Темы статей
Выбрать темы

Что «светит» работодателю, если про индексацию забыли или «забили»?

Кучерова Оксана, юрист
Работодатель не проводит индексацию зарплаты своим работникам. Какая ответственность предусмотрена за это нарушение?

Итак, работодатель не проводит индексацию зарплаты своим работникам. То ли он забыл о необходимости ее проведения, то ли не знал, то ли знал, но решил, что ее можно не проводить. Что же «грозит» ему за это нарушение?

Для начала расскажем, как контролирующие органы (в данном случае — это Гоструда) могут узнать о нарушении.

Основания для инспекционного посещения закреплены в п. 5 Порядка осуществления госконтроля за соблюдением законодательства о труде (постановление КМУ от 26.04.2017 г. № 295). В основном, таковыми являются:

1) обращение работника о нарушении законодательства о труде;

2) решение суда;

3) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, которое может быть принято по результатам анализа информации из средств массовой информации или других источников, доступ к которым не ограничен законодательством;

4) уведомление от правоохранительных органов;

5) «сигнал» должностных лиц органов госнадзора (контроля) о выявленных нарушениях в ходе реализации ими контрольных полномочий;

6) информация целой плеяды органов и других субъектов (Госстат, ГФСУ и ее территориальные органы, ПФУ и его территориальные органы, а также профсоюзы).

Напомним, что по поводу соблюдения законодательства по охране труда, промышленной безопасности и горному надзору Гоструда продолжает проводить «традиционные» проверки. При этом при проведении такого контрольного мероприятия в некоторых случаях также может возникнуть необходимость проверить соблюдение законодательства о труде. Однако этот факт никак не должен расширять предмет проверки, но вполне может послужить основанием для дальнейшего инспекционного посещения.

Итак, получается, что ветер может дуть отовсюду. Теперь приступим к самому страшному — ответственности за забытую индексацию.

Гоструда в своем письме от 07.05.2018 г. № 3570/4.1/4.1-ДП-18 (см. «ОТ», 2018, № 10, с. 5) сделала такой вывод:

ЦИТАТА

«…неначисление индексации заработной платы при наличии оснований является нарушением статьи 95 КЗоТ и, соответственно, минимальных государственных гарантий в оплате труда».

Обоснование такого вывода Гоструда вполне объяснимо.

При определении минимальных государственных гарантий в сфере оплаты труда используют положения ст. 12 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР (далее — Закон об оплате труда).

Так, согласно части второй ст. 12 этого Закона нормы и гарантии в оплате труда, предусмотренные частью первой этой статьи и Кодексом законов о труде Украины (далее — КЗоТ), являются минимальными государственными гарантиями.

Что же к ним относится? Согласно части первой ст. 12 Закона об оплате труда к ним относятся:

ЦИТАТА

«Нормы оплаты труда (за работу в сверхурочное время; в праздничные, нерабочие и выходные дни; в ночное время; за время простоя, который имел место не по вине работника; при изготовлении продукции, оказавшейся браком не по вине работника; работников моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности их ежедневной работы и т. д.) и гарантии для работников (оплата ежегодных отпусков; за время выполнения государственных обязанностей; для направляемых для повышения квалификации, на обследование в медицинское учреждение; для переведенных по состоянию здоровья на легкую нижеоплачиваемую работу; переведенных временно на другую работу в связи с производственной необходимостью; для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, переведенных на более легкую работу; при различных формах производственного обучения, переквалификации или обучения другим специальностям; для доноров и т. д.), а также гарантии и компенсации работникам в случае переезда на работу в другую местность, служебных командировок, работы в полевых условиях и т. п. устанавливаются Кодексом законов о труде Украины и другими актами законодательства Украины».

Как видим, прямого указания на то, что индексация — это минимальная государственная гарантия в оплате труда, в этом перечне нет. Но не стоит делать поспешных выводов, так как перечень таких гарантий имеет неисчерпывающий характер.

Плюс ко всему в соответствии со ст. 95 КЗоТ заработная плата подлежит индексации в установленном законодательством порядке. То есть, по сути, индексация — это гарантия, которая закреплена КЗоТ.

А согласно ст. 18 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 05.10.2000 г. № 2017-III индексация доходов населения рассматривается как государственная социальная гарантия, которая является обязательной для всех предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности.

Заметим, что в части второй ст. 2 Закона об оплате труда указано, что в структуру заработной платы входит дополнительная заработная плата, которая включает в том числе гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Итак, индексация заработной платы входит в структуру заработной платы, что подтверждается подпунктом 2.2.7 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 13.01.2004 г. № 5, согласно которому суммы выплат, связанных с индексацией заработной платы работников, входят в состав фонда дополнительной заработной платы. Поддерживают эту позицию и Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел в письме от 07.05.2013 г. № 708/0/4-13, и Конституционный Суд Украины в решении от 15.10.2013 г. № 9-рп/2013 (ср. ).

Учитывая все вышеизложенное, можем прийти к выводу о том, что индексация заработной платы является минимальной государственной гарантией в оплате труда и государственной социальной гарантией.

А что это значит? А это значит, что придется заплатить немаленькую сумму за небрежное отношение к этой важной гарантии — 10 минзарплат (сегодня — 37230 грн.) за каждого работника (!), в отношении которого оно совершено (абз. 4 ч. 2 ст. 265 КЗоТ), а его должностным лицам светит еще и админштраф в общем порядке в размере от 510 до 1700 грн. (ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X).

Подтверждает это и судебная практика. Как ни стараются провинившиеся работодатели снизить себе размер штрафа, аргументируя тем, что индексация — не минимальная государственная гарантия, а потому за ее неначисление и невыплату не должны налагать штраф в размере 10 МЗП за каждого работника, большинство судов остаются неумолимыми. Пример тому постановление Одесского апелляционного административного суда от 17.04.2018 г. по делу № 814/1944/17, в котором как раз и подтверждается применение 10 МЗП и админштрафа за неначисление индексации. Более того, Верховный Суд считает так же (постановление от 12.04.2018 г. № 816/2325/16).

Добавим также, что если вы не проводили вообще индексацию или забыли провести в определенном месяце и инспектор труда это установит, отвертеться не получится! Финсанкции + админштраф будут всегда. При этом вы еще обязаны будете выполнить предписание инспектора труда по результатам инспекционного посещения (невыездного инспектирования). А это значит, что вы должны будете все-таки начислить и выплатить сумму индексации зарплаты.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше