Темы статей
Выбрать темы

Фактические «горючие» проверки (ч. ІІ): последствия и «предохранители»

Павленко Алексей, налоговый эксперт
В этой части поговорим о неприятных последствиях фактических «горючих» проверок. Кроме того, выразим мнения по некоторым спорным вопросам, а также дадим советы тем, кто работает с горючим (в частности, хранит его) и может попасть под такие проверки. Начало темы см. в статье «Фактические «горючие» проверки (ч. І): что и как проверяют» // «Налоги & бухучет», 2024, № 34.

Последствия

Конечно, последствия фактических «горючих» проверок могут быть некомильфо: аннулирование лицензий, штрафы и даже конфискация. Дальше — сжато о каждом виде.

Аннулирование лицензий. «Горючие» лицензии по результатам фактических проверок сейчас обычно аннулируются по поводу установления:

— факта подачи заявителем недостоверных данных в документах, поданных вместе с заявлением на получение лицензии;

— факта нарушения месячного срока для внесения изменения сведений;

— факта осуществления розничной торговли через РРО, не указанные в лицензии.

(В ч. І мы упоминали и такой повод для аннулирования, как недопуск для проверки...)

Конечно, при наличии соответствующих оснований (в частности, и из-за «не того» РРО) могут аннулировать и лицензии на розничную торговлю алкоголем/табачными/ЖЭС, которыми попутно торгуют на АЗС и т. п.

Помните:

лицензия аннулируется не датой составления фискалами акта проверки или распоряжения о ее аннулировании, а датой (точнее — моментом) получения этого распоряжения хозсубъектом. До этого момента она еще действует!

Штрафы. Кратенько напомним, что согласно ст. 17 Закона № 481 штрафы за работу без «горючих» лицензий составляют: 250 тыс. грн (розничная торговля), 500 тыс. грн (оптовая торговля и хранение), 1 млн грн (производство). РРО, не указанный в лицензии, «стоит» 200 % стоимости реализованных через него товаров, но не менее 10 тыс. грн.

Кроме того, за хранение чужого горючего и/или реализацию горючего другим лицам на основании упрощенной лицензии на хранение есть отдельный штраф — 500 тыс. грн. Кстати, в таких («упрощенных») случаях еще могут влепить и штраф 1 млн грн (!) за нерегистрацию акцизных складов по п. 1281.2 НКУ. Потому что операции хранения чужого горючего или его реализации предусматривают физическую передачу горючего, которое требует регистрацию акцизного склада (и плательщика горючего акциза).

Каждый необорудованный резервуар / место отпуска горючего и/или незарегистрированный счетчик «стоит» 20 тыс. грн штрафа (п. 1281.1 НКУ). А не (своевременно) переданная электронная справка1 тыс. грн штрафа (п. 1281.3 НКУ).

Достаточно большие штрафы на фактических проверках АЗС (и т. п.) налагают и по Закону об РРО. Все возможные штрафы перечислять не будем, но упомянем едва ли не самый «популярный»: за неучтенное в установленном порядке по месту реализации и хранения горючее (и другие товары) налоговики штрафуют по ст. 20 Закона об РРО в размере стоимости реализованных товаров (но не менее 1700 грн). Также при проверках, кроме как за невыдачу расчетного документа (чека), неуказание (или указание некорректных) «подакцизных» кодов УКТ ВЭД и несканирование акцизных марок алкоголя, штрафуют еще за торговлю алкогольными напитками через магазины при АЗС в запрещенное для этого время суток и за другие РРО-вины...

КУоАП-штрафы и конфискация. Помните и об админсанкциях, предусмотренных в ч. 1 и 5 ст. 164 КУоАП! В частности, в соответствии с ч. 5 ст. 164 КУоАП за хранение и/или реализацию на таможенной территории Украины горючего на незарегистрированном в СЭАРГ акцизном складе — штраф в размере от 17000 до 34000 грн (от 1000 до 2000 ннмдг) с конфискацией горючего, транспортных средств, емкостей и оборудования, которое использовалось для хранения и/или реализации такого горючего, денег, полученных вследствие совершения этого административного правонарушения.

Эти санкции должны применяться по решениям суда (ст. 221 КУоАП), вынесенным на основании протоколов налоговиков или представителей Нацполиции (ст. 255 КУоАП). И хотя теоретически эти санкции по КУоАП должны применяться к виновным физлицам, но на практике по этой статье их активно применяют и к юрлицам...

Некоторые «предохранители»

Be ready! Если имеете дела с горючим, будьте всегда начеку, чтобы фискалы проверкой не застали вас врасплох. Тщательным образом проверьте свои лицензии и документы, чтобы не было каких-то расхождений в данных лицензий и поданных с заявлением документов с реальными!

Если есть необходимость внести в лицензии изменения (изменился адрес вследствие переименования улицы, заменили РРО, увеличились количество/объем емкостей и т. п.), помните, что это надо сделать заблаговременно — в месячный срок от даты изменений

Проверьте и (при необходимости) приведите в порядок все горюче-учетные документы!

Напоминаем, что в СЭАРГ работает система автоматического сопоставления показателей объемов обращения и остатков горючего! Четко следите за учетом горючего, чтобы не возникало расхождений в неразрешенных объемах, потому что это может вызвать проверку, инвентаризацию, штрафы и т. п...

Серьезным «горючим игрокам» не помешает заблаговременно ознакомиться и с Методикой проведения проверки достоверности, полноты начисления и уплаты акцизного налога (утверждена приказом Минфина от 09.10.2023 № 831) и особенно с ее п. 4.8, который посвящен проверкам именно операций с горючим*. И хотя она предназначена для документальных проверок, но некоторые методы из нее (требование инвентаризации на начало проверки, сопоставления, сравнения показателей из СЭАРГ с показателями Единого госреестра счетчиков и другие) фискалы применяют и на фактических проверках.

* Наш комментарий к этой «методичке» см. здесь: «Методика проверки акцизных вопросов от ГНСУ» // «Налоги & бухучет», 2023, № 88.

Проверяйте «на входе». Когда придут на фактическую проверку, тщательным образом проверяйте у налоговиков: копию приказа, направления на проведение проверки и их служебные удостоверения. И контролируйте «проверочные пределы», которые определены этими документами. Потому что их нарушение, как и недостатки упомянутых документов, — весомые поводы для обжалования итогов и законности проверки вообще!

Советы по хранению горючего

Едва ли не самая болезненная «тема» — хранение горючего. Потому что хотя таких лицензий (особенно упрощенных) выдано много, но немало и хозсубъектов, которые ими пренебрегают. Поэтому поделимся несколькими советами-правилами, которым стоит следовать.

Канистры, бочки и т. п. Итак, помните: не стоит хранить горючее без лицензии в таре больше 5 л (канистрах/бочках и т. п.), даже в нестационарных объектах — кузовах или багажниках авто и т. п. Хотя в последнем случае лицензия формально не нужна, но фискалы здесь другого мнения и проблемы на проверках регулярно случаются. Поэтому лучше, чтобы во время проверок эти емкости были пустыми — дескать, ничего не хранили, а сразу перелили из них горючее в баки (авто, техники, оборудование и т. п.). Подробнее — «Горючее в канистрах и лицензия на хранение»// «Налоги & бухучет», 2021, № 3.

Если же горючее хранится вами в таре не больше 5 литров, то такая тара еще должна быть «потребительской» *. Но вроде бы сейчас на проверках фискалы к этому не цепляются...

* Термин «потребительская тара» определен в Порядке оплаты услуг по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации использованной тары (упаковки), утвержденном постановлением КМУ от 09.07.99 № 1225.

Будьте также готовы к вопросу: как горючее в канистрах попало на вашу территорию? Лучше говорите, что на стороннем авто или что работники его доперли «на своем горбу» (потому что иногда фискалы требуют лицензию на хранение, даже когда канистры с заправки хозсубъект доставляет с АЗС на своем авто — см., например, письмо ГНСУ от 21.01.2020 № 229/6/99-00-04-01-01-06/ІПК)...

Газовые баллоны. Также помните, что газ в баллонах можно хранить без лицензии только вместе с оборудованием, с которым этот газ используется: см. «Газ в баллонах: фискалы о лицензии на хранение» // «Налоги & бухучет», 2021, № 99.

Для «владельцев» упрощенных лицензий (и не только). Помните: если у вас упрощенная лицензия на хранение, то категорически нельзя хранить чужое горючее или реализовывать кому-то свое (это «стоит» 0,5 млн грн — см. выше)!

Если имеете «незаявленные» (то есть не включенные в общий объем, указанный в заявлении/лицензии) емкости — резервуары, бочки, канистры и т. п., следите, чтобы они при проверке были пустыми. Да и они у вас — «вообще не для горючего»!

Не допускайте также, чтобы остатки горючего в учете (на любую дату) превышали «заявленный» общий объем емкостей

Конечно, всегда контролируйте, чтобы горючее хранилось исключительно по адресу, указанному в лицензии!

Если выявили лишние объемы

Лишние объемы еще не значит — нарушение! Тот факт, что какие-то «лишние» объемы горючего учитываются (учитывались) в бухучете на субсчете 203, еще не значит, что лицензиат нарушает (нарушал) соответствующие нормы Закона № 481. Но горючее может храниться у него в баках транспортных средств или оборудования, в таре до 5 л и т. п. Кроме того, горючее может учитываться у проверяемого хозсубъекта на балансе, но в это время фактически храниться у другого субъекта, у которого есть лицензия, допускающая хранение чужого горючего (это может быть, в частности, лицензия на торговлю или производство горючего, потому что они «охватывают» и хранение). Желательно, чтобы такие факты можно было подтвердить данными инвентаризации, если этого пожелают фискалы. Здесь заметим, что

последствия недостачи каких-то объемов горючего могут быть для вас намного лучше (меньше), чем штраф за его безлицензионное хранение.

Здесь добавим, что в свежем постановлении ВС от 23.04.2024 по делу № 520/9278/22 суд отметил, что одного лишь установления факта приобретения горючего (отражения его на балансе) недостаточно для вывода о его хранении хозсубъектом. И что для оценки наличия в действиях хозсубъекта правонарушения в виде хранения горючего без соответствующей лицензии, выяснению подлежат: место и способ его хранения, цель приобретения, технические характеристики использованных для этого сооружений (оборудования, емкостей), объемы потребления, закупки и обстоятельства использования горючего. Поэтому в спорах о правомерности применения штрафных санкций при хранении горючего без соответствующей лицензии основным и решающим предметом доказывания является подтверждение или опровержение обстоятельств именно факта осуществления хозсубъектом деятельности по хранению горючего, а не его приобретения (записей в учете). Это дело интересно тем, что фискалы применили штраф за операции, которые были осуществлены в прошлом, опираясь лишь на учетные данные. Поэтому ВС с таким подходом не согласен, потому что фактическая проверка — на то и фактическая, чтобы выяснить конкретные факты нарушений, а не призрачные...

Лишние объемы при упрощенной лицензии (как защищаться). Нередко у субъекта с упрощенной лицензией на хранение фискалы на проверке обнаруживают хранение горючего в объемах, которые превышают указанные в заявлении/лицензии. Если все-таки попали в такую беду, руки не опускайте, а стремитесь убедить фискалов, что здесь закон не нарушен и они не имеют права вас штрафовать. (Конечно, если излишне горючее/емкости находятся по адресу, указанному в лицензии.) Тем более не должны придираться, если еще не прошел месячный срок с момента появления лишних емкостей, то есть когда еще есть время подать заявление на изменение сведений в лицензии...

Итак, в таком случае настаивайте, что информация об общем объеме емкостей фактически является справочной, потому нельзя применять штраф за то, что «лишние» объемы горючего хранились без лицензии, ведь лицензия по этому адресу есть! Утверждайте, что Закон № 481 не запрещает и не предусматривает штрафных санкций при хранении горючем для собственных нужд в объемах больше, чем вы указали в заявлении, а вот штраф за хранение чужого горючего или реализацию при наличии упрощенной лицензии предусматривает!

Здесь можно напомнить фискалам, что

в письме ГНСУ от 09.09.2020 № 3786/ІПК/99-00-09-03-03-06 на вопрос, надо ли сообщать ГНСУ в случае увеличения общего объема емкостей в таких ситуациях, налоговики написали, что действующим законодательство такого не предусмотрено*

* Но к этому прибавили, что в случае увеличения общего объема используемых емкостей для хранения горючего необходимо иметь все разрешительные документы на указанные емкости.

Тем самым фактически подтверждено, что эта информация является справочной и при изменении емкостей не обязательно вносить изменения в упрощенную лицензию на хранение горючего.

Тем более нельзя здесь и аннулировать лицензию по основанию «недостоверных данных в документах, поданных вместе с заявлением на получение лицензии». Ведь для получения упрощенной лицензии никакие документы с заявлением не подаются!

Но, чтобы не было лишних проблем на проверках, мы бы все-таки советовали в общем порядке (в месячный срок после увеличения объема емкостей) вносить в упрощенную лицензию соответствующие изменения.

Поэтому не давайте проверяющим здесь вас незаконно наказывать, но о «предохранителях» лучше позаботиться заблаговременно...

Обжалуйте! Если в таких или иных случаях на фактических «горючих» проверках вас подвергли санкциям незаконно, обжалуйте такие действия административным и/или судебным путем. Это хотя и долго, но не настолько дорогостояще, как санкции. А судебная практика содержит достаточно позитивных примеров, которые мы впоследствии вместе с вами проанализируем...

Выводы

  • Последствия фактических «горючих» проверок бывают достаточно неприятные: слишком большие штрафы, аннулирование лицензий и даже конфискация!
  • Поэтому советуем готовиться загодя: проверьте свои «горючие» лицензии и другие документы, чтобы не было расхождений с «фактом»! При необходимости внесите в них изменения. Четко следите за учетом горючего, чтобы не возникало расхождений в неразрешенных объемах, потому что это может вызвать проверку, инвентаризацию, штрафы и т. п...
  • Без лицензии не храните горючее в таре (канистрах, бочках и т. п.) больше 5 л (даже в кузовах или багажниках авто и т. п.). Газ в баллонах храните только вместе с оборудованием. Если имеете «незаявленные» емкости, то при проверке они должны быть пусты (они у вас — «вообще не для горючего»).
  • Следите, чтобы в учете не вылезали «лишние» объемы горючего. Но наличие «лишних» объемов — не обязательный признак нарушений: горючее может быть в баках, 5-литровой таре, у кого-то на хранении, а может просто быть его недостача...
  • Если вас штрафуют за хранение «лишних» объемов по упрощенной лицензии, то это — не слишком законно (аргументы — в статье). Но лучше — заблаговременно вносить в лицензии изменения и не иметь таких (и других) проблем...
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa ic-prostir

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше