заболевания до возвращения на работу согласно листкам нетрудоспособности либо до выбытия в связи с инвалидностью);

выполнения государственных либо общественных обязанностей;

— временного перевода на работу на другое предприятие на основании договоров между субъектами хозяйствования;

— направления с отрывом от производства в учебные заведения для повышения квалификации либо овладения новой профессией (специальностью), переподготовки и стажировки на другие предприятия либо за границу;

— отпуска в связи с обучением, поступлением в учебные заведения либо по причине предоставления лицам, обучающимся в учебных заведениях и аспирантурах, дополнительных свободных дней;

ежегодного основного либо дополнительного, творческого отпуска, предоставленного в соответствии с законодательством, коллективным или трудовым договором;

отпуска без сохранения заработной платы по соглашению сторон и в других случаях, предусмотренных законодательством;

— выходного дня в соответствии с графиком работы предприятия;

— получения дня отдыха за работу в выходные, праздничные и нерабочие дни;

— участия в забастовке;

— совершения прогула;

— отстранения от выполнения полномочий;

— пребывания под следствием до решения суда

6. Учащиеся, слушатели профессионально-технических учебных заведений, которые проходят производственное обучение и производственную практику на предприятии в соответствии с договорами о предоставлении рабочих мест для указанных целей

7. Лица, направленные предприятиями для обучения в учебных заведениях с отрывом от производства и получающие за счет средств этих предприятий только стипендию

8. Лица, обучающиеся за счет средств, предусмотренных в сводных сметах строительства, для работы на предприятиях, которые будут вводиться в действие

9. Работники, которые подали заявления об увольнении и прекратили работу до окончания срока предупреждения либо прекратили работу, не предупредив администрацию***

* Внутренние совместители учитываются как одно физлицо только по основному месту работы.

** Работник, заключивший со своим работодателем дополнительно ГПД, учитывается в СКШР один раз по месту основной работы.

*** Исключаются из учетного состава работников с первого дня невыхода на работу.

Больше об определении СКШР см. в статье «Расчет численности работников предприятия» // «Налоги & бухучет», 2020, № 77. А сейчас давайте более подробно поговорим об учете в показателе СКШР проблемных категорий работников.

Отдельные категории работников в расчете СКШР

Прежде всего остановимся на лицах, защищающих нашу страну, — работниках, принятых/призванных на военную службу. Исходя из положения ст. 119 КЗоТ, их относят к лицам, выполняющим государственные или общественные обязанности. В свою очередь, работники, отсутствующие по этой причине, включаются в расчет СКШР по основному месту работы на основании п.п. 2.5.2 Инструкции № 286.

Также при определении СКШР должны учитываться основные работники, которые находятся в отпусках без сохранения заработной платы по соглашению сторон, в том числе на период действия военного положения (см. п.п. 2.5.7 Инструкции № 286). Никаких исключений в зависимости от продолжительности такого отпуска Инструкция № 286 не содержит.

Теперь о лицах, с которыми трудовой договор приостановлен. Было бы логичным не включать их в СКШР. Однако Инструкция № 286 не упоминает таких работников среди категорий, которые не учитываются при расчете этого показателя. Поэтому при определении СКШР безопаснее учитывать всех, кого Инструкция № 286 прямо не исключает из расчета.

То же касается работников, по которым в табеле учета использования рабочего времени проставлено «НЗ» — неявки по невыясненным причинам или «І» — другие причины неявок. К сожалению, Инструкция № 286 четко говорит лишь о лицах, которые совершили прогул. Их включают в расчет СКШР. Неявки по невыясненным причинам и другие неявки Инструкция № 286 не упоминает. В связи с этим, на наш взгляд, основные работники, которые не подавали заявление об увольнении, но не явились на работу по каким-либо причинам, должны участвовать в расчете СКШР.

Имейте в виду:

если на место временно отсутствующего работника принят новый сотрудник на основное место работы, то учитывать в расчете показателя СКШР для «инвалидного» норматива придется и отсутствующего, и вновь принятого

Проиллюстрируем это на примере.

Пример 1. В январе — мае 2024 года СКШР на предприятии составляло 7 человек. С 3 июня 2024 года один из основных работников был мобилизован. На его должность в тот же день по срочному трудовому договору на основное место работы принят другой сотрудник.

В расчете СКШР учитываются и мобилизованный, и принятый на его место основной работник. Поэтому если новый работник проработает до конца июня и количество других основных работников не будет уменьшаться, СКШР за июнь 2024 года составит 8 человек. И если до конца года ситуация не изменится, то предприятие будет обязано выполнять «инвалидный» норматив. При этом количество лиц, фактически выполняющих работу, не изменилось.

А вот если бы по срочному трудовому договору на место мобилизованного работника был принят совместитель, то СКШР осталось бы 7 человек. Ведь совместители в расчет этого показателя не включаются.

Обратите внимание! На официальном сайте Госстата можно найти разъяснение о заполнении статистических форм № 1-ПВ (месячная) и № 1-ПВ (квартальная). В нем приведены рекомендации по определению СКШР, которые идут вразрез с предписаниями Инструкции № 286. Так, Госстат рекомендует при заполнении упомянутых форм не включать в показатель СКШР:

— призванных на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, во время мобилизации, на особый период, или принятых на военную службу по контракту;

— работников, в отношении которых приостановлено действие трудового договора или местонахождение которых временно неизвестно;

— работников, которые в течение периода действия военного положения находятся в отпусках без сохранения заработной платы без ограничения срока, установленного ч. 1 ст. 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 № 504/96-ВР.

Однако эти рекомендации Госстата могут применяться исключительно для тех целей, для которых они предоставлялись, т. е. для заполнения соответствующих статистических форм, в частности, № 1-ПВ (месячная) и № 1-ПВ (квартальная). Более того, в письме Госстата от 18.05.2023 № 19.1.2-26/У-70-23/66 // «Налоги & бухучет», 2024, № 36 указано, что разъяснения по вопросам расчета норматива трудоустройства лиц с инвалидностью не относятся к полномочиям органов статистики. Поэтому расчет СКШР для «инвалидного» норматива осуществляем в строгом соответствии с Инструкцией № 286!

Округляем показатель СКШР

Как указано в абзаце втором ст. 19 Закона № 875, при расчетах количество рабочих мест следует округлять до целого значения. Но, к сожалению, как правильно округлять, Закон не поясняет.

Казалось бы, в чем проблема? Всем известны общепринятые правила округления: если после запятой число от 1 до 4, при округлении его отбрасываем, если от 5 до 9 — целое число увеличиваем на 1. Именно так определяли СКШР для «инвалидного» норматива до 2022 года согласно п. 9 Инструкции по заполнению формы отчетности № 10-ПОI (річна) «Звіт про зайнятість і працевлаштування осіб з інвалідністю», утвержденной приказом Минсоцполитики от 27.08.2020 № 591.

Однако в настоящее время расчет норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью, проверка его выполнения и определение суммы АХС осуществляются Фондом соцзащиты лиц с инвалидностью на основании данных Объединенных отчетов по ЕСВ/НДФЛ/ВС, поданных работодателями за соответствующий год. Форма № 10-ПОІ не подается. Соответственно, не работает и Инструкция по ее заполнению.

В свою очередь, Порядок № 4* правил округления показателя СКШР для Объединенного отчета не содержит. Поэтому ничего не остается, как обратиться к Инструкции № 286.

* Порядок заполнения и предоставления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налогов — физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса, утвержденный приказом Минфина от 13.01.2015 № 4.

И здесь нас ждет сюрприз.

Как указано в п. 3 приложения к Инструкции № 286, округление осуществляется по правилу четной цифры

Округляются цифры постепенно справа налево. При этом если последняя значащая цифра:

— меньше или равна 4, она отбрасывается;

— больше или равна 6, то ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу;

— равна 5, то ближайшая слева от нее цифра увеличивается на единицу, если она нечетная, а четная остается без изменений.

Не будем останавливаться на том, что классическое правило четной цифры выглядит несколько иначе. Сосредоточимся на проблемах, которые может возникнуть в связи с применением требований Инструкции № 286 при расчете «инвалидного» норматива.

Предположим, для выполнения норматива предприятию необходимо трудоустроить троих лиц с инвалидностью. При подсчете СКШР лиц с инвалидностью за год получилась цифра 2,5 чел. Если округлять до целых по общепринятым правилам округления, вышло бы 3, но по правилу четной цифры — 2! А значит, за одно рабочее место, не занятое лицом с инвалидностью, придется заплатить АХС.

Но и это еще не все. В Объединенном отчете показатели СКШР всех работников и лиц с инвалидностью работодатели отражают отдельно за каждый месяц (см. строки 101 и 102 Налогового расчета). Эти данные ПФУ передает Фонду соцзащиты лиц с инвалидностью. А Фонд, в свою очередь, для расчета «инвалидного» норматива и суммы АХС определяет соответствующие показатели СКШР за год в автоматизированном режиме*. И какой алгоритм округления заложен в таком автоматизированном режиме, известно только его разработчикам.

* Подробнее см. в статье «Норматив трудоустройства лиц с инвалидностью: кто и как штрафует» // «Налоги & бухучет», 2024, № 18.

Поэтому рекомендуем исходить из худшего и стараться выполнить норматив по трудоустройству лиц с инвалидностью с запасом.

Выполняем норматив

Для целей выполнения «инвалидного» норматива принимаются показатели СКШР всех работников и отдельно лиц с инвалидностью за год. Отсюда вывод: если предприятию необходимо трудоустроить одно лицо с инвалидностью, желательно сделать это в июне. Причем в его первой половине. Тогда при расчете СКШР лиц с инвалидностью (СКШРинв) за отчетный год вы точно получите 1 (при условии, что такой работник проработает у вас до конца года). Даже в том случае, если в алгоритме округления Фонда соцзащиты лиц с инвалидностью применяется правило четной цифры, предусмотренное Инструкцией № 286.

Пример 2. Предприятию для выполнения «инвалидного» норматива необходимо трудоустроить одно лицо с инвалидностью. Такой работник был принят на основное место работы с 10 июня 2024 года и проработал до конца года.

В этом случае с 10 по 30 июня (21 календарный день) у работодателя ежедневно (включая выходные дни) будет учитываться 1 работник с инвалидностью. Таким образом, за июнь 2024 года СКШРинв составит:

1 чел. х 21 к. дн. : 30 к. дн. = 0,7 чел. ≈ 1 чел.

Теперь найдем СКШРинв за 2024 год:

1 чел. х 7 мес. : 12 мес. = 0,58 чел. ≈ 1 чел.

В приведенном случае нет разницы, как осуществляется округление — по общепринятым правилам или по правилу четной цифры.

Пример 3. Используя условия примера 2, предположим, что лицо с инвалидностью принято на основное место работы с 8 июля 2024 года.

За июль 2024 года СКШРинв составит:

1 чел. х 24 к. дн. : 31 к. дн. = 0,77 чел. ≈ 1 чел.

Тогда СКШРинв за 2024 год равно:

1 чел. х 6 мес. : 12 мес. = 0,5 чел.

И здесь решающее значение в выполнении работодателем «инвалидного» норматива играет алгоритм округления, применяемый Фондом. При округлении 0,5 по общепринятым правилам получаем 1, а в случае использования правила четной цифры — 0.

В связи с этим рекомендуем с трудоустройством лиц с инвалидностью не затягивать, иначе есть риск нарваться на АХС.

Конечно, принять на работу лиц с инвалидностью можно и в конце года. Но тогда для выполнения «инвалидного» норматива предприятию понадобится не один, а например, двое работников с инвалидностью. И чем ближе к концу года, тем больше лиц с инвалидностью нужно трудоустроить для выполнения норматива.

Выводы

  • В выполнение «инвалидного» норматива включают только лиц с инвалидностью, работающих по основному месту работы. При этом режим работы (полное или неполное рабочее время) значения не имеет.
  • За невыполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью предусмотрены административно-хозяйственные санкции.
  • Среднеучетную численность штатных работников учетного состава для норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью рассчитывают в соответствии с Инструкцией № 286.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше