Темы статей
Выбрать темы

Закон № 3603: что подкорректируют в налогообложении?

Павленко Алексей, налоговый эксперт, Солошенко Людмила, налоговый эксперт, Ушакова Лилия, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
На подпись Президенту направлен Закон Украины от 23.02.2024 № 3603-IX, которым будут внесены некоторые изменения в сфере налогообложения, администрирования, аудиторской деятельности (в силу он пока не вступил). Сегодня начнем с изменений в области налогообложения (налога на прибыль, НДС, НДФЛ, акциза, единого налога). А после появления подписанного Закона подробно рассмотрим и другие новшества, касающиеся: администрирования, аудиторской деятельности, платы за землю и налога на недвижимость.

Выбор НПО-/НДС-/ЕН-статуса — с помощью гоcрегистратора

Подкорректируют нормы НКУ о получении субъектом налогового статуса: НПО-статуса / НДС-статуса / ЕН-статуса. И будет установлено, что оказаться в рядах неприбыльных организаций (НПО) / плательщиков НДС / плательщиков единого налога (ЕН) можно не только:

1) при открытии (госрегистрации создания юрлица / физического лица — предпринимателя (ФЛП)),

но также и

2) при внесении изменений в сведения о юрлице/ФЛП, содержащиеся в ЕГР (при госрегистрации этих изменений).

Соответствующие уточнения внесены в п.п. 133.4.1 (по НПО), п.п. 183.7 (по НДС) п.п. 298.1.1, п. 299.4 НКУ (по ЕН).

Тем самым нормы НКУ фактически согласуют с положениями ч. 4 ст. 17 и ч. 3 ст. 18 Закона № 755* (регулирующими внесение изменений о юрлице/ФЛП). Поэтому теперь в НКУ прямо

допускается возможность выбора субъектом налогового статуса (по НПО/НДС/ЕН) с помощью госрегистратора — при совершении регистрационных действий (как при создании (открытии), так и при внесении изменений в ЕГР)

Плюс в том, что процедура выбора налогового статуса при этом упрощается. Так как отдельного заявления на НПО/НДС/ЕН субъекту подавать не нужно. А выбор можно сделать с помощь госрегистратора. Для этого достаточно в заявлении о госрегистрации (по форме, утвержденной приказом Минюста от 18.11.2016 № 3268/5**) сделать отметку о выборе НПО/НДС/ЕН. А уже сам госрегистратор, в свою очередь, передаст такие сведения налоговикам. Хотя можно подать и отдельное заявление. В общем, любой из вариантов выбора налогового статуса (и через госрегистратора, и по отдельному заявлению) возможен.

* Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 15.05.2003 № 755-IV.

** См. приказ Минюста «Об утверждении форм заявлений в сфере государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» от 18.11.2016 № 3268/5.

А также в случае выбора НПО-статуса с помощью госрегистратора в п.п. 133.4.1 НКУ уточнили, что НПО-статус важен именно для целей обложения налогом на прибыль предприятий.

Налог на прибыль

Освобождение от благотворительной разницы (п.п. 140.5.9 НКУ). По НКУ-правилам при предоставлении помощи неприбыльным организациям (НПО) расходы лимитируются (ограничены 4 % от налогооблагаемой прибыли за прошлый год). Поэтому сумму свыше — снимают через увеличивающую разницу по п.п. 140.5.9 НКУ.

Законом № 3603 установлен особый случай освобождения от такой разницы. И предусмотрено, что благотворительная разница по п.п. 140.5.9 НКУ не применяется при бесплатной передаче субъектами госсектора органам исполнительной власти (к сфере управления которых относятся такие госсубъекты) НМА, созданных/модернизированных/приобретенных за счет средств госбюджета в рамках выполнения: (1) проектов информатизации, и/или (2) программ электронного управления, и/или (3) полученных по результатам реализации проектов МТП (международной технической помощи).

То есть бесплатные передачи органам исполнительной власти таких НМА разрешено субъектам госсектора учесть в налоговых расходах в полной сумме (без ограничения 4 % лимитом).

НДС

7 % ставка НДС — для незарегистрированных лекарств (по программам доступа). 7 % медставка охватит также операции с незарегистрированными лекарствами. Так как она будет установлена: (1) для ввоза на таможенную территорию Украины незарегистрированных лекарственных средств в рамках программ расширенного доступа пациентов к незарегистрированным лекарственным средствам и/или программ доступа субъектов исследования (пациентов) к исследуемому лекарственному средству после завершения клинического испытания по перечню и в объемах, определенных Минздравом, и на условиях, определенных Законом Украины «О лекарственных средствах» от 04.04.1996 № 123/96-ВР, а также (2) для дальнейшей бесплатной поставки таких ввезенных лекарственных средств на таможенной территории Украины в пользу предоставителей медицинских услуг, привлеченных к проведению программ доступа и пациентов, участвующих в программах доступа, в пределах и объемах указанных программ доступа (добавлен новый абзац в п.п. «в» п. 193.1 НКУ). Такие нормы заработают с первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования Закона № 3603.

Проверки бюджетного возмещения — сроки сократятся. Благодаря Закону № 3603 сократятся сроки проверок бюджетного возмещения (БВ), поскольку будут проводиться:

камеральная проверка — в течение 20 дней, следующих за предельным днем подачи декларации* (пп. 200.10, 76.3 НКУ) — сейчас 30 дней;

документальная проверка — в течение 40 дней, следующих за предельным днем подачи декларации* — сейчас 60 дней (пп. 200.11, 82.4 НКУ).

*А если декларация подавалась позже — то в течение 20 (40) за днем ее фактической подачи.

В итоге общий срок всех БВ-проверок не может превышать 40 дней (п. 82.4 НКУ), что в целом должно ускорить процесс получения БВ. Правда, учтите, что такие правила сокращения сроков БВ-проверок заработают не сразу, а вступят в силу только с первого числа четвертого месяца, следующего за месяцем опубликования Закона № 3603.

Напомним, что в большинстве случаев БВ согласовывают по результатам камералки, но иногда налоговики проводят и документалку. Подробнее о проверках см. «Проверки бюджетного возмещения и НДС-минуса по п.п. 78.1.8 НКУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 63.

НДФЛ: что опять изменяет законодатель?

Благотворительная помощь в связи с войной. Законодатель расширяет перечень лиц, которым благотворители, в том числе благотворители-физлица, в порядке, определенном Законом Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», смогут предоставлять необлагаемую налогом благотворительную помощь, предусмотренную п.п. 165.1.54 НКУ. Так, в этот перечень попали также:

— военнослужащие (резервисты), которые получили ранение, контузию или другое повреждение здоровья, защищая независимость, суверенитет и территориальную целостность Украины, во время непосредственного участия в отпоре вооруженной агрессии и обеспечении национальной безопасности, устранении угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности в период действия военного, чрезвычайного положения в Украине, в случае, если такие лица непосредственно находились в районах осуществления указанных мероприятий;

— члены семей таких военнослужащих (резервистов), которые погибли, умерли вследствие ранения, контузии или увечья.

Соответствующие изменения планируют внести в п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ. Поэтому

благотворительную помощь смогут получить военнослужащие (резервисты), которые получили ранение/контузию, другое повреждение здоровья, не имея еще статуса участника боевых действий

Однако было бы хорошо, если бы законодатели прямо указали, какими именно документами таким военнослужащим (резервистам) подтверждать принадлежность к вышеприведенным категориям. На наш взгляд, здесь может пригодиться справка об обстоятельствах травмы (ранения, контузии, увечья) (приложение 5 к Положению о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах Украины, утвержденного приказом Минобороны от 14.08.2008 № 402).

Что касается членов семей военнослужащих (резервистов), которые могут получить такую помощь в случае гибели, смерти вследствие ранения, контузии или увечья военнослужащего (резервиста), то к ним относятся:

— родители (если они до достижения лицом совершеннолетия не были лишены в отношении него родительских прав);

— дед и бабушка (если родители умерли);

— второй из супругов (если он (она) не женились во второй раз);

— малолетние и/или несовершеннолетние дети;

— совершеннолетние дети, которые обучаются по дневной или дуальной форме получения образования в заведениях профессионального (профессионально-технического), профессионального предвысшего и высшего образования, до окончания ими заведений образования, но не более чем до достижения 23 лет;

— совершеннолетние дети, которые не имеют своих семей;

— совершеннолетние дети, которые имеют свои семьи, но стали лицами с инвалидностью до достижения совершеннолетия;

— иждивенцы погибшего (умершего), которым в связи с этим выплачивается пенсия.

Конечно, принадлежность к указанным категориям также следует подтвердить.

Заметим, что такая благотворительная помощь, предоставленная военнослужащим (резервистам) или членам их семей, не облагается налогом в тех же размерах и по тем же правилам, что и помощь, которая предоставляется участникам боевых действий и членам их семей, определенным абзацем вторым п.п. «в» п.п. 165.1.54 НКУ (см. п.п. 170.7.8 НКУ).

Также отметим, что такую благотворительную помощь можно будет предоставлять без налогообложения для оплаты (компенсации) стоимости платных услуг по обследованию и диагностике. Соответствующие изменения внесены в абзац второй п.п. «а» п.п. 170.7.8 НКУ.

Минимальное налоговое обязательство. Речь пойдет о минимальном налоговом обязательстве (МНО) физических лиц — собственников, арендаторов, пользователей на других условиях (в том числе на условиях эмфитевзиса) земельных участков, отнесенных к сельскохозяйственным угодьям, которые определяется в соответствии с п. 170.14 НКУ.

Законодатель отменил 30-дневный срок для обращения физлица к ГНСУ для сверки данных об определенной ему контролерами в НУР (оно направляется до 1 июля) сумме МНО.

Поэтому если физлицо не согласно с определенной налоговиками суммой общего МНО и/или налогами, учтенными в выполнение МНО, то оно может без ограничения 30-дневным сроком обратиться к контролирующему органу по своему налоговому адресу для проведения уточнения данных. К обращению, как и раньше, следует приложить подтверждающие документы, в частности о:

— земельных участках, которые находятся в его собственности и/или постоянном пользовании или в аренде (субаренде, эмфитевзисе), их нормативной денежной оценке и площади;

— суммах дохода, полученного от реализации собственной сельскохозяйственной продукции;

— суммах уплаченных налогов, сборов, платежей.

В то же время поскольку уплатить рассчитанное в НУР положительное значение МНО следует в течение 60 дней со дня вручения НУР, то во избежание недоразумений (например, возникновения налогового долга из-за истечения отведенного срока для уплаты положительного МНО), советуем обращаться в налоговую в отношении сверки данных до завершения 60-дневного срока, отведенного на уплату МНО.

Годовая декларация. Законодатель уточнил, что физлица, которые подают декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления, в соответствии с Законом Украины «О предотвращении коррупции» от 14.10.2014 № 1700-VII, подают обычную налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах исключительно в случаях, предусмотренных НКУ (см. обновленный п. 179.11 НКУ).

Раньше в упомянутой норме речь шла только о разд. IV этого Кодекса. То есть теперь перечисленным лицам при определении необходимости подачи обычной декларации следует обращать внимание не только на НДФЛьный, но и на другие разделы НКУ, в частности на разд. ХХ.

Участие в клинических испытаниях. Новый п.п. 165.1.67 НКУ выводит из состава налогооблагаемых доходов физлица стоимость незарегистрированных лекарственных средств, безвозмездно предоставленных (переданных) по перечню и в объемах, определенных Минздравом, в пользу пациента, который участвует:

— в клинических испытаниях;

— программах расширенного доступа пациентов к незарегистрированным лекарственным средствам;

— программах доступа субъектов исследования (пациентов) к исследуемому лекарственному средству после завершения клинического испытания.

Порядки утверждения и проведения таких программ устанавливает Минздрав.

Заметим, что в отличие от других НДФЛьных изменений, п.п. 165.1.67 НКУ вступит в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем опубликования Закона № 3603.

Единый налог

Исключена 50 % ставка для сельхозЕН (п.п. 293.9.7 НКУ). Внесут техническую правку и для плательщиков единого налога группы 4 (сельхозЕН) — исключат 50 % ставку налога (п.п. 293.9.7 НКУ) — установленную для сельхозугодий, на которых расположены здания, сооружения, отнесенные к подклассу «Здания для птицеводства» (код 1271.2) Государственного классификатора зданий и сооружений ДК 018-2000, или для сельхозугодий, используемых для их обслуживания. Ведь эта ставка, по сути, оказалась «мертвой» — поскольку субъекты хозяйствования, которые занимаются разведением домашней птицы, вообще не могут быть в числе плательщиков сельхозЕН (п.п. 291.51.1 НКУ). Подробнее об этом см. «Птицеводство: новые вызовы» // «Налоги & бухучет», 2022, № 10.

Акцизное: новейшее «НКУ-нормирование» (в т. ч. потерь)

Продолжается настойчивая борьба с теневым рынком торговли подакцизными товарами, и в первую очередь — табачными изделиями и ЖЭС*.

* Жидкости, которые используются в электронных сигаретах.

В этот раз к проблеме законодатели решили подойти со стороны регулирования нормирования не только потерь и отходов подакцизного сырья и готовой продукции, но и расходов на ее производство. Причем в отношении табачных изделий и ЖЭС законодатели это сделали прямо в НКУ, а не в спецнормативах!

Сначала напомним, что согласно п.п. 213.1.6 НКУ объемы и стоимость потерянных подакцизных товаров/продукции (кроме случаев, предусмотренных в п. 216.3 НКУ)** являются объектом обложения акцизным налогом. А п. 214.7 НКУ устанавливает, что при порче, уничтожении, потере подакцизных товаров (продукции) базой налогообложения является стоимость и объемы потерянных товаров (продукции), которые превышают установленные нормы потерь согласно п. 214.6 НКУ.

** В этом пункте содержатся исключения, когда при уничтожении/потере подакцизных товаров акциз не начисляется (а именно: документально подтвержден форс-мажор, списаны в пределах установленных КМУ норм, изъяты в пользу государства, ВСУ, переданы как гуманитарная помощь и т. п.)...

Следовательно, «благодаря» Закону № 3603 очень существенным изменениям подверглась именно норма п. 214.6 НКУ, которая изначально предназначалась только для определения базы обложения акцизом сверхнормативных потерь разных спиртов и алкогольных напитков, допущенных по вине производителя во время производства подакцизных товаров/продукции.

Теперь к этому пункту «долили» и нормативы/особенности/требования в отношении табачных, ЖЭС и нефтепродуктов. Да и в отношении «алкогольного» в нем тоже состоялись изменения.

Поэтому давайте осмотрим внесенные в п. 214.6 НКУ изменения в разрезе соответствующих групп товаров.

Табачные. Теперь в этом пункте НКУ установлены следующие нормы совокупных («кони-люди») потерь и отходов в течение календарного месяца:

— для неферментированного табачного сырья (во время хранения, транспортировки, производства ферментированного табачного сырья) — не больше 10 % общего объема сырья, использованного за месяц для производства ферментированного сырья;

для ферментированного табачного сырья (во время хранения, транспортировки и производства табачных изделий) — не больше 5 % общего объема использованного за месяц сырья для производства табачных изделий.

При наличии сверхнормативных совокупных потерь и отходов неферментированного или ферментированного табачного сырья базой налогообложения является потерянный объем табачного сырья, который превышает соответствующую норму (10 % или 5 % соответственно) совокупных потерь и отходов за календарный месяц.

Поскольку законодатели «слишком осведомлены» в вопросах табачного производства, то они еще и «под одну гребенку» установили, что средние месячные расходы ферментированного табачного сырья для производства совокупно всех (!) табачных изделий не могут превышать (без учета потерь!):

600 граммов на 1000 штук табачных изделий, учет которых ведется в штуках;

1000 граммов на 1000 грамм табачных изделий, учет которых ведется в килограммах.

При наличии в соответствующем месяце сверхнормативных расходов ферментированного табачного сырья во время производства базой налогообложения является для табачных изделий:

— учет которых ведется в штуках, — количество таких табачных изделий, которое можно было бы произвести из объемов переизрасходованного табачного сырья из расчета 600 граммов на 1000 штук;

— учет которых ведется в килограммах, — объем сверхнормативно израсходованного ферментированного табачного сырья в производстве табачных изделий.

Плательщик должен обеспечить ведение отдельного учета расходов ферментированного табачного сырья для производства табачных изделий, учет которых ведется в штуках и килограммах

В случае отсутствия такого учета соблюдения норм средних расходов ферментированного табачного сырья для производства табачных изделий осуществляется исходя из расчета расхода ферментированного табачного сырья для производства табачных изделий, учет которых ведется в штуках... А что делать, когда один из конечных продуктов «не поштучный», например табак?

Поэтому теперь нормы п. 214.6 НКУ еще и вводят налогообложение «виртуальных потерь» в табачном производстве (именно так и будет, если по техпроцессу производства конкретной продукции нормы расхода сырья установлены/получатся больше этих «обобщенных»)!.. ☹ Вообще-то интересно, как эти новейшие фискальные «изобретения» будут работать на практике в отношении всего многообразия видов табачных изделий и производителей...

ЖЭС. Нормы совокупных потерь ЖЭС в течение календарного (отчетного) месяца во время их хранения, транспортировки и использования в производстве, в т. ч. электронных сигарет, не могут превышать 5 % общего объема ЖЭС, использованных в течение этого месяца в производстве, в т. ч. электронных сигарет.

При наличии сверхнормативных потерь ЖЭС базой налогообложения является потерянный во время хранения, транспортировки и использования в производстве, в том числе электронных сигарет, объем ЖЭС, который превышает эти 5 %.

Алкогольное. Теперь определено, что нормы производственных потерь и выхода спирта этилового, спиртовых дистиллятов, биоэтанола, нормы потерь спирта, виноматериалов, соков во время производства алкогольных напитков, нормы производственных потерь алкогольных напитков утверждаются КМУ. Эта норма несколько похожа на ту, которая была в предыдущей редакции п. 214.6 НКУ, но теперь в ней еще упоминаются и нормы потерь виноматериалов и соков во время производства алко-напитков.

Напоминаем:

Нормы производственных потерь и выхода спирта этилового, в том числе биоэтанола утверждены постановлением КМУ от 28.10.2022 № 1218;

Нормы производственных потерь спирта коньячного, зернового дистиллята и других спиртовых дистиллятов и норм потерь спирта и готовой продукции во время производства некоторых видов алкогольных напитков утверждены постановлением КМУ от 22.11.2022 № 1310.

Что касается норм потерь виноматериалов и соков во время производства алко-напитков, то акцентируем, что такие нормы уже утверждены КМУ и содержатся они во вторых из упомянутых нами выше Норм.

В случае необеспечения нормативного выхода спирта этилового, в том числе биоэтанола, спиртовых дистиллятов, допущенного по вине производителя во время их производства, базой налогообложения является количество спирта этилового, в том числе биоэтанола, спиртовых дистиллятов, которая определяется как разница между количеством, которое можно было бы произвести с соблюдением утвержденных КМУ норм выхода, и фактически произведенным количеством спирта и т. п. При наличии сверхнормативных потерь спирта и т. п. базой налогообложения является сверхнормативно потерянное их количество.

Кроме того, указано, что при наличии сверхнормативных потерь спирта, виноматериалов, соков (?..) во время производства алко-напитков или сверхнормативных производственных потерь алко-напитков базой налогообложения является количество таких сверхнормативно потерянных товаров (продукции).

Здесь нам видится проблема с применением этой нормы в отношении перерасходов соков, потому что соки — не подакцизные товары

Ведь, например, виноматериалы являются одним из видов «винодельной продукции» (п.п. 14.1.26 НКУ), и в соответствующих случаях (см. п. 225.9 НКУ) они должны облагаться акцизом по ставкам, установленным п.п. 215.3.1 НКУ на винодельную продукцию. А вот соки не являются подакцизным товаром/сырьем, поэтому как может количество потерянных соков быть базой обложения акцизом?..

Нефтепродукты. Что касается потерь нефтепродуктов во время их приема, хранения, отпуска, перегрузки и транспортировки, то здесь тоже отметили, что такие нормы утверждаются КМУ. Напоминаем читателям, что соответствующие нормы утверждены постановлением КМУ от 05.08.2020 № 686.

А при наличии сверхнормативных потерь нефтепродуктов во время их приема, хранения, отпуска, перегрузки и транспортировки и если с таких объемов акцизный налог не уплачивался или уплачивался по льготной ставке (!), базой налогообложения является потерянный во время их приема, хранения, отпуска, перегрузки и транспортировки объем нефтепродуктов, который превышает нормы потерь, утвержденные КМУ.

Поэтому можно поблагодарить за эту оговорку, потому что она может защитить от повторного обложения акцизом тех же объемов потерянного горючего, но надо будет позаботиться и о доказательствах того, что акциз по ним по полной ставке был уплачен...

Пункт 214.6 НКУ теперь значительно «растолстел». Особенно не радуют «табачные» новейшие «изобретения». Ведь вместо того, чтобы реформировать БЭБ и обеспечить надежный контроль с этой стороны, депутаты решили установить для всех «табаководов» что-то наподобие МАО (минимального акцизного обязательства)...

Выводы

  • Попасть в Реестр НПО/Реестр плательщиков НДС / Реестр плательщиков ЕН можно будет (с помощью госрегистратора) не только при создании (открытии), но также и при госрегистрации изменений в сведения, содержащиеся в ЕГР.
  • Сократятся сроки проверок бюджетного возмещения: камеральной проверки — до 20 дней (документальной проверки — до 40 дней) с предельного срока подачи декларации, в которой заявлено БВ.
  • 7 % медставка НДС заработает и для незарегистрированных лекарств (по программам доступа).
  • После того, как заработают изменения в п.п. 165.1.54 НКУ, благотворители смогут предоставлять необлагаемую налогом благотворительную помощь военнослужащим (резервистам), которые получили ранение/контузию, другое повреждение здоровья, не имея статуса участника боевых действий.
  • Прямо в НКУ установили общие нормы расхода ферментированного табачного сырья для производства совокупно всех (!) табачных изделий. Превышение этих норм будет «караться» акцизом! Также установлены предельные нормы совокупных потерь и отходов для неферментированного и ферментированного табачного сырья и ЖЭС, их превышение тоже будет подпадать под акциз.
  • Фискальные изменения коснулись и алкоголя, и нефтепродуктов. В частности, определено, что сверхнормативные потери виноматериалов, соков (?..) во время производства алко-напитков теперь тоже будут базой обложения акцизом. В отношении нефтепродуктов есть разумная оговорка: сверхнормативные потери нефтепродуктов должны облагаться налогом, только если с таких объемов акциз не уплачивался (или уплачивался по льготной ставке).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше