Исходя из предположения, что вы — неплательщик горючего акциза, ответ на первый вопрос таков: никаких ограничений по форме расчета за генераторное горючее для вас не установлено.
Ответ на второй вопрос: 2000 л — это предельный объем горючего, которое хранится на объекте, обеспеченном электрогенераторной установкой, в каждый момент времени. При этом вы имеете право приобрести горючего и значительно больше, но с учетом законодательно установленного ограничения на годовой объем в размере 1 млн л.
Дальше, чтобы у вас не возникало дополнительных вопросов, разложим все по полочкам.
1. Форма расчета. Генераторное послабление о безлицензионном хранении горючего заработало с 03.01.2023. Механизм его ввода выглядел так: Законом № 2836*, о котором вы упоминаете в своем вопросе, были внесены соответствующие изменения в ст. 18 Закона № 481**.
Суть послабления сводилась к тому, что на период военного положения (ВП) и в течение 30 дней со дня его прекращения субъектам хозяйствования было разрешено хранить горючее для заправки электрогенераторной установки (генератора):
— в объеме до 2000 л на каждом объекте, который обеспечен генератором, без лицензии на право хранения горючего;
— в объеме свыше 2000 л на каждом таком объекте на основании декларации об осуществлении хозяйственной деятельности по хранению горючего с момента подачи указанной декларации органу ГНС
При этом ни Закон № 2836, ни Закон № 481 не содержали никакого упоминания об обязательности исключительно безналичных расчетов за горючее для заправки электрогенератора. Остальные подробности найдете в статье «Генераторы в законе: без импортного НДС, эконалога и горючей лицензии» // «Налоги & бухучет», 2022, № 99 (ср. ).
Идем дальше. С 27.07.2024 генераторное послабление в его первоначальном виде работать перестало. Связано это с тем, что с указанной даты большинство норм Закона № 481, в том числе ст. 18, утратили силу. Вместо этого в генераторно-горючих вопросах теперь должны руководствоваться предписаниями п. 24 разд. ХІІІ нового Закона № 3817*, который пришел на смену Закону № 481.
Однако суть послабления от этого не изменилась. К тому же,
Закон № 3817, как и его предшественник, тоже не содержит никаких ограничений по форме расчета за горючее для заправки генератора
Откуда же тогда взялись опасения в отношении возможных нарушений? По нашему мнению, виноват в этом Закон № 3878* (подробно о нем читайте в статье «Повышение акцизов на горючее с 1 сентября и другие акцизные изменения» // «Налоги & бухучет», 2024, № 70). Им, в частности, был изложен в новой редакции «горюче-генераторный» п. 47 подразд. 5 разд. ХХ НКУ (далее — п. 47).
Норма, которая нас интересует, заработала с 01.09.2024. Она, в частности, предусматривает, что на период действия ВП плюс еще месяц в дополнение (!) к критериям, определенным п.п. 14.1.6 НКУ, не считается акцизным складом помещение или территория, в том числе плательщика акцизного налога с реализации горючего (!), в каждом (на каждой) из которых общая вместимость расположенных емкостей для хранения горючего, которое используется исключительно для заправки генераторов, не превышает 2000 л (см. абзац второй п. 47).
Это же было прописано и в предыдущей редакции п. 47, который с 03.01.2023 появился в НКУ благодаря Закону № 2836. А вот чего там не было, так это того, что положения абзаца второго п. 47 в отношении возможности нерегистрации акцизного склада применяются при условии
«обеспечения субъектом хозяйствования использования указанных объемов горючего исключительно для заправки электрогенераторных установок и ведения отдельного учета горючего, которое получено и использовано для их заправки;
осуществления расчетов за приобретенное для таких нужд горючее исключительно в безналичной форме»
Это дополнительное условие, как было сказано выше, заработало с 01.09.2024. Однако еще при предыдущей редакции п. 47 мы указывали (см. статью «Горючее для генераторов: новые лицензионные и акцизные интересности» // «Налоги & бухучет», 2023, № 4), что он предназначен в первую очередь именно для зарегистрированных плательщиков горючего акциза, чтобы не было нужды регистрировать дополнительные акцизные склады и оборудовать емкости для генераторного горючего счетчиками.
А для неплательщиков горючего акциза согласно одному из двух общих критериев, определенных п.п. 14.1.6 НКУ, объем емкостей для хранения горючего не должен превышать в отдельном помещении/территории 200 куб. м! И даже если емкости неплательщика для хранения горючего для генераторов превысят 2000 л, то есть 2 куб. м, но общий объем всех емкостей в таком отдельном помещении/территории не превысит 200 куб. м, то акцизного склада у неплательщика все равно не возникнет. А значит, не возникнет и потребность регистрироваться плательщиком горючего акциза. Ведь если лицо хранит только собственное горючее для собственного использования, то, чтобы быть плательщиком, хранение должно происходить именно на акцизном складе в понимании п.п. 14.1.6 НКУ.
Следовательно,
как предыдущая, так и действующая редакция п. 47, в которой теперь содержится дополнительное требование об осуществлении расчетов за генераторное горючее исключительно в безналичной форме, неплательщиков горючего акциза не касается
И пока они не нарушат один из двух основных критериев (200 куб. м и/или 1 млн л в год) для признания акцизного склада и не станут обязанными зарегистрировать такой акцизный склад, после чего зарегистрироваться плательщиками горючего акциза, п. 47 к ним не применим. Они должны соблюдать только лицензионные, точнее, безлицензионные нормы п. 24 разд. ХІІІ Закона № 3817 (см. выше). А в нем, повторим еще раз, об обязательности только безналичного расчета за генераторное горючее речь не идет. Единственное замечание: если горючее для генератора будет приобретено не по безналичному расчету, то такие объемы должны учитываться при исчислении 1 млн л. Хотя и маловероятно, но эта капля в каком-то исключительном случае может переполнить чашу для регистрации акцизного склада как для плательщика, так и для неплательщика горючего акциза.
Таким образом, даже не прибегая к объяснениям о том, что расчеты платежной картой являются безналичными, приходим к заключению: ваши опасения абсолютно безосновательны, хотя и с поправкой на вышеизложенное замечание. То есть вы
имеете полное право приобретать горючее для генератора на АЗС через подотчетное лицо (в частности, директора), уплачивая за такое горючее как наличностью (если до 1 млн л за год очень далеко), так и платежной картой, причем как за счет средств, выданных под отчет, так и за счет собственных средств подотчетного лица
Причем этот вывод справедлив в течение всего времени действия генераторно-горючего послабления, то есть начиная с 03.01.2023.
2. 2000 л — это за месяц? Нет, генераторно-горючее послабление никоим образом не привязано к тому или иному отрезку времени. В нем речь идет не об определенном временном промежутке, как вам кажется, и не о предельном объеме емкостей, как в «горюче-акцизных» нормах НКУ, а о предельном объеме горючего, которое в этих емкостях хранится.
Поэтому если вы, скажем, в пятикубовой емкости храните горючее для генераторов, объем которого не превышает 2000 л, то есть 2 куб. м, то ни лицензия, ни декларация вам не нужна. При этом вы должны следить лишь за тем, чтобы в течение календарного года объемы приобретенного горючего не превысили 1000 куб. м (1 млн л).