Основы-принципы специального режима Дія Сіті изложены в Законе № 1667* и ряде подзаконных нормативов. Перейти на этот спецрежим (стать резидентом Дія Сіті) — дело добровольное, но доступное далеко не всем желающим. Поэтому здесь в первую очередь интересны требования-критерии, которых должно придерживаться юридическое лицо, желающее попасть в ряды резидентов Дія Сіті.
* Закон Украины «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине» от 15.07.2021 № 1667-IX.
Напоминаем, что для физических лиц и, в частности, ФЛП использование этого режима вообще невозможно.
Отметим, что требований-критериев есть две группы: основные — для тех, кто может уверенно стать резидентами Дія Сіті, и «облегченные» — для так называемых стартапов («временных» резидентов).
Основные требования-критерии (для «полноценных»)
Ниже приводим определенные в ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 основные требования с нашими комментариями.
№ пункта ч. 1 ст. 5 | Требования к «полноценному» резиденту Дія Сіті | Примечания |
1 | Осуществление одного или нескольких видов деятельности, определенных ч. 4 ст. 5 Закона № 1667, которые указаны в уставе юрлица и/или сведениях о нем в ЕГР | Перечень видов IT-деятельности широкий (аж 12 пунктов). Там есть много интересных, «смежных» видов: консультирование по вопросам информатизации, бизнес-анализ предметной области, разработка документации пользователя, индивидуальная художественная деятельность, исследования и экспериментальные разработки в сфере естественных и технических наук, проведение маркетинговых кампаний и предоставление рекламных услуг. И еще всяческие разные… Также в п. 12 есть и «прочие» виды, которые определяются КМУ. Перечень этих «прочих» видов деятельности определен в постановлении КМУ от 19.04.2022 № 467. Там фактически приведены четыре группы: — разработка, ввод техподдержки продуктов и решений международных карточных платежных систем; — производство и реализация электронных компонентов и плат, компьютеров и периферийного оборудования, оборудования связи и т. п.; — предоставление в пользование мощностей по обработке и хранению данных в сфере информатизации (хостинг) и т. п.; — проектирование, производство, т. о. и ремонт БПЛА, БНТС, комплектующих к ним, а также услуги по обучению управлению такими судами, средствами, аэро-, фото-, видеосъёмка (аэроразведка)*. Более подробно обо всех этих «прочих» видах см. в постановлении № 467. О нетипичных для IT-отрасли разрешенных видах деятельности читайте также: «Резидентство в Дія Сіті для не IT-компаний: кто может приобрести статус?» в «Налоги & бухучет», 2024, № 21 |
2 | Размер среднего месячного вознаграждения привлеченным работникам и гиг-специалистам, начиная с календарного месяца, следующего за месяцем, в котором приобретен статус резидента Дія Сіті, каждый календарный месяц представляет не меньше, чем гривневый эквивалент 1200 евро по курсу НБУ, установленному на первое число соответствующего месяца | Размер (сумма) такого вознаграждения рассчитывается путем деления суммы всех выплат в виде вознаграждения (зарплаты), — до удержания налогов, сборов и других обязательных платежей, осуществленных юрлицом работникам и гиг-специалистам в соответствующем календарном месяце, на общее количество работников и гиг-специалистов, которым осуществлялись (!) такие выплаты (п. 12 ч. 1 ст. 1 Закона № 1667). То есть если за соответствующий месяц выплату кому-то не осуществляли (не начисляли), то можно такое лицо в количество «наемников», на которое делите, не включать. Учитываются выплаты вообще всем работникам и гиг-специалистам, а не только тем, которые заняты исключительно в IT-деятельности. А вот выплаты в пользу ФЛП здесь не учитываются** |
3 | Среднеучетное количество работников и гиг-специалистов юрлица (в случае привлечения) по итогам каждого календарного месяца, начиная со следующего за месяцем, в котором юрлицом приобретен статус резидента Дія Сіті, представляет не менее девяти человек | Этот показатель надо исчислять, опираясь на нормы п. 3.1 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 № 286, но с добавлением к работникам еще и гиг-специалистов, которые работали в месяце, за который делается расчет. Об исчислении этого показателя см. также письмо Минцифры от 20.02.2023 № 1/11-5-У-385-23-258-2023, а также — наше мнение** |
4 | Сумма квалифицированного дохода юрлица, полученного за первых три календарных месяца, следующих за месяцем, в котором юрлицом приобретен статус резидента Дія Сіті, представляет не менее чем 90 % суммы его общего дохода за такой период, а сумма квалифицированного дохода, полученного за каждый календарный год пребывания в статусе резидента Дія Сіті, представляет не менее чем 90 % суммы общего дохода юрлица за тот же период | Квалифицированный доход — сумма чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и роялти (если такие суммы роялти не учтены в чистый доход от реализации продукции), полученных в результате осуществления видов деятельности, предусмотренных ч. 4 ст. 5 данного Закона (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 1667). Общий доход — сумма чистого дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг), прочего операционного дохода в виде роялти, если роялти не учтены в чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 1667). Исчисляются эти показатели по данным бухучета за соответствующий период. Заметим, что в определении «Общий доход» упомянут только чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и от роялти. То есть речь идет только о сумме показателя Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) из стр. 2000 «чистий дохід від реалізації продукції (товарів, робіт, послуг)» плюс доход от роялти, если он не вошел в сумму этой строки. Кстати, в п. 20.1 информационного письма № 1/24 это фактически подтвердила и ГНСУ. А для определения квалифицированного дохода, думаем, необходимо выделять из общих оборотов соответствующие («IT-») обороты по кредиту субсчетов 701, 702, 703 |
5 | В отношении юридического лица отсутствуют обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Закона № 1667 | В этой ч. 2 ст. 5 Закона № 1667 приведено 12 пунктов (обстоятельств), которые могут «перекрыть путь» к Дія Сіті. В частности, резидентом может быть только юрлицо, зарегистрированное на территории Украины, доля государства в уставном капитале которого отсутствует или не превышает 25 %! Среди его прямых или косвенных собственников нет юр- или физлиц из государства-агрессора. Сведения о бенефициарах юрлица раскрыты и оно не находится под санкциями, в состоянии прекращения, преобразования или банкротства, у него отсутствуют ограничения по видам деятельности и налоговый долг (свыше 30 дней и 10 МЗП). А также отсутствуют и другие из определенные в ч. 2 ст. 5 Закона № 1667 обстоятельства |
* Эти последние «БПЛА-виды» деятельности для Дія Сіті добавлены постановлением КМУ от 28.07.2023 № 787. ** Обо всех нюансах учета этих показателей читайте в материале «Дія Сіті: определяем среднеучетное количество специалистов и среднее месячное вознаграждение» // «Налоги & бухучет», 2024, № 21. А комментарий к письму Минцифры от 20.02.2023 см. здесь: «Дія Сіті: расчет численности и среднего вознаграждения» // «Налоги & бухучет», 2023, № 16. |
Облегченные требования (для стартапов)
Если юрлицо не отвечает всем требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 5 (см. выше), то ч. 3 ст. 5 Закона № 1667 позволяет при определенных условиях на некоторое определенное время стать резидентами Дія Сіті — так называемым стартап-резидентом. Стартап-резидент имеет право находиться в статусе резидента Дія Сіті не дольше чем до 31 декабря календарного года, следующего за годом, в котором он приобрел этот статус!
Но — при условии соблюдения следующих 4 «облегченных» требований из ч. 3 ст. 5 Закона № 1667, которые приводим ниже.
№ пункта ч. 3 ст. 5 | Требования к стартап-резиденту | Примечания |
1 | Отвечать требованиям, предусмотренным пп. 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 | Здесь речь о требованиях в отношении: разрешенных видов деятельности, удельного веса квалифицированного дохода и соблюдения всех ограничений из ч. 2 ст. 5 (см. пп. 1, 4 и 5 в таблице выше) |
2 | Госрегистрация создания юрлица осуществлена не раньше чем за 24 календарных месяца до дня подачи заявления на резидентство в Дія Сіті | То есть стартап-резидентом Дія Сіті могут стать только совсем «молодые» юрлица — которым до дня подачи заявления еще не исполнилось 2 года! Поэтому если у вас новое предприятие, не тяните с избранием Дія Сіті |
3 | Размер дохода юрлица, определенный в соответствии с п.п. 2 п. 292.1 НКУ, не превышает предельного объема дохода, установленного п. 291.4 НКУ для плательщиков ЕН гр. 3, в каждом (!) из таких календарных лет: — в году, предшествующем году, в котором юрлицо подало заявление на резидентство в Дія Сіті; — в году, в котором подано заявление; — в году, в котором юрлицо приобрело статус* резидента Дія Сіті; — в году, следующем за годом, в котором приобретен статус резидента Дія Сіті | Речь — о любом доходе юрлица, полученном в течение года в денежной форме (наличной и/или безналичной); доход в виде безвозмездно полученных товаров (работ, услуг)** и суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (последнее — только для плательщиков НДС)***. Предельный объем дохода составляет размер 1167 МЗП, установленной на 1 января соответствующего года (для 2023 года это — 7818900 грн, для 2024 года — 8285700 грн). Имейте в виду, что ограничение дохода критерием, установленным для ЕН гр. 3, вовсе не значит, что плательщик единого налога сможет работать стартапом Дія Сіті. Ему помешает в этом норма п.п. 10 п.п. 298.2.3 НКУ |
4 | В заявлении о приобретении статуса резидента Дія Сіті указано об обращении к уполномоченному органу в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона № 1667 | То есть в заявлении необходимо указать, что вы претендуете именно на стартап-резидентство согласно этой ч. 3 ст. 5 Закона № 1667 |
* По большей части это будет тот же год, в котором подано заявление. ** Что считается «безвозмездно полученными товарами (работами, услугами)», см. в п. 292.3 НКУ. *** Хотя «благодаря» остановке течения таких сроков («ковидной», а теперь — «военной») они пока не истекают… |
Стартапы, обратите внимание на последний абзац ч. 3 ст. 5 Закона № 1667!
Там установлено: если после наступления срока, определенного абзацем первым ч. 3 ст. 5, юрлицо отвечает всем требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 5, оно продолжает находиться в статусе резидента Дія Сіті.
То есть если на 31 декабря календарного года, следующего за годом, когда юрлицо-стартап стало резидентом Дія Сіті (это — срок, определенный абзацем первым ч. 3 ст. 5), оно будет отвечать всем 5 требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 (см. первую таблицу), то это юрлицо продолжит находиться в статусе резидента Дія Сіті.
Следовательно, у стартапа есть время от года до двух (в зависимости от даты вступления в резиденты Дія Сіті) для того, чтобы отвечать требованиям «полноценного» резидента и остаться в Дія Сіті.
Обратите внимание, если читать эти требования формально, то для этого среднюю зарплату (экв. 1200 евро) и количество работающих (от 9 человек) необходимо постоянно выдерживать с самого начала резидентства в Дія Сіті (см. требования 2 и 3 в первой таблице)! Но если так формально подходить к этому вопросу, то все выглядит как-то диковато на фоне того, что стартап не может при этом превысить размер дохода 1167 МЗП в каждом из первых двух лет резидентства!..
Поэтому думаем, подходить к этой норме надо системно: что стартап должен выйти на эти показатели до 31 декабря — то есть, как минимум, выполнить их в декабре второго года — в котором проходит время его «стартапства».
Такой подход косвенно подтверждается и выводами письма ГНСУ от 03.11.2023 № 3957/ІПК/99-00-24-03-03-06. Там налоговики пишут, что льготное обложение НДФЛ и ЕСВ (которое тоже привязано к соответствию резидента, в частности, требованиям из пп. 2 и 3 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667) применяется резидентом Дія Сіті в месяцах, в которых он отвечает требованиям Закона № 1667, независимо от того, что в предыдущем месяце такой резидент Дія Сіті не отвечал вышеупомянутым требованиям!..
Контроль за соблюдением требований
Если вы отвечаете хотя бы одному из двух «комплектов» требований-критериев и стремитесь стать резидентом Дія Сіті, подавайте Заявление о приобретении статуса резидента Дія Сіті в электронном виде онлайн через портал Дія Сіті. Более подробно о механизме перехода и оформлении заявления читайте материал «Переходим в Дія Сіті» в «Налоги & бухучет», 2022, № 74.
Контроль при «вступлении». Соответствие части требований-критериев Минцифры контролирует сразу уже при подаче Заявления. Порядок подачи и рассмотрения заявления о приобретении статуса резидента Дія Сіті (где в приложении приведена форма этого Заявления) утвержден постановлением КМУ от 29.12.2021 № 1445*.
* Этим постановлением еще также был утвержден Порядок формирования и ведения реестра Дія Сіті.
В п. 26 этого Порядка указано, что Минцифры отказывает заявителю в приобретении статуса резидента Дія Сіті, в частности, по таким основаниям:
— несоответствие заявителя по меньшей мере одному из требований, определенных пп. 1 и 5 ч. 1 ст. 5 Закона № 1667 (см. в первой нашей таблице о п. 1 и п. 5);
— несоответствие заявителя по меньшей мере одному из требований, определенных пп. 2 и 3 ч. 3 ст. 5 Закона, в случае обращения заявителя в соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона — то есть на стартапа (см. во второй нашей таблице о п. 2 и п. 3);
— информация, предоставленная в заявлении, является недостоверной.
Контроль при «резидентстве» в Дія Сіті. Что же касается вопросов контроля и специальной отчетности резидентами Дія Сіті, его регулирует ст. 13 Закона № 1667. До окончания шестого полного календарного месяца пребывания резидентом Дія Сіті юрлицо должно подать в Минцифры отчет о соответствии всем упомянутым требованиям («полноценные» — требованиям ч. 1 ст. 5, стартапы — ч. 3 ст. 5 — см. выше в двух приведенных нами таблицах соответственно) по итогам первых трех полных календарных месяцев пребывания в статусе резидента. Кроме того, «полноценные» резиденты Дія Сіті должны с таким отчетом подать и аудиторское заключение по итогам проверки утверждений, изложенных в их начальном отчете о соответствии. (Минцифры может требовать аудит-заключение и от стартапа, если будут расхождения отчета с финотчетностью.)
Кроме того, не позже 1 июня года, следующего за отчетным, все резиденты Дія Сіті обязаны подавать в Минцифры отчет о соответствии требованиям ст. 5 с заключением независимого аудитора. О данных, которые должен содержать годовой отчет, см. ч. 4 ст. 13 Закона № 1667. А вот фискалы контролировать соблюдение большинства из упомянутых требований-критериев смогут только на плановых проверках.
Однако это все — «теория мирного времени», ведь война здесь внесла свои коррективы. Сначала постановлением КМУ от 29.03.2022 № 382 вопрос контроля за соблюдением ряда упомянутых требований-критериев на время войны был отложен, как и подача резидентом Дія Сіті отчета о соответствии и независимого аудиторского заключения.
Но с 17.02.2024 постановлением Кабмина от 13.02.2024 № 163 это постановление № 382 было отменено и значительно сокращены/ограничены эти контрольные послабления. ☹ Подробно об этом читайте в материале: «Дія Сіті: урезали военные послабления» // «Налоги & бухучет», 2024, № 16.
Кроме того, вопросом подачи отчета о соответствии и аудиторского заключения посвящен отдельный материал: «Особенности подачи IT-отчетности в 2024 году» этого выпуска.
Выводы
- Закон устанавливает два вида требований-критериев для Резидентов — Дія Сити: основные — для «полноценных» резидентов и упрощенные — для стартапов.
- Основные требования (их 5 видов) касаются: специальных видов деятельности, среднего месячного вознаграждения работающему (не менее экв. 1200 евро), численности работающих (не менее 9), удельного веса квалифицированного дохода в общем (не менее 90 %) и соблюдения всех установленных ограничений.
- Облегченные требования для стартапов допускают невыполнение двух основных требований — о среднем вознаграждении и количестве работающих, но в них добавляются требования об ограничении «возраста» юрлица (до 2 лет до даты подачи заявления) и размере его годового дохода как за год до, так и за два года будущего «стартапства» (в пределах 1167 МЗП в год).
- Стартап может находиться в Дія Сіті до конца года, следующего за тем, в котором он стал резидентом Дія Сіті. Для того, чтобы стартапу остаться в Дія Сіті, на конец этого второго года он должен отвечать уже всем 5 видам основных требований.
- Соответствие юрлица, которое стремится к Дія Сіті, части этих требований-критериев Минцифры контролирует уже сразу при подаче Заявления. В дальнейшем Закон предусматривает подачу резидентами Дія Сіті в Минцифры «начального» и ежегодных отчетов о соответствии требованиям-критериям (с аудиторским заключением). Однако во время военного положения эти вопросы подачи отчетности и контрольные механизмы несколько ослаблены.