О «розничном» акцизе вы уже хорошо знаете из наших предыдущих публикаций (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 4, с. 16, № 10, с. 4, № 14, с. 36). Но поскольку это налог новый, он постоянно вызывает массу вопросов. Для начала ответим на те из них, которые связаны с подачей «рознично-акцизной» декларации. Заметьте, что в этих ответах учтены последние разъяснения контролеров, которые проливают свет на многие нюансы.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
1 | 2 | 3 |
1 | Кто должен подавать? | Все субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю подакцизными товарами, перечисленными в абзаце втором п.п. 14.1.212 НКУ, а именно: |
2 | По какой форме подается? | По форме, утвержденной приказом МФУ от 23.01.2015 г. № 14. |
3 | Куда подавать? | В органы налоговой службы по месту расположения пунктов продажи (п. 223.2 НКУ, п.п. 212.3.11 НКУ). |
4 | Периодичность подачи | Ежемесячно (п. 223.2 НКУ). |
5 | Сроки подачи | Не позднее 20 числа следующего месяца (п. 223.2 НКУ). То есть за февраль декларацию нужно подать не позднее 20 марта 2015 года (пятница) |
6 | Единица измерения | Показатели декларации приводятся в гривнях без копеек (с округлением по общим правилам). Приложение заполняется в гривнях с копейками (п. 7 разд. II Порядка № 14) |
7 | Ответственность за неподачу | Установлена п. 120.1 НКУ. Более того, они разрешают декларацию за январь безнаказанно подать до 20 марта включительно. Однако имейте в виду: если просрочку подачи отчетности контролеры прощают, то за просрочку уплаты ответить придется. |
* Письмо ГФСУ от 23.02.2015 г. № 6036/7/99-99-19-03-03-17. |
Как заполнять?
Розничные продавцы подакцизных товаров заполняют «шапку» декларации, раздел Ґ и приложение 6 (п. 2 разд. I Порядка № 14).
Приложение 6. Заполнять декларацию начинаем с приложения 6. Сколько таких приложений надо подавать вместе с декларацией в разных ситуациях, см. в п. 3 таблицы.
В «шапке» приложения указываем:
— (1) раздел декларации, к которой подается приложение (Ґ), (2) код операции(-й), (3) отчетный период (месяц, год);
— (4) код КОАТУУ, на территории которой расположен пункт(ы) продажи.
Приложение построено в разрезе видов «розничных» подакцизных товаров. Напомним, их перечень приведен в п.п. 14.1.212 НКУ (см. также п. 1 таблицы).
Расчет акцизного налога осуществляется в гр. 3 — 6 приложения 6:
—в гр. 3 указываем весь объем продаж подакцизных товаров в розничной сети/сети общественного питания (с учетом НДС), независимо от формы расчетов;
— в гр. 4 — какую часть из этого оборота составляют продажи для коммерческого использования (т. е., как указано в Порядке № 14, для дальнейшей реализации конечным потребителям для их личного некоммерческого использования).
Как видите, коммерческое использование чиновники рассматривают очень узко. Например, если предприятие покупает у вас бензин для использования в хоздеятельности (а не для перепродажи), то, с точки зрения Порядка, это не коммерческое использование. Поэтому согласно Порядку такая продажа должна попасть в базу обложения акцизом. По нашему мнению, такой подход противоречит НКУ. Более того, вообще непонятно, как доказывать такую коммерческую направленность. Нам кажется, что для этих целей можно использовать письменный договор с покупателем, в котором четко будет указано, что «товар приобретается с целью дальнейшей продажи (для коммерческого использования)». Но мнение ГФСУ тоже было бы интересно ☺.
Правда, важнее было бы знать ответ на вопрос, каким образом субъект хозяйствования может подтвердить продажу подакцизных товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования? То есть так, как он сформулирован в абзаце втором п.п. 14.1.212 НКУ, а не так, как его переврали в Порядке № 14. И на сегодня такой ответ от ГФСУ уже есть (см. подкатегорию 116.02 БЗ). По ее мнению, независимо от способа расчетов это подтверждает расчетный документ (квитанция, товарный или кассовый чек и т. п.).
Свой собственный развернутый взгляд на эти вещи обещаем представить в скором времени.
Затем выводится объект обложения (гр. 5) — объем розничных продаж конечным потребителям (гр. 3 - гр. 4).
В гр. 6 указываете ставку налога — она будет одинаковой для всех подакцизных товаров и составляет 5 % (п.п. 215.3.10 НКУ).
В гр. 7 выводится сумма акцизного налога (гр. 5 х гр. 6). Она же попадет в декларацию, правда, уже с округлением.
Декларация. Здесь также есть несколько интересных моментов.
«Шапка». Поля в «шапке» декларации, в целом, стандартизированы. Но есть особенности:
— в поле 5 проставляем отметку «Х» напротив обозначения «212.1.11»;
— в поле 7 указываем адреса пунктов продажи подакцизных товаров (см. письмо № 6036).
Раздел Ґ. В нем приводится информация о:
1) сумме налоговых обязательств по акцизному налогу, которые имеют отношение к пункту продажи (Ґ1.1— Ґ1.11). Данные сюда переносятся из приложения 6. Если таких приложений несколько, то в этих полях будет фигурировать суммарное значение по ним всем;
2) налоговых обязательствах в разрезе КОАТУУ по всем пунктам продажи (Ґ2). В письме № 6036 (ср. ) указывается, что такая информация нужна для правильного распределения сумм «розничного» акцизного налога между местными бюджетами. Это актуально, когда у вас есть несколько пунктов продажи в разных административно-территориальных единицах, обслуживаемых одним налоговым органом. В таком случае в этом поле вы покажете сумму налоговых обязательств по каждой административно-территориальной единице (т. е. в разрезе КОАТУУ).
Важно! На последней странице декларации обязательно нужно указать признак ее подачи. В поле «Ознака подачі» проставляется отметка «Х» напротив раздела Ґ и приложения 6.
Розничные» продавцы подакцизных товаров заполняют «шапку» декларации, раздел Ґ и приложение 6 (п. 2 разд. I Порядка № 14).
Пример. У предприятия есть две точки продажи пива — в разных населенных пунктах (с КОАТУУ «6311045401» и «6311045400»), обслуживаемых одной налоговой инспекцией. Продажная стоимость 1 бутылки пива без учета «розничного» акциза составляет 12 грн. (в том числе НДС). В феврале в обеих точках продажи было продано по 500 бут.
В этом случае заполняется два приложения 6. Мы привели только одно — для населенного пункта с КОАТУУ 6311045401 (см. рис. ниже). Для второго населенного пункта оно заполняется аналогичным образом. Обратите внимание, что в строке 7 шапки декларации следует привести адреса обеих точек продажи.
«Розничный» акциз и РРО
Вроде бы вопрос отражения «розничного» акциза в чеке РРО не имеет прямого отношения к теме составления декларации. И тем не менее коснуться его следует. Ведь, с одной стороны, имея такие сведения, можно запросто проконтролировать правильность заполнения «рознично-акцизной» отчетности. Пусть и не во всех, но в большинстве случаев. Причем сделать это могут как налогоплательщики, так и налоговые органы, которые соответствующую информацию из каждого РРО получают ежедневно «на блюдечке с голубой каемочкой» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2014, № 102, с. 42).
С другой стороны, прямой законодательной нормы о выделении в чеке РРО отдельной строкой суммы «розничного» акциза на сегодня нет. И судя по всему, налоговики даже не собираются инициировать ее появление (см. письмо ГФСУ от 31.01.2015 г. № 807/3/99-99-22-07-03-14). Хотя при этом достаточно настойчиво подталкивают плательщиков «розничного» акциза к перепрограммированию РРО.
Впрочем, в такой же манере они действовали и раньше — когда требовали показывать в кассовом чеке, к примеру, «ювелирный»/«сотовый» пенсионный сбор или туристический сбор. Но при этом почти никогда не давали вменяемых рекомендаций, как же это сделать. Похоже, по тому же сценарию ситуация развивается и сейчас — «мы не знаем как, но вы должны — и все тут»...
В итоге на сегодня контролеры твердо заявляют (см. указанное письмо, а также консультацию из БЗ, подкатегория 109.10), что
акцизный налог с розничной продажи подакцизных товаров должен отображаться в фискальном чеке как отдельная налоговая группа
Вот только сделать это не так-то просто! Даже несмотря на целый ворох разъяснений от ГФСУ (см., например, письма от 30.01.2015 г. № 1811/6/99-99-22-07-03-15, от 31.01.2015 г. № 1848/6/99-99-22-07-03-15, от 31.01.2015 г. № 807/3/99-99-22-07-03-14).
Почему? Потому что те варианты, которые предлагают налоговики для решения акцизно-РРОшной проблемы, на самом деле не решают ее, а порождают новые. ☹
Конечно, если ваш РРО умеет считать налог на налог (напомним, что «розничный» акциз накручивается на стоимость подакцизного товара с НДС), то это самый идеальный вариант. Тут нет никаких препятствий — чек у вас будет просто объедение! ☺
Причем такому кассовому аппарату даже не нужно подбирать корректную величину акциза, как это советуют делать в своих письмах налоговики для менее продвинутых кассовых аппаратов.
Плохо, если у вас именно такой, технически неидеальный РРО. На первый взгляд, рецепты, как привести его в чувство, описаны в перечисленных выше письмах ГФСУ. В них рассмотрены разные случаи: когда в вашей «железке» ☺ реализован механизм расчета дополнительного сбора; когда такой механизм реализован с помощью отдельной группы и когда он не реализован вообще.
Но вот в чем беда, о которой налоговики почему-то не говорят: поскольку базы для исчисления НДС и акциза разные, то НДС не будет составлять одну шестую часть (т. е. 20 % / 120 х 100 %) от общей стоимости подакцизного товара! А значит, вам придется и ставку НДС подобрать так, чтобы сумма этого налога отображалась на чеке корректно. Например, если кассир пробивает через РРО подакцизный товар стоимостью 126 грн., то акциз считается как (126 : 1,05) х 0,05 = 6 грн., а НДС как [(126 - 6) : 1,2] х 0,2 = 20 грн. Но тогда 20 от 126 составляет не 16,667 %, а 15,873.
Вот и получается, что по закону ставка НДС для подакцизных и неподакцизных товаров одна (она указана в п.п. «а» п. 193.1 НКУ), и в чеке РРО она должна отображаться под одной буквой, и в Z-отчете накапливаться так же. А реально так сделать не выходит. И что самое печальное — налоговики даже не понимают суть этой проблемы. По крайней мере, из их «разъяснений» у нас сложилось именно такое впечатление...
Если же плюнуть на их разъяснения и не выделять акциз в чеке отдельной строкой, то получается еще хуже — мы завышаем свои налоговые обязательства по НДС.
Что же делать, спросите вы? Думаем, пока ничего. Ну не можем же мы вам всерьез посоветовать разделить поток покупателей с подакцизными и прочими товарами на разные кассы. Может быть, что-то предложат производители РРО. Как всегда, остается только ждать и надеяться.