Специальные нормы по расчету средней зарплаты, о которых пойдет речь в сегодняшней статье, установлены в абз. 7 и 8 Порядка № 100.
Главные вопросы по их применению таковы:
— на кого распространяются;
— как считать?
Давайте разбираться.
НА КОГО РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ?
В поисках ответа на этот вопрос приведем положения абз. 7 и 8 Порядка № 100.
«В случае изменения структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и органов местного самоуправления согласно актам законодательства период до изменения структуры зарплаты исключается из расчетного периода.
В случае, когда изменение структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов работников органов государственной власти и органов местного самоуправления произошло в период, на протяжении которого за работником сохранялась средняя зарплата, а также когда зарплата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней зарплаты проводится с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов.»
Итак, что мы имеем. Специальные правила расчета средней зарплаты для определения суммы отпускных и других выплат, рассчитываемых согласно Порядку № 100, предназначены для работников:
— органов государственной власти;
— органов местного самоуправления (ОМС).
Кроме того, специальные правила расчета средней зарплаты применяются по таким работникам в случае изменения структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов.
По расчету средней зарплаты для работников ОМС можно однозначно сказать, что специальные положения Порядка № 100 не применяются. Это связано с тем, что структура зарплаты работников ОМС с 1 мая 2016 года не изменена. Для них средние выплаты, в том числе и отпускные, рассчитываются в общем порядке.
Значит, «под прицелом» остаются только лишь работники органов государственной власти.
Но для всех ли работников госорганов нужно применять эту норму? Разбираемся и здесь.
Для этого на рисунке представим, как изменились категории работников госорганов в связи со вступлением в силу Закона № 889.
Категории работников госорганов в связи с реформой госслужбы
Здесь отметим, что для категории работников «госслужащие» после 1 мая 2016 года возможны 2 варианта развития событий:
1) должность госслужащего сохранит этот же статус госслужбы;
2) должность, занимаемая госслужащим, потеряет статус госслужбы: госслужащий стал работником, выполняющим функции по обслуживанию.
Итак, пройдемся по каждой категории работников отдельно с целью ответа на вопрос, распространяются ли специальные нормы Порядка № 100 для расчета средней по ним.
ГОССЛУЖАЩИЙ = ГОССЛУЖАЩИЙ
Здесь все предельно ясно. С 01.05.2016 г. у госслужащих произошло изменение структуры с одновременным повышением окладов. Так, оплата труда таких лиц теперь осуществляется на основании ст. 50 — 52 Закона № 889, постановлений № 292 и № 289 (см. «ОТ», 2016, № 8, с. 7 и 12). Таким образом, с этой даты на госслужащих не распространяется действие постановления № 268-2006.
Было ли изменение структуры заработной платы у госслужащих, наглядно продемонстрирует наш пример. Мы проанализировали составляющие новой заработной платы для должности главного специалиста с 6-летним госстажем и сравнили их с предыдущими условиями оплаты труда (см. таблицу ниже).
Основные элементы зарплаты | До 01.05.2016 г. | После 01.05.2016 г. | ||||
1 вариант | 2 вариант | |||||
сумма, грн. | % | сумма, грн. | % | сумма, грн. | % | |
Оклад | 1723 | 55,7 | 2585 | 79,5 | 2585 | 56,9 |
Надбавка за ранг | 70 | 2,3 | 200 | 6,2 | 200 | 4,4 |
Надбавка за выслугу лет | 268,95 ((1723 + 70) х 15 %) | 8,7 | 465,30 (2585 х 18 %) | 14,3 | 465,30 (2585 х 18 %) | 10,2 |
Надбавка за высокие достижения в труде (50 %) | 1030,98 ((1723 + 70 + 268,95) х 50 %) | 33,3 | — | — | — | — |
Надбавка за интенсивность труда или за выполнение особо важной работы (50 %) | — | — | — | — | 1292,5 (2585 х 50 %) | 28,5 |
Итого | 3092,93 | 100,0 | 3250,30 | 100,0 | 4542,80 | 100,0 |
Наши цифры показывают, что с 1 мая 2016 года удельный вес должностного оклада в структуре зарплаты главного специалиста госоргана увеличился:
— в 1 варианте за счет отмены отдельных выплат ( постановлением № 292 не предусмотрена надбавка за высокие достижения в труде);
— во 2 варианте — за счет уменьшения части других выплат (в частности, удельный вес стимулирующей надбавки меньше удельного веса надбавки за высокие достижения в труде по предыдущим условиям оплаты труда).
На основании этих данных можно сделать вывод, что с 1 мая 2016 года изменилась структура заработной платы госслужащих. Кстати, термин «изменение структуры заработной платы» был расшифрован в письме Минтруда от 07.09.2009 г. № 538/13/84-09: «если происходит изменение (увеличение или уменьшение) удельного веса одних составляющих зарплаты путем отмены отдельных выплат, которые приводят к увеличению удельного веса окладов, или увеличение части основной зарплаты (окладов) и уменьшение части других выплат, то имеет место изменение структуры заработной платы». Как видим, наша ситуация четко совпадает с этим выводом по письму.
Также, согласно постановлению № 292 должностные оклады госслужащим также повысились с 1 мая. Все это означает, что при расчете средней зарплаты госслужащим следует применять спецнорму, установленную абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100.
Но для всех ли госслужащих она применяется? Ведь у специалиста госоргана (9 группа оплаты труда), расположенного на территории одного или нескольких районов, городов областного значения, должностной оклад не изменился. Его размер остался на уровне декабря-2015 и равен 1723 грн.
По устным разъяснениям специалистов Минсоцполитики, специальные нормы по расчету средней зарплаты должны применяться для всех без исключения госслужащих, которые и остались с этим госстатусом после 01.05.2016 г. То есть норму об изменении структуры зарплаты госслужащих и повышении должностных окладов надо рассматривать в целом для такой категории, а не индивидуально по работнику. Мы согласны с данным мнением, ведь в самом Порядке № 100 определено, что в случае изменения структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов работникам органов государственной власти и ОМС согласно актам законодательства период до изменения структуры зарплаты исключается из расчетного периода. Именно поэтому саму норму об изменении структуры и повышении должностных окладов применяем в целом по госслужащим, а вот порядок расчета средней зарплаты — индивидуально по каждому госслужащему.
Для полной ясности, конечно же, нужна официальная позиция специалистов Минсоцполитики в этом вопросе. Надеемся, что такое разъяснение скоро появится, о чем мы обязательно известим читателей на страницах нашего издания.
Подытожим:
с 01.05.2016 г. при расчете средней заработной платы для оплаты периодов согласно Порядку № 100 (например, отпускных) у всех работников, имеющих статус госслужащих, оплата труда которых осуществляется на основании постановления № 292, период до изменения структуры исключается из расчетного периода.
То есть расчетным периодом при исчислении средней зарплаты по Порядку № 100 будет период начиная с мая 2016 года.
Если же изменение структуры с одновременным повышением должностных окладов произошло в периоде, когда работник не работал, а за ним сохранялась или не сохранялась средняя зарплата, то среднюю зарплату исчисляют исходя из выплат, предусмотренных работнику по новым условиям оплаты труда.
ГОССЛУЖАЩИЙ → РАБОТНИК, ВЫПОЛНЯЮЩИЙ ФУНКЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ
Не все госслужащие в связи со вступлением в силу Закона № 889 сохранили свой статус. Некоторые должности, которые согласно Закону № 3723 считались должностями госслужбы, перейдут к категории должностей работников, выполняющих функции по обслуживанию (далее — работник по обслуживанию) (см. рисунок 1). Такой «переход» является изменением существенных условий труда. Он отразится на оплате труда и гарантиях для работников, продолживших работу с новым статусом должности. Заметим: оплата труда работников госорганов, выполняющих функции по обслуживанию, в 2016 году проводится согласно постановлению № 268-2016 («ОТ», 2016, № 8, с. 17).
Работники, которые раньше были госслужащими, но в силу Закона № 889 должны быть переведены на должности работников по обслуживанию, имеют в запасе 2 месяца «на подумать»: переходить на новую должность работника по обслуживанию или увольняться. На этот период у такого работника сохраняется его прежняя зарплата и другие гарантии (например, этот период засчитывается в стаж госслужбы, за который предоставляется ежегодный основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней).
В случае, если этот работник пойдет в отпуск в данный период, для него нужно проводить расчет по общим правилам Порядка № 100. То есть специальные нормы этого Порядка на него не распространяются, поскольку в 2-месячном периоде у него не меняются должностной оклад и структура зарплаты.
Госслужащий может дать свое согласие на перевод на должность работника по обслуживанию и до истечения двухмесячного срока предупреждения либо сразу по истечении этого срока. После получения согласия такой работник переводится на другую должность, а именно на должность работника по обслуживанию.
Если в дальнейшем такой работник пойдет в отпуск, то для него мы не применяем специальную норму Порядка № 100 по расчету средней зарплаты, поскольку изменение в должностном окладе и структуре его зарплаты произойдет вследствие перевода на другую должность. По этому работнику мы применяем общие правила Порядка № 100 для расчета средней зарплаты.
Итак, при расчете средней зарплаты работнику «госслужащий → работник по обслуживанию» специальные нормы для расчета средней зарплаты не применяются.
СЛУЖАЩИЙ → РАБОТНИК ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ
С 1 мая 2016 года оплата труда работников по обслуживанию осуществляется на основании постановления № 268-2016. К этой категории работников теперь относятся в том числе и служащие госорганов. Напомним, что до 01.05.2016 г. их оплата труда проводилась согласно постановлению № 268-2006.
Таким образом, у работников, которые раньше были служащими, а с 1 мая 2016 года стали работниками по обслуживанию, изменилась «оплатная» нормативка: ранее — постановление № 268-2006, а с 1 мая 2016 года — постановление № 268-2016.
Как мы сказали выше, абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100 распространяются на всех работников госорганов, в которых произошло изменение структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов.
В целом должностные оклады работников по обслуживанию согласно постановлению № 268-2016 повысились. Опять же, как и в случае с госслужащими, по отдельным должностям работников по обслуживанию должностной оклад после 01.05.2016 г. остался на том же уровне, что и в декабре 2015 года, а именно 1723 грн. Эти должности: стенографист II категории, оператор компьютерного набора II категории, архивариус, экспедитор органов прокуратуры, экспедитор судов, экспедитор, оператор копировальных и множительных машин.
Разберемся, изменилась ли структура зарплаты работников, которые были служащими, а стали работниками по обслуживанию.
Сравним, изменились ли выплаты, полагающиеся служащему — работнику по обслуживанию, и принцип их расчета до и после 1 мая 2016 года (см. таблицу ниже).
Как видим, никаких изменений в структуре заработной платы работников, которые были служащими, а после 01.05.2016 г. — работниками по обслуживанию, нет. Поэтому для них нормы абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100 при расчете средней заработной платы не применяем, а руководствуемся общими.
Справедливости ради отметим, что некоторые служащие все-таки утратили право на надбавки, которые им были положены согласно постановлению № 268-2006 (ср. ). Например, речь идет о надбавке за знание и использование в работе иностранного языка. С 1 января 2016 года работникам по обслуживанию эту надбавку не платят.
Опять же, такие надбавки имели строго индивидуальный характер. И если изменение в структуре надо рассматривать в целом по работникам, которые были служащими и стали после 01.05.2016 г. работниками по обслуживанию, то ее не произошло.
На этом основании можно говорить о том, что специальные нормы по расчету средней зарплаты по Порядку № 100 для работников, которые были служащими, а с 01.05.2016 г. стали работниками по обслуживанию, не применяются.
«ОБСЛУЖИВАЮЩИЕ» РАБОЧИЕ
Никаких изменений в структуре заработной платы рабочих, обслуживающих госорганы, не произошло. Для них лишь дифференцировали размеры «схемных» должностных окладов в зависимости от квалификационных разрядов и сложности выполняемых работ. С 1 мая 2016 года «схемные» оклады составляют от 1450 до 1718 грн., т. е. не меньше, чем минзарплата, установленная законом с 01.05.2016 г.
Поэтому для таких работников при расчете средней зарплаты используйте общие нормы Порядка № 100. Не забудьте и про корректировку заработка: зарплату в расчетном периоде умножьте на коэффициенты повышения должностных окладов. То есть заработок в расчетном периоде необходимо «подтянуть» до майского.
Вывод: специальные нормы Порядка № 100 распространяются только на госслужащих, оплата труда которых осуществляется согласно постановлению № 292.
Теперь рассмотрим, как эти нормы применять на практике, т. е. как будем считать.
КАК СЧИТАТЬ?
Представим числовые примеры.
Госслужащий находился в отпуске в мае 2016 года: рассчитываем отпускные
Пример 1. Должностной оклад госслужащего (главного специалиста) с 1 мая 2016 года составляет 2585 грн. Другие обязательные выплаты составляют: надбавка за ранг — 200 грн., надбавка за выслугу лет — 18 % (6 лет госслужбы — 465,30 грн.). С 16 мая 2016 года главный специалист ушел в ежегодный отпуск продолжительностью 14 к. дн.
С мая 2016 года при расчете средней зарплаты для оплаты периода отпуска госслужащим следует учитывать спецнормы Порядка № 100. Абзацем 7 п. 2 этого Порядка предусмотрено, что период до изменения структуры с одновременным повышением должностных окладов исключают из расчетного периода.
В приведенном примере госслужащему предоставлен отпуск в мае 2016 года. Расчетным периодом является май 2015 года — апрель 2016 года. С мая-2016 оплата труда осуществляется по измененной структуре зарплаты и повышенным окладам. Следовательно, период до изменения надо исключить из расчетного периода. Получается, что из расчета исключают все месяцы и данных для расчета «средней» нет.
Чтобы правильно рассчитать среднюю зарплату для такого случая, руководствуемся нормами абз. 8 п. 2 Порядка № 100. Так, в случае, когда изменение структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов госслужащих произошло в периоде, на протяжении которого за работником сохранялась средняя зарплата, а также когда зарплата в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней зарплаты проводится с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов.
Поскольку госслужащему был предоставлен отпуск в мае-2016, т. е. в периоде, когда произошло изменение структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов, среднедневную зарплату исчисляют исходя из выплат, предусмотренных работнику по новым условиям оплаты труда. Найдем ее:
3250,30 грн. х 12 мес. : (366 к. дн. - 10 к. дн.) = 109,56 грн.,
где 3250,30 — зарплата за месяц по новым условиям оплаты труда (2585оклад + 200ранг + 465,30выслуга);
12 — количество месяцев за условный 12-месячный расчетный период;
366 — количество календарных дней за 12 месяцев;
10 — количество праздничных и нерабочих дней в условном 12-месячном расчетном периоде.
Сумма отпускных составит:
109,56 грн. х 14 к. дн. = 1533,84 грн.
Госслужащий находился в отпуске в мае 2016 года: рассчитываем матпомощь
Пример 2. Госслужащий находился в ежегодном основном отпуске с 16 мая 2016 года с выплатой денежной помощи при предоставлении такого отпуска в размере среднемесячной заработной платы.
Возьмем за основу условия оплаты труда госслужащего, представленные в примере 1.
Согласно абз. 8 п. 2 Порядка № 100 если изменение структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов произошло в периоде, когда за работником сохранялась средняя зарплата, а также когда средняя зарплаты в расчетном периоде не сохраняется, исчисление средней заработной платы проводится с учетом выплат, предусмотренных работнику согласно условиям оплаты труда, установленным после повышения должностных окладов. То есть среднюю зарплату необходимо считать из зарплаты работника, равной 3250,30 грн. (2585оклад + 200ранг + 465,30выслуга).
Поскольку денежная помощь при предоставлении ежегодного основного отпуска выплачивается в размере среднемесячной зарплаты, то сумма такой помощи, начисленной в мае 2016 года, будет равна 3250,30 грн.
Госслужащий в мае 2016 года находился в отпуске «за свой счет», в июне уходит в ежегодный отпуск: рассчитываем отпускные
Пример 3. Должностной оклад госслужащего (главного специалиста) с 1 мая 2016 года составляет 2585 грн. Другие обязательные выплаты составляют: надбавка за ранг — 200 грн., надбавка за выслугу лет — 18 % (6 лет госслужбы — 465,30 грн.). Весь май 2016 года работник находился в отпуске без сохранения заработной платы на основании п. 7 ч. 1 ст. 25 Закона Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР, а с 01.06.2016 г. — в ежегодном основном отпуске продолжительностью 30 календарных дней.
Согласно абз. 7 п. 2 Порядка № 100 период до изменения структуры с одновременным повышением должностных окладов исключают из расчетного периода. В приведенном примере отпуск предоставлен с 1 июня 2016 года и расчетным периодом является июнь-2015 — май-2016. Месяцы с июня-2015 по апрель-2016 исключают из расчетного периода. То есть в нем остается май 2016 года.
Однако в мае у работника нет заработка по законодательной причине (отпуск без сохранения зарплаты, предоставленный на основании ст. 25 Закона об отпусках). В общем случае такой период также исключают из расчетного периода ( абз.6 п. 2 Порядка № 100). А в случае, когда в расчетном периоде нет заработка не по вине работника, среднедневную зарплату исчисляют исходя из установленного должностного оклада ( абз. 3 п. 4 Порядка № 100).
Вместе с тем мы имеем дело со спецнормами, указанными в абз. 7 и 8 п. 2 Порядка № 100, для расчета «средней» в случае изменения структуры зарплаты с одновременным повышением окладов работников госорганов.
Абзац 8 этого пункта предписывает исчислять среднедневную зарплату исходя из выплат, предусмотренных условиями оплаты труда, установленными после повышения должностных окладов также в том случае, если в расчетном периоде заработок не сохранялся.
Таким образом, если в расчетном периоде нет заработка, среднедневная зарплата исчисляется исходя из общего заработка за месяц, установленного по новым условиям оплаты труда.
Рассчитаем среднедневную зарплату:
3250,30 грн. х 12 мес. : (366 к. дн. - 9 к. дн.) = 109,25 грн.,
где 3250,30 — зарплата за месяц по новым условиям оплаты труда (2585оклад + 200ранг + 465,30выслуга);
12 — количество месяцев за условный 12-месячный расчетный период (июнь-2015 — май-2016);
366 — количество календарных дней за 12 месяцев;
9 — количество праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ в условном 12-месячном расчетном периоде.
Сумма отпускных составит:
109,25 грн. х 30 к. дн. = 3277,50 грн.
Госслужащий уходит в отпуск в июле 2016 года (с июня ему установили надбавку за интенсивность труда): рассчитываем отпускные
Пример 4. Должностной оклад госслужащего (главный специалист) с 1 мая 2016 года составляет 2585 грн. Другие обязательные выплаты: надбавка за ранг — 200 грн., надбавка за выслугу лет — 465,30 грн. (18 % от должностного оклада за стаж госслужбы более 6 лет). С 1 июня ему также установлена надбавка за интенсивность труда в размере 40 % должностного оклада (1034 грн.). Госслужащий уходит в ежегодный отпуск продолжительностью 30 календарных дней с 04.07.2016 г.
Согласно абз. 7 п. 2 Порядка № 100 период до изменения структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов исключается из расчетного периода. Поскольку отпуск предоставляют в июле 2016 года, в расчетном периоде остаются май и июнь 2016 года. В расчете будет участвовать начисленная зарплата за эти месяцы.
Найдем среднедневную зарплату:
(3250,30 грн. + 4284,30 грн.) : (31 к. дн. - 3 к. дн. + 30 к. дн. - 2 к. дн.) = 134,55 грн.,
где 3250,30 — зарплата, начисленная по новым условиям оплаты труда в мае 2016 года (2585оклад + 200ранг + 465,30выслуга);
4284,30 — зарплата, начисленная по новым условиям оплаты труда в июне 2016 года (2585оклад + 200ранг + 465,30выслуга + 1034надбавка за интенсивность);
31 и 30 — количество календарных дней в мае и июне соответственно;
3 и 2 — количество праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ в мае и июне 2016 года соответственно.
Сумма отпускных составит:
134,55 грн. х 30 к. дн. = 4036,50 грн.
Госслужащий уходит в отпуск в июле 2016 года (в июне работник болел): рассчитываем отпускные
Пример 5. Должностной оклад госслужащего (главного специалиста) с 1 мая 2016 года составляет 2585 грн. Другие обязательные выплаты составляют: надбавка за ранг — 200 грн., надбавка за выслугу лет — 18 % (6 лет госслужбы — 465,30 грн.). С 1 июля 2016 года он уходит в отпуск продолжительностью 30 календарных дней. В мае — июне 2016 года ему было начислено:
май: зарплата за отработанное время — 2394,96 грн.; больничные — 523,80 грн.;
июнь: зарплата за отработанное время — 3250,30 грн.
Согласно абз. 7 п. 2 Порядка № 100 период до изменения структуры зарплаты с одновременным повышением должностных окладов исключается из расчетного периода. Поскольку отпуск предоставляют с 1 июля 2016 года, то в расчетном периоде остаются май и июнь 2016 года. В расчете участвует начисленная зарплата за эти месяцы, а также больничные, начисленные за дни болезни в мае.
Общая сумма заработка, участвующая в расчете, составляет 6169,06 грн. (2394,96 + 523,80 + 3250,30).
Найдем среднедневную зарплату:
6169,06 грн. : (31 к. дн. - 3 к. дн. + 30 к. дн. - 2 к. дн.) = 110,16 грн.,
где 31 и 30 — количество календарных дней в мае и июне соответственно;
3 и 2 — количество праздничных и нерабочих дней согласно ст. 73 КЗоТ в мае и июне 2016 года соответственно.
Сумма отпускных составит:
110,16 грн. х 30 к. дн. = 3304,80 грн.
Использованные документы
Закон № 889 — Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.
Закон № 3723 — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ.
Постановление № 292 — постановление КМУ «Некоторые вопросы оплаты труда государственных служащих в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 292.
Постановление № 289 — постановление КМУ «Об утверждении Положения о применении стимулирующих выплат государственным служащим» от 06.04.2016 г. № 289.
Постановление № 268-2006 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.
Постановление № 268-2016 — постановление КМУ «Об условиях оплаты труда работников государственных органов, выполняющих функции по обслуживанию, в 2016 году» от 06.04.2016 г. № 268.
Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.
Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.