Темы статей
Выбрать темы

Закупка природного газа: вместе проходим лабиринт

Ярослава ДУБРОВА, главный специалист отдела операционного аудита Управления операционного анализа Департамента внутреннего финансового контроля и аудита исполнительного органа Киевского городского совета (Киевской городской государственной администрации)
Этот материал является комментарием к письмам Минэкономразвития от 16.07.2015 г. № 3303-05/23226-06 и НКРЭКУ от 09.07.2015 г. № 6697/16/61-15, опубликованным на с. 12 и 14 этого номера газеты.

Почему возникла проблема закупки природного газа

В то время как у большинства представителей бухгалтерского сообщества начался период летних отпусков, для учреждений — потребителей природного газа именно сейчас закипела летняя работа. Причиной этого стала уже привычная ситуация для сферы госзакупок, а именно: несогласованность между определенными нормативно-правовыми актами по вопросу заключения заказчиками договора о закупке природного газа.

Так, в мае — июне этого года заказчики получили от поставщиков газа письма с сообщением о том, что с 1 июля 2015 года заключенные договоры о закупке будут расторгнуты. Также поставщики сообщали о необходимости заключения новых договоров с вновь созданными газоснабжающими предприятиями. О том, как действовать именно в такой ситуации, мы рассказывали нашим читателям в материале «Сменился газопоставщик: нужно ли заключать новый договор» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 25, с. 31).

Казалось бы, не должно возникнуть никаких проблем: расторгли один договор — заключили другой (при необходимости провели процедуру закупки). Но, как оказалось, проблема заключается в том, что поставщики природного газа требуют от заказчиков заключать договор о закупке природного газа только согласно типовой форме, поскольку Законом № 2467 предусмотрено, что такие правоотношения определяются на основании Типового договора.

При этом проекты таких договоров, полученные заказчиками, содержат информацию о том, что договор должен быть трехсторонним.

Конечно же, у заказчиков возникли вопросы: что в таком случае будет предметом закупки? Нужно ли вообще проводить процедуру закупки? По какой именно процедуре осуществлять такую закупку? Какие организации будут участниками такой процедуры? Как правильно заключить договор о закупке и как оплатить закупку газа за период его поставки без заключенного договора? Следует ли обнародовать информацию о расторжении предыдущего договора? Как видим, не такой уже и маленький перечень вопросов возник у заказчиков.

Вполне понятно, что самостоятельно найти ответы на них заказчикам было довольно сложно. Поэтому органы, уполномоченные предоставлять разъяснения в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) и сфере государственных закупок (Минэкономразвития), высказали свое мнение по этим проблемным вопросам. Именно об этом свидетельствуют письма НКРЭКУ от 09.07.2015 г. № 6697/16/61-15 (см. с. 14) и Минэкономразвития от 16.07.2015 г. № 3303-05/23226-06 (см. с. 12).

Итак, давайте вместе проанализируем вопросы, касающиеся закупки природного газа, а также обобщим существующую информацию по указанной проблематике и ответим на актуальные вопросы.

О предмете закупки

Законом № 1197, устанавливающим правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд государства и территориальной громады, предусмотрено:

предмет закупки — это товары, работы или услуги, которые закупаются заказчиком в рамках единой процедуры закупки, на которые участникам разрешается подавать предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах (в случае применения переговорной процедуры закупки).

В то же время согласно терминологии Типового договора природный газ (природный газ, нефтяной (попутный) газ, газ (метан) угольных месторождений и газ сланцевых пластов) — это полезное ископаемое, которое является смесью углеводородов и неуглеводородных компонентов, находится в газообразном состоянии при стандартных условиях (давление — 760 мм ртутного столба и температура — 20 градусов по Цельсию) и является товарной продукцией. Следовательно, газ — это товар.

При этом согласно п. 27 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 товары — это продукция, объекты любого вида и назначения, в том числе сырье, изделия, оборудование, технологии, предметы в твердом, жидком и газообразном состояниях, а также услуги, связанные с поставкой товаров, если стоимость таких услуг не превышает стоимость самих товаров.

Как указано в Законе № 1197, предмет закупки заказчик должен определять в порядке, установленном Уполномоченным органом по вопросам государственных закупок.

Так, согласно п. 2.5 Порядка определения предмета закупки, утвержденного приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921, в случае, если при осуществлении заказчиком закупки товаров предусматривается также закупка услуги (услуг), связанной с поставкой товара (в частности услуги по транспортировке, установке, монтажу, наладке, инсталляции программного обеспечения, обучению персонала и т. п.), предметом закупки в таком случае являются товары при условии, что стоимость такой услуги (таких услуг) не превышает стоимость самих товаров.

Таким образом, при осуществлении закупки природного газа предметом закупки будет товар (если стоимость услуг по транспортировке газа не будет превышать стоимость самого газа).

При этом согласно Типовому договору заказчик (потребитель) оплачивает поставщику стоимость газа (товара) и предоставленных услуг по его поставке, транспортировке и распределению на текущий счет поставщика.

Проводить ли процедуру закупки природного газа

Государственная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг в порядке, установленном Законом № 1197. При этом стоимостным пределом применения этого Закона для закупки товаров является их ожидаемая стоимость, равная или превышающая 100 тыс. грн. (без учета НДС).

Таким образом, в зависимости от суммы средств, которая останется у заказчика по невыполненным обязательствам по расторгнутому предыдущему договору о закупке природного газа, заказчик должен принять решение о необходимости проведения новой процедуры закупки. Так, если сумма средств меньше 100 тыс. грн. (без учета НДС), то заказчик не применяет Закон № 1197 и не проводит процедуру закупки. В таком случае бюджетное учреждение заключает новый договор с вновь созданным газоснабжающим предприятием без проведения торгов.

Если же сумма средств для заключения нового договора о закупке природного газа равна или превышает 100 тыс. грн. (без учета НДС), то заказчик должен провести соответствующую процедуру закупки в соответствии с Законом № 1197. А вот о том, какую именно процедуру закупки необходимо провести, поговорим ниже.

Какая процедура закупки и кто ее участники

Как предусмотрено ч. 1 ст. 6 Закона № 2467, деятельность, связанная с поставкой природного газа по регулируемому тарифу, осуществляется при условии получения соответствующей лицензии.

Внимание! Постановлением НКРЭКУ о выдаче соответствующей лицензии по каждому поставщику утверждается территория осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа по регулируемому тарифу с указанием перечня административно-территориальных единиц.

Следует отметить: реализация природного газа для удовлетворения нужд учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов, осуществляется субъектами хозяйствования, имеющими лицензию на поставку природного газа по регулируемому тарифу (п.п. 2 п. 2 постановления КМУ «Об обеспечении потребителей природным газом» от 27.12.2001 г. № 1729).

Вместе с тем п. 3.1 Лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу, утвержденных постановлением НКРЭКУ от 12.01.2015 г. № 9, предусмотрено, что лицензиат должен, в частности, осуществлять лицензированную деятельность только на территории лицензированной деятельности, утвержденной НКРЭКУ.

Справка. Территория лицензированной деятельности — это территория административно-территориальной единицы, где находятся потребители, включенные в абонентскую базу потребителей природного газа.

Теперь о выборе процедуры закупки. Как предусмотрено п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона № 1197, переговорная процедура закупки применяется заказчиком как исключение в при отсутствии конкуренции (в том числе по техническим причинам) на соответствующем рынке, в результате чего договор о закупке может быть заключен только с одним поставщиком, при отсутствии при этом альтернативы.

Следовательно, учитывая то, что на каждой отдельной территории осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа по регулируемому тарифу действует только один поставщик, с которым потребители (заказчики) могут заключить договор на поставку природного газа по регулируемому тарифу, то у заказчика есть право применить для закупки природного газа переговорную процедуру закупки. Кстати, именно на применении этой процедуры закупки акцентирует внимание Минэкономразвития.

Однако напомним: у заказчика должны быть документы, подтверждающие наличие указанных оснований для применения переговорной процедуры закупки, в частности факта отсутствия конкуренции.

В соответствии с Типовым договором договор заключается между тремя субъектами рынка природного газа:

— поставщиком природного газа по регулируемому тарифу;

— газораспределительным/газотранспортным предприятием;

— потребителем природного газа (юридическое лицо / физическое лицо — предприниматель) — заказчиком.

В то же время пп. 1.1 и 1.3. Типового договора предусмотрено, что поставщик поставляет природный газ потребителю в объемах и порядке, предусмотренных договором для обеспечения нужд потребителя, а потребитель оплачивает поставщику стоимость газа и предоставленных услуг в размерах, сроки, порядке и на условиях, предусмотренных договором.

Учитывая это, заказчик — бюджетное учреждение проводит переговоры именно с газоснабжающей организацией как участником процедуры закупки. По результатам таких переговоров стороны составляют протокол в произвольной форме. В то же время результаты проведенных переговоров с участником комитет по конкурсным торгам заказчика должен оформить в виде протокола заседания комитета (также составляют в произвольной форме).

Обратите внимание: приказом № 1106 утверждены форма Информации о применении переговорной процедуры закупки (т. е. объявления о проведении процедуры закупки) и Обоснования применения переговорной процедуры закупки, в котором, кроме условия ее применения, заказчик должен указать информацию об экспертных, нормативных, технических и других документах, подтверждающих наличие условий применения процедуры закупки.

В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о применении переговорной процедуры заказчик обнародует такую информацию на веб-портале.

Особенности заключения и выполнения договора о закупке

Пунктом 4 ч. 1 ст. 1 Закона № 1197 предусмотрено, что договор о закупке — это договор, который заключается между заказчиком и участником по результатам проведения процедуры закупки и предусматривает предоставление услуг, выполнение работ или приобретение права собственности на товары.

В то же время в ст. 40 Закона № 1197 определено, что договор о закупке заключают в письменной форме в соответствии с положениями ГКУ и ХКУ с учетом особенностей, определенных этим Законом.

Согласно ст. 184 ХКУ заключение хозяйственных договоров на основе типовых договоров должно осуществляться с соблюдением условий, предусмотренных ст. 179 этого Кодекса, не иначе как путем изложения договора в виде единого документа, оформленного согласно требованиям ст. 181 этого Кодекса и в соответствии с правилами, установленными нормативно-правовыми актами по применению типового договора.

Как было указано выше, в сфере закупок природного газа определяющим является утвержденный Типовой договор. А следовательно, заказчики заключают договор о закупке на основании такого Типового договора.

Обратите внимание: положения ч. 5 ст. 40 Закона № 1197, которыми предусмотрена невозможность заключения договора, условия которого бы отличались от содержания предложения участника, не распространяются на такую процедуру закупки, как переговорная. Поэтому в случае необходимости уточнения определенных условий договора заказчик может провести дополнительные переговоры с участником переговорной процедуры даже после обнародования информации о применении переговорной процедуры закупки и до акцепта предложения участника.

Заметим, что заказчик имеет право заключить договор о закупке с поставщиком газа по результатам применения переговорной процедуры закупки в срок не ранее чем через 10 календарных дней со дня обнародования на веб-портале Минэкономразвития сообщения об акцепте предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки. Никаких исключений по сокращению указанного срока для закупки природного газа (кроме неотложной необходимости в случаях, предусмотренных п. 3. ч. 3 ст. 39 Закона № 1197) нет.

В то же время напомним: Законом № 1197 не определен конечный срок заключения договора о закупке в случае проведения переговорной процедуры закупки.

При этом не забываем, что существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 40 Закона № 1197. Перечень случаев, когда заказчики имеют право изменить существенные условия договора, и пояснения по применению каждого из них приведены в разъяснении Минэкономразвития от 07.04.2015 г. № 3302-05/11398-07 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 17). О том, как действовать заказчикам в условиях постоянного изменения цен на товары, работы и услуги, а также практические решения в каждой ситуации вы можете найти в материале «Осуществляем закупки в условиях колебания цен» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2015, № 14).

Как оплатить закупку газа за период его поставки до заключения договора

Отметим, что созданные в результате отделения деятельности по распределению и поставке природного газа газоснабжающие предприятия получили в НКРЭКУ лицензии на право осуществления хозяйственной деятельности по поставке природного газа, газа (метана) угольных месторождений по регулируемому тарифу с 1 июля этого года.

Вместе с тем далеко не все заказчики успели заключить до 01.07.2015 г. договоры с вновь созданными газопоставщиками. А если быть откровенными, то, наверное, некоторые только в середине июля начали проводить процедуру закупки. Следовательно, имеем ситуацию, когда товар (т. е. природный газ) поставлялся заказчику, а правоотношения между сторонами определенное время были надлежащим образом не оформлены путем заключения письменного договора.

Существует ли выход из такой ситуации? Да. Решение этой проблемы предложил Минэкономразвития в комментируемом письме.

Для этого давайте обратимся к положениям ГКУ. Так, в ч. 3 ст. 631 этого Кодекса предусмотрено: стороны могут установить, что условия договора применяются к отношениям между ними, возникшим до его заключения.

Следовательно, на основании ч. 3 ст. 631 ГКУ заказчик имеет право в договоре о закупке, заключенном по результатам проведения переговорной процедуры, указать, что его условия применяются к отношениям между сторонами, возникшим до заключения этого договора.

Обнародование информации о предыдущем договоре

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 1197 заказчик бесплатно подает для обнародования отчет о выполнении договора. Это необходимо сделать в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения.

Справка. Форма отчета о выполнении договора и Инструкция по его заполнению утверждены приказом № 1106.(ср. )

Следовательно, в случае расторжения заказчиком предыдущего договора о закупке он подает для обнародования вышеуказанный отчет.

Однако имейте в виду: после окончания срока действия вновь заключенного договора закупки природного газа, или его выполнения, или расторжения заказчику следует подать отчет уже относительно этого нового договора. Срок подачи такого отчета тот же — в течение 3 рабочих дней после окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения.

Нормативные документы

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2015 г. № 1197.

Закон № 2467 — Закон Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» от 08.07.2010 г. № 2467-VI.

Типовой договор — Типовой договор на поставку природного газа по регулируемому тарифу, утвержденный постановлением НКРЭКУ от 22.01.2015 г. № 35.

Приказ № 1106 — приказ Минэкономразвития «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок» от 15.09.2014 г. № 1106.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше