В соответствии с ч. 5 ст. 22 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) главный распорядитель средств:
— получает бюджетные назначения путем их утверждения в решении о местном бюджете;
— разрабатывает и утверждает паспорта бюджетных программ и составляет отчеты об их выполнении, осуществляет анализ показателей выполнения бюджетных программ (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе);
— осуществляет управление бюджетными средствами в пределах установленных ему бюджетных полномочий и оценку эффективности бюджетных программ, обеспечивая эффективное, результативное и целевое использование бюджетных средств.
Следовательно, в первую очередь необходимо разработать и утвердить паспорт бюджетной программы, если это новая бюджетная программа, или внести изменения к уже утвержденному паспорту, если увеличены бюджетные назначения по уже существующей бюджетной программе (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе).
Правила составления паспортов бюджетных программ местных бюджетов и отчетов об их выполнении утверждены приказом Минфина от 26.08.2014 г. № 836.
Следует отметить, что наличие утвержденного в установленном порядке паспорта бюджетной программы (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе) является одним из условий осуществления платежей Казначейством (ч. 2 ст. 49 БКУ).
Следующее — необходимо утвердить смету (или внести изменения в существующую).
Частью 1 ст. 48 БКУ предусмотрено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и осуществляют платежи только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.
Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений утвержден постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.
На основании утвержденной сметы осуществляется использование бюджетных средств. Главный распорядитель должен обеспечить их целевое и эффективное использование.