Темы статей
Выбрать темы

Госдивиденды и их особенности

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Быть под «колпаком» у государства — это всегда не очень приятно. Особенно когда речь идет о контроле государства над финансовыми ресурсами — «кровью» любого предприятия. Но ничего не поделаешь: если существуют предприятия с государственной собственностью и у них есть прибыль, они должны платить так называемые государственные дивиденды своему специфическому «хозяину». Об этих дивидендах мы сейчас и поговорим!

Действующее законодательство выделяет три группы плательщиков госдивидендов:

1) государственные унитарные предприятия и их объединения (ГП) (ч. 1 ст. 111 Закона № 185). Исключение — ГП, перечисленные в ст. 111 Закона № 185, которые при соблюдении определенных условий освобождены от уплаты госдивидендов;

2) хозяйственные общества, в уставном капитале которых есть часть государства. Сюда относятся в том числе хозобщества, 50 % и более акций (частей) которых находятся в уставных капиталах хозобществ, часть государства в которых составляет 100 % (ч. 5 ст. 11 Закона № 185);

3) коммунальные предприятия (КП) (п. 9 ч. 1 ст. 69 БКУ).

Рассмотрим особенности выплаты госдивидендов для каждой из перечисленных категорий плательщиков.

Государственные унитарные предприятия

«Дивидендная» ставка. Закон № 185 устанавливает нижний порог госдивидендов на уровне 30 % чистой прибыли (дохода) и отсылает к порядку, определенному КМУ. В свою очередь, кабминовский Порядок № 138 провозглашает, что

для ГП размер госдивидендов в общем случае составляет аж 75 %

Из этого правила существует немало исключений, когда ставка госдивидендов ниже. Однако мы в рамках этой статьи указанные исключения не рассматриваем.

База начисления госдивидендов. Из Закона № 185 можно увидеть, что госдивиденды начисляют исходя из чистой прибыли (дохода) ГП. А чистая прибыль для целей расчета госдивидендов для ГП состоит из: (п. 1 Порядка № 138 и письмо Минфина от 17.02.2015 г. № 31-11410-07-10/4907):

1) собственно полученного финрезультата;

2) суммы капитала в дооценках, подлежащей переносу в нераспределенную прибыль*;

* Подробно о списании дооценок в состав нераспределенной прибыли читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 94, с. 57.

3) части нераспределенной прибыли (Кт 44) или неиспользованных фондов, созданных вследствие распределения прибыли, в размере, определенном решением органа управления и при наличии у ГП финресурсов.

Рассчитанную таким образом сумму чистой прибыли показывают в строке 01 Расчета части чистой прибыли (дохода), которая подлежит уплате в госбюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями (далее — Расчет). Форма Расчета утверждена приказом ГНАУ от 16.05.2011 г. № 285.

Сроки предоставления Расчета. В п. 3 Порядка № 138 указано, что

Расчет вместе с финансовой отчетностью ГП подают налоговикам в сроки, предусмотренные для подачи декларации по налогу на прибыль

Но налоговики в своих разъяснениях продолжают настаивать, что как «квартальщики», так и «годовики» должны подавать Расчет за квартал, полугодие, три квартала и год (см., например, письмо ГФСУ от 07.06.2017 г. № 12238/6/99-99-15-02-02-15). То есть сроки подачи Расчета — «квартальные» (п.п. 49.18.2 НКУ). Единственное — в связи с введением особого срока для подачи декларации по налогу на прибыль за год (п.п. 49.18.6 НКУ) фискалы разрешили Расчет по итогам IV квартала подавать в «годовые» сроки (см. консультацию из БЗ, подкатегория 102.09).

Заметьте: госдивиденды — это бюджетный, но не налоговый платеж (см. письмо ГФСУ от 03.08.2017 г. № 1483/6/99-99-12-02-04-15/ІПК). Следовательно,

отраженная в Расчете сумма не является налоговым обязательством, а сам Расчет — налоговой декларацией (в понимании п. 46.1 НКУ)

Поэтому ГП за несвоевременную подачу Расчета и несвоевременную уплату госдивидендов не грозят штрафы согласно ст. 120 и ст. 126 НКУ. Также Расчет не содержит поля «Уточнюючий». Но при наличии самостоятельно выявленной ошибки ГП могут сами проставить отметку и подать уточненный Расчет (см. консультацию из БЗ, подкатегория 102.09). Предусмотренные ст. 50 НКУ «самоштрафы» при исправлении ошибок в Расчете тоже не применяются (см. консультацию из БЗ, подкатегория 102.23.02). Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 93, с. 45.

Сроки уплаты. ГП уплачивают госдивиденды также поквартально. Об этом идет речь в п. 2 Порядка № 138. При этом, по разъяснениям налоговиков, госдивиденды платят в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем срока подачи Расчета (см. письмо ГФСУ от 13.03.2017 г. № 5061/6/99-99-15-02-02-15 и «Вестник. Официально о налогах», 2018, № 4, с. 32).

Заметьте также: поскольку госдивиденды не являются налоговым платежом, их нельзя уплатить за счет имеющейся переплаты по налогу на прибыль или другим налогам или сборам. И рассрочить уплату госдивидендов тоже не получится (см. письмо ГФСУ от 13.03.2017 г. № 5061/6/99-99-15-02-02-15). Следовательно, госдивиденды в любом случае придется платить сразу и живыми деньгами ☹.

«Дивидендный» авансовый взнос. ГП, наравне с другими юрлицами, которые выплачивают дивиденды, являются плательщиками «дивидендного» авансового взноса (абзац восьмой п.п. 57.11.2 НКУ). И здесь есть скрытый механизм для «обескровливания» ГП: они не могут считать авансовый взнос по принципу «превышения». Ведь платят госдивиденды за текущий, а не за прошлый год. Поэтому на момент выплаты дивидендов государству объект налогообложения за этот год еще не известен. А следовательно, ГП вынуждены ежеквартально уплачивать авансовый взнос в размере 18 % со всей суммы госдивидендов.

Уменьшить базу для расчета авансового взноса получится только по итогам последнего, IV квартала года. И то, если годовую декларацию подали и уплатили налог по ней еще до выплаты госдивидендов за ІV квартал. Радует хотя бы то, что ГП имеют право зачесть сумму уплаченного авансового взноса в уменьшение налога на прибыль, начисленного за отчетный период.

Сумму выплаченных госдивидендов ГП показывают в строках 1 и 1.4 приложения АВ

Уплаченные с них суммы авансового взноса попадают в строку 6 приложения АВ и в строку 20 самой декларации. А перезачет уплаченных авансовых взносов в уменьшение налогового обязательства по налогу на прибыль отражают в строках 16.3 и 16.4 приложения ЗП.

Иногда бывает так, что в каком-то квартале ГП получило убытки. Следовательно, отсутствует показатель чистой прибыли, который является базой для начисления госдивидендов. Казалось бы, «на нет и суда нет». Но фискалы решили иначе. Они настаивают, что ГП, которое за отчетный период получило убыток, должно все равно подать за такой отчетный период приложение АВ с нулевыми значениями и строку 20 АВ в декларации тоже заполнить с нулевым значением. А в специальном поле декларации объяснить свои действия согласно п. 46.4 НКУ (см. консультацию из БЗ, подкатегория 102.23.02).

Для чего фискалам понадобилось «нулевое» приложение АВ? Остается только гадать. Возможно, это связано с неудачной формулировкой строки 1.4 приложения АВ, в которой, по сути, должна отражаться фактически уплаченная сумма госдивидендов, а не сумма, которая «підлягає сплаті». Ведь если быть буквоедом, то таки надо отметить, что за «убыточный» отчетный период сумма госдивидендов, которая «підлягає сплаті», — ноль. Но считаем, что в действительности причина проще. По нашему мнению, в этой консультации фискалы просто неточно высказались. Ведь приложение АВ заполняется нарастающим итогом. И даже если за какой-то отчетный период сумма госдивидендов равна нулю, в приложении АВ будут указываться суммы госдивидендов, уплаченных за предыдущие периоды года. Указанная консультация может быть полезной только тем ГП, которые, например, по итогам I квартала будут иметь убыток. По мнению фискалов, это не освобождает такие ГП от обязанности подавать приложение АВ, в котором будет указана сумма госдивидендов «ноль».

А что делать тем ГП, у которых в течение года была сначала прибыль, а по итогам года — убыток? Ведь, как мы уже отмечали, в строке 1.4 приложения АВ, вообще-то, отражается вся сумма госдивидендов, из которых в течение года уплачен авансовый взнос*. Эта сумма должна быть равна суммарному значению показателей строки 09 Расчетов за следующие отчетные периоды: ІV квартал предыдущего отчетного (налогового) года и по итогам квартала, полугодия, трех кварталов текущего отчетного (налогового) года (см. «Вестник. Официально о налогах», 2018, № 4, с. 29). То есть такие ГП, несмотря на то, что они имеют убыток по итогам года, все равно должны с годовой декларацией подавать приложение АВ с заполненной строкой 1.4.

* См.: «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 8, с. 31.

Хозобщества с госдолей

«Дивидендная» ставка. Относительно хозобществ, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, Закон № 185 также декларирует обязанность уплачивать госдивиденды на уровне не менее 30 % чистой прибыли. И, опять же, отсылает к порядку, установленному КМУ. Именно кабминовским постановлением и утверждается конкретная ставка госдивидендов. Так, базовый норматив отчислений за 2017 год, который будут применять хозобщества с госдолей при выплате дивидендов в 2018 году, опять подняли до 75 % чистой прибыли (см. постановление КМУ от 28.02.2018 г. № 139)**. Для некоторых предприятий с госдолей установлена более низкая ставка, но мы сейчас в это не углубляемся.

** В 2017 году базовый норматив составлял 50 % чистой прибыли (см. постановление КМУ от 01.03.2017 г. № 120).

База начисления госдивидендов. Госдивиденды хозобщества с госдолей выплачивают в процентах от чистой прибыли. Показатель чистой прибыли для расчета своих дивидендов такие хозобщества берут из строки 2350 Отчета о финансовом результате (Отчета о совокупном доходе). Ну и, понятное дело, если по итогам года вы получили убытки, уплачивать госдивиденды вам не нужно.

Сроки уплаты. Решение о выплате госдивидендов хозобщество должно принять до 1 мая года, следующего за отчетным (ч. 5 ст. 11 Закона № 185). То есть

решение о выплате дивидендов за 2017 год должно быть принято до 01.05.2018 г.

Сумму госдивидендов рассчитывают пропорционально размеру госдоли (акций, паев) в уставном капитале (абзац шестой ч. 5 ст. 11 Закона № 185). То есть сначала определяется общая сумма дивидендов в соответствии с базовым нормативом, а потом рассчитывается часть дивидендов, которые принадлежат государству (в соответствии с размером госдоли в корпоративных правах предприятия). Например, если хозобщество с госдолей 70 % имеет за 2017 год прибыль в сумме 100000 грн., то сумма госдивидендов составляет: 100000 грн. х 75 % (базовый норматив) х 70 % (госдоля) = 52500 грн.

Имейте в виду: Фонд госимущества склонен «выкручивать руки» предприятиям с госдолей, которые до 1 мая года, следующего за отчетным, не приняли решения о выплате госдивидендов. По мнению Фонда, такие предприятия, за базу расчета госдивидендов должны брать общий размер чистой прибыли, полученной в отчетном году, то есть без уменьшения в соответствии с госдолей (см. письмо Фонда госимущества от 14.07.2016 г. № 10-51-13533).

Уплатить госдивиденды в бюджет нужно не позже 1 июля (ч. 5 ст. 11 Закона № 185). В этом году 1 июля приходится на воскресенье, поэтому предельный срок уплаты госдивидендов — 29 июня 2018 года.

«Дивидендный» авансовый взнос. Здесь, по сравнению с ГП, все намного проще. Хозобщества с госдолей выплачивают дивиденды ежегодно, по итогам прошлого года.

То есть

дивиденды за 2017 год хозобществам с госдолей нужно выплатить до 29.06.2018 г.

Конечно, до этой даты годовая прибыльная декларация подана, а указанное в ней налоговое обязательство уже уплачено. Поэтому если не возникло суммы превышения, «дивидендный» авансовый взнос можно не уплачивать. Но даже не облагаемую авансовым взносом сумму госдивидендов нужно показать справочно в строке 1 приложения АВ. Фискалы опять указали на это в журнале «Вестник. Официально о налогах», 2018, № 4, с. 29. А вот в строке 1.4 приложения АВ такие суммы не показывают, поскольку она предназначена только для госдивидендов, которые выплачиваются ГП.

Коммунальные предприятия

«Дивидендная» ставка. Для КП ставку госдивидендов устанавливают местные органы власти — сельские, поселковые и городские советы (п. 29 ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении). И это логично, ведь

КП уплачивают госдивиденды не в государственный, а в местные бюджеты

База начисления госдивидендов. КП исчисляют суммы госдивидендов со своей чистой прибыли, которую берут из строки 2350 Отчета о финансовом результате (Отчета о совокупном доходе).

Сроки уплаты. Сроки уплаты «коммунальных» госдивидендов устанавливают органы местной власти, которые хотят «содрать» часть прибыли с предприятий, находящихся в коммунальной собственности. Эти сроки могут существенно отличаться для КП, которые находятся в ведении разных органов местной власти:

(1) наихудший вариант — это когда для КП установлена поквартальная уплата госдивидендов. Тогда перед ними возникнут те же проблемы, что и перед ГП, в частности уплата авансового взноса не с суммы превышения, а со всей суммы дивидендов;

(2) намного выгоднее, когда госдивиденды будут выплачиваться ежегодно. Тогда порядок уплаты будет похожим на тот, который установлен для хозобществ с госдолей;

(3) ну и просто чудесно, если орган местного самоуправления нормативы и порядок уплаты госдивидендов вообще не установил. Это дает КП законное право вообще не платить госдивиденды в местный бюджет.

Фискалы также обращали внимание на то обстоятельство, что отсутствие соответствующего решения местных органов власти освобождает КП от уплаты госдивидендов и подачи «дивидендной» отчетности, а главное — от ответственности за такую неуплату. Об этом уже в течение достаточно длительного времени свидетельствуют их разъяснения (см., например, письмо Миндоходов от 13.11.2013 г. № 24082/7/99-99-19-03-02-17, письмо ГУ ГФС в Харьковской обл. от 09.02.2017 г. № 911/10/20-40-12-03-14, а также консультацию из БЗ, подкатегория 102.25).

Как видите, тема госдивидендов — не так страшна, как кажется на первый взгляд. Тем не менее она все-таки имеет свою значительную специфику, которая обусловливает разительное отличие госдивидендов от «обычных» дивидендов.

выводы

  • Государственные унитарные предприятия уплачивают госдивиденды ежеквартально — за предыдущий квартал в размере 75 % чистой прибыли.
  • Хозобщества с долей государства в корпоративных правах уплачивают госдивиденды ежегодно, исходя из базового норматива отчислений и размера госдоли.
  • Коммунальные предприятия выплачивают госдивиденды в порядке, установленном органами местного самоуправления. Если такого порядка нет — «коммунальные» госдивиденды не уплачиваются.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше