Запомните: в этом письме и других ежегодных Министерство всегда приводит нормы продолжительности рабочего времени исключительно для учреждений (организаций, заведений), работающих по пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье при одинаковой продолжительности времени работы за день в течение рабочей недели.
При расчете таких норм учитывают требования трудового законодательства о:
— переносе выходного дня на следующий после праздничного или нерабочего, если этот праздничный или нерабочий день приходится на выходной (ст. 67 КЗоТ);
— сокращении рабочего дня накануне праздничного или нерабочего дня (ст. 53 КЗоТ).
Но в дальнейшем нормы продолжительности рабочего времени, приведенные в таких письмах, могут изменяться. Это актуально при переносе выходных и рабочих дней с целью оптимального отмечания праздничных дней и рационального использования рабочего времени.
Напомним, что рекомендации по этому поводу предоставляет Правительство (ч. 4 ст. 67 КЗоТ. ср. ). Опять же, они касаются только работников, работающих при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье. Так, о переносе январских праздников 2015 года сказано в распоряжении КМУ от 12.11.2014 г. № 1084-р («ОТ», 2014, № 22, с. 5). Правительство предлагает перенести рабочие дни с:
— пятницы 2 января — на субботу 17 января;
— четверга 8 января — на субботу 31 января;
— пятницы 9 января — на субботу 14 февраля.
Будут ли другие рекомендации от КМУ о переносе рабочих дней? Вероятнее, нет. Ведь праздничные дни идеально легли на календарь 2015 года! И даже переносить рабочие дни, чтобы соединить празднование первомайских праздников и Дня победы, — не рационально, поскольку придется переносить целых 4 рабочих дня.
Запомните для себя! Правительственные рекомендации по переносу рабочих дней имеют исключительно рекомендательный характер. Работодатель вправе согласиться с такими рекомендациями, перенести рабочие дни на другие дни или же вообще не переносить. Свое решение о переносе руководитель фиксирует в приказе и сообщает его работникам (ч. 5 ст. 67 КЗоТ).
На практике большинство руководителей бюджетных учреждений переносят рабочие дни для оптимальной работы учреждения в праздничные дни по распоряжению КМУ. Конечно, это изменяет график работы учреждения и отражается на продолжительности нормы рабочего времени в 2015 году, предварительно рассчитанной Минсоцполитики.
Как оказалось, изменить норму продолжительности рабочего времени могут не только «праздничные» переносы рабочих дней. Так, Минсоцполитики «по-тихому» внесло изменения в изначальный вариант рассчитанных норм. Касаются они строки «Количество выходных дней» в мае и июне 2015 года. В принципе, такие изменения не повлияли на последующие расчеты. Министерство сообщило о своих поправках в «Урядовому кур’єрі» от 08.10.2014 г. № 185 (с. 22).
Если вы приняли переносы «по-кабминовски», то вам не придется брать календарь и калькулятор в руки и рассчитывать новые величины рабочих норм — мы уже все рассчитали! Взгляните на с. 32 этого номера — там приведена информация о продолжительности рабочего времени в 2015 году при пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями в субботу и воскресенье с учетом переноса рабочих дней согласно рекомендациям КМУ и изменениям Минсоцполитики.
Расчет нормы продолжительности рабочего времени на 2015 год при пятидневной рабочей неделе
№ п/п | Показатели | Январь | Январь | Февраль | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | 2015 год |
1 | Количество календарных дней | 31 | 31 | 28 | 28 | 31 | 30 | 31 | 30 | 31 | 31 | 30 | 31 | 30 | 31 | 365 |
2 | Количество праздничных дней и дней религиозных праздников | 2 | 2 | — | — | 1 | 1 | 4 | 1 | — | 1 | — | — | — | — | 10 |
Число месяца, на которое приходится праздник | 1,7 | 1,7 | — | — | 8 | 12 | 1, 2, 9, 31 | 28 | — | 24 | — | — | — | — | х | |
3 | Количество выходных дней | 9 | 10 | 8 | 7 | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 | 10 | 8 | 9 | 9 | 8 | 104 |
4 | Количество дней, работа в которые не проводится | 11 | 12 | 8 | 7 | 10 | 9 | 13 | 10 | 8 | 11 | 8 | 9 | 9 | 8 | 114 |
5 | Количество рабочих дней | 20 | 19 | 20 | 21 | 21 | 21 | 18 | 20 | 23 | 20 | 22 | 22 | 21 | 23 | 251 |
6 | Количество дней, предшествующих праздничным и нерабочим, в которые продолжительность рабочего дня (смены) при 40-часовой неделе уменьшается на 1 час | 1 | 1 | — | — | — | 1 | 1 | — | — | — | — | — | — | 1 | 4 |
Число месяца, в которое сокращается продолжительность рабочего дня | 6 | 6 | — | — | — | 30 | 8 | — | — | — | — | — | — | 31 | х | |
Норма продолжительности рабочего времени в часах при: | ||||||||||||||||
7 | 40-часовой рабочей неделе | 159,0 | 151,0 | 160,0 | 168,0 | 168,0 | 167,0 | 143,0 | 160,0 | 184,0 | 160,0 | 176,0 | 176,0 | 168,0 | 183,0 | 2004,0 |
8 | 39-часовой рабочей неделе | 156,0 | 148,2 | 156,0 | 163,8 | 163,8 | 163,8 | 140,4 | 156,0 | 179,4 | 156,0 | 171,6 | 171,6 | 163,8 | 179,4 | 1957,8 |
9 | 38,5-часовой рабочей неделе | 154,0 | 146,3 | 154,0 | 161,7 | 161,7 | 161,7 | 138,6 | 154,0 | 177,1 | 154,0 | 169,4 | 169,4 | 161,7 | 177,1 | 1932,7 |
10 | 36-часовой рабочей неделе | 144,0 | 136,8 | 144,0 | 151,2 | 151,2 | 151,2 | 129,6 | 144,0 | 165,6 | 144,0 | 158,4 | 158,4 | 151,2 | 165,6 | 1807,2 |
11 | 33-часовой рабочей неделе | 132,0 | 125,4 | 132,0 | 138,6 | 138,6 | 138,6 | 118,8 | 132,0 | 151,8 | 132,0 | 145,2 | 145,2 | 138,6 | 151,8 | 1656,6 |
12 | 30-часовой рабочей неделе | 120,0 | 114,0 | 120,0 | 126,0 | 126,0 | 126,0 | 108,0 | 120,0 | 138,0 | 120,0 | 132,0 | 132,0 | 126,0 | 138,0 | 1506,0 |
13 | 25-часовой рабочей неделе | 100,0 | 95,0 | 100,0 | 105,0 | 105,0 | 105,0 | 90,0 | 100,0 | 115,0 | 100,0 | 110,0 | 110,0 | 105,0 | 115,0 | 1255,0 |
14 | 24-часовой рабочей неделе | 96,0 | 91,2 | 96,0 | 100,8 | 100,8 | 100,8 | 86,4 | 96,0 | 110,4 | 96,0 | 105,6 | 105,6 | 100,8 | 110,4 | 1204,8 |
15 | 20-часовой рабочей неделе | 80,0 | 76,0 | 80,0 | 84,0 | 84,0 | 84,0 | 72,0 | 80,0 | 92,0 | 80,0 | 88,0 | 88,0 | 84,0 | 92,0 | 1004,0 |
16 | 18-часовой рабочей неделе | 72,0 | 68,4 | 72,0 | 75,6 | 75,6 | 75,6 | 64,8 | 72,0 | 82,8 | 72,0 | 79,2 | 79,2 | 75,6 | 82,8 | 903,6 |