Темы статей
Выбрать темы

Перевод на нижеоплачивамую должность: «изюминки» госслужбы

Кравченко Дарья, эксперт по оплате труда
В предыдущем номере («ОТ», 2020, № 3) мы затронули основные моменты перевода работника на другую нижеоплачиваемую работу. Рассмотрели нюансы документального оформления перевода, а также соблюдения работодателем оплатной гарантии, прописанной в ст. 114 и 170 КЗоТ. Вот только все эти особенности касаются работников обычных предприятий, учреждений, организаций. Особняком здесь стоят госслужащие. Для таких работников действуют свои особые правила. Какие? Сейчас расскажем.

Перевод на вакантную должность

Вы наверняка знаете, что для государственных служащих специальным является Закон № 889*. Нормы КЗоТ распространяются на них лишь в части отношений, не урегулированных этим Законом.

* Закон Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII.

Процедура перевода госслужащих на другую должность прописана в ст. 41 Закона № 889.

А это значит, что мы должны руководствоваться нормами именно этой статьи.

Согласно ей, госслужащий может быть переведен (с учетом его профессиональной подготовки и профессиональных компетенций) без обязательного проведения конкурса на другую равнозначную или более низкую вакантную должность:

в том же госоргане, в том числе в другой местности (в другом населенном пункте), — по решению руководителя госслужбы или субъекта назначения;

в другом госоргане, в том числе в другой местности (в другом населенном пункте), — по решению субъекта назначения или руководителя госслужбы в госоргане, с которого переводится госслужащий, и субъекта назначения или руководителя госоргана в госоргане, в который переводится госслужащий.

Важно!

Перевод проводится только с согласия госслужащего (ч. 2 ст. 41 Закона № 889)

При этом равнозначной считается должность государственной службы, которая относится к одной подкатегории должностей государственной службы с учетом уровней государственных органов (ст. 2 Закона № 889).

Распределение должностей государственной службы по соответствующим категориям и подкатегориям можно найти в Схеме должностных окладов госслужащих, утвержденной постановлением КМУ от 18.01.2017 г. № 15.

Напомним, постановлением КМУ от 15.01.2020 г. № 16 эта Схема была изложена в новой редакции.

Об этом мы рассказывали в статье «Оклады госслужащих повышены: что нужно пересчитать» // «ОТ», 2020, № 3.

Поэтому переводом на равнозначную должность будет считаться, к примеру, перевод заведующего самостоятельным сектором персонала (подкатегория Б2) из Главного управления Государственной Казначейской службы Украины в Харьковской области на такую же должность в Главном управлении Государственной Казначейской службы Украины в Полтавской области.

Или перевод заместителя руководителя отдела в составе департамента на должность заведующего сектором в составе департамента (обе должности относятся к подкатегории Б3).

А вот определения понятия «более низкая должность» в Законе № 889, увы, нет.

Разъясняя положения «старой» редакции Закона № 889, НАГС в письме от 01.03.2018 г. № 1653/13-18 рекомендовало считать более низкой должностью должность государственной службы, принадлежащую к более низкой группе оплаты труда, без учета юрисдикции государственного органа, а также должность государственной службы в государственном органе с более низким уровнем юрисдикции в пределах одной группы оплаты труда.

На сегодня это понятие немного устарело. Ведь с 01.01.2020 г. размер должностных окладов госслужащих определяется с учетом категории и подкатегории должности госслужбы и уровня госоргана.

Перечень должностей государственной службы, которые относятся к соответствующим подкатегориям, приведен в упомянутой выше Схеме должностных окладов госслужащих.

А разделению госорганов по уровням посвящена ст. 51 Закона № 889.

При этом обновленный Закон № 889, как и раньше, не дает определение понятия «более низкая должность».

Снова НАГС пришлось исправить ситуацию. «Свежее» разъяснение специалисты НАГС предоставили в своем письме от 06.02.2020 г. № 84р/з. С его текстом и примерами более низких должностей вы можете ознакомиться в «О переводе на более низкую должность».

Проанализировав положения Закона № 889, специалисты НАГС пришли к таким выводам — более низкой должностью является:

• должность госслужбы, которая принадлежит к более низкой подкатегории должностей госслужбы, независимо от уровня госоргана;

• должность госслужбы в госоргане с более низким уровнем в пределах одной подкатегории должностей госслужбы.

Так, например, должность главного специалиста госоргана (подкатегория В1) является более низкой должностью по отношению к должности заместителя руководителя территориального органа центрального органа исполнительной власти (подкатегория Б2).

А должность главного специалиста центрального органа исполнительной власти (подкатегория В1) будет более низкой должностью по отношению к должности главного специалиста Аппарата Верховной Рады Украины (подкатегория В1), так как уровень первого госоргана — ниже.

Кого нельзя переводить

Инициатором перевода на более низкую должность может быть как сам госслужащий, так и руководитель госоргана.

При этом в случае, если перевод происходит по инициативе работодателя, следует помнить о запрете, установленном в ч. 3 ст. 41 Закона № 889.

Так, не допускается перевод в другую местность госслужащих следующих категорий:

• беременных женщин или лиц, являющихся единственным опекуном ребенка в возрасте до 14 лет;

• госслужащих, в установленном законодательством порядке признанных лицами с инвалидностью.

Также не допускается перевод в другую местность в случае возникновения у госслужащего особо важных личных или семейных обстоятельств.

Кроме того, если инициатор перевода — руководитель госоргана, то такой перевод не должен быть скрытым наказанием (ч. 7 ст. 41 Закона № 889). Для этого очень важно четко соблюдать процедуру перевода и следовать требованиям Закона № 889.

Перевод между занятыми должностями

Закон о перезагрузке власти** принес немало новшеств в трудовую жизнь госслужащих (см. статью «Перезагрузка власти: что изменится в оплате труда госслужащих» // «ОТ», 2019, № 20).

** Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно перезагрузки власти» от 19.09.2019 г. № 117-IX.

Одним из них стало появление в ст. 41 Закона № 889 новой ч. 7. Благодаря чему субъект назначения (с учетом его профессиональной подготовки и профессиональных компетенций) получил право принимать решения об одновременном переводе не менее двух госслужащих между должностями, которые они занимают.

Главное, соблюсти лишь два условия: такой перевод должен осуществляться только:

• на равнозначные должности

• и с согласия госслужащих.

По сути в данном случае речь идет о так называемой ротации кадров.

Предупреждение о переводе

При переводе на более низкую должность возникает вопрос: а нужно ли предупреждать госслужащего о таком переводе?

Давайте разбираться вместе.

В случае изменения существенных условий государственной службы, сокращения штата госслужащих или ликвидации госоргана, госслужащего обязаны предупредить о грядущих изменениях письменно не позднее чем за 30 календарных дней до наступления такого события, кроме случаев повышения заработной платы (ч. 3 ст. 43 и ч. 3 ст. 87 Закона № 889).

При этом существенным изменением условий госслужбы считается изменение (ч. 3 ст. 43 Закона № 889):

1) принадлежности должности государственной службы к определенной категории должностей;

2) основных должностных обязанностей;

3) условий (системы и размеров) оплаты труда или социально-бытового обеспечения;

4) режима службы, установление или отмена неполного рабочего времени;

5) места расположения государственного органа (в случае его перемещения в другой населенный пункт).

Поэтому, если госслужащего переводят на другую более низкую должность в связи с изменением существенных условий госслужбы, сокращением штата госслужащих или ликвидацией госоргана, его должны предупредить о таких изменениях не позднее чем за 30 календарных дней.

Предупреждение не потребуется, например, если перевод на низшую должность происходит по заявлению самого госслужащего.

А как насчет оплатной гарантии?

Вы уже знаете, что ч. 1 ст. 114 КЗоТ и ст. 170 КЗоТ предусматривают особую гарантию при переводе работника на постоянную нижеоплачиваемую работу.

Ее суть заключается в том, что за переведенным работником сохраняется прежний средний заработок в течение двух недель со дня перевода.

Что касается госслужащих, то для таких работников приоритетными являются нормы Закона № 889.

И в отличие от КЗоТ, ч. 4 ст. 41 Закона № 889 требует, чтобы в случае перевода госслужащего на другую должность ему выплачивалась зарплата, соответствующая должности, на которую его переводят.

Внимание!

Нормы ст. 114 КЗоТ при переводе госслужащих не применяются.

Поэтому на доплату до средней зарплаты при переводе на более низкую должность (то есть на оплатную гарантию, предусмотренную ст. 114 или ст. 170 КЗоТ), госслужащие рассчитывать не могут.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше