Темы статей
Выбрать темы

«Вынужденный» неоплачиваемый отпуск: изучаем последствия для «отпускного» стажа

Усенко Елена, главный специалист отдела регулирования условий и экспертизы труда Департамента заработной платы и условий труда
Госслужащий с 05.01.2015 г. по 01.03.2015 г. находился в отпуске без сохранения зарплаты по решению руководителя в соответствии с п. 9 разд. III Закона Украины от 28.12.2014 г. № 76-VIII. Как нахождение в таком отпуске отразится на стаже работы для предоставления ежегодных отпусков и на их продолжительности? Имеем ли мы право с 10.03.2015 г. предоставить ему ежегодный основной отпуск полной продолжительности за рабочий год с 20.03.2014 г. по 19.03.2015 г.?

Начнем с уже знакомых правил — отпуск без сохранения зарплаты предоставляется исключительно по основаниям, оговоренным в ст. 25 и 26 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР (далее — Закон № 504), и при наличии желания работника воспользоваться таким отпуском. Но сейчас из таких правил есть исключения.

С 01.01.2015 г. руководители органов исполнительной власти и других государственных органов наделены правом в пределах бюджетных назначений отправлять своих работников в отпуска без сохранения зарплаты и при этом самостоятельно определять продолжительность такого отпуска*. Согласие (желание) работника на этот отпуск не нужно (п. 9 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII, далее — Закон № 76).

* Об органах, на которые не распространяется такая норма, см. в «ОТ», 2015, № 1, с. 9, а об определении понятия «государственный орган» узнайте в «ОТ», 2014, № 20, с. 4. — Примеч. ред.

Заметим, что с 03.08.2014 г.** по 31.12.2014 г. такими полномочиями наделялись руководители более узкого спектра госорганов — руководители центральных органов исполнительной власти, которые осуществляют контроль и надзор в соответствующих отраслях и сферах и центральных органов исполнительной власти, выполнение функций которых могут осуществлять соответствующие министерства (п. 66 Заключительных положений Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII, далее — Закон № 719).

** По поводу даты вступления в силу Закона, которым регламентирована такая норма, велись дискуссии. Вспомните их в «ОТ», 2015, № 1, с. 3. — Примеч. ред.

Обратите внимание! Основание для предоставления отпуска без сохранения зарплаты в соответствии с Законом № 76 и Законом № 719, не прописано в Законе № 504.

Переходим к определению влияния неоплачиваемого отпуска на продолжительность ежегодных отпусков. В ст. 9 Закона № 504 определены периоды работы (в том числе и для госслужащих), которые засчитывают в стаж работы для предоставления ежегодного основного отпуска. Для решения ситуации, приведенной в вопросе, следует обратить внимание на п. 4 ч. 1 ст. 9 Закона № 504. Согласно этому пункту в упомянутый стаж включают время, когда работник фактически не работал, но за ним сохранялось место работы (должность) и ему не выплачивалась заработная плата в порядке, определенном ст. 25 и 26 Закона № 504.

Вот и выходит, что в стаж работы для предоставления ежегодного основного отпуска попадет время нахождения в отпусках без сохранения зарплаты исключительно по основаниям, определенным в ст. 25 и 26 Закона № 504 (кроме отпуска для ухода за ребенком до 6 лет). Но как уже указывалось ранее, отпуск «за свой счет», предусмотренный Законом № 76 и Законом № 719, не прописан ни в ст. 25, ни в ст. 26 Закона № 504.

Важно! Период отпуска без сохранения зарплаты, в котором работники органов исполнительной власти и других госорганов находятся по решению их руководителей, исключают из стажа работы, дающего право на ежегодный основной отпуск.

Конечно, это повлияет и на продолжительность «заработанного» ежегодного основного отпуска. Проиллюстрируем на ситуации, приведенной в вопросе:

1. Определяем количество календарных дней, включаемых в стаж для предоставления ежегодного основного отпуска:

365 - 10 - 56 = 299 (к. дн.),

где 365 — количество календарных дней в рабочем году (с 20.03.2014 г. по 19.03.2015 г.);

10 — количество праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ, которые приходятся на рабочий год;

56 — количество календарных дней отпуска без сохранения зарплаты по решению руководителя (с 05.01.2015 г. по 01.03.2015 г.).

2. Рассчитываем, сколько календарных дней ежегодного основного отпуска приходится на 1 отработанный календарный день:

30 : (365 - 10) = 0,0845 (к. дн.),

где 30 — количество календарных дней ежегодного основного отпуска, которые полагаются госслужащему за полный отработанный рабочий год;

365 — количество календарных дней за год;

10 — количество праздничных и нерабочих дней в соответствии со ст. 73 КЗоТ.

3. Рассчитываем продолжительность ежегодного основного отпуска госслужащего, на который он имеет право за рабочий год с 20.03.2014 г. по 19.03.2015 г.:

299 х 0,0845 = 25 (к. дн.).

Совсем другую ситуацию наблюдаем при предоставлении госслужащим дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж госслужбы продолжительностью до 15 календарных дней. Основополагающий критерий тут — именно стаж госслужбы. В стаж госслужбы, в частности, входит период, когда госслужащий не работал по уважительным причинам, но оставался в трудовых отношениях с государственным органом (абз. 2 п. 3 Порядка исчисления стажа государственной службы, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.94 г. № 283).

Фактически работник, находясь в отпуске без сохранения зарплаты по Закону № 76 или Закону № 719, не перерывает трудовых отношений с работодателем. При этом причины его неявки на работу в этот период являются уважительными, поскольку предусмотрены на нормативно-правовом уровне. Следовательно, период нахождения работника в отпуске «за свой счет» по решению руководителя попадет в стаж госслужбы.

Важно! Нахождение в отпуске без сохранения зарплаты на основаниях, предусмотренных Законом № 76 или Законом № 719, не отразится на продолжительности дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж госслужбы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше