Кабмин принял постановление № 650*, которым обновил Порядок № 76** и утвердил Порядок бронирования через Дію***. Новации уже действуют с 08.06.2024. Начнем анализ с обновленного Порядка № 76.
** Порядок бронирования военнообязанных во время военного положения, утвержденный постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76 (в редакции постановления КМУ от 05.06.2024 № 650).
Новый Порядок № 76
Напомним, этот порядок устанавливает перечень, сроки и другие правила бронирования военнообязанных на период военного положения.
Обратите внимание,
отсрочки от призыва, которые были предоставлены военнообязанным решениями Минэкономики до вступления в силу постановления № 650, действуют в течение срока, на который они предоставлены
Кого можно забронировать? В п. 1 Порядка № 76, как и раньше, есть исчерпывающий перечень работодателей, которые могут забронировать своих работников. Для удобства мы приведем его в табл. 1. И сразу с максимальными сроками отсрочки.
Таблица 1. Категории работодателей и сроки бронирования с 08.06.2024
Место работы (службы) | Максимальный срок бронирования |
1. Органы государственной власти, другие государственные органы, ОМС | Срок проведения мобилизации |
2. Предприятия, учреждения и организации, являющиеся критически важными для обеспечения потребностей ВСУ, других воинских формирований в особый период | Срок действия контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ и предоставление услуг, необходимых для обеспечения потребностей ВСУ, других воинских формирований |
3. Предприятия, учреждения и организации, являющиеся критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период | 12 месяцев |
4. Специализированные учреждения ООН, международные судебные органы, международные и неправительственные организации и учреждения, членом, участником или наблюдателем у которых является Украина | Срок договора (контракта) или срок, на который они избраны (назначены) |
Стоит обратить внимание на то, что из перечня исключили предприятия, учреждения и организации, которым установлены мобилизационные задания (заказы). Это не означает, что работников таких предприятий нельзя будет забронировать. Скорее всего, порядок их бронирования будет установлен отдельным документом. Ведь бронирование работников таких предприятий предусмотрено п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона о мобилизации*.
* Закон Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.93 № 3543-XII.
В то же время в Порядок № 76 добавили спецучреждения ООН и международные организации.
Также в результате изменения формулировки имеем теперь два (вместо одного) направления критической важности:
1) для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период (оно было и раньше);
2) для обеспечения потребностей ВСУ и других воинских формирований в особый период (новое).
Кстати, критерии и порядок определения критичности тоже обновили.
Изменили подход к срокам бронирования. Вместо 6 месяцев, с одной стороны, есть 12 месяцев, с другой, — срок договора, контракта.
Обратите внимание: предоставлена возможность бронировать работников независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности
А это означает, что бронировать разрешено даже несмотря на дефицитную специальность. Это очень важная новация, ведь раньше, если брать, например, критически важные предприятия, то независимо от специальности, звания и возраста могли бронировать только руководителей и их заместителей.
Объемы бронирования. Прописали категории работников, которых разрешено бронировать в 100 % объеме. К ним относятся военнообязанные:
— занимающие должности государственной службы категории «А»;
— занимающие должности государственной службы категории «Б», но на которых временно возложено выполнение обязанностей по вакантной должности госслужбы категории «А»;
— штатные работники патронатных служб государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины;
— руководители областных, районных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций (военных администраций в случае их образования);
— конечные бенефициары критически важных предприятий, которые не являются их работниками;
— члены наблюдательных советов субъектов хозяйствования, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства и стоимость активов которых по данным последней финотчетности или годовой размер чистого дохода которых превышает 200 млн грн;
— члены наблюдательных советов особо важных для экономики предприятий, стоимость активов которых по данным последней финотчетности превышает 2 млрд грн или годовой размер чистого дохода которых превышает 1,5 млрд грн;
— протезисты-ортезисты, техники-протезисты-ортезисты, инженеры-технологи-протезисты, инженеры-протезисты, механики протезно-ортопедических изделий, при условии выполнения ими не менее чем 50 % нормы рабочего времени в течение последних 3 месяцев, предшествующих дате подачи списка, с соответствующим обоснованием.
В то же время для критически важных для экономики и населения работодателей действует правило — бронировать можно не более 50 % количества военнообязанных работников. Речь идет, в частности, и об органах госвласти, ОМС, судах, Нацполиции, ГСЧС и т. п. При этом зафиксирована дата для определения общей базы военнообязанных для бронирования. 50 % нужно считать теперь по состоянию на 18.05.2024, а не на дату формирования списка. И только в случае увеличения численности военнообязанных — по состоянию на дату подачи списков.
Кроме того, определен перечень работодателей, на чьих работников не распространяется 50-процентное ограничение, в частности, топливно-энергетического комплекса, обеспечения бесперебойного функционирования энергетики, строительства фортификационных сооружений, представительств донорских учреждений и т. п.
Подтверждение брони. Подтверждением отсрочки является извлечение из приказа Минэкономики о бронировании. Сам приказ направляется работодателю военнообязанного, а работодатель выдает работнику извлечение по форме согласно приложению 3 к Порядку № 76. На извлечении должна быть подпись руководителя и печать (в случае ее наличия). Извлечение выдается военнообязанному под роспись в ведомости выдачи бланков специального воинского учета, составленной по форме согласно приложению 4 к Порядку № 76.
Также работодатель должен в пятидневный срок со дня выдачи извлечения военнообязанному направить в ТЦК, где тот состоит на учете, уведомление о бронировании (приложение 5). Это нужно для зачисления его на специальный воинский учет.
Если работник переведен или уволен с последующим назначением у того же работодателя, то предоставленная отсрочка от призыва остается действительной
В случае изменения должности работодатель направляет в ТЦК уведомление о таких изменениях. И работнику выдают новое извлечение по новой должности.
Аннулирование брони. Несколько расширили перечень оснований для аннулирования бронирования. Из него убрали такое основание, как завершение выполнения мобилизационного задания (заказа) или его отмена. Почему? Потому что, как мы уже говорили, из Порядка № 76 вообще убрали бронирование для работодателей, которые имеют мобилизационные задания.
В то же время добавили 4 новых основания: временное прекращение действия трудового договора, обоснованное представление руководителя, предоставление отсрочки по другим законным основаниям и прекращение договора или назначение на должность (для спецучреждений ООН и международных организаций). Подробнее — в табл. 2.
Таблица 2. Основания аннулирования брони
№ п/п | Основания аннулирования брони |
1 | Окончание срока действия брони |
2 | Завершение производства товаров, выполнения работ и предоставления услуг для обеспечения потребностей ВСУ, других воинских формирований |
3 | Лишение статуса критически важного для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период |
4 | Ликвидация органа государственной власти, другого госоргана, ОМС, предприятия, учреждения и организации |
5 | Увольнение военнообязанного (новое: кроме увольнения с должности с последующим назначением на другую должность в пределах одного работодателя) |
6 | Временное прекращение действия трудового договора |
7 | Обоснованное представление руководителя |
8 | Предоставление отсрочки по другим причинам, определенным ст. 23 Закона о мобилизации |
9 | Прекращение заключенного договора (контракта) или окончание срока назначения — для работников специализированных учреждений ООН, международных судебных органов, международных и неправительственных организаций и учреждений, членом, участником или наблюдателем у которых является Украина |
И также отсрочка автоматически аннулируется, если военнообязанному предоставляют другое решение о бронировании.
Отчетность. Сохранили норму о подаче ежеквартально отчета о численности военнообязанных, забронированных согласно Порядку № 76, по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом.
В отчет включают сводные показатели по головному предприятию и по подчиненным структурным подразделениям, филиалам независимо от их местонахождения.
Правила подачи отчета (кто, куда, по какой форме и в какой срок) приведены в табл. 3.
Таблица 3. Правила подачи отчета о бронировании
Категория работодателя | Кому подает | Форма отчета (приложение к Порядку № 76) | Срок подачи |
Предприятия, учреждения, организации, которые производят товары, выполняют работы, предоставляют услуги, необходимые для обеспечения потребностей ВСУ, других воинских формирований | Центральным органам исполнительной власти, осуществляющим руководство ВСУ, другими воинскими формированиями, образованными в соответствии с законами Украины, СБУ или Минстратегпрому | Форма, приведенная в приложении 6 | До 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Предприятия, учреждения, организации, которые определены критически важными для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период | Центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование и/или реализующему государственную политику в соответствующей сфере, соответствующей областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации (военной администрации в случае ее образования), Секретариату КМУ, органам, осуществляющим управление госимуществом, обеспечивающим деятельность соответственно Президента Украины, ВРУ и КМУ | Форма, приведенная в приложении 6 | До 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Местные органы исполнительной власти низшего уровня, ОМС | Областной, Киевской и Севастопольской городской госадминистрации (военной администрации) | Форма, приведенная в приложении 6 | До 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Органы государственной власти, другие госорганы | Минэкономики | Форма, приведенная в приложении 7 | До 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом |
Областная, Киевская и Севастопольская городская госадминистрация (военная администрация) | Минэкономики | Форма, приведенная в приложении 8 |
Подача сведений в ПФУ
Предписанием п.п. 3 п. 3 постановления № 650 установлено, что все предприятия, учреждения и организации, которые имеют право забронировать своих работников (кроме спецучреждений ООН и международных организаций), должны подавать в ПФУ через веб-портал электронных услуг сведения о:
— приеме работника на работу;
— перемещении с одного структурного подразделения в другое;
— переводе на другую постоянную должность или работу;
— увольнении;
— восстановлении на работе;
— временном прекращении / восстановлении действия трудового договора.
Сделать это нужно не позднее чем в течение следующего дня после соответствующего события.
Здесь речь идет ни о чем ином, как о заполнении электронной трудовой книжки (ЭТК). Как сделать такую запись? Через Портал ПФУ с помощью функции «Додати запис». Подробнее об этом читайте в статье «Электронные трудовые книжки: общие вопросы» // «Оплата труда», 2024, № 11 (ср. ).
Итак, если вы планируете бронировать своих работников, то имейте в виду: просто подавать Объединенный отчет (в частности, приложение Д5) и ждать, что нужные данные подтянутся из него на Портал ПФУ, уже не получится. Следует ускорить процесс и добавить соответствующую запись в день события или на следующий день после него.
Это нужно для того, чтобы Дія имела актуальные данные о работнике (официально он работает или нет, может он переведен или вообще уволен). Ведь, как мы уже говорили ранее, утвержден также абсолютно новый Порядок бронирования через Дію (о нем далее).
И еще отметим, что приостановление действия трудового договора и увольнение являются основанием для отмены брони. А вот перевод на другую должность не влияет на действительность отсрочки. Кстати, это также новации Порядка № 76, о которых мы говорили выше.
Бронирование через Дію
Есть нормативная основа для бронирования работников через Портал Дія. Будет происходить это так. Если работодатель имеет право на бронирование, руководитель через Портал Дія подает списки работников. Далее Дія автоматически проверяет по реестрам, действительно ли человек трудоустроен официально и есть ли о нем данные в реестре «Оберіг». Если все в порядке, то работник забронирован. Руководитель получит ответ о бронировании работника в кабинете на Портале Дія, а у человека обновится об этом информация в приложении «Резерв+».
При этом военнообязанный не подлежит бронированию, о чем руководителю сообщат через Портал Дія, в случае:
— отсутствия о нем данных в Реестре военнообязанных;
— отсутствия в Реестре военнообязанных сведений о его пребывании в трудовых отношениях с госорганом, предприятием, учреждением.
При бронировании через Дію информация о предоставлении отсрочки будет отражаться в военно-учетном документе в электронной форме. По заявлению работника в электронной форме, поданному средствами Портала Дія, можно будет сформировать извлечение о бронировании. Оно, как мы уже говорили, подтверждает предоставление военнообязанному отсрочки.
Выводы
- Обновленный Порядок № 76 и Порядок бронирования через Дію уже действуют с 08.06.2024.
- Некоторые категории работников разрешено бронировать в 100 % объеме.
- Подтверждением отсрочки является извлечение из приказа Минэкономики о бронировании.
- Если работник переведен или уволен с последующим назначением у того же работодателя, то предоставленная отсрочка от призыва остается действительной.
- Добавили 4 новых основания аннулирования брони: временное прекращение действия трудового договора, обоснованное представление руководителя, предоставление отсрочки по другим законным основаниям и прекращение договора или назначение на должность (для спецучреждений ООН и международных организаций).
- Все предприятия, учреждения и организации, которые имеют право забронировать своих работников (кроме спецучреждений ООН и международных организаций), должны подавать в ПФУ через веб-портал электронных услуг сведения о приеме, увольнении, перемещении, переводе, восстановлении, приостановлении / восстановлении трудового договора.
- При бронировании через Дію информация о предоставлении отсрочки будет отражаться в военно-учетном документе в электронной форме. Можно будет сформировать извлечение о бронировании.