(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
4/13
Оплата труда
Оплата труда
Ноябрь , 2016/№ 21

Не ниже, не выше: ограничиваем сумму пособия по беременности и родам по совместительству

В сегодняшнем номере на с. 6 приведено письмо Минсоцполитики от 13.10.2016 г. № 334/18/99-16. В нем специалисты этого ведомства ответили на два запроса нашей редакции. Один из них касался вопроса применения суммовых ограничений для пособия по беременности и родам, в том числе начисляемого работницам-совместительницам. Итак, приступим к изучению письма.

Так уж повелось, что прописывая в нормативных актах какие-либо ограничительные нормы, законодатели не особо задумываются о воплощении их на практике. Так получилось и с расчетами сумм пособий. Они настолько усложнились, что стали похожи на вычисления из курса высшей математики.

Но, как говорится, «маємо те, що маємо». Поэтому будем разбираться.

На сегодняшний день Законом № 1105 предусмотрены суммовые ограничения по размеру пособия по беременности и родам. Приведем их в таблице.

Ограничения по размеру пособия по беременности и родам

Категория застрахованных лиц

для всех застрахованных лиц

для застрахованных лиц, которые на протяжении 12 месяцев перед наступлением страхового случая заработали себе страховой стаж меньше 6 месяцев

Максимальный размер пособия по беременности и родам в расчете на месяц равен

максимальной величине базы начисления ЕСВ, с которой уплачивались страховые взносы

двум МЗП, установленным на момент наступления права на отпуск в связи с беременностью и родами

Ч. 2 ст. 26 Закона № 1105

Ч. 4 ст. 19 Закона № 1105

Минимальный размер пособия по беременности и родам в расчете на месяц равен

МЗП, установленной на момент наступления права на отпуск в связи с беременностью и родами

МЗП, установленной на момент наступления права на отпуск в связи с беременностью и родами

Ч. 2 ст. 26 Закона № 1105

Ч. 4 ст. 19 Закона № 1105

Из таблицы видно, что минимальный размер пособия по беременности и родам установлен для всех без исключения застрахованным лиц. А именно, пособие по беременности и родам в расчете на месяц не может быть меньше МЗП, установленной на момент наступления страхового случая.

Значит, вопрос практического применения такого минимального ограничения по сумме декретных будет интересен всем работодателям, отправляющим в декретный отпуск своих работниц. С его рассмотрения и начнем.

Не ниже МЗП

Вопрос расчета декретных исходя из МЗП уже рассматривался специалистами Минсоцполитики в письме от 23.06.2016 г. № 215/18/99-16 (см. «Оплата труда», 2016, № 13, с. 10). В нем речь шла о «дотягивании» суммы пособия по беременности и родам за соответствующий месяц до уровня МЗП в случае, если при расчете получается, что сумма декретных за полный месяц меньше МЗП, установленного на момент наступления страхового случая.

На этот раз при направлении запроса в адрес Минсоцполитики нас волновал другой вопрос. А именно: как выполнить требование о минимальном размере пособия по беременности и родам в случае, если работница работает как по основному месту работы, так и по совместительству? Как показывает практика, проверяющие из ФСС по ВПТ при проверках были категорически против начисления декретных в размере МЗП в расчете на месяц по совместительству, если зарплата работницы была меньше МЗП. Поэтому мы не могли этот вопрос оставить без должного внимания.

Прежде чем рассмотреть ответ, который был дан специалистами Минсоцполитики совместно со специалистами ФСС по ВПТ в письме № 334, приведем положения п. 30 Порядка № 1266 по расчету страховых выплат по совместительству.

«Когда на момент наступления страхового случая застрахованное лицо работает по совместительству, исчисление средней заработной платы осуществляется страхователями отдельно по основному месту работы и по совместительству. Расчетный период в таком случае определяется по каждому месту работы отдельно.

Страховые выплаты и оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет средств работодателя осуществляются на основании копии выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности, удостоверенной подписью руководителя и утвержденной печатью по основному месту работы и справки о средней заработной плате по основному месту работы. Если лицо работает на нескольких работах по совместительству, дополнительно предоставляются справки о средней заработной плате по местам работы по совместительству.

В таком случае суммарная заработная плата, с которой рассчитываются выплаты, по месяцам расчетного периода по основному месту работы и по месту (местами) работы по совместительству не может превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса.»

Из этого следует: сумму пособия по беременности и родам нужно рассчитывать отдельно по основному месту работы и отдельно по совместительству. Причем расчетный период определяется также отдельно по основному месту работы и по совместительству.

Для начисления декретных по совместительству нужно выполнить такие условия:

— предоставить копию листка нетрудоспособности, удостоверенную подписью и печатью по основному месту работы ( ст. 31 Закона № 1105);

— подать справку о средней зарплате по основному месту работы ( п. 30 Порядка № 1266).

Необходимость предоставления справки о средней зарплате по основному месту работы вызвана тем, что мы должны выполнить специальное требование. Это требование указано в абз. 3 п. 30 Порядка № 1266 — суммарная зарплата по месяцам расчетного периода по основному месту работы и по месту (местам) работы по совместительству не может превышать максимального размера базы начисления ЕСВ. И все. Никаких других целей в использовании справки о средней зарплате по основному месту работы для работодателя, который является для работницы не основным местом работы, в Порядке № 1266 не указано.

Получается, требование о минимальном размере пособия по беременности и родам мы должны выполнять отдельно по основному месту работы и отдельно по совместительству. Однако в этом случае, если работница по совместительству получает зарплату за фактически отработанное время в сумме меньше МЗП, пособие по беременности и родам ей должны начислить исходя из МЗП. То есть в большем размере, нежели это было бы при расчете декретных исходя из фактически начисленной зарплаты. Естественно, такой порядок вещей категорически не нравится проверяющим из ФСС по ВПТ.

Видно, учитывая этот факт, в письме № 334 Минсоцполитики и ФСС по ВПТ пришли к совместному решению. И сразу скажем, к сожалению, оно не в пользу декретчиц.

Суть ответа такова:

сумма пособия по беременности и родам по основному месту работы рассчитывается с учетом требований ч. 2 ст. 26 Закона № 1105 (ч. 4 ст. 19 этого Закона), т. е. в расчете на месяц сумма декретных должны быть не меньше МЗП на момент наступления страхового случая;

сумма пособия по беременности и родам на работе по совместительству рассчитывается исходя из фактически начисленной зарплаты и «не дотягивается» до уровня МЗП на момент наступления страхового случая.

Без числового примера, как без 100 грамм, тут, конечно, не разобраться. Итак, приведем условный числовой пример.

Пример 1. По данным больничного листа работнице предоставлен отпуск в связи с беременностью и родами с 17.10.2016 г. по 19.02.2017 г. Работница до ухода в декретный отпуск у работодателя А работала по основному месту работы неполный рабочий день (0,75 продолжительности рабочего дня). У работодателя Б она работала по совместительству также неполный рабочий день (0,25 продолжительности рабочего дня).

Приведем в таблице данные о зарплате такой работницы у работодателей А и Б за расчетный период. Причем расчетный период для расчета пособия по беременности и родам у работодателя А — октябрь 2015 года — сентябрь 2016 года, а у работодателя Б — декабрь 2015 года — сентябрь 2016 года (к работодателю Б работница была принята на работу 16 ноября 2015 года).

Месяца

Работодатель А (основное место работы)

Работодатель Б (работа по совместительству)

доход, включаемый в расчет средней зарплаты, грн.

количество календарных дней, принимаемых в расчет

доход, включаемый в расчет средней зарплаты, грн.

количество календарных дней, принимаемых в расчет

Октябрь 2015 года

1050,00

31

Х

Ноябрь 2015 года

1050,00

30

Декабрь 2015 года

1050,00

31

375,00

31

Январь 2016 года

1050,00

31

375,00

31

Февраль 2016 года

1050,00

29

375,00

29

Март 2016 года

1050,00

31

375,00

31

Апрель 2016 года

1050,00

30

375,00

30

Май 2016 года

1200,00

31

425,00

31

Июнь 2016 года

1200,00

30

425,00

30

Июль 2016 года

1200,00

31

425,00

31

Август 2016 года

1200,00

31

425,00

31

Сентябрь 2016 года

1200,00

30

425,00

30

Итого

13350,00

366

4000,00

305

Рассчитаем сначала сумму пособия по беременности и родам, которую работнице нужно начислить у работодателя А.

Определим фактическую среднедневную зарплату:

13350,00 : 366 = 36,48 (грн.).

Рассчитаем среднедневную минимальную зарплату:

1450,00 : 30,44 = 47,63 (грн.).

Сумма фактической среднедневной зарплаты (36,48 грн.) получилась меньше среднедневной минимальной зарплаты (47,63 грн.). Поэтому сумму декретных нужно рассчитать исходя из среднедневной минимальной зарплаты.

Ниже в таблице приведем расчет суммы пособия по беременности и родам, которую работнице нужно начислить у работодателя А, с разбивкой по месяцам.

Месяцы

Дни, подлежащие оплате

Сумма пособия, рассчитанная по среднедневной МЗП (47,63 грн.), грн.

Сумма пособия в расчете на месяц — не ниже МЗП (1450, 00 грн.), грн.

Октябрь 2016 года

15

714,45

714,45

Ноябрь 2016 года

30

1428,90

1450,00

Декабрь 2016 года

31

1476,53

1476,53

Январь 2017 года

31

1476,53

1476,53

Февраль 2017 года

19

904,97

904,97

Итого

126

6001,38

6022,48

Заметьте: сумма пособия по беременности и родам за ноябрь 2016 года «дотянута» до уровня МЗП (1450,00 грн.), как это требуют положения ч. 2 ст. 26 Закона № 1105. Как мы отмечали выше, законность этих действий подтверждают также и специалисты Минсоцполитики (см. письмо от 23.06.2016 г. № 215/18/99-16).

Рассчитаем сумму пособия по беременности и родам, которую нужно начислить работнице у работодателя Б, как на этом настаивают специалисты Минсоцполитики в письме № 334.

Определяем фактическую среднедневную зарплату у работодателя Б:

4000,00 : 305 = 13,11 (грн.).

Рассчитываем декретные по фактической среднедневной зарплате.

Месяцы

Дни, подлежащие оплате

Сумма пособия, рассчитанная по фактической среднедневной зарплате (13,11 грн.), грн.

Октябрь 2016 года

15

196,65

Ноябрь 2016 года

30

393,30

Декабрь 2016 года

31

406,41

Январь 2017 года

31

406,41

Февраль 2017 года

19

249,09

Итого

126

1651,86

Вот и весь расчет. А как же законодательные нормы — на них что нужно закрыть глаза? Справедливости ради отметим, что в письме № 334 специалисты Минсоцполитики все же привели аргументы в пользу своего решения. Но давайте посмотрим, насколько «железные» эти аргументы.

Итак, главный аргумент (он же и единственный) — то, что в соответствии с ч. 5 ст. 8 Закона № 2464 в случае, если база начисления ЕСВ не превышает размера МЗП, установленного законом на месяц, за который начисляется зарплата, сумма ЕСВ рассчитывается как произведение размера МЗП и ставки ЕСВ.

При начислении зарплаты физлицам с источником не по основному месту работы ставка ЕСВ применяется к определенной базе начисления независимо от ее размера. То есть для совместителей базой начислений ЕСВ является фактически начисленная зарплата.

Другими словами, логика специалистов Минсоцполитики такова: работодатель по основному месту работы производит доначисления ЕСВ до уровня не ниже чем с МЗП в случае, если начисленная зарплата меньше МЗП. Поэтому и установлен минимальный размер пособия по беременности и родам в расчете на месяц в размере МЗП по основному месту работы.

Работодатель, у которого работница трудится не по основному месту работы, ЕСВ начисляет на фактически начисленную зарплату и сумму ЕСВ не доплачивает до уровня не ниже чем рассчитанная с МЗП. Значит, и пособие по беременности и родам такой работодатель должен рассчитывать исходя из фактически начисленной зарплаты работнице-совместительнице.

Вроде как логично, но есть моменты, которые не вписываются в эту схему.

1. Чем аргументировать вывод специалистов Минсоцполитики, если совместительство внутреннее? Ведь в случае, если работница является внутренним совместителем, доплата ЕСВ до уровня не ниже чем с МЗП проводится, если общая сумма зарплаты по основному месту работы и по внутреннему совместительству меньше МЗП. Получается, что в данном случае эта логика не применима.

2. В самом Законе № 1105 и в Порядке № 1266 никакой ссылки на Закон № 2464 нет. Также нет указания на то, что требование о начислении декретных не ниже чем с МЗП нужно выполнять только по основному месту работы.

Однако вынуждены констатировать тот факт, что мнение, отличное от мнения Минсоцполитики, представленного в письме № 344, скорее всего, придется отстаивать в судебном порядке. Поэтому те работодатели, которые не готовы это делать, пособие по беременности и родам декретчицам-совместительницам «дотягивать» до МЗП не будут.

Не выше двух МЗП

Это ограничение интересно в первую очередь тем работодателям, у которых декретчица-совместительница является новичком. Причем новичком, который за 12 месяцев, предшествующих началу декретного отпуска, заработал себе страховой стаж меньше 6 месяцев.

Учтите! Это не значит, что такая работница именно у вас работает по совместительству меньше 6 месяцев. Это значит, что она нигде не работала больше 6 месяцев на протяжении 12 месяцев перед началом декретного отпуска.

Также это ограничение актуально для тех работодателей, у которых будущая декретчица находилась в отпуске для ухода за ребенком до 6 лет больше 6 месяцев на протяжении 12 месяцев перед началом декретного отпуска.

Скорее всего, на практике таких случаев немного. Но рассмотрим и их на условном числовом примере.

Пример 2. По данным больничного листа работнице предоставлен отпуск в связи с беременностью и родами с 17.10.2016 г. по 19.02.2017 г. Работница до ухода в декрет у работодателя А работала по основному месту работы неполный рабочий день (0,5 продолжительности рабочего дня). У работодателя Б она работала по совместительству также неполный рабочий день (0,5 продолжительности рабочего дня).

Приведем в таблице данные о зарплате такой работницы у работодателей А и Б за расчетный период. Причем расчетный период для расчета пособия по беременности и родам у работодателя А — июнь 2016 года — сентябрь 2016 года, а у работодателя Б — июль 2016 года — сентябрь 2016 года.

Месяца

Работодатель А (основное место работы)

Работодатель Б (работа по совместительству)

доход, включаемый в расчет средней зарплаты, грн.

количество календарных дней, принимаемых в расчет

доход, включаемый в расчет средней зарплаты, грн.

количество календарных дней, принимаемых в расчет

Июнь 2016 года

3000,00

30

х

Июль 2016 года

3000,00

31

2950,00

31

Август 2016 года

3000,00

31

2950,00

31

Сентябрь 2016 года

3000,00

30

2950,00

30

Итого

12000,00

122

8850,00

92

Рассчитаем сначала сумму пособия по беременности и родам, которую работнице должен начислить работодатель А.

Определим фактическую среднедневную зарплату:

12000 : 122 = 98,36 (грн.).

Рассчитаем среднедневную зарплату исходя из двух МЗП на момент наступления права работницы на декретный отпуск:

2900,00 : 30,44 = 95,27 (грн.).

Сумма фактической среднедневной зарплаты получилась больше суммы среднедневной зарплаты, рассчитанной исходя из двух МЗП. Поэтому сумму декретных нужно рассчитать по среднедневной зарплате, определенной исходя из двух МЗП.

Ниже в таблице приведем расчет суммы пособия по беременности и родам, которую работнице нужно начислить у работодателя А, с разбивкой по месяцам.

Месяцы

Дни, подлежащие оплате

Сумма пособия, рассчитанная по среднедневной зарплате, определенной исходя из двух МЗП (95,27 грн.), грн.

Сумма пособия в расчете на месяц — не больше двух МЗП (2900, 00 грн.), грн.

Октябрь 2016 года

15

1429,05

1429,05

Ноябрь 2016 года

30

2858,10

2858,10

Декабрь 2016 года

31

2953,37

2900,00

Январь 2017 года

31

2953,37

2900,00

Февраль 2017 года

19

1810,13

1810,13

Итого

126

12004,02

11897,28

Учтите: сумма пособия по беременности и родам за декабрь 2016 года и январь 2017 года «срезаны» до уровня двух МЗП (2900,00 грн.), как этого требуют положения ч. 4 ст. 19 Закона № 1105.

А как же выполнить требование о том, что сумма пособия по беременности и родам в расчете на месяц не должны быть больше двух МЗП у работодателя, у которого работница работает по совместительству (в нашем примере — работодатель Б)?

Специалисты Минсоцполитики в письме № 334 на этот вопрос ответили так: такое ограничение должно выполняться отдельно по основному месту работы и отдельно по совместительству. Поскольку п. 30 Порядка № 1266 предусмотрено исчисление суммарной зарплаты, с которой рассчитываются выплаты, по основному месту работы и по месту (местам) работы по совместительству только в случае применения ограничения размером максимальной величины базы начисления ЕСВ.

Вот с этим выводом мы полностью согласны, поскольку он соответствует законодательным нормам.

Тогда в нашем примере пособие по беременности и родам у работодателя Б также должно быть ограничено — не больше двух МЗП в расчете на месяц - и составит такую же величину, как и у работодателя А (11897,28 грн.).

Не выше максимального размера базы начисления ЕСВ

Ну кто из работников не мечтает о зарплате выше или хотя бы на уровне максимального размера базы начисления ЕСВ?

Предполагаем, что таких счастливчиков женского пола очень немного. Но, как мы отмечали выше, для них расчет пособия по беременности и родам по совместительству полностью урегулирован.

Повторим. Согласно п. 30 Порядка № 1266 суммарная заработная плата, с которой рассчитываются выплаты, по месяцам расчетного периода по основному месту работы и по месту (местам) работы по совместительству не может превышать размера максимальной величины базы начисления единого взноса. А это значит, если у работницы-счастливицы по основному месту работы зарплата начислялась на уровне максимальной базы ЕСВ или выше, то по месту работы по совместительству у нее не будет заработка, который бы включался в расчет средней зарплаты. А это значит, что пособие по беременности и родам по совместительству ей начислено не будет.

И в заключение представим главные выводы, следующие из письма № 334.

Выводы:

— Требование о том, что пособие по беременности и родам в расчете на месяц должно быть не меньше МЗП на момент наступления страхового случая, следует выполнять только по основному месту работы декретчицы. По не основному месту работы пособие по беременности и родам рассчитывается исходя из фактически начисленной зарплаты работницы.

— Требование о том, что пособие по беременности и родам в расчете на месяц должно быть не больше двух МЗП на момент наступления страхового случая, выполняется отдельно по основному месту работы и отдельно по совместительству.

использованные ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

Закон № 1105 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании» от 23.09.99 г. № 1105.

Закон № 2464Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2000 г. № 2464-VI.

Порядок № 1266 — Порядок исчисления средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденный постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Письмо № 334 — письмо Минсоцполитики от 13.10.2016 г. № 334/18/99-16.

ФСС по ВПТФонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

МЗП — минимальная заработная плата.

ЕСВединый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
пособие по беременности и родам, работа по совместительству добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье