Темы статей
Выбрать темы

Вы спрашивали на вебинаре: «Индексация зарплаты и оплатные военно-мобилизационные нюансы»

Трохименко Людмила, заместитель главного редактора (e-mail: l.trokhimenko@id.factor.ua), Гуль Татьяна, эксперт по вопросам оплаты труда (e-mail: t.gul@id.factor.ua)
29 октября 2014 года редакция газеты «Оплата труда» провела бесплатный вебинар, посвященный актуальным вопросам индексации зарплаты за октябрь 2014 года, особенностям удержания военного сбора и налогообложения средней зарплаты мобилизованных работников. При проведении онлайн-встречи слушатели могли задавать интересующие их вопросы, ответы на самые популярные из которых предлагаем вашему вниманию.

РАБОТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ: ИНДЕКСИРОВАТЬ ЛИ ЗАРПЛАТУ

 

Работник был временно освобожден от выполнения должностных обязанностей на время парламентских выборов. Индексируется ли его зарплата? Как в дальнейшем начислять индексацию? Каким будет базовый месяц?

 

Напомним, что в период избирательной кампании выполнять работу в окружных и участковых избирательных комиссиях (далее — ИК) работники предприятий, учреждений, организаций могут как платно, так и бесплатно. Подробнее об особенностях привлечения к такому труду и его оплаты см. в статье «На пороге парламентские выборы: на какие выплаты рассчитывать членам комиссий» // «ОТ», 2014, № 19, с. 13. При этом по основному месту работы работникам гарантируется:

— для работающих в ИК бесплатно: на время эпизодического выполнения полномочий члена ИК  работника освобождают от выполнения им производственных или служебных обязанностей; сохраняют место работы (должность) и выплачивают средний заработок за время выполнения обязанностей члена ИК (ч. 1 ст. 119 КЗоТ). Такой средний заработок выплачивает работодатель;

— для работающих в ИК платно: освобождают от работы по основному месту трудоустройства на весь период выполнения полномочий члена ИК; сохраняют общий и специальный стаж (ч. 6 ст. 36 Закона № 4061). Такой член ИК получает оплату из госбюджета. При этом работодатель не выплачивает ему среднюю зарплату, поскольку о такой гарантии не сказано в ч. 6 ст. 36 Закона № 4061.

Главное для обоих случаев привлечения является то, что действие трудового договора с работником продолжается: работник исполняет государственные или общественные обязанности в рабочее время. Следовательно, если по занимаемой должности не происходит повышения зарплаты, то базовый месяц работника не изменяется. А вот начислить индексацию зарплаты работнику необходимо с учетом фактически отработанного времени (абзац седьмой п. 4 Порядка № 1078).

Не забывайте, что выплаты, рассчитанные из средней зарплаты, индексации не подлежат (абзац третий п. 3 Порядка № 1078).

Например, в октябре 2014 года работник отработал 4 рабочих дня, при норме — 23. Базовый месяц — январь 2013 года, сумма индексации при полностью отработанном месяце: фиксированная индексация — 300 грн., текущая индексация 149,81 грн. (1218 грн. х 12,3 %).

С учетом фактически отработанного времени сумма индексации за октябрь 2014 года составляет: (300 грн. + 149,81 грн.) : 23 р. дн. х 4 р. дн. = 78,23 грн.

 

ДО ЗАВЕРШЕНИЯ АТО НЕ ИНДЕКСИРУЕТСЯ ЗАРПЛАТА ВЫСШИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ГОСЛИЦ

 

Начислять ли индексацию городскому голове и его заместителям, председателю районной государственной администрации?

 

До завершения антитеррористической операции (далее — АТО) зарплата вышестоящих чиновников индексации не подлежит. Такой вывод следует из новой ст. 32 Закона о Госбюджете-2014.

Напомним, что 16.08.2014 г. вступил в силу Закон № 1622 (см. «ОТ», 2014, № 15, с. 4). С целью сокращения расходов бюджета данным Законом были внесены изменения в Закон о Госбюджете-2014. В частности, появилась новая норма — ст. 32, согласно которой до конца АТО зарплату в размере должностного оклада будут получать:

— члены Кабмина и народные депутаты Украины;

— руководители центральных органов исполнительной власти (далее — ЦОИВ) и других государственных органов (кроме госорганов, подразделения которых принимают участие в проведении АТО).

Кто из руководящих чиновников подпадает под госбюджетные ограничения зарплаты до окончания проведения АТО, объяснило Минсоцполитики в разъяснении от 09.09.2014 г. № 3761/0/10-14/13 (см. «ОТ», 2014, № 20, с. 4).

Теперь понятно, что ограничение, установленное ст. 32 Закона о Госбюджете-2014, распространяется на руководителей:

1) министерств;

2) ЦОИВ, не являющихся министерствами. Поэтому сюда относятся руководители служб, агентств и инспекций, которые считаются ЦОИВ. Если конкретнее, то это касается руководителя Государственной фискальной службы Украины, Государственной финансовой инспекции Украины, Государственной казначейской службы Украины и других ЦОИВ, приведенных в постановлении Кабинета Министров Украины от 10.09.2014 г. № 442;

3) областных (городских) государственных администраций;

4) районных государственных администраций, включая районы в г. Киеве;

5) других госорганов: Центральной избирательной комиссии, НБУ, Счетной палаты, Генеральной прокуратуры Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания.

Действие ст. 32 Закона о Госбюджете-2014 не распространяется на:

1) руководителей органов местного самоуправления;

2) заместителей руководителей ЦОИВ и других государственных органов;

3) руководителей территориальных органов ЦОИВ (например, территориальных отделений казначейства, фининспекции, фискальной службы и т. п.).

Поскольку должность городского головы относится к руководителям системы органов местного самоуправления (ст. 5 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР), то указанное зарплатное ограничение на него не распространяется. Следовательно, городскому голове и его заместителям зарплату индексируют.

В то же время начиная с 16.08.2014 г. и до завершения АТО не будет индексироваться зарплата председателю районной государственной администрации. Местная государственная администрация является местным органом исполнительной власти и входит в систему органов исполнительной власти (ст. 1 Закона Украины «О местных государственных администрациях» от 09.04.99 г. № 586-XIV).

 

ОПРЕДЕЛЯЕМ НОВУЮ ФИКСИРОВАННУЮ ИНДЕКСАЦИЮ

 

В октябре 2014 года должностной оклад водителя (5-й тарифный разряд по ЕТС) повысился на 35 грн., а надбавка за классность — на 8,75 грн. Сумма индексации составляет: фиксированная — 119,24 грн. и текущая — 146,16 грн. (базовый — декабрь 2013 года). Уменьшать ли в октябре 2014 года индексацию на сумму повышения зарплаты? Если уменьшать, то какую именно: фиксированную или текущую?

 

В месяце повышения зарплаты сравнивают две величины: сумму повышения зарплаты и сумму индексации.

Важно! Сравнительные расчеты проводят исходя из условий полностью отработанного месяца и полной ставки работника.

Если в результате проведения сравнительных расчетов сумма повышения зарплаты:

а) больше суммы индексации, то зарплату не индексируют;

б) меньше суммы индексации, то в этом месяце необходимо рассчитать фиксированную сумму индексации. Этот термин появился в Порядке № 1078 после 21.06.2012 г.*

* Дата вступления в силу постановления КМУ «О внесении изменений в Порядок проведения индексации денежных доходов населения» от 13.06.2012 г. № 526.

Идет речь о норме абзаца третьего п. 5 Порядка № 1078. Сумму фиксированной индексации определяем так: из суммы возможной индексации (которая могла быть начислена в месяце повышения дохода) нужно вычесть сумму повышения зарплаты.

Поскольку надбавка за классность водителю — постоянная составляющая зарплаты, то она принимает участие в сравнительных расчетах.

Следовательно, сумма увеличения зарплаты работника в октябре 2014 года составляет 43,75 грн. (35 + 8,75). Возможная сумма индексации за октябрь 2014 года равна 265,40 грн. (119,24 + 146,16).

Размер новой фиксированной суммы индексации определяем так: 265,40 - 43,75 = 221,65 (грн.).

Октябрь 2014 года становится базовым месяцем. С ноября 2014 года начинаем расчет величины прироста индекса нарастающим итогом.

 

Кладовщику (6-й тарифный разряд по ЕТС) с июля 2012 года начисляли фиксированную индексацию в размере 365,43 грн., а начиная с апреля 2014 года — фиксированную и текущую индексацию (базовый — январь 2013 года). В октябре 2014 года его зарплата повысилась на 28 грн. Как далее проводить индексацию зарплаты?

 

Прежде всего проанализируйте составляющие ситуации в октябре 2014 года:

1) от базового января 2013 года сумма текущей индексации за октябрь 2014 года (при полностью отработанном месяце) равна 149,81 грн. (1218 грн. х 12,3 %);

2)сумма индексации, сохранявшаяся в фиксированном размере, — 365,43 грн.;

3) сумма повышения зарплаты — 28 грн.

Что имеем? Зарплата повысилась на сумму меньшую, нежели надлежащая в таком месяце индексация 515,24 грн. (365,43 + 149,81). А значит, применим норму абзаца третьего п. 5 Порядка № 1078 и в месяце повышения зарплаты определим новую фиксированную индексацию*: 365,43 + 149,81 - 28 = 487,24 (грн.).

* См. также консультацию специалиста Минсоцполитики «Когда рассчитывать новую фиксированную сумму индексации» // «ОТ», 2014, № 17, с. 21.

Октябрь 2014 года становится базовым месяцем. С ноября 2014 года начинаем расчет величины прироста индекса нарастающим итогом.

 

КАКИЕ СОСТАВляющие ЗАРПЛАТЫ ПОВЛИЯЮТ НА ИНДЕКСАЦИЮ

 

Структура зарплаты работника состоит из: оклада, доплаты за работу во вредных условиях, оплаты за совместительство, доплат за совмещение должностей и за работу в ночное время. В октябре 2014 года повысился оклад работника. Как рассчитать фиксированную сумму индексации? Какие составляющие зарплаты войдут в сравнительные суммы, если повышение оклада изменило все ее величины?

 

Для ответа на вопрос проанализируем нормы, которые определяют объекты индексации и базовый месяц работника.

В соответствии с п. 2 Порядка № 1078 индексации подлежат денежные доходы граждан, не имеющие разового характера. К ним относится зарплата работников предприятий, учреждений, организаций, включающая оплату труда за выполненную работу согласно тарифным ставкам (окладам), доплаты, надбавки, премии, предусмотренные законодательством, имеющие постоянный характер.

Базовым месяцем при исчислении индекса потребительских цен для индексации денежных доходов населения является месяц повышения размеров минимальной зарплаты, а также рост денежных доходов населения без пересмотра их минимальных размеров (п. 5 Порядка № 1078). После 21.06.2012 г. базовым является месяц повышения зарплаты независимо от суммы такого повышения.

Исключительные случаи, когда месяц повышения не является базовым, указаны в абзаце восьмом п. 5 Порядка № 1078 (норма действует с 13.02.2014 г.).

Не считается базовым месяц, в котором тарифная ставка (оклад) не повышена, а рост зарплаты достигнут за счет:

1) выполнения обязанностей временно отсутствующих работников, совмещения профессий (должностей), расширения зоны обслуживания или увеличения объема выполняемых работ;

2) установления внутреннего совместительства (т. е. у одного работодателя);

3) увеличения размера премии.

Следовательно, в случае увеличения зарплаты в результате повышения размера должностного оклада месяц такого повышения всегда будет базовым. Чтобы определить право работника на дальнейшую индексацию в базовом месяце, нужно провести сравнительные расчеты. Те составляющие зарплаты, которые не влияют на базовость месяца, не будем включать в эти расчеты. Таким образом, в нашем случае при сравнении не будем учитывать: доплату за совмещение должностей, оплату работы по совместительству.

Доплата за работу во вредных условиях труда и доплата за работу в ночное время принимают участие при сравнительных расчетах. Кстати, для определения суммы «ночной» доплаты, которую учтем при сравнении с целью индексации, можно воспользоваться рекомендациями Минсоцполитики: если изменяется месячная норма времени и количество ночных часов в сравнении с предыдущим месяцем, то сумму «ночной» доплаты можно определить по месячной норме и количеству ночных часов именно месяца повышения оклада*.

* Подробнее об этом см. в консультации специалиста Минсоцполитики «В месяце повышения оклада изменилась норма рабочего времени: как рассчитать сумму индексации» // «ОТ», 2014, № 20, с. 12.

Если в результате сравнения сумма повышения зарплаты будет меньше, нежели надлежащая в таком месяце текущая индексация, то придется выполнить требования абзаца третьего п. 5 Порядка № 1078. Тогда в таком базовом месяце необходимо будет начислить индексацию с учетом повышения зарплаты, т. е. рассчитать фиксированную сумму индексации. Ее будем определять как разницу между надлежащей индексацией и суммой повышения зарплаты.

 

НАДБАВКА ЗА ДОСТИЖЕНИЯ В ТРУДЕ: КОГДА БУДЕТ ВЛИЯТЬ НА ИНДЕКСАЦИЮ

 

 

Государственному служащему надбавка за высокие достижения в труде устанавливается ежемесячно. В ноябре 2013 года надбавка была 50 %, в декабре 2013 года состоялось повышение зарплаты, надбавка составила 30 %, базовый — декабрь 2013 года. В январе — мае 2014 года надбавку не выплачивали. В июне 2014 года устанавливается надбавка 50 %, сумма повышения не превышает фиксированную сумму индексации и текущую индексацию. Повлияет ли увеличение надбавки на сумму индексации и каким будет базовый месяц?

 

Условия оплаты труда работников бюджетной сферы предусматривают установление надбавок за:

— высокие достижения в труде;

— выполнение особо важной работы (на срок ее выполнения);

— сложность и напряженность в работе.

Эти надбавки не являются обязательными для выплаты ежемесячно, поскольку зависят от фонда оплаты труда. Часто бывает, что в некоторых месяцах они не выплачиваются или изменяется их процентный размер в сравнении с предварительно установленным. Будут ли влиять такие колебания на базовый месяц и выплачиваемую сумму индексации?

Свою позицию в отношении этих надбавок Минсоцполитики выразило в письме от 11.08.2014 г. № 8959/0/14-14/10 (см. с. 6 этого номера).

Ссылаясь на нормы пп. 2 и 5 Порядка № 1078,профильное Министерство сделало следующие выводы:

1) надбавки за высокие достижения в труде, за сложность и напряженность в работе, за выполнение особо важной работы являются объектом индексации, поскольку предусмотрены законодательством, являются составной частью зарплаты;

2) месяц из начального установления их работнику, а также месяц повышения процента надбавки в сравнении с предыдущим периодом — базовые;

3) если надбавку установили, потом некоторое время не выплачивали, а спустя некоторое время возобновили выплату в прежнем (или меньшем) размере, то базовый месяц не изменяют.

По данным нашего вопроса при повышении зарплаты в декабре 2013 года надбавку за высокие достижения в труде не учитываем в сравнительных расчетах, ведь ее размер является меньше 50 % (предварительно установленный).

При возобновлении выплаты этой надбавки в июне 2014 года базовый месяц не изменяется, поскольку ее возобновили в предварительно установленном размере 50 %. Базовым для работника останется декабрь 2013 года (при условии, что не повышались другие составляющие зарплаты, например, надбавка за выслугу лет).

Обратите внимание! Если в месяце возобновления выплаты надбавки повышается оклад (другая постоянная составляющая зарплаты), то такой месяц будет базовым. При этом, учитывая непостоянный характер надбавки, в сравнительных расчетах она участия не принимает.

Например, фиксированная сумма индексации работника — 300 грн., текущая — 146,16 грн. (базовый — декабрь 2013 года). В октябре 2014 года его зарплата выросла на 126,80 грн. за счет установления надбавки за выслугу лет. Надбавка за высокие достижения в труде в октябре 2014 года выплачивается в размере 30 % (изначально установленный размер — 50 %).

Октябрь 2014 года становится базовым месяцем, поскольку состоялось повышение зарплаты за счет надбавки за выслугу лет. При определении суммы повышения зарплаты надбавку за высокие достижения в труде не учитываем.

Тогда новая фиксированная сумма индексации за октябрь 2014 года составит: (300 + 146,16 - 126,80) = 319,36 (грн.).

 

ПЕРЕВЕДЕННЫЕ РАБОТНИКИ: КАК ИНДЕКСИРОВАТЬ ЗАРПЛАТУ

 

Работника переводят с более высокого разряда по ЕТС на более низкий. Сохраняется ли за ним фиксированная сумма индексации?

 

При переводе работника на другую должность с окладом, который меньше, нежели на предыдущей должности, проводят сравнительные расчеты с учетом всех постоянных составляющих зарплаты на новой и предыдущей должностях.

Если в результате такого перевода по новой должности происходит уменьшение зарплаты — у работника сохраняется предыдущий базовый месяц и фиксированная сумма индексации (п. 102 Порядка № 1078). Норма действует с 21.06.2012 г.

 

На время отопительного сезона водителей машинного двора перевели на должности кочегаров котельной. Заработная плата после перевода остается на таком же уровне. Изменяется ли при этом базовый месяц для начисления индексации?

 

Если зарплата после перевода на новые должности не повышается — у работника сохраняется предыдущий базовый месяц и фиксированная сумма индексации (при наличии). На это указывает норма п. 102 Порядка № 1078. Текущая индексация зависит от базового месяца работника.

В вашем случае работники переведены временно, на период отопительного сезона*, следовательно, установленный базовый месяц работников не изменяется.

* См. также консультацию специалиста Минсоцполитики «Должностной оклад повышается на 6 месяцев: изменится ли базовый месяц» // «ОТ», 2014, № 17, с. 22.

 

В октябре 2014 года в учреждение принят работник по переводу. За последний месяц его заработная плата на предыдущем месте работы составила 1582,40 грн., а именно: основная — 1306 грн., надбавка за ранг — 70 грн., надбавка за выслугу лет — 206,40 грн. Фиксированная сумма индексации — 579,18 грн. (базовый — май 2014 года). На новом месте работы зарплата составляет 2326,50 грн., а именно: основная — 1551 грн., доплата за совмещение должностей — 775,50 грн. Имеет ли такой работник право на индексацию по новому месту работы?

 

Норма п. 102 Порядка № 1078 дает возможность работнику при переводе к другому работодателю в случае, если по новой должности происходит уменьшение зарплаты, сохранить предыдущий базовый месяц и фиксированную сумму индексации (при наличии). Все необходимые данные для индексации указывают в справке с предыдущего места работы.

Обратите внимание! Работникам, уволенным по переводу на основании п. 5 ст. 36 КЗоТ, при приеме на работу у другого работодателя сохраняется статус «переведенных» работников.

При всех других основаниях для увольнения, а затем приема на работу работник считается вновь принятым.

Проанализируем составляющие зарплаты по новому месту работы. Поскольку доплата за совмещение должностей не влияет на изменение базового месяца, то в сравнительных расчетах она участия не принимает.

Поэтому зарплата на новом месте работы — это основная зарплата работника (1551 грн.). Эта сумма меньше, нежели на предыдущем месте работы (1582,40 грн.). Значит, в октябре 2014 года у работника остается базовым май 2014 года и фиксированная сумма индексации 579,18 грн. Сумма текущей индексации за октябрь 2014 года от базового мая 2014 года составляет 17,05 грн. (1218 х 1,4 %).

Общая сумма индексации за октябрь 2014 года (при условии полностью отработанного месяца) составляет 596,23 грн. (579,18 + 17,05).

 

ВРЕМЕННОЕ ЗАМЕСТИТЕЛЬСТВО: ИЗМЕНЯТЬ ЛИ БАЗОВЫЙ МЕСЯЦ

 

Работник, занимающий должность бухгалтера (9-й тарифный разряд по ЕТС), переведен временно, на два месяца (на время отпуска главного бухгалтера), на вышеоплачиваемую должность главного бухгалтера. Сумма повышения больше суммы его индексации. Остается ли индексация на новой должности и после возвращения на свою основную должность? Изменять ли базовый месяц?

 

В данном случае имеет место временное заместительство*. Это отдельный вид выполнения обязанностей временно отсутствующего работника. Временное заместительство — это выполнение служебных обязанностей по более ответственной должности временно отсутствующего работника, когда это связано с производственной необходимостью или с распорядительными функциями, работником, работающим на том же предприятии, в учреждении, организации (письмо Минсоцполитики от 21.07.2011 г. № 590/13/84-11).

* Все нюансы рассмотрены в статье «Временное заместительство: применяем и оплачиваем правильно» // «ОТ», 2013, № 18, с. 13.

Порядок оформления и оплаты временного заместительства регламентирует разъяснение № 30/39:

1) работник, замещающий временно отсутствующего работника, исполняет исключительно чужие обязанности, т. е. на период заместительства он освобождается от выполнения своей работы, обусловленной трудовым договором по основному месту работы;

2) возложение обязанностей в порядке временного заместительства оформляется приказом (распоряжением), в котором следует указать время и порядок выполнения таких обязанностей, а также порядок их оплаты;

3) замещающему работнику (кроме штатных заместителей) осуществляется доплата в размере разницы между его фактическим окладом и должностным окладом работника, которого он замещает.

Поскольку повышение зарплаты за счет выполнения обязанностей временно отсутствующего работника не влияет на смену базового месяца (абзац восьмой п. 5 Порядка № 1078), то соответственно и сумму увеличения зарплаты за счет временного заместительства не учитываем. Базовый месяц для работника остается таким, как и до временного заместительства.

 

С 0,5 НА 0,75 СТАВКИ: ИЗМЕНЯТЬ ЛИ БАЗОВЫЙ МЕСЯЦ

 

Сестра медицинская работала на 0,5 ставки, базовый  месяц — январь 2013 года. В октябре 2014 года ей установлены 0,75 ставки, в результате чего повышается зарплата. При этом должностной оклад по ЕТС не повышается. Изменится ли в октябре 2014 года базовый месяц?

 

Нет, базовый месяц не изменится. Объясним почему.

Без повышения должностного оклада (тарифной ставки) месяц роста зарплаты за счет увеличения объема выполняемых работ не считается базовым. На это указывает норма абзаца восьмого п. 5 Порядка № 1078 (действует с 13.02.2014 г.). Увеличение нагрузки при неполном рабочем времени и расцениваем именно как увеличение объема выполняемой работы: установление 0,75 ставки означает увеличение месячной нормы рабочего времени работника в сравнении с 0,5 ставки. Поэтому переход с 0,5 на 0,75 ставки без повышения оклада не влияет на изменение базового месяца работника.

 

УВОЛЬНЕНИЕ И ПРИЕМ В ОДНОМ МЕСЯЦЕ: БУДЕТ ЛИ РАБОТНИК ВНОВЬ ПРИНЯТЫМ

 

Работник работал по срочному трудовому договору. Срок договора закончился, и через 5 дней в этом же месяце (октябре 2014 года) работник принят на постоянную работу. Базовый месяц для него будет как для вновь принятого?

 

Да, в октябре 2014 года при приеме на работу работник будет считаться вновь принятым с целью индексации. А значит, величину прироста индекса потребительских цен нужно рассчитывать по особому порядку: начиная с месяца приема на работу (абзац третий п. 101 Порядка № 1078).

Базовым для него будет месяц повышения заработной платы.

 

ИНДЕКСАЦИЯ ПРИ НЕПОЛНОМ РАБОЧЕМ ВРЕМЕНИ**

 

Как правильно начислять размер текущей индексации, если работник работает на 0,5 ставки и имеет заработную плату 609 грн.?

 

** Подробнее об этом см. консультацию специалиста Минсоцполитики «Неполное рабочее время: как рассчитать сумму индексации» // «ОТ», 2014, № 12, с. 12.

Работа на 0,5 ставки означает, что работнику установлено неполное рабочее время. Сумму индексации определяем с учетом занятости (0,5 ставки) и фактически отработанного времени (абз. 7 п. 4 Порядка № 1078). Норма действует с 13.02.2014 г. Например, если отработана полностью норма на 0,5 ставки, тогда от базового декабря 2013 года в октябре 2014 года сумма индексации составляет: 1218 грн. х 12 % х 0,5 = 73,08 грн.

 

ЧАСТЬ МЕСЯЦА — В ОТПУСКЕ: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СУММУ ИНДЕКСАЦИИ

 

В сентябре 2014 года работник отработал 15 рабочих дней (остальные — в отпуске) при норме — 22 рабочих дня. За отработанное время начислено 1700 грн. За полный месяц необходимо начислить индексацию в размере 146,16 грн. (базовый месяц — декабрь 2013 года). В каком размере необходимо начислить индексацию за 15 отработанных дней сентября?

 

Нормой абзаца седьмого п. 4 Порядка № 1078 установлено: при неполном рабочем времени сумму индексации определяем из расчета полного рабочего времени, а выплачиваем — пропорционально отработанному времени.

Это правило официально «прописалось» в Порядке № 1078 с 13.02.2014 г. (даты вступления в силу постановления КМУ от 29.01.2014 г. № 36). При этом применять «пропорциональность» к суммам индексации в зависимости от фактически отработанного времени специалисты Минсоцполитики рекомендовали уже после 21.06.2012 г. К тому же к понятию «неполное время работы» чиновники относят и не полностью отработанный месяц (в случае отпуска, болезни, увольнения и т. п.).

Таким образом, за 15 отработанных дней в сентябре 2014 года работнику будет начислена индексация в сумме: 146,16 грн. : 22 р. дн. х 15 р. дн. = 99,65 грн.

 

ДВЕ НЕПОЛНЫЕ СТАВКИ: КАК ИНДЕКСИРОВАТЬ ЗАРПЛАТУ

 

Работник занимает 0,5 ставки по должности лаборанта (5-й тарифный разряд по ЕТС) и 0,5 ставки по должности костюмера (2-й тарифный разряд по ЕТС). Базовым был декабрь 2013 года. В октябре 2014 года должностные оклады повысились. Доплат и надбавок, а также фиксированной индексации работник не имеет. Каким будет базовый месяц и будет ли фиксированная индексация?

 

Если работник занят неполный рабочий день (получает неполный оклад) на обеих работах, а оплата труда по основной и другой работе не превышает полный оклад (ставку) по основному месту работы, то другую работу не считают совместительством. Это предусмотрено п. 11 Перечня работ, не являющихся совместительством, утвержденного совместным приказом Минтруда, Минфина и Минюста от 28.06.93 г. № 43.

Следовательно, в вашем случае работник занимает две неполные ставки (0,5 + 0,5) на разных должностях, при этом одна из них — не совместительство. Для таких случаев отдельно по каждой должности определяют*:

— базовый месяц при проведении индексации в зависимости от повышения зарплаты (см. письмо Минсоцполитики от 27.12.2012 г. № 518/10/136-12);

— сумму индексации исходя из прожиточного минимума для трудоспособных лиц за месяц, а выплачивают ее пропорционально отработанному времени (см. письмо Минсоцполитики от 26.06.2014 г. № 122/10/136-14 // «ОТ», 2014, № 19, с. 17).

* См. также консультацию специалиста Минсоцполитики «Неполная» работа на двух должностях без совместительства: как индексировать зарплату» // «ОТ», 2014, № 19, с. 17.

В нашем случае базовым месяцем для работника по обеим должностям будет октябрь 2014 года (месяц повышения оклада).

Сумма индексации, которая могла быть начислена (из расчета полной ставки) от базового декабря 2013 года, равна 146,16 грн. (1218 грн. х 12 %).

Сумма повышения зарплаты (из расчета полной ставки) составляет:

— по основной должности (лаборант): 35 грн. (1253 - 1218);

— по другой должности (костюмер): 5 грн. (1223 - 1218).

Поскольку сумма повышения зарплаты по каждой из должностей меньше надлежащей индексации (146,16 грн.), необходимо применить норму абзаца третьего п. 5 Порядка № 1078, а следовательно, рассчитать фиксированную сумму индексации по каждой из должностей. Она составит:

— по основной должности (лаборант): 111,16 грн. (146,16 - 35);

— по другой должности (костюмер): 141,16 грн. (146,16 - 5).

Не забываем, что суммы индексации следует начислять пропорционально отработанному времени и нагрузке работника. Получаем, что в октябре 2014 года фиксированная сумма индексации будет равна:

по основной должности(лаборант): 55,58 грн. (111,16 грн. х 0,5);

по другой должности(рабочий): 70,58 грн. (141,16 грн. х 0,5).

 

ИЗ КАКИХ ВЫПЛАТ УДЕРЖИВАЕМ ВОЕННЫЙ СБОР

 

Облагаются ли ВС выплаты физическому лицу за аренду помещения?

 

Нет, с арендной платы ВС не удерживают.

«Под удар» попадают только гражданско-правовые договоры, результатом которых является факт выполнения работ (предоставления услуг), т. е. договор подряда и договор о предоставлении услуг (письмо ГФСУ от 15.09.2014 г. № 4551/7/99-99-17-02-01-17; консультация в категории 132.02 «ЗІР»). Соответственно арендные договоры «выпадают» из этой команды.

Причем освобождение распространяется на договоры аренды движимого и недвижимого имущества. В том числе, если такой доход выплачиваете арендодателю-предпринимателю («предпринимательская» консультация в категории 132.02 «ЗІР»).

 

Удерживают ли ВС с больничных и декретных?

 

Да, с больничных, как за счет предприятия (учреждения, организации), так и за счет ФСС ВПТ, удерживают ВС.

Объектом обложения ВС являются доходы в форме зарплаты. Поскольку больничные для целей НКУ приравнены к зарплате, то с них ВС удерживают в общем порядке как с обычной зарплаты (консультация в категории 132.02 «ЗІР»).

А вот пособие по беременности и родам не является объектом удержания ВС поскольку не включается в ФОТ согласно п. 3.2 Инструкции № 5 (консультация в категории 132.02 «ЗІР»).

 

Нужно ли начислять ВС на компенсацию за неиспользованные отпускные?

 

Да, начислять нужно. Сумма компенсации за неиспользованные дни отпусков включается в состав дополнительной заработной платы согласно п.п. 2.2.12 Инструкции № 5. Поэтому такая компенсация, начисленная работнику за неиспользованные дни ежегодного отпуска (в том числе отпуска на детей при наличии основания на него), подлежит обложению ВС (консультация в категории 132.02 «ЗІР»). Причем ВС будет удержан из суммы такой компенсации, начисленной как работающим, так и увольняющимся и уволенным работникам (после их увольнения).

 

Работник увольняется на основании п. 2 ст. 40 КЗоТ. Удерживают ли ВС с выходного пособия, начисленного согласно ст. 44 этого Кодекса?

 

Да, сумма выходного пособия, которое является обязательной выплатой работнику предприятия, учреждения, организации в связи с прекращением трудовых отношений, подлежит обложения ВС на общих основаниях (консультация в категории 132.02 «ЗІР»).

 

Бюджетная организация выплачивает работникам помощь на погребение как за счет своих средств, так и за счет средств ФСС ВПТ. Удерживают ли с такой выплаты ВС?

 

Нет, не удерживают. Помощь на погребение не входит в состав заработной платы (п. 3.2 Инструкции № 5), а значит ВС с нее не удерживают (консультация в категории 132.02 «ЗІР»).

 

Надо ли платить ВС с авторского вознаграждения?

 

Обложение ВС авторского вознаграждения (п. 3.14 Инструкции № 5) зависит от конкретного вида и условий заключенного договора.

Так, авторские договоры на создание и использование произведений науки, литературы и искусства являются разновидностью ГПД. По нашему мнению, если автор создает свое произведение по договору заказа, то возникает объект обложения ВС. Если же авторское вознаграждение выплачивают по договору на передачу прав на использование авторского произведения (роялти), то ВС не удерживают.

 

ПРЕДЕЛЬНЫЙ РАЗМЕР ЗАРПЛАТЫ И УДЕРЖАНИЕ ВОЕННОГО СБОРА

 

Есть ли максимальная граница заработной платы при взимании ВС?

 

НКУ не предусмотрено максимальной границы зарплаты, при которой ВС не удерживается. То есть вся сумма начисленной зарплаты облагается ВС.

 

КАК РАССЧИТАТЬ СРЕДНЮЮ ЗАРПЛАТУ МОБИЛИЗОВАННЫМ РАБОТНИКАМ

 

Каким образом исчисляют размер среднего заработка работникам, призванным во время мобилизации: рассчитывают среднемесячный заработок или среднедневной умножают на количество пропущенных рабочих дней в месяце?

 

Правильный второй вариант. Расчет средней зарплаты за период мобилизации производят согласно Порядку № 100. Вначале определяют среднедневной заработок. Для этого в общем случае зарплату за 2 месяца, предшествующие началу периода мобилизации такого работника, делят на количество отработанных дней в этих месяцах. Затем среднедневной заработок умножают на число рабочих дней месяца, пропущенных по причине мобилизации, по графику работы (абзац первый п. 8 Порядка № 100, разъяснение Государственной инспекции Украины по вопросам труда от 17.06.2014 г. // «ОТ», 2014, № 13, с. 7).

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ «СРЕДНЕЙ» МОБИЛИЗОВАННЫХ РАБОТНИКОВ

 

Нужно ли делать перерасчет, подавать уточняющую отчетность и доплачивать ЕСВ, НДФЛ по средней заработной плате мобилизованных работников начиная с 18 марта 2014 года?

 

Да, нужно. Налоговики считают, что поскольку нет соответствующего порядка компенсации, средний заработок мобилизованных работников является частью дополнительной зарплаты. А значит, с такой выплаты необходимо удерживать и начислять все налоги и взносы: НДФЛ, ЕСВ, ВС. Такая позиция налоговиков появилась лишь в сентябре 2014 года (письма ГФСУ от 08.09.2014 г. № 3095/6/99-99-17-03-03-15 и от 29.09.2014 г. № 5655/7/99-99-17-03-01-17 // «ОТ», 2014, № 20, с. 9). Поэтому необходимо провести соответствующую корректировку и отобразить это в отчетности*.

* Ищите подсказки в статье «Мобилизационные» корректировки: учитываем мнение налоговиков» // «ОТ», 2014, № 20, с. 16.

 

ЗАПОЛНЯЕМ НАЛОГОВЫЙ РАСЧЕТ ПО ФОРМЕ № 1ДФ

 

Как правильно подавать новый отчетный Налоговый расчет по форме № 1ДФ: указывать только те данные, которые необходимо добавить (изменить), или составлять отчет заново со всеми уже правильно заполненными строками (данными)?

 

Порядок заполнения нового отчетного Налогового расчета по форме № 1ДФ идентичный уточняющему: и новый отчетный, и уточняющий Налоговые расчеты подают на основании информации из предварительно поданного налогового расчета и указывают информацию лишь по строкам и реквизитам, которые уточняются. Для исключения одной ошибочной строки из предварительно введенной информации нужно повторить все графы такой строки, а в графе 9 указать «1» — на исключение строки. Для введения новой или пропущенной строки нужно полностью заполнить все ее графы, а в графе 9 указать «0» — на введение строки (п. 4.4 Порядка № 49).

При составлении нового отчетного или уточняющего Налогового расчета заполнять итоговую строку по графам 3, 3а, 4 и 4а не нужно (по разъяснениям в категории 103.25 «ЗІР»).

 

Нужно ли показывать в Налоговом расчете по форме № 1ДФ средства, выданные работнику на командировку или под отчет?

 

Средства, выданные работнику на командировку или под отчет и рассчитанные согласно п. 170.9 НКУ, в Налоговом расчете по форме № 1ДФ отображать не нужно. Это предусмотрено п.п. 165.1.11 НКУ. А вот средства, полученные налогоплательщиком на командировку или под отчет, которые излишне израсходованы и не возвращенны в установленные законодательством сроки, являются налого­облагаемым доходом. Такие средства указывают в Налоговом расчете по форме № 1ДФ с признаком дохода «118» (по разъяснениям в категории 103.25 «ЗІР»).

 

ЗАПОЛНЯЕМ ОТЧЕТ ПО ФОРМЕ № Д4

 

Можно ли в отчете по ЕСВ отображать минусовые суммы за прошлый период (корректировка декретных)?

 

В данном случае можно. Ситуации, когда допускается внесение отрицательных значений сумм начисленной зарплаты, перечислены в п. 4.9 Порядка № 454:

— при отображении сумм перерасчета заработка, связанного с уточнением количества отработанного времени в связи с временной нетрудоспособностью, и пособия по беременности и родам, начисленных в предыдущих периодах;

— при отображении сторнированных сумм отпускных и больничных и сумм пособия по беременности и родам, начисленных в предыдущих периодах.

 

Работник организации 29.09.2014 г. был уволен с основного места работы, а 30.09.2014 г. принят на работу по совместительству. Узнали об этом в октябре 2014 года. Отчет по ЕСВ за сентябрь 2014 года сдан. Как исправить изменения в отчете по ЕСВ?

Предельный срок подачи Отчета по форме № Д4 — до 20-го числа месяца, следующего за отчетным (п. 3.1 Порядка № 454). Отчет за сентябрь 2014 года должны были сдать не позднее 20 октября 2014 года. При этом в таблице 5 данного Отчета необходимо было указать данные о прекращении и заключении трудового договора с работником.

Поскольку такие сведения не были указаны, то вместе с отчетом за текущий отчетный период (за октябрь 2014 года) следует подать отчет за предыдущий период. Этот отчет должен содержать титульный лист (перечень таблиц отчета) и таблицу 5 со статусом «додаткова» (п. 5.6 Порядка № 454). Как заполнить таблицу 5 по приведенным условиям, покажем ниже.

 

img 1

 

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ДОКУМЕНТЫ И СОКРАЩЕНИЯ

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. № 322-VIII.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о Госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII.

Закон № 1622 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII.

Закон № 4061 — Закон Украины «О выборах народных депутатов Украины» от 17.11.2011 г. № 4061-VI.

Разъяснение № 30/39 — разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС «О порядке оплаты временного заместительства» от 29.12.65 г. № 30/39.

Порядок № 49 — Порядок заполнения и представления налоговыми агентами Налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщика налога, и сумм удержанного с них налога, утвержденный приказом Миндоходов от 21.01.2014 г. № 49.

Порядок № 100 — Порядок исчисления средней заработной платы, утвержденный постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100.

Порядок № 454 — Порядок формирования и представления страхователями отчета относительно сумм начисленного единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный приказом Миндоходов от 09.09.2013 г. № 454.

Порядок № 1078 — Порядок проведения индексации денежных доходов населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2003 г. № 1078.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5.

«ЗІР» — Общедоступный информационно-справочный ресурс, размещенный на сайте ГФСУ ( zir.mindr.gov.ua).

ВС — военный сбор.

ЕСВ — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц.

ФСС ВПТ — Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше