Темы статей
Выбрать темы

Военный сбор для единого налога: что изменится с 1 октября?

Томашпольский Сергей, налоговый эксперт
Законопроект № 11416-д* находится в процессе рассмотрения, то есть Закон на его основе еще не принят. Однако нас уже засыпают вопросами о его реализации. И на то есть основания. Поэтому сейчас немножко об этом поговорим.

* itd.rada.gov.ua/billInfo/Bills/Card/44809

В основе наших выводов лежит текст законопроекта (редакция, доработанная комитетом, от 16.09.2024). В него еще могут быть внесены изменения. Кто-то вообще еще живет надеждой, что данный Закон не примут, но мы считаем, что вероятность принятия Закона является высокой.

Военный сбор и ФЛП на ЕН групп 1 и 2

Нас уже спрашивают, как уплачивать единый налог (ЕН) за октябрь ФЛП на едином налоге (ЕН) групп 1 и 2. Можно ли просто уплатить ЕН на 710 грн больше, чтобы избежать недоплаты, или военный сбор (ВС) следует уплачивать на отдельный счет.

Смотрите.

1. Предполагается, что в части уплаты ВС (в т. ч. плательщиками ЕН) Закон, который будет принят на базе законопроекта № 11416-д (в дальнейшем — Закон), вступит в силу с 01.10.2024*. И уплата ВС для плательщиков ЕН вводится с 01.10.2024.

* Например, изменения в отношении объединенной НДФЛ/ВС/ЕСВ-отчетности — переход на месячный отчетный период — стартуют лишь с 01.01.2025.

2. Алгоритм уплаты ВС для ФЛП на ЕН групп 1 и 2 хотят сделать аналогичным уплате авансовых взносов по ЕН. Но, обращаем внимание, что

ввод уплаты ВС — это не повышение размера ЕН. Никаких изменений в отношении уплаты ЕН не предусматривается!

ФЛП на ЕН групп 1 и 2 будут уплачивать ВС авансом не позже 20-го числа (включительно) текущего месяца. То есть как ЕН за октябрь 2024 следует будет уплатить не позже 18.10.2024*, так же и

ВС за октябрь 2024 следует будет уплатить не позже 18.10.2024

* Поскольку 20.10.2024 — воскресенье, а налоговики, вероятно, не признают возможность «выходного» переноса для авансовых взносов по ВС (так же, как они делают с ЕН).

Месячная сумма ВС (для октября, ноября, декабря 2024) — 710 грн. Это 10 % размера минимальной заработной платы на 01.01.2024.

При этом, так же, как и для целей уплаты ЕН, никакого значения не имеет, был ли у ФЛП доход в соответствующем месяце, осуществлял ли он вообще деятельность в этом месяце. Если он хоть день в месяце был плательщиком ЕН групп 1 или 2, то должен уплатить ВС за этот месяц в полной сумме.

Также трудоустроен ФЛП или нет, не имеет значения: даже если работодатель удерживает ВС с зарплаты, это не освобождает такого ФЛП от уплаты «предпринимательского» ВС 710 грн*.

* НЕ стоит проводить аналогию с уплатой ЕСВ за себя. В НКУ подобных норм вводить не планируют.

Более того, в отличие от ЕН, ВС будет уплачиваться:

1) даже ФЛП, налоговый адрес которых находится на боевых территориях (больше деталей о ЕН найдете в статье «Военные льготы для ФЛП: ЕСВ, ЕН и т. п.» // «Налоги & бухучет», 2024, № 53);

2) за период болезни или отпуска ФЛП (больше деталей о ЕН найдете в статье «Налоговый отпуск ФЛП на едином налоге групп 1 и 2: опять актуален» // «Налоги & бухучет», 2024, № 42);

Налоговики сами будут начислять авансовые взносы по ВС ФЛП на ЕН групп 1 и 2 (так же, как они начисляют сейчас авансовые взносы по ЕН групп 1 и 2). ФЛП остается уплатить ВС и показать начисленные суммы авансовых взносов в отчетности. При этом

отдельной отчетности по ВС для плательщиков ЕН не предусматривается. Начисленные авансовые взносы следует будет показать в ЕН-декларации. То есть, по логике, форму ЕН-декларации в будущем должны изменить — добавить ячейки для ВС

Авансовые взносы по ВС налоговики должны начислить плательщику в электронном кабинете. И если они это успеют сделать, то вопросов, на какие счета уплачивать новоявленный ВС, не возникает.

А если не успеют, что более вероятно? Тогда, действительно, возникнет вопрос, на какие счета ФЛП на ЕН групп 1 и 2 уплачивать авансовые взносы по ВС: на уже существующие для уплаты ВС или на новые. Очевидно, ближе к делу налоговики прольют свет на ситуацию.

В крайнем случае нам

на помощь может прийти норма из пп. 112.8.81 и 129.9.8 НКУ об отсутствии ответственности за своевременную уплату денежного обязательства на другой (ошибочный) бюджетный счет — с последующей подачей заявления о возврате на правильный бюджетный счет

Больше деталей об этом найдете в статье «Налоги на ошибочный счет, видеоконференция с налоговиками и другие новинки» // «Налоги & бухучет», 2024, № 24.

Однако, опять же, следует будет отдельно уплачивать именно ВС, а не увеличивать платеж по ЕН на 710 грн. Хотя как оно будет фактически, сейчас сказать трудно.

Кстати, предусматривается, что ответственность за несвоевременную уплату ВС будет такая же, как и для ЕН. Для авансовых взносов, напомним, это штраф по ст. 122.1 НКУ — 50 % авансового взноса (в случае его неуплаты в срок или уплаты не в полном объеме).

Военный сбор и плательщики ЕН группы 3

Здесь уже спрашивают, введены ли изменения в отчетность. Дескать, о ЕН плательщики группы 3 отчитываются ежеквартально, а где отчитываться о новом ВС?

Начнем с того, что

согласно последней версии законопроекта, в ряды плательщиков ВС попадают все плательщики ЕН группы 3 — ФЛП и юридические лица

Дальше. В отличие от ФЛП на ЕН групп 1 и 2, у плательщиков ЕН группы 3, условно говоря, лихорадки не будет.

Смотрите почему. Уплата ВС здесь так же вводится с 01.10.2024. Но срок уплаты ВС плательщиками ЕН группы 3 планируется установить — «10 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации плательщика единого налога за налоговый (отчетный) квартал». То есть плательщики ЕН группы 3 будут уплачивать ВС в тот же срок, что и ЕН. Ставка ВС — 1 % от ЕН-дохода.

Поэтому

впервые плательщики ЕН группы 3 будут уплачивать ВС за IV квартал 2024. Срок для этого — не позже 19.02.2025

Что касается отчетности. Опять же, отдельной отчетности по ВС для плательщиков ЕН не предусматривается! Планируется, что суммы ВС будут отражаться в составе ЕН-декларации. То есть после того, как соответствующие изменения вступят в силу, Минфину, по логике, придется внести изменения в формы ЕН-деклараций.

При этом:

— за отчетный период «три квартала» отчитываться в любом случае будем по действующей теперь форме ЕН-декларации. Никакого ВС в ней показывать не будем. Потому что уплата ВС плательщиками ЕН вводится с 01.10.2024. То есть впервые плательщикам ЕН группы 3 придется уплатить ВС за IV квартал 2024 (не позже 19.02.2025);

— за отчетный период «год», если Минфин успеет обновить форму ЕН-декларации, уже придется подавать декларацию по обновленной форме (с отражением ВС). Если Минфин не успеет, то в годовой декларации придется что-то изобретать, чтобы отразить ВС за IV квартал 2024. В любом случае придется что-то выдумывать, потому что декларация заполняется нарастающим итогом, а ВС следует будет начислить только на доход за IV квартал 2024. Но это все еще далеко. Ближе к делу все, бесспорно, выяснится.

Выводы

  • Предполагается, что в части новаций по уплате ВС (в т. ч. плательщиками ЕН) Закон, который будет принят на базе законопроекта № 11416-д, вступит в силу с 01.10.2024. И уплата ВС для плательщиков ЕН вводится начиная с 01.10.2024.
  • Ввод уплаты ВС для плательщиков ЕН — это именно ввод уплаты ВС. Это не повышение размера ЕН. В отношении уплаты ЕН никаких изменений не предусматривается!
  • Исходя из вероятного сценария развития событий, ФЛП на ЕН групп 1 и 2 впервые придется уплатить ВС за октябрь в размере 710 грн не позже 18.10.2024. В отношении счетов для уплаты пока что утверждать что-то наверняка трудно.
  • Согласно последней версии законопроекта, в ряды плательщиков ВС попадают все плательщики ЕН группы 3 — как ФЛП, так и юридические лица.
  • Впервые плательщики ЕН группы 3 будут уплачивать ВС за IV квартал 2024 года. Срок для этого — не позже 19.02.2025.
  • Отдельной отчетности по ВС для плательщиков ЕН не предусматривается! Суммы ВС будут отражаться в составе ЕН-декларации.
  • За отчетный период «три квартала» отчитываться в любом случае нужно по действующей теперь форме ЕН-декларации. Никакого ВС в ней показывать не следует.
  • В годовой ЕН-декларации за год уже будем отражать ВС (начисленный за IV квартал).
  • Это все, если Закон на базе законопроекта № 11416-д будет принят в том виде, который мы видим сейчас (редакция, доработанная комитетом, от 16.09.2024).
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше